Налоговый контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 21:28, контрольная работа

Описание работы

Современный уровень развития общественных отношений в сфере налогообложения, а также постоянное совершенствование налогового регулирования предполагают необходимость научного анализа происходящих правовых преобразований и осмысления тех организационно-правовых механизмов, которые используются государством для реализации своих интересов при осуществлении налоговых изъятий. И в этом аспекте наиболее значимым является организация и функционирование налогового контроля, в большей степени в рамках которого изо дня в день происходит реализация государственных интересов в налоговой сфере.

Работа содержит 1 файл

КР НАЛОГООБЛАЖЕНИЕ.doc

— 93.50 Кб (Скачать)

    2. Принцип планомерности.

    Этот  принцип подразумевает, что любая  контрольная деятельность, для которой  характерно ее постадийное осуществление, должна быть тщательно подготовлена и распланирована по конкретным временным  рамкам. То есть мероприятия налогового контроля должным образом подготавливаются, устанавливаются сроки и очередность проверок тех или иных субъектов хозяйствования.

    3. Принцип регулярности (систематичности)  контроля.

    Согласно  данному принципу, контрольная деятельность носит цикличных характер и отдельные ее действия повторяются через определенные промежутки времени.

    4. Принцип объективности и достоверности.

    Принцип объективности и достоверности  результатов налогового контроля предполагает, что решение руководителя уполномоченного  органа должно соответствовать фактически существующим обстоятельствам, выявленным в ходе проведения мероприятий налогового контроля, и содержать вывод о соответствии/несоответствии налоговому законодательству совершенных налогоплательщиком действий.

    5. Принцип документального оформления результатов контроля.

    Здесь имеется в виду, что в ходе осуществления  мероприятий налогового контроля все  обнаруженные факты, действия и события  должны фиксироваться в документах установленных видов и форм с  обязательным наличием соответствующих реквизитов.

    6. Принцип взаимодействия и обмена  информацией с другими государственными  органами.

    Как правило, для реализации результатов  контрольной деятельности, особенно в тех случаях, когда выявлены нарушения законодательства, контролирующим органам необходимо обращаться к другим государственным органам, которые имеют соответствующие полномочия по применению мер ответственности.

    Следует отметить, что вышеперечисленные  общеправовые принципы и принципы контрольной  деятельности не исчерпывают систему  принципов налогового контроля, но они являются основополагающими  при его организации.

    Говоря  о налоговом контроле, необходимо выделить основные его направления:

    --учет  организаций и физических лиц;

    --налоговый  контроль за своевременностью  уплаты налогов и сборов;

    --налоговый  контроль за правильностью исчисления  и полнотой уплаты сумм налогов  и сборов, за надлежащим учетом  доходов, расходов и объектов налогообложения;

    --налоговый  контроль за законностью использования  налоговых льгот;

    --налоговый  контроль за своевременностью  и правильностью удержания сумм  налогов налоговыми агентами;

    --налоговый  контроль за соответствием крупных  расходов физических лиц их доходам;

    --налоговый  контроль за своевременностью  перечисления налоговых платежей;

    --налоговый  контроль за правомерностью возмещения  сумм косвенных налогов из бюджета.

    Таким образом, налоговый контроль занимает весьма значительное место в системе государственного финансового контроля, поскольку посредством осуществления контрольных функций государственными налоговыми органами обеспечивается не только соблюдение налогового законодательства, но и непосредственное привлечение финансовых ресурсов в государственный бюджет. Здесь очевидна большая роль налогового контроля в обеспечении исполнения бюджета государства по доходам, поскольку 80-90% бюджетных доходов страны базируется на налоговых поступлениях. Без эффективной работы налоговых органов в области контроля невозможно выполнение государством своих непосредственных функций.

    Так как налоговый контроль обычно рассматривается  в качестве целостной системы  его элементов, критерии классификации  видов налогового контроля будут  определяться, исходя из характеристики положенного в ее основу элемента контроля. Кроме этого, в качестве классификационных признаков в данном случае могут выступать также и внешние характеристики контрольной деятельности, такие как место и время проведения контрольных мероприятий. Исходя из вышесказанного, с известной степенью условности можно предложить следующую классификацию налогового контроля;

    1. В зависимости от субъектов,  осуществляющих контрольную деятельность:

    а) налоговый контроль, осуществляемый налоговыми органами;

    б) налоговый контроль, осуществляемый таможенными и другими органами.

    2. В зависимости от характеристики  контролируемых лиц;

    а) налоговый контроль организаций;

    б) налоговый контроль индивидуальных предпринимателей;

    в) налоговый контроль физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

    3. В зависимости от объема контролируемой  деятельности проверяемого лица:

    а) комплексный налоговый контроль, подразумевающий исследование всего  комплекса деятельности исследуемого лица по вопросам, касающимся налогообложения;

    б) тематический налоговый контроль, подразумевающий  проверку отдельных вопросов уплаты определенных налогов и сборов и  соблюдения налогового законодательства;

    в) целевой налоговый контроль, производимый по отдельным финансовым операциям  налогоплательщика, например, по вопросам правильности применения налоговых льгот, правомерности возмещения сумм косвенных налогов из бюджета.

