Негативное воздействие на окружающую среду, виды и порядок установления платы за него

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 23:36, курсовая работа

Описание работы

Потребность в экономической оценке ассимиляционного потенциала природной среды определяется тем, что для рационализации природопользования нужна разработка эффективной системы экологических платежей и налогов. В свою очередь, размеры этих платежей и ставки налогов должны соответствовать либо социально-экономическому ущербу от загрязнения, либо экономической оценке ассимиляционного потенциала.
Установление жестких требований обеспечения выполнения обязанности по уплате налога за деятельность, наносящую определенный ущерб природе, не означает, что это позволит решить все насущные проблемы поддержания основных параметров качественного состояния окружающей среды на должном уровне.

Содержание

Введение
История возникновения платы за негативное воздействие на окружающую среду
Теоретические основы взимания платы
Законодательное регулирование
Плательщики
Объекты обложения
Нормы и ставки платы
Порядок и сроки уплаты
Льготы
Арбитражная практика
Заключение

Работа содержит 1 файл

КУРС.Р. Налогообл.природопольз..doc

— 92.00 Кб (Скачать)
      1. Плательщики

       Негативное  воздействие, которое организации оказывают на окружающую среду, является платным. Перечислять соответствующие взносы в бюджет обязаны предприятия, учреждения, организации, иностранные юридические и физические лица, чья деятельность связана с природопользованием.

       На  осуществление деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, необходимо иметь лицензию. Выдает ее Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). Этот орган утверждает нормативы загрязнения окружающей среды и администрирует плату за негативное воздействие на нее.

       Плательщиком признается лицо, которое непосредственно производит выбросы, сбросы или размещение отходов. Например, предприятие самостоятельно не утилизирует мусор, который образуется в результате его деятельности. У него заключен договор о передаче отходов специализированной фирме, которая имеет разрешение на их размещение. В этом случае плату за негативное воздействие на окружающую среду будет вносить именно она.

      1. Объекты обложения

       К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:

  • выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ;
  • сбросы загрязняющих, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные и подземные водные объекты, а также на водосборные площади;
  • загрязнение недр, почв;
  • размещение отходов производства и потребления;
  • загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
  • иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
      1. Нормы и ставки платы

       За  вредное воздействие на окружающую среду устанавливается два вида базовых нормативов платы:

       1) в пределах допустимых нормативов;

       2) в пределах установленных лимитов  (временно согласованных нормативов).

       Данные  нормативы определены по каждому  ингредиенту загрязняющего вещества, виду вредного воздействия с учетом степени их опасности. Они установлены в рублях за одну тонну загрязняющих веществ или один кубометр отходов.

       Для отдельных регионов и бассейнов  рек к базовым нормативам платы  устанавливаются специальные коэффициенты. Они учитывают природно-климатические особенности территорий, значимость природных и социально-культурных объектов. Например, величина коэффициента при загрязнении атмосферного воздуха в Центральном экономическом районе составляет 1,9. При этом, если предприятие расположено на территории города, оно должно учесть еще и дополнительный коэффициент 1,2. Нормативы платы за размещение отходов производства и потребления применяются с коэффициентом экологической ситуации. Он учитывает степень загрязнения почв. К примеру, в Центральном районе данный показатель составляет 1,6. Кроме того, предусмотрен еще один дополнительный коэффициент, равный 2. Он применяется для особо охраняемых природных территорий. Например, курортов, территорий Крайнего Севера, зон экологического бедствия и т. д.

       При загрязнении окружающей среды сверх  установленных лимитов плата  за негативное воздействие исчисляется  в пятикратном размере.

       Если  же у компании нет разрешения на сброс загрязняющих веществ, то вся  их масса учитывается как сверхлимитная. Соответственно плата за весь объем загрязнений рассчитывается в пятикратном размере.

