Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 13:18, курсовая работа
С переходом общества к рыночным отношениям проблемы налогов и налогообложения стали актуальными и потребовали проведения реформ во всех сферах экономической жизни. Одним из первых обязательных платежей, введенных в практику налогообложения, стал налог на добавленную стоимость. Его основой является добавленная стоимость, создаваемая на всех стадиях производства и обращения товаров.
Введение
1. НДС как экономическая, социальная и правовая категория
1.1 Роль НДС в налоговых системах стран с развитой рыночной экономикой
1.2 Теоретические варианты налога на добавленную стоимость
1.3 Реформирование налоговой системы РФ
1.4 Сущность налога на добавленную стоимость в России
2. Действующая система исчисления и уплаты НДС в России
2.1 Плательщики налога
2.2 Объект налогообложения
2.3 НДС при ведении облагаемой и не облагаемой налогом деятельности
2.4 Постановка на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика
2.5 Освобождение от уплаты НДС
2.6 Расчет НДС при реализации товаров (работ, услуг)
2.6.1 Место и дата реализации товаров (работ, услуг)
2.6.2 Методы определения цены товаров, (работ, услуг)
2.6.3 Ставки налога
2.6.4 Налоговые вычеты
2.7 Документальное оформление НДС, уплата и отчетность
2.7.1 Счета-фактуры
2.7.2 Уплата НДС
2.7.3 Отчетность по НДС
3. Практика применения налога на добавленную стоимость
3.1 Налоговый контроль
3.2 Основные методы уклонения от уплаты НДС
3.3 Арбитражная практика
Заключение
А как быть, если заранее неизвестно, какие товары будут реализованы в розницу, а какие оптом? Так как НК РФ устанавливает требование по ведению раздельного учета облагаемых и не облагаемых НДС операций, то этот учет налогоплательщикам необходимо организовать самостоятельно. Однако, как неоднократно отмечали арбитражные суды, законодательно форма и порядок ведения раздельного учета нигде не закреплены.
В связи с этим правомерно записать в учетной политике организации, что возместить «входной» НДС можно по всем купленным товарам в момент их принятия учету, а затем восстановить сумму «входного» НДС по товарам, фактически переданным в розничную сеть, освобожденную от НДС в связи с переводом ее на уплату ЕНВД. Такой вывод приведен в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 9 июля 2002 года по делу № А33-1673. Кроме того, суд отметил, что действующим законодательством не установлен конкретный порядок ведения раздельного учета при осуществлении нескольких видов деятельности.
На необходимость
На практике имеют место факты, когда приобретенные ресурсы используются одновременно в операциях как облагаемых, так и не облагаемых НДС, и тогда определить степень использования имущества практически невозможно. В этом случае пункт 4 ст. 170 НК предлагает следующее решение. Нужно распределить «входной» НДС по такому ресурсу между облагаемой НДС продукцией и льготируемой. Расчет производят исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению в общей стоимости товаров (работ, услуг). Другими словами, определяется пропорция и на ее основании рассчитывают налог, который можно возместить из бюджета16.
2.4 Постановка на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика
Первоначально предполагалось, что постановка на учет и, соответственно, последующие учет налогоплательщиков НДС и контроль за правильностью уплаты ими этого налога должны осуществляться отдельно от общих мероприятий по налоговому учету (предусмотренных ст. 83 и 84 НК) и налоговому контролю (гл. 14 НК).
Такая специальная постановка на учет применительно к отдельному налогу для российских организаций и индивидуальных предпринимателей вряд ли целесообразна, поскольку не дает никаких организационных или административных преимуществ ни налогоплательщикам, ни налоговым органам. Она была оправдана, если бы отдельные категории налогоплательщиков не признавались налогоплательщиками в части НДС или некоторые категории налогоплательщиков НДС не являлись бы налогоплательщиками в отношении всех других налогов. В полной мере все сказанное относиться к иностранным организациям, имеющим в России постоянные представительства. Специальная постановка на учет в качестве налогоплательщиков НДС имеет смысл только для иностранных организаций, не имеющих в России постоянных представительств, но получающих доходы от источников в РФ. Она же может быть полезна для иностранных организаций, имеющих «некоммерческие» постоянные представительства, которые не используются для выполнения контрактов, извлечения прибыли или совершения каких-либо операций, подлежащих налогообложению на территории России. В соответствии со ст. 83 и 84 НК такие иностранные организации ставятся на учет в налоговых органах в специальном порядке, устанавливаемом МНС17.
