Федеральное
агентство по образованию
Российской
Федерации
Кабардино-Балкарский
государственный
университет
Им.
Х.М. Бербекова
Экономический
факультет
Кафедра
«Экономики и финансов»
Курсовая
работа
По
курсу:
«Налоговое
администрирование»
На
тему:
«Направление
совершенствование
деятельности налоговых
органов»
Выполнил
ст-т:
5-го курса
ОЗО ЭФ
Маремуков
З.М.
Руководитель:
Айсанова
С.А.
Нальчик-2008
Содержание
Введение
1.
Система налоговых
органов в Российской
Федерации
2.
Общие правовые
основы деятельности
налоговых органов
3.
Организация и
полномочия ФНС
4.
Управление Федеральной
налоговой службы
5.
Инспекции Федеральной
налоговой службы
6.
Межрегиональная
инспекция Федеральной
налоговой службы
7.
Взаимодействие системы
налоговых органов
с государственными
органами власти
Заключение
Литература
ВВЕДЕНИЕ
В
современной России
проблемы совершенствования
налоговой системы
приобрели особую
актуальность. В налоговой
сфере остаётся ещё
множество нерешённых
проблем. По мнению ряда
исследователей, налоговая
система России ещё
весьма слабо приспособлена
к реалиям российской
действительности, мало
способствует развитию
и экономическому росту,
крайне усложнена, громоздка
и перенасыщена как
числом управляющих
и контролирующих органов,
так и разнообразными (и
нередко противоречащими
друг другу) нормативными
документами и «разъяснительными»
письмами и инструкциями.
Налоговое
администрирование -
установленная законом,
практикой или
обычаями система
управления налоговым
процессом со стороны
государства и
его органов. Под
налоговым администрированием
понимается динамическая
развивающаяся система
управления налоговыми
отношениями, координирующая
деятельность налоговых
органов в условиях
рыночной экономики.
Основными элементами
налогового администрирования
являются: структура
и иерархия налоговых
органов; права и обязанности
налоговых органов;
порядок сбора, обработки
и проверки налоговой
отчётности; предоставление
налоговых льгот и применение
налоговых санкций;
ведение и обобщение
налоговой статистики;
регулирование налоговых
отношений с другими
странами. Налоговое
администрирование
может проводиться как
с помощью методов силового (административного)
принуждения - угроз
применения штрафов,
ареста банковских счетов,
другого имущества налогоплательщика,
ограничения его действий,
свободы передвижения
и т.д., так и путём заключения
соглашений с налогоплательщиками
по тем или иным вопросам (ведение
отчётности, использование
налоговых льгот, уплаты
налога и т.д.). В последнее
время всё более распространённым
методом налогового
администрирования
становится метод регулирования
альтернатив - предоставление
налогоплательщикам
свободы выбора между
разрешёнными законом
разными вариантами
юридической формы ведения
его деятельности, порядка
ведения и составления
учёта и отчётности,
способа исполнения
обязательства по уплате
налога, применением
и распределением налоговых
льгот.
Налоговые
органы являются единственными
законными сборщиками
налогов и сборов,
которые и формируют
бюджеты всех уровней
государства. От того,
насколько правильно
построена система
налогообложения, и
система налоговых органов
зависит эффективное
функционирование всего
народного хозяйства
страны.
1
33
1.
Система налоговых
органов в Российской
Федерации
Федеральная
налоговая служба
и ее территориальные
органы - управления
Службы по субъектам
Российской Федерации,
межрегиональные инспекции
Службы, инспекции Службы
по районам, районам
в городах, городам без
районного деления,
инспекции Службы межрайонного
уровня (далее - налоговые
органы) составляют
единую централизованную
систему налоговых органов.
Федеральная
налоговая служба
и ее территориальные
органы в установленной
сфере деятельности
являются правопреемниками
Министерства Российской
Федерации по налогам
и сборам, а также
Федеральной службы
России по финансовому
оздоровлению и банкротству
по всем правоотношениям,
связанным с представлением
интересов Российской
Федерации в процедурах
банкротства.
