Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 10:38, контрольная работа
В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.
Данная работа посвящена обзору прав, обязанностей и ответственности налогоплательщиков.
ГЛАВА 3.
Финансово-правовой статус налогоплательщиков.
3.1 Виды налогоплательщиков.
Главным признаком налогоплательщиков, отличающих их от всех иных лиц, является наличие обязанностей уплачивать налоги и сборы. В соответствии со ст. 38 Налогового кодекса Российской Федерации объектами налогообложения могут являться имущество, прибыль, доход либо иное экономическое основание, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности о уплате налога.
Следовательно, обязанности по уплате налогов возникают при наличии у лица объекта налогообложения. Например, плательщиком подоходного налога является физическое лицо, получившее доход. Определение в качестве налогоплательщиков только физических лиц и организаций соответствует общепринятому пониманию субъектов гражданского права.
Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК Российской Федерации возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.
К организациям согласно НК Российской Федерации относятся:
Российские организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации;
Иностранные организации
– иностранные юридические
Проблема участия в налоговых отношениях филиалов и других обособленных подразделений юридических лиц решена в налоговом кодексе следующим образом: обособленные подразделения лишь исполняют обязанности юридических лиц по уплате налогов и сборов на той территории, на которой эти обособленные подразделения осуществляют функции юридических лиц (статьи 11 НК Российской Федерации). Субъектами же налоговых отношений остаются юридические лица.
Что касается юридических
лиц, то это понятие охватывает как
обычных граждан (в том числе
иностранцев и лиц без
По законодательству некоторых зарубежных стран в качестве налогоплательщиков может выступать семья в целом, а не конкретный гражданин. В соответствии с положениями российского законодательства семья налогоплательщиком не является.
НК Российской Федерации содержит достаточно подробный перечень прав и обязанностей налогоплательщиков и плательщиков сборов (статьи 21 НК Российской Федерации). Эти права можно условно разделить на три группы.
Первые группу составляют права, обеспечивающие правильное, надлежащие исполнение обязанностей по уплате налогов. К этой категории можно отнести:
1. право получать от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, в налоговом законодательстве, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;
2. право получать от налоговых органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах.
Последнее право обращает на себя внимание в связи с положением статьи 111 НК Российской Федерации, согласно которому выполнение налогоплательщику или налоговым агентом письменных указаний и разъяснений, данных налоговым органом или другим или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения.
Вторая группа прав обеспечивает учёт экономических интересов налогоплательщика при уплате налогов. В частности:
1. право использовать налоговые льготы при наличии на оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
2. право получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных НК Российской Федерации;
3. право на своевременный зачёт или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов.
Третья группа объединяет процессуальные права налогоплательщиков при осуществлении налогового контроля. Сюда включены:
1. право представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;
2. право представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведённых налоговых проверок;
3. право присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
4. право получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а так же требования об уплате налога;
5. право требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;
6. право не выполнять не правомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие НК Российской Федерации или иным федеральным законам;
7. право обжаловать в установленном порядке решения налоговых органов и действия (бездействия) их должностных лиц;
8. право требовать соблюдения налоговой тайны;
9. право требовать возмещения убытков причиненными незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействиями) их должностных лиц.
Из перечня процессуальных прав, которые, что вполне естественно, так же призваны защищать экономические интересы налогоплательщиков, следует особого выделить право не выполнять не правомерные акты и требования налоговых органов, не соответствующие НК Российской Федерации или иным федеральным законом. Однако только окончательную оценку правомерности может давать только суд.
Помимо основной обязанности налогоплательщика – существуют и иные установленные законом налоги – существуют и иные призванные обеспечить налоговым органам возможность осуществлять контроль за правильностью и полнотой уплаты налогов (статьи 23 НК Российской Федерации), в частности налогоплательщики обязаны:
1. находится на учёте в подразделения Министерства по налогам и сборам, если такая обязанность предусмотрена НК Российской Федерации;
2. вести в установленном порядке учёт своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах;
3. представлять в налоговый орган налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
4. выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений налогового законодательства, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;
5. предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренных НК Российской Федерации.