Иностранные организации, не состоящие на учете в налоговых органах, при возникновении у них объекта налогообложения не имеют возможности уплачивать НДС в общем порядке. Они платят налог с получаемых в России доходов и другие налоги через своих налоговых агентов, обязанных удерживать из выплачиваемых ими в пользу этих организаций доходов и перечислить в бюджет соответствующие суммы налога. В общем случае эта же схема будет применяться и в отношении исполнения обязанности по уплате НДС. Однако при реализации этой схемы в бюджет будет уплачена вся сумма «выходящего» для налогоплательщика («входящего» – для налогового агента) НДС, что не позволит иностранной организации использовать право на вычет своего «входящего» налога, если, например, эта иностранная организация перепродает какой-то товар, ранее приобретенный на территории России с налогом. Чтобы избежать таких негативных последствий и обеспечить справедливый налоговый режим, иностранная организация вправе встать на учет в российских налоговых органах в качестве налогоплательщика одного лишь налога на добавленную стоимость.
НК РФ такую возможность встать на учет в качестве налогоплательщиков НДС предоставляет только иностранным организациям, имеющим постоянные представительства в России. Все другие нормы, содержащиеся ранее в НК и предусматривающие специальную постановку на учет всех налогоплательщиков, исключены из него еще до того, как они были введены в действие, но общий порядок постановки на учет обязателен для всех налогоплательщиков.
С 1 января 2001 года российские налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, местонахождению ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица.
Если в состав организации входят обособленные подразделения, то она обязана встать на учет в налоговом органе как по своему местонахождению, так и по местонахождению каждого своего обособленного подразделения. Но уплата налога организациями, имеющими в своем составе обособленные подразделения, осуществляется централизовано, то есть по местонахождению головного подразделения предприятия.
Заявление о постановке на учет организации
или индивидуального
После подачи документов, налоговая
инспекция присваивает
о постановке на учет в налоговой инспекции;
о постановке на учет в качестве плательщика НДС (форма свидетельств утверждена приказом МНС России от 31 октября 2000 года № БГ-3-12/375)18
Иностранные организации имеют свои особенности постановки на налоговый учет в России, установленные приказом МНС России от 7 апреля 2000 года № АП-3-06/12 «Об утверждении положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций».
В случае если иностранная организация осуществляет или намеревается осуществлять деятельность в РФ через отделение в течение периода, превышающего 30 календарных дней в году (непрерывно или по совокупности), то она обязана встать на учет в налоговом органе по месту осуществления деятельности не позднее 30 дней с даты ее начала. В этом случае иностранная организация будет самостоятельно уплачивать НДС в том же порядке, что и российские предприятия.
В случае если период деятельности иностранной организации в России не превышает 30 календарных дней в году, то такая организация должна направить уведомление:
в налоговый орган по месту осуществления деятельности;
в Министерство РФ по налогам и сборам.
В этом случае иностранная организация будет также являться плательщиком НДС. Но уплачивать сумму налога за нее будут те предприятия или предприниматели, которые приобретают у нее товары, работы, услуги, выступая в роли налогового агента19.
При этом, иностранные организации обязаны встать на учет в налоговом органе в любом случае независимо от того, появляется у них обязанность по уплате налога или нет.
Что ждет организацию или
Статьями 116 и 117 НК РФ установлены налоговые санкции за нарушение срока постановки на учет в налоговом органе и уклонение от постановки на учет в налоговом органе.
2.5 Освобождение от уплаты НДС
Глава 21 НК РФ (ст. 145) ввела в действие принципиально новый механизм по освобождению от обязанностей налогоплательщика (ст. 145 НК).
При этом необходимо выполнить два условия.
Первое – объем выручки от реализации товаров (работ, услуг) за три последовательных календарных месяца, предшествующих освобождению, не превышающий в сумме 1 млн. рублей без НДС.
Второе – отсутствие оборотов по реализации подакцизной продукции и подакцизного минерального сырья
Для расчета налоговой базы в целях освобождения от уплаты НДС берется выручка как облагаемых, так и необлагаемых товаров, работ, услуг, при этом не включается в расчет:
реализация товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе;
передача товаров, работ, услуг без перехода права собственности (расходы для собственных нужд, которые не уменьшают базу по прибыли, по хозспособу);
операции, осуществляемые налоговыми агентами;
реализация в рамках специальных налоговых режимов.
Чтобы получить право на освобождение, необходимо до 20-го числа месяца, начиная с которого будет получено освобождение, представить в налоговый орган письменное уведомление и следующие документы.
выписку из бухгалтерского баланса (для предпринимателей выписку из книги учета доходов и расходов хоз. операций);
выписку из книги продаж;
копию журнала полученных и выставленных счетов-фактур.
Налоговая инспекция может также по своему усмотрению потребовать дополнительные документы.