       Что касается нормативов платы за негативное воздействие на окружающую среду, то значения коэффициентов, на которые корректируют нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду, установлены Федеральным законом от 02.12.09 № 308-ФЗ, так, нормативы, утвержденные постановлением Правительства РФ от 01.07.05 № 410, компании в 2010 году умножают на 1,46 (в 2009 году – на 1,32), а нормативы, установленные постановлением от 12.06.03 № 344 – на 1,79 (в 2009 году – на 1,62).

      1. Порядок и сроки уплаты

       Расчет  платы за негативное воздействие  на окружающую среду производится в  два этапа. До начала очередного финансового  года природопользователь определяет плановые показатели объема выбросов, сбросов или размещаемых отходов. На основании этих величин организация рассчитывает на год плановые квартальные величины платы. Затем согласовывает их с территориальными органами Ростехнадзора.

       Однако  предприятие не всегда в состоянии производить выбросы в пределах допустимых величин. В таких случаях за ним могут закрепить более высокие, так называемые временно согласованные нормативы или лимиты. Их устанавливают на период достижения предприятием предельно допустимых величин. И только при наличии у организации письменного плана снижения уровня загрязнений. Этот документ она также должна согласовать с территориальными органами Ростехнадзора.

       Таким образом, общая сумма взносов  за загрязнение окружающей среды  складывается из платы:

  • за предельно допустимые выбросы (сбросы);
  • за выбросы (сбросы) в пределах установленных лимитов или временно согласованных нормативов;
  • за выбросы (сбросы) сверх лимитов.

       По  окончании каждого квартала организация  определяет и согласовывает с  территориальными органами Ростехнадзора фактические размеры платы. Затем она рассчитывает сумму платежей, исходя из фактических объемов загрязнения.

       По мнению специалистов отдела налогов и доходов от использования природных ресурсов Минфина России, в бюджет предприятие должно перечислить два вида платежей – плановые и фактические, несмотря на отмену Порядка направления 10 процентов платы за загрязнение окружающей среды в доход федерального бюджета. Плановые взносы нужно платить не позднее 20-го числа последнего месяца квартала, а фактические – не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

       Если  фактические выбросы за квартал  оказались больше планируемых, следует  доплатить необходимую сумму  до 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом. Если же плановые платежи превысили плату за фактические выбросы, то переплату можно зачесть в счет предстоящих платежей либо вернуть.

      1. Льготы

       Плата за выбросы, сбросы загрязняющих веществ  уменьшает базу по налогу на прибыль (п/п 7 п. 1 ст. 254 НК РФ). Исключение составляют только расходы, предусмотренные пунктом 4 статьи 270 Налогового кодекса. Чтобы без проблем учесть плату за загрязнение окружающей среды при налогообложении прибыли, указанные расходы необходимо документально подтвердить. Платежи за сверхнормативные выбросы при расчете налога на прибыль к расходам отнести нельзя (п. 4 ст. 270 НК РФ).

    1. Примеры арбитражной практики
      1. Пример №1

       Финансовое  управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору  рассмотрело обращение ООО «Водопровод» по вопросу взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду и сообщает следующее. В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду, за осуществление которых взимается плата, относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ (как от стационарных, так и от передвижных источников) и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; размещение отходов производства и потребления. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, оказывающие такого рода негативное воздействие. В соответствии с Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 24.11.2005 N 867 "О ведении территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду" транспортные средства являются передвижными объектами негативного воздействия. В Постановлении Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух установлены в зависимости не от объема выброса загрязняющих веществ, а в зависимости от вида и объема используемого топлива. Таким образом, организация признается плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду и должна рассчитывать платежи путем умножения соответствующих нормативов (для неэтилированного бензина - 1,3 руб./тонна) на количество израсходованного за отчетный период (квартал) топлива, а также на установленные соответствующими нормативными правовыми актами поправочные коэффициенты к нормативам платы. Количество израсходованного топлива подтверждается первичными документами бухгалтерского учета. Также сообщаем, что Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 N 204 утверждена форма расчета платы, порядок ее заполнения и представления. Расчет платы за негативное воздействие от передвижных источников представляется плательщиками в соответствующие территориальные органы Ростехнадзора по месту государственной регистрации передвижного объекта негативного воздействия, а при отсутствии такового - по месту регистрации на территории Российской Федерации владельца передвижного объекта не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