6. В течение трёх лет обеспечивать сохранность данных бух. Учёта и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а так же документы, подтверждающие полученные доходы и уплаченные налоги;
7. Нести иные обязанности предусмотренные в законодательстве о налогах и сборах. На организации и индивидуальных предпринимателей, помимо прочего, возложена обязанность, сообщать в соответствующий налоговый орган:
а) об открытии или закрытии счетов;
б) обо всех случаях участи я в российских и иностранных организациях;
в) обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации;
г) о прекращении своей деятельности, объявление о несостоятельности (банкротстве), ликвидации или реорганизации;
д) об изменении своего местоположения.
Статья 20 НК Российской Федерации определяет особую категорию лиц. Это так называемые взаимозависимые лица – лица, отношения между которыми "могут оказывать непосредственное влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности подставляемых ими лиц".
Взаимозависимость лиц устанавливается в определённых случаях:
1. если одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, а суммарная доля составляет 20%. Доля косвенного участия одной организации в другой через последовательность иных организаций определяет в виде произведения долей, непосредственного участия организаций этой последовательности одна в другой;
2. если одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению (так, взаимозависимыми лицами являются директор предприятия, начальник отдела и.д.р.);
3. если лиц состоят в отношениях брака, родства, свойства усыновителя и усыновлённого, а так же попечителя и опекаемого;
4. суд может признать лиц взаимозависимыми по иным основаниям, если отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров и.т.д.
Таким образом, при совершении вышеуказанными лицами сделок следует учитывать, что они могут оказаться не только родственниками, но и взаимозависимыми лицами.
В соответствии со статьёй 40 НК Российской Федерации налоговые органы вправе контролировать правильность определения цен (в целях налогообложения) на товары (работы, услуги) по сделкам между взаимозависимыми лицами.
Категория "участия в имуществе" применяется в основном только в момент учреждения юридических лиц, а так же в отношении юридических лиц, осуществляющих свою деятельность в форме товарищества, общества с ограниченной ответственностью и производственных кооперативов. Для акционерных обществ категория "участие" не применяется, поскольку согласно статьи 96 ГК Российской Федерации и статьи 2 Закона Российской Федерации "Об акционерных обществах" уставной капитал разделён на определённое количество акций, удостоверяющий обязанности и права участников общества (акционеров) по отношению к обществу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Систематизация норм налогового законодательства, выразившаяся в принятии НК РФ, явилась объективным требованием существующей, внутренне целостной налоговой системы. Ранее разрозненные нормы приобрели свою юридическую форму в правовом акте особой юридической силы, который объединил их в единое целое, обладающее логически согласованной структурой институтов. Одним из таких является институт налоговых правонарушений и ответственности.
Устанавливая систему составов налоговых правонарушений, данный институт очерчивает границы возможного применения мер государственного принуждения к участникам налоговых правоотношений. Знание структуры налогово-правовых составов способствует не только правильному применению ответственности налоговыми органами и судами, но и предупреждает их совершение, а также незаконное к ним привлечение налогоплательщиков и других участников правоотношений.
Но существующее налоговое законодательство на данный момент далеко от совершенства. Оно все еще является довольно запутанным и противоречивым. Так, например, некоторые нормы шестнадцатой главы Налогового кодекса РФ нарушают требования соразмерности юридической ответственности.
В настоящее время остается еще много споров и противоречий по применению норм Налогового кодекса РФ, которые смогут быть разрешения путем внесения изменений в некоторые статьи Налогового кодекса РФ, разъяснений МНС, постановлений ВАС и путем накопления судебной практики по налоговым спорам.
Также остается спорным вопрос и о самой сущности налоговой ответственности, так как это понятие еще законодательно не закреплено. Соответственно, сейчас не существует единого мнения о том, является ли она самостоятельным видом юридической ответственности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