Освобождение от обязанностей налогоплательщика производится на срок 12 месяцев.
При этом до истечения 12 месяцев налогоплательщик не имеет права добровольно отказаться от полученного освобождения. Не распространяется такое освобождение на обязанности по уплате НДС, возникающие в связи с ввозом товаров на таможенную территорию РФ. Также не действует освобождение при выполнении обязанностей налогового агента.
В то же время при наличии такого освобождения не облагаются НДС все операции, являющиеся объектом обложения в соответствии с пунктами 1-3 пункта 1 статьи 146 НК РФ.
К ним относятся, например, безвозмездная передача товаров (работ, услуг), выполнение строительно-монтажных работ для собственных нужд и т.д. Также не будет уплачиваться НДС и с денежных средств, полученных предприятием и связанных с расчетами по оплате товаров, работ, услуг (ст. 162 НК), - с авансов, с сумм процентов по товарному кредиту и других.
Получив освобождение, налогоплательщик, тем не менее, обязан представлять в налоговый орган декларации по НДС, оформлять счета-фактуры (в них ставится указание «Без НДС»), вести журналы полученных и выданных счетов-фактур, книгу продаж.
С этой точки зрения налогоплательщик, получивший освобождение по НДС, отличается от субъектов, не являющихся плательщиками данного налога. Поэтому термин «освобождение от обязанностей налогоплательщика» является не совсем точным смысловым отражением ситуации. Представляется, что более правильным этот механизм налогового права следовало бы назвать «освобождение от обложения НДС».
В случае превышения объема выручки от реализации в 1 млн. рублей за любые три последовательных календарных месяца освобождение автоматически перестает действовать с 1-го числа месяца, в котором произошло такое превышение, и до окончания срока действия полученного ранее освобождения. Например, если за август, сентябрь и октябрь выручка от реализации превысила 1 млн. рублей без НДС, то освобождение перестает действовать с 1 октября. Суммы налога за октябрь подлежат восстановлению и уплате в бюджет.
С точки зрения практической реализации
этого требования можно отметить
следующее. Ясно, что факт превышения
объема выручки обнаружится организаци
Налоговый кодекс не дает на это ответа20.
В этом случае, следует: предъявить покупателю дополнительно счет-фактуру на сумму налога или отнести сумму налога на финансовый результат предприятия.
Освобождение от уплаты НДС имеет свои положительные стороны – уменьшение налогообложения на 18%. Но приобретая выгоду в одном, получаешь определенные неудобства в другом.
Следует отметить также, что освобождение от обязанности уплачивать налог на добавленную стоимость далеко не во всех случаях может рассматриваться как налоговая льгота или дополнительная привилегия, поскольку, получив освобождение от «выходящего» налога (то есть возможность отпускать без НДС товары или услуги своим покупателям), налогоплательщик не освобождается от «входящего» налога (который он в общем порядке должен уплачивать своим поставщикам). В таких условиях не подлежащие возмещению суммы «входящего» НДС утяжеляют себестоимость продукции у получившего «льготу» налогоплательщика и, соответственно, увеличивают отпускную цену производимой им продукции. Часто это означает, что такая продукция или услуги становятся дороже аналогичной продукции или услуг, предлагаемых лицами, уплачивающими налог в общем порядке. С учетом же того обстоятельства, что в общей схеме предусмотрена возможность возмещения или зачета налога, уплаченного при приобретении этих продукции или услуг, которая не может быть реализована при приобретении более дорогой «льготируемой» продукции, наделение налогоплательщика обязанностью применять столь своеобразную налоговую «льготу» может изначально приводить к тому, что он будет поставлен в заведомо худшие экономические условия. Вот почему в некоторых случаях предусмотрено право налогоплательщика отказаться от применения «льготного» порядка налогообложения в пользу применения общих правил.
Вышеуказанное объясняет, почему в новой редакции НДС термин налоговые льготы даже при освобождении налогоплательщика от уплаты налога отсутствует.
Также, получая освобождение от уплаты НДС, организация остается плательщиком НДС, и она обязана вести книгу продаж и книги покупок, выписывать счета-фактуры, подавать декларации.
Отрицательным моментом является восстановление НДС на дату перехода. Суммы налога, которые организация приняла к вычету в соответствии со ст. 171 и 172 НК до даты приобретения права на освобождение, по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, но не использованным до момента перехода, подлежат восстановлению. В последнем налоговом периоде, перед тем как отправить уведомление об использовании права на освобождение, организация уменьшает налоговые вычеты.
То есть если организация переходит на освобождение с 1 октября, то в декларации за сентябрь следует восстановить налог к уплате в бюджет.