Наследование по закону

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 10:38, контрольная работа

Описание работы

В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.
Данная работа посвящена обзору прав, обязанностей и ответственности налогоплательщиков.

Работа содержит 1 файл

налоговое пр контр.doc

— 105.00 Кб (Скачать)

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Взимание налогов –  древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Как  известно, налоги появились с разделением  общества на классы и возникновением государственности, как     взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого минимальный размер налогового бремени определяется, суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

С 1 января 1999 года вступил  в действие новый Налоговый Кодекс РФ. Именно с введением данного  кодекса, как своеобразной налоговой  конституцией, связано перспективное развитие налоговой системы Российской Федерации. По замыслу его авторов, Налоговый Кодекс должен четко определять правовой статус налогоплательщиков, налоговых органов, налоговых агентов, кредитных учреждений, то есть всех участников налоговых отношений. Налоговый кодекс должен четко определить основные положения по определению налогов, налоговых обязательств, обеспечение мер по их выполнению, ведению учета поступающих финансовых ресурсов, привлечение налогоплательщиков к ответственности за налоговые правонарушения и обжалование действий и решений должностных лиц налоговых органов.

Не везде и не в  полной мере разработчикам Налогового Кодекса удалось это сделать. Однако надо указать на то, что многие положения Кодекса сами по себе являются революционными. Например, толкование неразрешимых противоречий законодательства о налогах в пользу налогоплательщика (ч. 7 статьи 3 НК), возложение обязанность доказывания виновности налогоплательщика в совершении правонарушения на налоговые органы (ч. 6 статьи 108 НК). Многие положения налогового законодательства, ранее регулировавшихся на уровне судебной практики или подзаконных актов, также нашли закрепление в Кодексе, например дефиниция налога (статья 8 НК), определение момента, с которого обязанность по уплате налога считается исполненной (статья 45 НК).

В условиях рыночных отношений  и особенно в переходный к рынку  период налоговая система является одним из важнейших экономических  регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.

Данная работа посвящена  обзору прав, обязанностей и ответственности  налогоплательщиков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1

Общие положения

1.1  Плательщики налогов

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Организациями признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ (российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации (иностранные организации).

Налогоплательщики - это российские и иностранные организации как  коммерческие (хозяйственные товарищества, общества, производственные кооперативы  и т. д.), так и некоммерческие (фонды, ассоциации, потребительские кооперативы и др.), с той лишь разницей, что для коммерческих организаций получение прибыли является целью их деятельности, в то время как для некоммерческих организаций главным является осуществление уставной деятельности, но если наряду с уставной деятельностью некоммерческие организации осуществляют предпринимательскую деятельность и получают прибыль, то они являются плательщиками налога на прибыль. Бюджетные организации, деятельность которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджета, также являются плательщиками налога на прибыль, если они осуществляют наряду со своей основной деятельностью также предпринимательскую деятельность и получают прибыль. Особый порядок налогообложения прибыли установлен для иностранных юридических лиц, образованных в соответствии с законодательством других государств, а не Российской Федерации. Что же касается созданных на территории РФ предприятий с иностранными инвестициями, а также международных объединений и организаций, являющихся юридическими лицами и осуществляющих предпринимательскую деятельность, то они являются плательщиками налога на прибыль. Наряду с предприятиями - юридическими лицами плательщиками налога на прибыль являются также филиалы и другие обособленные подразделения предприятий, не являющиеся юридическими лицами, но имеющие отдельный (хотя и не самостоятельный) баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет в банке. Если же в состав предприятий входят территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (или текущего, корреспондентского) счета в банке, то налог на прибыль определяется исходя из доли прибыли, приходящейся на эти подразделения, пропорциональной среднесписочной численности работников (фонда оплаты труда) и стоимости основных производственных фондов. При этом сумма налога по указанным структурным подразделениям определяется по ставкам налога на прибыль, действующим на территориях, где расположены эти предприятия и структурные подразделения. Доля прибыли, которая приходится на филиал, иное структурное подразделение предприятия, определяется исходя из средней величины удельного веса среднесписочной численности работников (или фонда оплаты труда) и удельного веса стоимости основных производственных фондов филиала. Плательщиками налога на прибыль являются также банки. Не являются плательщиками налога на прибыль предприятия любых организационно-правовых форм по прибыли от реализации произведенной ими сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукции, а также произведенной и переработанной на данных предприятиях собственной сельскохозяйственной продукции, за исключением сельскохозяйственных предприятий индустриального типа, определяемых по перечню, утверждаемому органами власти субъектов РФ. Перечень охотохозяйственной продукции приведен в Приложении № 1 к Инструкции Госналогслужбы №37 от 10 августа 1995 года "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций".

Обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более месяца.

Взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно:

1) одна организация непосредственно  и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20%;

2) одно физическое лицо подчиняется  другому физическому лицу по  должностному положению;

3) лица состоят в соответствии  с семейным законодательством  РФ в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.

Суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, если отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг). Совершение сделок между взаимозависимыми лицами имеет значение для определения налоговых обязательств по налогу на доходы физических лиц, налогу на прибыль предприятий и организаций, по налогу на добавленную стоимость, а также по налогам, уплачиваемым в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.

1.2 Субъекты налоговых отношений.

Согласно ст.9 Налогового кодекса РФ (НК РФ), участниками отношений, регулируемых   законодательством о налогах и сборах, являются:

1.  Организации физические лица, признаваемых налоговым кодексом налогоплательщиками или плательщиками сборов;

2.  Организации и физические лица, признаваемые налоговым кодексом налоговыми агентами;

3.  Министерство Российской Федерации по налогам  и сборам и его подразделения в РФ;

4.  Государственный таможенный комитет РФ и его подразделение (далее – таможенные органы);

5. Государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими должностные лица, осуществляющие в установленном порядке по мимо налоговых  и таможенных органов прием и взимание налогов и (или)  сборов, а также контроль за их уплату налогоплательщиками  и плательщиками сборов (далее – сборщики налогов и сборов);

6.  Минфин РФ, Минфин республик, финансовое управление (департаменты отдела) администрации краев, властей, городов Москвы и С – Петербурга, автономной области, автономных округов, районов и городов (далее – финансовые органы), иные уполномоченные органы – при решение вопросов об отсрочке и о рассрочки уплаты налогов и сборов других вопросов, предусмотренных налоговым кодексом;

7. Органы государственных внебюджетных фондов;

8. Федеральная служба налоговой полиции РФ и её территориальные подразделения (далее – органы налоговой полиции) – при решении вопросов, отнесённых к их компетенции Налоговым Кодексом РФ.

 

ГЛАВА 2.

Правовое положение налогоплательщика.

2.1 Права налогоплательщика.

 

Налогоплательщик имеет  право пользоваться льготами по налогу на прибыль, установленными действующим  законодательством без каких-либо специальных разрешений по этому поводу: представлять налоговым органам документы, подтверждающие право на льготы по налогам, причем представление этих документов носит не разрешительный, а уведомительный характер. Налогоплательщик вправе ознакомиться с актами проверок, проведенных налоговыми органами: представлять налоговым органам пояснения по исчислению и уплате налога на прибыль и по актам проведенных проверок. При несогласии с заключениями, актами и иными решениями налоговых органов налогоплательщик вправе обжаловать их, а также действия должностных лиц налоговых органов в вышестоящий налоговый орган, а также в арбитражный суд. В соответствии с Законом РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" каждый налогоплательщик (предприятие, учреждение, организация) подлежит в обязательном порядке постановке на учет в государственное налоговой инспекции по месту своей регистрации (с присвоением ему определенного идентификационного номера). Для постановки на учет надо представить в налоговую инспекцию заявление установленной формы, три экземпляра карты постановки на учет, копии учредительных документов, заверенные в установленном порядке, форму заявления можно получить в налоговой инспекции по местонахождению налогоплательщика. Налоговая инспекция обязана поставить налогоплательщика на учет в течение не более 5 дней со дня подачи налогоплательщиком полного пакета указанных выше документов. При этом предприятию-налогоплательщику присваивается идентификационный номер, выдается первый экземпляр карты, подписанной начальником налоговой инспекции и скрепленной гербовой печатью. Налогоплательщику выдается справка о постановке на учет в налоговой инспекции, которая является основанием для открытия в банке расчетного счета.

2.2 Обязанности  налогоплательщика.

Налогоплательщик обязан:

- своевременно и в полном  объеме уплачивать налог на  прибыль в установленном порядке  (авансовые платежи и платежи  по фактически полученной прибыли);

- вести бухгалтерский учет в  соответствии с действующими  нормативными документами; применительно к налогу на прибыль особо важное значение имеет соблюдение требований Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли (в редакции дополнений и изменений, внесенных постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 года № 661);

- составлять отчеты о своей  финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивая их сохранность не менее пяти лет;

- представлять налоговым органам  необходимые для исчисления и  уплаты налогов документы и  сведения;

- вносить исправления в бухгалтерскую  отчетность в размере суммы  сокрытого или заниженного дохода (прибыли), выявленного проверками  налоговых органов;

- в случае несогласия с фактами,  изложенными в акте проверки, произведенном налоговым органом,  представлять письменные пояснения  мотивов отказа от подписания  этого акта;

- выполнять требования налогового  органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах;

- в случае ликвидации или  реорганизации предприятия сообщать  налоговым органам о принятом  решении о ликвидации или реорганизации  предприятия независимо от того, кем принято это решение. В  случае ликвидации предприятия  обязанность по уплате недоимки этого предприятия (неуплаченного или уплаченного не полностью налога) возлагается на ликвидационную комиссию. В соответствии с письмом Центрального банка РФ № 298 от 5 июля 1996 года предприятия, учреждения и организации, осуществляющие платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды, должны сдавать соответствующие платежные поручения не позднее дня, предшествующего наступлению срока платежа. Если средств на счете не хватает или они отсутствуют, на платежном поручении делается отметка об очередности платежа.