       Пример  №2

       Финансовое  управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору  рассмотрело обращение ОАО Сливатор по вопросу платы за негативное воздействие на окружающую среду при аренде помещения и сообщает следующее. В отношении отходов, образованных арендатором, отмечаем, что для целей определения плательщика платы является приоритетным вопрос определения лица, осуществляющего размещение отходов. Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 24.06.98 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались. Применительно к аренде помещения отходы образуются в результате хозяйственной деятельности арендатора, а не в результате сдачи в аренду офисных помещений арендодателем. Таким образом, изначально собственником отходов будет являться именно арендатор. Вместе с тем, согласно пункту 2 статьи 4 Закона N 89-ФЗ, право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов. Следуя указанной норме, стороны вправе предусмотреть в договоре аренды переход права собственности на образованные арендатором отходы к арендодателю. Также при аренде помещений можно руководствоваться пунктом 4 статьи 4 Закона N 89-ФЗ, в соответствии с которым отходы, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказаться от права собственности на них, становятся собственностью лица, в собственности, во владении либо в пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где находятся такие брошенные отходы. Вследствие чего отходы, оставленные арендатором в контейнере для сбора отходов арендодателя, могут стать собственностью последнего. В целях однозначного решения вопроса об определении собственника отходов Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору рекомендует отражать условия о переходе права собственности на отходы в договорах аренды помещения.

 

        Заключение

       Понятие экономического механизма природопользования формулируется с позиций обеспечения экологической безопасности и мотивации соблюдения экологических требований, что, безусловно, является его приоритетными задачами.

       Вместе  с тем регулирование экономических  отношений в области природопользования затрагивает более широкий круг задач, включая экономическую защиту государственных интересов в сфере природопользования, обеспечение условий для вовлечения природных ресурсов в хозяйственную деятельность, экономическую ответственность за изъятие и нанесение ущерба природным ресурсам, перераспределение доходов от их эксплуатации и т.п. в сочетании с применением экономических инструментов для достижения экологически сбалансированного развития

       Негативное  воздействие на окружающую среду  можно определить как воздействие  хозяйственной и иной деятельности человека на совокупность компонентов природной среды, последствия которой приводят к негативным изменениям состояния окружающей среды во взаимосвязи ее физических, химических, биологических и иных показателей. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

       В соответствии со ст. 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным. Форма платы за негативное воздействие на окружающую среду определяется федеральными законами. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством РФ. Внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде.

       Платежи за пользование природными ресурсами  составляют довольно многочисленную группу налогов, сборов и иных обязательных платежей. Особенности расчета ресурсных  платежей связаны, в первую очередь, с содержанием и назначением  конкретного вида природных ресурсов, а также с механизмом предоставления их в пользование и составом информационных ресурсов. 

 

        Приложение №1 

 

        Список литературы

  1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ" от 10.01.2002 N 7-ФЗ (в редакции от 27.12.2009 Федеральный закон N 374-ФЗ)
  1. http://buhi.ru/text/39983-1.html Статья «Плата за негативное воздействие на окружающую среду» ("Советник бухгалтера", 2005, N 8)
  2. http://vestnik.ssu.samara.ru/gum/2003web3/econ/200331002.html Статья «К ВОПРОСУ О ПОСТРОЕНИИ СИСТЕМЫ ПЛАТЕЖЕЙ ЗА НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ ПРИРОДНУЮ СРЕДУ» (Н.В. Овчинникова)

Информация о работе Негативное воздействие на окружающую среду, виды и порядок установления платы за него