Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 21:28, контрольная работа
Современный уровень развития общественных отношений в сфере налогообложения, а также постоянное совершенствование налогового регулирования предполагают необходимость научного анализа происходящих правовых преобразований и осмысления тех организационно-правовых механизмов, которые используются государством для реализации своих интересов при осуществлении налоговых изъятий. И в этом аспекте наиболее значимым является организация и функционирование налогового контроля, в большей степени в рамках которого изо дня в день происходит реализация государственных интересов в налоговой сфере.
2. Принцип планомерности.
Этот принцип подразумевает, что любая контрольная деятельность, для которой характерно ее постадийное осуществление, должна быть тщательно подготовлена и распланирована по конкретным временным рамкам. То есть мероприятия налогового контроля должным образом подготавливаются, устанавливаются сроки и очередность проверок тех или иных субъектов хозяйствования.
3. Принцип регулярности (систематичности) контроля.
Согласно данному принципу, контрольная деятельность носит цикличных характер и отдельные ее действия повторяются через определенные промежутки времени.
4.
Принцип объективности и
Принцип объективности и достоверности результатов налогового контроля предполагает, что решение руководителя уполномоченного органа должно соответствовать фактически существующим обстоятельствам, выявленным в ходе проведения мероприятий налогового контроля, и содержать вывод о соответствии/несоответствии налоговому законодательству совершенных налогоплательщиком действий.
5. Принцип документального оформления результатов контроля.
Здесь имеется в виду, что в ходе осуществления мероприятий налогового контроля все обнаруженные факты, действия и события должны фиксироваться в документах установленных видов и форм с обязательным наличием соответствующих реквизитов.
6.
Принцип взаимодействия и
Как правило, для реализации результатов контрольной деятельности, особенно в тех случаях, когда выявлены нарушения законодательства, контролирующим органам необходимо обращаться к другим государственным органам, которые имеют соответствующие полномочия по применению мер ответственности.
Следует отметить, что вышеперечисленные общеправовые принципы и принципы контрольной деятельности не исчерпывают систему принципов налогового контроля, но они являются основополагающими при его организации.
Говоря о налоговом контроле, необходимо выделить основные его направления:
--учет организаций и физических лиц;
--налоговый контроль за своевременностью уплаты налогов и сборов;
--налоговый
контроль за правильностью
--налоговый
контроль за законностью
--налоговый
контроль за своевременностью
и правильностью удержания
--налоговый
контроль за соответствием
--налоговый
контроль за своевременностью
перечисления налоговых
--налоговый
контроль за правомерностью
Таким образом, налоговый контроль занимает весьма значительное место в системе государственного финансового контроля, поскольку посредством осуществления контрольных функций государственными налоговыми органами обеспечивается не только соблюдение налогового законодательства, но и непосредственное привлечение финансовых ресурсов в государственный бюджет. Здесь очевидна большая роль налогового контроля в обеспечении исполнения бюджета государства по доходам, поскольку 80-90% бюджетных доходов страны базируется на налоговых поступлениях. Без эффективной работы налоговых органов в области контроля невозможно выполнение государством своих непосредственных функций.
Так как налоговый контроль обычно рассматривается в качестве целостной системы его элементов, критерии классификации видов налогового контроля будут определяться, исходя из характеристики положенного в ее основу элемента контроля. Кроме этого, в качестве классификационных признаков в данном случае могут выступать также и внешние характеристики контрольной деятельности, такие как место и время проведения контрольных мероприятий. Исходя из вышесказанного, с известной степенью условности можно предложить следующую классификацию налогового контроля;
1.
В зависимости от субъектов,
осуществляющих контрольную
а) налоговый контроль, осуществляемый налоговыми органами;
б) налоговый контроль, осуществляемый таможенными и другими органами.
2.
В зависимости от
а) налоговый контроль организаций;
б) налоговый контроль индивидуальных предпринимателей;
в) налоговый контроль физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
3.
В зависимости от объема
а)
комплексный налоговый
б) тематический налоговый контроль, подразумевающий проверку отдельных вопросов уплаты определенных налогов и сборов и соблюдения налогового законодательства;
в) целевой налоговый контроль, производимый по отдельным финансовым операциям налогоплательщика, например, по вопросам правильности применения налоговых льгот, правомерности возмещения сумм косвенных налогов из бюджета.