На своевременность  внесения налоговых платежей большое  влияние оказывает система расчетов между предприятиями, порядок осуществления  платежей по обязательствам за поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг. В связи с этим Указом Президента РФ от 20 декабря 1994 года № 2204 "Об обеспечении правопорядка при осуществлении платежей по обязательствам за поставку товаров (выполнение работ или оказание услуг)" установлено, что в соответствующих договорах должны быть определены сроки исполнения обязательств покупателями, заказчиками по расчетам за поставленные им товары, выполненные работы или оказанные услуги и что предельный срок исполнения таких обязательств три месяца с момента фактического получения товаров (выполнения работ, оказания услуг). Этот срок по соглашению сторон может быть меньше трех месяцев, но не может быть больше. Так, за занижение суммы прибыли или сокрытие части прибыли от налога, за завышение себестоимости продукции, приведшие к занижению прибыли с предприятия взыскивается вся сумма сокрытой или заниженной прибыли и штраф в таком же размере, а при повторном аналогичном нарушении штраф взимается в двукратном размере этой суммы. Кроме того, за отсутствие учета затрат на производство и финансовых результатов или за ведение такого учета с нарушением установленного порядка, что привело к занижению или сокрытию прибыли за проверяемый налоговыми службами период, предприятие наказывается штрафом в размере 10 % до начисленных сумм налога. Пример. На предприятии затраты на строительство гаража в сумме 140 млн руб. ошибочно отнесены на себестоимость продукции, что было обнаружено при проверке налоговой инспекцией (затраты на строительство гаража- это капитальные вложения, осуществляемые за счет амортизационных отчислений или прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль).В данном случае имеет место занижение прибыли на 140 млн руб., соответственно не учтен налог с этой суммы прибыли. С предприятия взыскивается сумма заниженной прибыли - 140 млн руб. и штраф в таком же размере, - всего 280 млн руб. Но уплата штрафа не освобождает от уплаты налога в сумме 49 млн руб. (140 млн руб. х 35%). Кроме того, за неправильное ведение учета (в данном случае - нарушение установленного порядка учета затрат на производство) взыскивается штраф в размере 10 % до начисленной суммы налога, то есть 4,9 млн руб. (49 млн руб. х 10%). При установлении судом факта умышленного сокрытия или занижения прибыли приговором или решением суда по иску налогового органа или прокурора может быть взыскан в федеральный бюджет штраф в пятикратном размере сокрытой или заниженной суммы прибыли. При этом факт умышленного сокрытия прибыли или занижения с целью неуплаты налога на прибыль или неполной его уплаты может быть установлен только в судебном порядке. За несвоевременное представление в налоговую инспекцию расчетов по налогам с предприятия взыскивается штраф в размере 10% от причитающихся по расчету сумм налога, а на соответствующих должностных лиц предприятия налагается административный штраф в размере от 2 до 5 минимальных месячных размеров оплаты труда; при повторном нарушении административный штраф налагается в размере от 5 до 10 минимальных месячных размеров оплаты труда. За задержку уплаты налога в бюджет - с предприятия взыскивается пеня в размере 0,3% неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки платежа, начиная с установленного срока уплаты налога. Взыскание пени не освобождает налогоплательщика от других видов ответственности за нарушения налогового законодательства. Недоимки по налогу на прибыль и другим обязательным платежам, а также штрафы, пени и иные санкции, предусмотренные законодательством, взыскиваются с предприятий в бесспорном порядке. Налогоплательщик не несет ответственность за налоговые нарушения, если они явились следствием задержки финансирования из бюджета или оплаты государственного заказа, арифметической ошибки в документах, неправильных действий налогового агента, выполнения плательщиком указаний налоговых органов, стихийных бедствий и других обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажорных обстоятельств). В исключительных случаях налогоплательщик вправе обратиться с просьбой об отсрочке или рассрочке уплаты штрафов за нарушение налогового законодательства. По решению руководителя налогового органа такая отсрочка или рассрочка может быть предоставлена при сложном финансовом положении плательщика, когда взыскание штрафов может привести к прекращению его производственной деятельности. Отсрочка или рассрочка предоставляется только в пределах текущего бюджетного года и на срок не более шести месяцев. Что касается отсрочек и рассрочек самих налоговых платежей, то они по просьбе плательщиков могут предоставляться соответствующими финансовыми органами (по платежам в ФБ Минфином РФ), которые уведомляют налоговые органы о принятых решениях. Права и обязанности налогоплательщиков определены законом РФ “Об основах налоговой системы в РФ” от 27.12.91г., другими нормативными актами, а также более подробное соотношение обязанностей налогоплательщиков и ответственность за нарушение налогового законодательства отображено в приложении № 1.

Информация о работе Наследование по закону