Налоговый контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 19:08, реферат

Описание работы

Налоговый контроль – это комплекс мероприятий, реализуемый налоговыми администрациями по проверке законности и обоснованности действий налогоплательщика, плательщика сборов, агентов и иных лиц, в целях обеспечения ими полноты, правильности и своевременности исчисления и уплаты налогов и сборов, а также исполнения ими иных обязательств предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

Работа содержит 1 файл

НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ.docx

— 29.83 Кб (Скачать)

ФГОУ  ВПО Сибирский Федеральный Университет

Институт  экономики, управления и природопользования

Экономический факультет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Налоговый контроль: налоговые проверки и иные формы налогового контроля; реализация результатов налоговой  проверки; оформление акта и решения

 

 

 

 

 

Выполнили: студентки  гр.Э-41

                      Журавлева Елена

                      Лавришина Марина

Проверила: Швалова Юлия Владимировна

 

 

 

 

 

 

Красноярск 2012

Налоговый контроль – это комплекс мероприятий, реализуемый налоговыми администрациями  по проверке законности и обоснованности действий налогоплательщика, плательщика  сборов, агентов и иных лиц, в целях  обеспечения ими полноты, правильности и своевременности исчисления и  уплаты налогов и сборов, а также  исполнения ими иных обязательств предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов  в пределах своей компетенции  посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.

Субъекты  НК – налоговая администрация, наделенная законодательством о налогах  и сборах соответствующими полномочиями для осуществления мероприятий  налогового контроля.

Объект  НК – это действие (бездействие) налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов и иных лиц  по исполнению или им обязанностей предусмотренных законодательством  о налогах и сборах.

Формы НК – это регламентированные нормами  законодательства о налогах и  сборах принципиальные способы организации, осуществления формального закрепления  результатов мероприятий налогового контроля:

  1. Налоговые проверки (камеральные, выездные);
  2. Получение объяснений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов;
  3. Проверка данных учета и отчетности
  4. Осмотр помещений и территории, используемых для получения дохода или прибыли.

Методы  НК – это методические приемы изучения объекта контроля и способы практического  осуществления форм налогового контроля, применяемые субъектами контроля.

С позиции  практических способов выделяют 4 группы методов:

  1. Документального контроля (сплошная и выборочная проверка документов, формальная, счетная (арифметическая) и логическая проверка документов, определение достоверности и подлинности документов, правовая проверка документов).

2)  Метод фактического контроля  (инвентаризация имущества н/плательщика, контрольные закупки продукции, контрольный запуск оборудования, запуск сырья в производство, замер выходов водного продукта, привлечение специалиста или эксперта для проведения экспертизы, лабораторный анализ состава продукции и ее качества).

3)  Расчетно-аналитические методы контроля  (методы экономического и технико-экономического анализа, методы внутреннего и внешнего сравнительного анализа, методы расчета контрольных соотношений, анализ соответствия цены товара рыночным ценам, анализ производительности оборудования).

4) Информативные  методы (получение информации от самого н/плательщика, получение информации из внутреннего информационного источника, получение информации из внешнего информационного источника).

По  времени осуществления выделяют 3 метода:

1) Предварительный НК – учет и регистрация н/плательщиков и объектов н/обложения.

2)Текущий НК – общий контроль за сдачей налоговых деклараций, полнотой и своевременностью уплаты налога.

3)Последующий НК – проверки н/плательщика на предмет правильности и полноты исчисления и уплаты налогов.

Принципы  НК – это базовые идеи, правила  и положения, применяемые в сфере налогового контроля.

  1. Правомочности – реализация форм и методов НК соответствующими гос органами, действующих в установленных законодательством пределах своих полномочий и компетенций.
  2. Профессионализма – выполнения контроля лицами соответствующего квалификационного уровня
  3. Полноты – целесообразность полного охвата НК всех н/плательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов и всех видов налогов и сборов независимо от объема налоговых платежей и характера исполнения режима н/обложения
  4. Превентивности – целесообразность реализации таких форм и методов НК, которые способствовали предупреждению совершения н/плательщиком налоговых правонарушений в будущем
  5. Соблюдения налоговой тайны обязанность должностного лица сохранять тайну сведений, полученных в результате НК и составляющих налоговую тайну, а также мера ответственности должностных лиц за разглашение таких сведений и права налогоплательщика требовать от субъектов контроля соблюдения налоговой тайны
  6. Специализации и взаимодействия субъектов контроля – обуславливают специализацию (исключительную компетенцию) каждого субъекта в отношении контроля строго определенного объекта, недопущение вмешательства в компетенцию других субъектов и ограничение дублирования их функций; подразумевает обязанности их взаимодействия и обмена необходимой информацией
  7. Презумпции невиновности н/плательщика – признание невиновности н/плательщика, пока вина не будет признана им или решением суда.
  8. Презумпции правоты н/плательщика – признание правоты н/плательщика в толковании в свою пользу всех сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах
  9. Недопустимости причинения вреда н/плательщику – обуславливает ответственность субъектов контроля за убытки, причиненные н/плательщику вследствие неправомерных действий их должностных лиц и целесообразности применения к н/плательщику, совершившему налоговое правонарушение таких санкций, которые бы не подрывали экономические способности виновных в их исполнении и позволяющие им продолжать хозяйственную деятельность
  10. Регламентированности процессуальной формы – предусматривает обязательную нормативно-правовую регламентацию форм и методов НК
  11. Определенности объекта контроля – предусматривает обязательное установление субъектами контроля до начала контрольных мероприятий определенного объекта контроля, фиксация этого объекта в решении руководителя НК и ознакомления с ним проверяемого н/плательщика
  12. Однократности контроля данного объекта – обуславливает ограничения возможности субъектов контроля подвергать повторной проверки один и тот же объект

