Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 22:29, курсовая работа
Договоры перехода права кредитора к другому лицу достаточно распространены в сфере современного отечественного бизнеса. Вопрос налогообложения операций по уступке права требования долгое время оставался не в полной мере урегулированным. В первую очередь это касалось порядка обложения налогом на добавленную стоимость. Положениями вступившей в силу второй части Налогового кодекса РФ многие спорные вопросы этой сферы налоговых отношений были, наконец, урегулированы.
Автор полагает, что сам факт приобретения права требования (в рассматриваемой статье оно именуется просто "требование") рассматривается законодателем как реализация финансовых услуг. То есть, поскольку, как показано выше, реализация имущественного права не может в соответствии с налоговым законодательством быть признана объектом налогообложения, то в статье 155 НК РФ она рассматривается с иной позиции - как оказание приобретателем права финансовой услуги правообладателю. Такой подход к определению сущности уступки требования можно считать спорным, а употребление в данном контексте термина "финансовая услуга" - неудачным. Однако не следует забывать о том, что рассматриваемая статья посвящена особенностям определения налоговой базы как при цессии, так и при договорах финансирования под уступку денежного требования (факторинге). По мнению автора, избранные законодателем способ изложения и формулировка статьи 155 НК РФ преследуют цель отграничить механизм определения налоговой базы по НДС при факторинге от соответствующего механизма при цессии.
а) Финансовый агент.
В
первом случае цессионарий покупает
принадлежащее цеденту право
требования и таким образом оплачивает
имеющуюся у цедента
Следует отметить, что НДС в соответствии с рассмотренным пунктом уплачивается новым кредитором (в данном случае - финансовым агентом) только при том условии, что приобретенное им требование вытекает из договора реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению. То есть, по смыслу статьи, если финансирование осуществлено под уступку требования, вытекающего из договора реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не облагаются налогом на добавленную стоимость, то обязанности уплачивать этот налог со своего итогового дохода у финансового агента не возникает.
б) Цессионарий.
Во
втором случае цессионарий реализует
товар (работы, услуги) цеденту, который
в свою очередь оплачивает этот товар
(работы, услуги) путем передачи принадлежащего
ему права требования к третьему лицу.
Речь здесь идет уже не о факторинге, а
непосредственно о цессии. В соответствии
с пунктом 3 статьи 155 НК РФ налоговой базой
по НДС у цессионария при этом являются
обороты по реализации товаров (работ,
услуг) по договору с цедентом, то есть
применяется обычный порядок определения
налогооблагаемого оборота.
4.НДС у должника.
Сказав о сторонах сделки по уступке права требования, в заключение необходимо коротко упомянуть о лице, с которым уступаемое требование связано самым непосредственным образом - о должнике.
Лицо,
обязанное по первоначальному договору,
вправе в установленном налоговым
законодательством порядке
Заключение
Хотя
и договоры по переуступке прав требования
весьма распространенное явление в сфере
отечественного бизнеса, однако из вышеизложенного
ясно следующее: не только сам факт переуступки
прав требований является весьма спорным
вопросом, относительно законности этого
явления, но и схема уплата НДС при таких
договорах строго не упорядочена.