4. В зависимости от используемых методов и приемов поверки документов налоговый контроль делится на два подвида:
1) в зависимости от степени охвата предметов контроля:
а) сплошной налоговый контроль (проверка всех имеющихся документов, связанных с вопросами налогообложения);
б) выборочный налоговый контроль (проверка только части специально отобранных документов).
2) В зависимости от источников получения сведений и данных:
а) документальный налоговый контроль (базируется на изучении документально зафиксированных данных);
б) фактический налоговый контроль (основан на изучении фактического состояния объектов налогообложения, осуществляется посредством инвентаризации имущества, обследования помещений и т. д.);
в) встречный налоговый контроль (предусматривает получение информации от контрагентов проверяемых лиц).
5.
В зависимости от стадии
а) предварительный контроль;
б) текущий контроль;
в) последующий контроль.
6.
В зависимости от места
а) камеральный налоговый контроль (осуществляется по месту расположения налогового органа);
б) выездной налоговый контроль (проводится по месту нахождения проверяемого субъекта).
7.
В зависимости от плана
а) плановый налоговый контроль;
б)
внеплановый налоговый
Однако следует отметить, что налоговый контроль может быть не только государственным. Так, выделяют такое понятие, как налоговый аудит. Как и любой аудит, это вид независимого финансового контроля, который осуществляется на платной договорной основе аудиторами, имеющими соответствующую лицензию.
Налоговый аудит—это разновидность так называемой аудиторской проверки на соответствие требованиям. Цель—независимое подтверждение информации о результатах деятельности плательщиков и соблюдении ими налогового законодательства. Другими словами, аудит в сфере налогообложения—независимая экспертиза правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды [3, с. 129].
Заказчику налоговый аудит гарантирует конфиденциальность и сохранение коммерческой тайны. Однако это не гарантия от другой налоговой проверки, проводимой налоговыми органами, в частности, теми, которые имеют право перепроверки работы аудитора. В то же время от обязательной аудиторской проверки в соответствии с действующим законодательством могут быть освобождены юридические лица, которых в отчетном периоде проверяли налоговые органы по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет [3, с. 130].
Таким
образом, налоговый контроль играет
важную роль не только в системе государственного
финансового контроля, но и в рамках независимого
аудита, то есть в целом во всей системе
финансового контроля он занимает значительное
место.
2.
Характеристика местных
налогов и сборов действующих
в Республике Беларусь.
В соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь: «местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые нормативными правовыми актами (решениями) местный советов депутатов в соответствии с настоящим Кодексом и обязательные к уплате на соответствующих территориях» (статья 7 пункт 3).
Местные бюджеты обеспечивают финансирование экономических, социальных, культурных и других мероприятий, проводимых на соответствующей территории. Местные исполнительные и распорядительные органы, Советы депутатов в пределах своей компетенции самостоятельно составляют, рассматривают, утверждают и исполняют бюджеты исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории.
В соответствии со статьей 9 Налогового кодекса РБ к местным налогам и сборам относятся:
– абзац исключен с 1 января 2011 года. - Закон Республики Беларусь от 15.10.2010 N 174-З;
– налог за владение собаками;
– абзац исключен с 1 января 2011 года. - Закон Республики Беларусь от 15.10.2010 N 174-З;
– курортный сбор;
– сбор с заготовителей.
Сбор с владельцев собак
Плательщиками сбора являются владельцы собак, проживающие на территории города Минска. С владельцев собак ежемесячно взимается сбор в зависимости от пород в следующих размерах:
– с максимальной высотой в холке до 40 сантиметров – 0,4 базовой величины, устанавливаемой Советом Министров Республики Беларусь (далее – базовая величина);
– с максимальной высотой в холке до 70 сантиметров – 1 базовую величину;
– с максимальной высотой в холке 70 сантиметров и более, а также иных пород собак в соответствии с перечнем потенциально опасных пород собак – 1,2 базовой величины.
Оплата сбора производится ежемесячно не позднее 15 числа в любом учреждении открытого акционерного общества “Сберегательный банк “Беларусбанк”.
Организацию взимания сбора осуществляют жилищно-эксплуатационные организации города. Жилищно-эксплуатационные организации ежемесячно, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным, представляют в районные инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по городу Минску отчет о поступлении сбора. Перечисление средств в бюджет города Минска производится не позднее 22 числа.
Учет поступающего сбора, контроль за правильностью его исчисления, полнотой и своевременностью перечисления осуществляют налоговые органы.