Задачи:

  1. Обеспечение правильности исчисления, своевременности и полноты внесения налогов и сборов в бюджет
  2. Обеспечение полноты и своевременности осуществления н/плательщиками и плательщиками сборов обязанностей регистрационно-учетного характера
  3. Выявление нарушений законодательства о налогах и сборах
  4. Обеспечение неотвратимости наказаний правонарушителей законодательства о налогах и сборах
  5. Возмещение ущерба, причиненного государству в результате нарушения законодательства о налогах и сборах
  6. Предупреждение нарушений законодательства о налогах и сборах в будущем

Налоговые проверки

Камеральная налоговая проверка (ст.88 НК РФ)

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

Если камеральной налоговой  проверкой выявлены ошибки в налоговой  декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися  в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику  с требованием представить в  течение пяти дней необходимые пояснения  или внести соответствующие исправления  в установленный срок.

Налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения  относительно выявленных ошибок в налоговой  декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися  в представленных документах, вправе дополнительно представить в  налоговый орган выписки из регистров  налогового и (или) бухгалтерского учета  и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных  в налоговую декларацию (расчет).

 Лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном статьей 100 НК РФ.

 При проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе также истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы.

При проведении камеральной  налоговой проверки налоговый орган  не вправе истребовать у налогоплательщика  дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено настоящей статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено настоящим Кодексом.

При подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога, камеральная налоговая проверка проводится с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом, на основе налоговых деклараций и  документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с настоящим Кодексом.

 Налоговый орган вправе  истребовать у налогоплательщика  документы, подтверждающие в соответствии  со статьей 172 настоящего Кодекса  правомерность применения налоговых  вычетов.

В случае, если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет), камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета).

Выездная налоговая проверка (ст.89 НК РФ)

Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании  решения руководителя (заместителя  руководителя) налогового органа.

 В случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.

 Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика  может проводиться по одному или  нескольким налогам.

 В рамках выездной  налоговой проверки может быть  проверен период, не превышающий  трех календарных лет, предшествующих  году, в котором вынесено решение  о проведении проверки.

В случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в  рамках соответствующей выездной налоговой  проверки проверяется период, за который  представлена уточненная налоговая  декларация.

Налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и  тем же налогам за один и тот  же период.

 Налоговые органы не  вправе проводить в отношении  одного налогоплательщика более  двух выездных налоговых проверок  в течение календарного года, за исключением случаев принятия  решения руководителем федерального  органа исполнительной власти, уполномоченного  по контролю и надзору в  области налогов и сборов, о  необходимости проведения выездной  налоговой проверки налогоплательщика  сверх указанного ограничения.

 Выездная налоговая  проверка не может продолжаться  более двух месяцев. Указанный  срок может быть продлен до  четырех месяцев, а в исключительных  случаях - до шести месяцев.

Налоговый орган вправе проводить  самостоятельную выездную налоговую  проверку филиалов и представительств по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и (или) местных налогов.

 Налоговый орган, проводящий  самостоятельную выездную проверку  филиалов и представительств, не  вправе проводить в отношении  филиала или представительства  две и более выездные налоговые  проверки по одним и тем  же налогам за один и тот  же период. При проведении самостоятельной выездной налоговой проверки филиалов и представительств налогоплательщика срок проверки не может превышать один месяц.

Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется  со дня вынесения решения о  назначении проверки и до дня составления  справки о проведенной проверке.

Руководитель (заместитель  руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для:

1) истребования документов (информации);

2) получения информации  от иностранных государственных  органов в рамках международных  договоров Российской Федерации;

3) проведения экспертиз;

4) перевода на русский  язык документов, представленных  налогоплательщиком на иностранном  языке.

 Приостановление проведения  выездной налоговой проверки  допускается не более одного  раза по каждому лицу, у которого  истребуются документы.

Приостановление и возобновление  проведения выездной налоговой проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего указанную  проверку.

Информация о работе Налоговый контроль