    4. В зависимости от используемых  методов и приемов поверки  документов налоговый контроль  делится на два подвида:

    1) в зависимости от степени охвата предметов контроля:

    а) сплошной налоговый контроль (проверка всех имеющихся документов, связанных  с вопросами налогообложения);

    б) выборочный налоговый контроль (проверка только части специально отобранных документов).

    2) В зависимости от источников получения сведений и данных:

    а) документальный налоговый контроль (базируется на изучении документально  зафиксированных данных);

    б) фактический налоговый контроль (основан на изучении фактического состояния объектов налогообложения, осуществляется посредством инвентаризации имущества, обследования помещений и т. д.);

    в) встречный налоговый контроль (предусматривает  получение информации от контрагентов проверяемых лиц).

    5. В зависимости от стадии осуществления  мероприятий налогового контроля:

    а) предварительный контроль;

    б) текущий контроль;

    в) последующий контроль.

    6. В зависимости от места проведения  мероприятий налогового контроля:

    а) камеральный налоговый контроль (осуществляется по месту расположения налогового органа);

    б) выездной налоговый контроль (проводится по месту нахождения проверяемого субъекта).

    7. В зависимости от плана проведения  контрольных мероприятий:

    а) плановый налоговый контроль;

    б) внеплановый налоговый контроль.

    Однако  следует отметить, что налоговый  контроль может быть не только государственным. Так, выделяют такое понятие, как налоговый аудит. Как и любой аудит, это вид независимого финансового контроля, который осуществляется на платной договорной основе аудиторами, имеющими соответствующую лицензию.

    Налоговый аудит—это разновидность так называемой аудиторской проверки на соответствие требованиям. Цель—независимое подтверждение информации о результатах деятельности плательщиков и соблюдении ими налогового законодательства. Другими словами, аудит в сфере налогообложения—независимая экспертиза правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды [3, с. 129].

    Заказчику налоговый аудит гарантирует  конфиденциальность и сохранение коммерческой тайны. Однако это не гарантия от другой налоговой проверки, проводимой налоговыми органами, в частности, теми, которые имеют право перепроверки работы аудитора. В то же время от обязательной аудиторской проверки в соответствии с действующим законодательством могут быть освобождены юридические лица, которых в отчетном периоде проверяли налоговые органы по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет [3, с. 130].

    Таким образом, налоговый контроль играет важную роль не только в системе государственного финансового контроля, но и в рамках независимого аудита, то есть в целом во всей системе финансового контроля он занимает значительное место.  
 
 
 
 

    2. Характеристика местных налогов и сборов действующих в Республике Беларусь. 

    В соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь: «местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые  нормативными правовыми актами (решениями) местный советов депутатов в  соответствии с настоящим Кодексом и обязательные к уплате на соответствующих территориях» (статья 7 пункт 3).

    Местные бюджеты обеспечивают финансирование экономических, социальных, культурных и других мероприятий, проводимых на соответствующей территории. Местные  исполнительные и распорядительные органы, Советы депутатов в пределах своей компетенции самостоятельно составляют, рассматривают, утверждают и исполняют бюджеты исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории.

    В соответствии со статьей 9 Налогового кодекса РБ к местным налогам и сборам относятся:

    – абзац исключен с 1 января 2011 года. - Закон Республики Беларусь от 15.10.2010 N 174-З;

    – налог за владение собаками;

    – абзац исключен с 1 января 2011 года. - Закон Республики Беларусь от 15.10.2010 N 174-З;

    – курортный сбор;

    – сбор с заготовителей.

    Сбор  с владельцев собак

    Плательщиками сбора являются владельцы собак, проживающие на территории города Минска. С владельцев собак ежемесячно взимается  сбор в зависимости от пород в  следующих размерах:

      – с максимальной высотой в холке до 40 сантиметров – 0,4 базовой величины, устанавливаемой Советом Министров Республики Беларусь (далее – базовая величина);

    – с максимальной высотой в холке до 70 сантиметров – 1 базовую величину;

    – с максимальной высотой в холке 70 сантиметров и более, а также иных пород собак в соответствии с перечнем потенциально опасных пород собак – 1,2 базовой величины.

    Оплата  сбора производится ежемесячно не позднее 15 числа в любом учреждении открытого  акционерного общества “Сберегательный банк “Беларусбанк”.

    Организацию взимания сбора осуществляют жилищно-эксплуатационные организации города. Жилищно-эксплуатационные организации ежемесячно, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным, представляют в районные инспекции  Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по городу Минску отчет о поступлении сбора. Перечисление средств в бюджет города Минска производится не позднее 22 числа.

    Учет  поступающего сбора, контроль за правильностью  его исчисления, полнотой и своевременностью перечисления осуществляют налоговые органы.

Информация о работе Налоговый контроль