Федеральная
налоговая служба (ФНС
России) является федеральным
органом исполнительной
власти, осуществляющим
функции по контролю
и надзору за соблюдением
законодательства Российской
Федерации о налогах
и сборах, за правильностью
исчисления, полнотой
и своевременностью
внесения в соответствующий
бюджет налогов и сборов,
в случаях, предусмотренных
законодательством
Российской Федерации,
за правильностью исчисления,
полнотой и своевременностью
внесения в соответствующий
бюджет иных обязательных
платежей, а также за
производством и оборотом
этилового спирта, спиртосодержащей,
алкогольной и табачной
продукции и за соблюдением
валютного законодательства
Российской Федерации
в пределах компетенции
налоговых органов.
Служба
является уполномоченным
федеральным органом
исполнительной власти,
осуществляющим государственную
регистрацию юридических
лиц, физических лиц
в качестве индивидуальных
предпринимателей и
крестьянских (фермерских)
хозяйств, а также уполномоченным
федеральным органом
исполнительной власти,
обеспечивающим представление
в делах о банкротстве
и в процедурах банкротства
требований об уплате
обязательных платежей
и требований Российской
Федерации по денежным
обязательствам. Федеральная
налоговая служба находится
в ведении Министерства
финансов Российской
Федерации.
Подведомственные
организации ФНС:
Главный
научно-исследовательский
вычислительный центр
ФНС России (ФГУП
ГНИВЦ ФНС России);
Государственный
научно-исследовательский
институт развития налоговой
системы ФНС России (ГНИИ
РНС);
Учебно-методологический
центр МНС РФ;
Государственные
лечебно-оздоровительные,
образовательные
учреждения и федеральные
государственные
унитарные предприятия,
находящиеся в ведении
ФНС России.
Территориальные
органы ФНС:
управления
ФНС по субъектам
Российской Федерации;
межрегиональные
инспекции ФНС;
инспекции
ФНС по районам, районам
в городах, городам
без районного
деления;
инспекции
ФНС межрайонного
уровня.
2.
Общие правовые
основы деятельности
налоговых органов
Главными
задачами налоговых
органов являются
контроль за соблюдением
налогового законодательства,
за правильностью
исчисления, полнотой
и своевременностью
внесения в соответствующий
бюджет государственных
налогов и других платежей,
установленных законодательством
Российской Федерации,
а также валютный контроль.
Согласно
статье 31 НК РФ налоговые
органы наделены следующими
правами:
1) требовать
от налогоплательщика или налогового
агента документы по формам, установленным
государственными органами и органами
местного самоуправления, служащие основаниями
для исчисления и уплаты (удержания и перечисления)
налогов, а также пояснения и документы,
подтверждающие правильность исчисления
и своевременность уплаты (удержания и
перечисления) налогов;
2) проводить
налоговые проверки в порядке,
установленном НК РФ;
3) производить
выемку документов при проведении
налоговых проверок у налогоплательщика
или налогового агента, свидетельствующих
о совершении налоговых правонарушений,
в случаях, когда есть достаточные основания
полагать, что эти документы будут уничтожены,
сокрыты, изменены или заменены;
4) вызывать на
основании письменного уведомления
в налоговые органы налогоплательщиков,
плательщиков сборов или налоговых
агентов для дачи пояснений в связи с уплатой
(удержанием и перечислением) ими налогов
либо в связи с налоговой проверкой, а
также в иных случаях, связанных с исполнением
ими законодательства о налогах и сборах;
5) приостанавливать
операции по счетам налогоплательщиков,
плательщиков сборов и налоговых агентов
в банках и налагать арест на имущество
налогоплательщиков, плательщиков сборов
и налоговых агентов в порядке, предусмотренном
НК РФ;
6) осматривать
(обследовать) любые используемые
налогоплательщиком для извлечения дохода
либо связанные с содержанием объектов
налогообложения независимо от места
их нахождения производственные, складские,
торговые и иные помещения и территории,
проводить инвентаризацию принадлежащего
налогоплательщику имущества. Порядок
проведения инвентаризации имущества
налогоплательщика при налоговой проверке
утверждается Министерством финансов
Российской Федерации;
7) определять
суммы налогов, подлежащие внесению
налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные
фонды), расчетным путем на основании
имеющейся у них информации о налогоплательщике,
а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках
в случаях отказа налогоплательщика допустить
должностных лиц налогового органа к осмотру
(обследованию) производственных, складских,
торговых и иных помещений и территорий,
используемых налогоплательщиком для
извлечения дохода либо связанных с содержанием
объектов налогообложения, непредставления
в течение более двух месяцев налоговому
органу необходимых для расчета налогов
документов, отсутствия учета доходов
и расходов, учета объектов налогообложения
или ведения учета с нарушением установленного
порядка, приведшего к невозможности исчислить
налоги;
8) требовать
от налогоплательщиков, налоговых
агентов, их представителей устранения
выявленных нарушений законодательства
о налогах и сборах и контролировать выполнение
указанных требований;
9) взыскивать
недоимки по налогам и сборам,
а также взыскивать пени в
порядке, установленном НК РФ;
10) требовать
от банков документы, подтверждающие
факт списания со счетов налогоплательщика,
плательщика сбора и налогового агента
и с корреспондентских счетов банков сумм
налогов, сборов, пеней и штрафов и перечисления
этих сумм в бюджетную систему РФ;
11) привлекать
для проведения налогового контроля
специалистов, экспертов и переводчиков;
12) вызывать в
качестве свидетелей лиц, которым
могут быть известны какие-либо
обстоятельства, имеющие значение
для проведения налогового контроля;
13) заявлять ходатайства
об аннулировании или о приостановлении
действия выданных юридическим и физическим
лицам лицензий на право осуществления
определенных видов деятельности;
14) предъявлять
в суды общей юрисдикции или
арбитражные суды иски:
о взыскании
недоимки, пеней, и штрафов за налоговые
правонарушения в случаях, предусмотренных
НК РФ;
о возмещении ущерба,
причиненного государству и (или) муниципальному
образованию вследствие неправомерных
действий банка по списанию денежных
средств со счетов налогоплательщика
после получения решение налогового
органа о приостановлении операций,
в результате которых стало невозможным
взыскание налоговым органом недоимки,
задолженности по пеням, штрафам с налогоплательщика
в порядке, предусмотренном НК РФ;
- о ликвидации
организации любой организационно-правовой
формы по основаниям, установленным
законодательством Российской Федерации;
- о досрочном
расторжении договора об инвестиционном
налоговом кредите;
- и иных случаях,
предусмотренных НК РФ.
В
соответствии со статьей 32
НК РФ налоговые органы
обязаны:
1) соблюдать
законодательство о налогах и сборах;
2) осуществлять
контроль за соблюдением законодательства
о налогах и сборах, а также
принятых в соответствии с
ним нормативных правовых актов;
3) вести в
установленном порядке учет налогоплательщиков;
4) бесплатно
информировать налогоплательщиков,
плательщиков сборов и налоговых агентов
о действующих налогах и сборах, законодательстве
о налогах и сборах и о принятых в соответствии
с ним нормативно правовых актах, порядке
исчисления и уплаты налогов и сборов,
правах и обязанностях налогоплательщиков,
плательщиков сборов и налоговых агентов,
полномочиях налоговых органов и их должностных
лиц, а также представлять формы налоговых
деклараций (расчетов) и разъяснять порядок
их заполнения;
5) руководствоваться
письменными разъяснениями Министерства
финансов РФ по вопросам применения законодательства
РФ о налогах и сборах;
6) сообщать налогоплательщикам,
плательщикам сборов и налоговым
агентам при их постановке
на учет в налоговых органах
сведения о реквизитах соответствующих
счетов Федерального казначейства,
а также в порядке, определяемом федеральным
органам исполнительной власти, уполномоченным
по контролю и надзору в области налогов
и сборов, доводить до налогоплательщиков,
плательщиков сборов и налоговых агентов
сведения, необходимые для заполнения
поручений на перечисление налогов, сборов,
пеней и штрафов в бюджетную систему РФ;