Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2011 в 14:35, контрольная работа
Контроль государства за крупными расходами граждан имеет свою последовательность. На место отжившему в меру Федеральному закону от 20.07.1998 N 116 - ФЗ "О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам", пришли постановления Налогового кодекса. В пределах текущего налогового права, государство стремится контролировать значительные расходы граждан, но система контроля регулярно проскальзывает из-за недостатков законодательной техники.
Контроль государства за крупными расходами граждан имеет свою последовательность. На место отжившему в меру Федеральному закону от 20.07.1998 N 116 - ФЗ "О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам", пришли постановления Налогового кодекса. В пределах текущего налогового права, государство стремится контролировать значительные расходы граждан, но система контроля регулярно проскальзывает из-за недостатков законодательной техники.
Однако норма есть – налоговые органы не имеют оснований не применять эту технику, и применение происходит сообразно избранному толкованию. Статьи 86.1, 86.2 и 86.3 Налогового кодекса посвящены налоговому контролю за расходами физических лиц.
Процедура
налогового контроля за расходами физических
лиц – налоговых резидентов Российской
Федерации – является одним из способов
установления факта неуплаты налогов.
Если согласно финансовым документам
у физического лица задекларированные
доходы небольшие, а лицо производит несопоставимые
с ним расходы на приобретение дорогостоящего
имущества, то это может свидетельствовать
об уходе от налогообложения. Имеет место
совершение либо налогового правонарушения,
либо экономического преступления.
Расходы,
находящиеся под налоговым
Согласно п. 2 ст. 86.1 НК РФ, налоговый контроль распространяется на тех налоговых резидентов РФ, которые приобретают в собственность следующее имущество:
- недвижимость
(за исключением многолетних насаждений):
земельные участки, квартиры, дома, дачи,
строения, сооружения, самолеты, вертолеты,
морские суда, суда внутреннего плавания,
космические объекты, обособленные водные
объекты (пруды), леса;
- механические
транспортные средства, не относящиеся
к недвижимости: автомобили вне зависимости
от количества сидячих мест, разрешенной
максимальной массы, мощности и назначения
транспортного средства; мотоциклы; катера;
гидроциклы и снегоходы, если они подлежат
государственной регистрации;
- культурные
ценности: картины, рисунки ручной работы,
скульптурные произведения, художественные
изделия из стекла, керамики, дерева, металла,
иконы, старинные книги, редкие рукописи,
уникальные музыкальные инструменты и
т. п., признаваемые культурными ценностями
согласно действующему законодательству;
- ценные
бумаги:
а) государственные
и ценные муниципальные бумаги: государственные
и муниципальные облигации, государственные
и муниципальные казначейские обязательства,
а также другие государственные
и муниципальные ценные бумаги, распространяемые
среди физических лиц;
б) сберегательные
сертификаты: ценные бумаги на предъявителя,
выпускаемые Сберегательным банком
Российской Федерации на срок в три
года номиналом 1, 10 и 50 тыс. руб. и распространяемые
среди физических лиц;
в) акции
открытых акционерных обществ (эмиссия
должна быть соответствующим образом
зарегистрирована в ФКЦБ России);
- золото
в слитках.
Налоговому контролю подвергаются расходы, произведенные на приобретение только указанного выше имущества, перечень является исчерпывающим.
Так, приобретение,
к примеру, в собственность акций
закрытых акционерных обществ не
подпадает под налоговый
Все сделки с вышеуказанным имуществом должны проходить регистрацию. На регистратора возлагается обязанность в течение 10 дней со дня регистрации сделки купли-продажи имущества направлять в налоговые органы по месту нахождения налогового резидента копии документов, свидетельствующих о совершении сделки купли-продажи имущества.
Согласно
ст. 86.3 НК РФ, в случае если произведенные
расходы превышают доходы, заявленные
физическим лицом в его налоговой
декларации за предыдущий налоговый
период, или налоговые органы не
располагают информацией о доходах физического
лица за предыдущий налоговый период,
налоговые органы обязаны составить акт
об обнаруженном несоответствии и в месячный
срок направить физическому лицу письменное
требование о даче пояснений об источниках
и размерах израсходованных на приобретение
имущества денежных средств.
Учитывая, что сроки в большинстве своем
в НК РФ - пресекательные, то спустя один
месяц налоговый орган не имеет права
направлять физическому лицу требование,
и у налогового органа больше нет ни одного
инструмента налогового контроля за расходами
лица. Но для правильного отсчета указанного
месячного срока необходимо знать, с какого
дня он начинает течь.
Ответов на эти вопросы нет в ст. 86.3 НК РФ. И этот факт делает статью функционирующей далеко не в пользу налогоплательщика и порождает самовольные действия со стороны налоговых органов.
Необходимо
отметить, что согласно НК РФ налоговые
органы будут принимать во внимание
доход физического лица только за прошлый
год и сравнивать его с ценой покупки.
Даже если очевидно, что по сумме доходов
за прошлые года, взятых из налоговых деклараций,
у человека реально могли накопиться деньги
на покупку квартиры, то все равно налоговый
орган должен потребовать объяснений
путем направления ему запроса о предоставлении
специальной декларации об источниках
и размерах средств, израсходованных на
приобретение имущества, форма которого
была утверждена Приказом МНС РФ 2 декабря
1999 г. N АП - 3 - 08/379. К специальной декларации
физическое лицо вправе приложить копии
подтверждающих доходы документов.
Специальная
декларация
Специальная
декларация - это исключительно инструмент
налогового контроля за расходами физических
лиц - налоговых резидентов РФ. В этой декларации
лицо, находящееся под контролем, обязано
показать сведения о приобретенном имуществе:
наименование и местонахождение (местонахождение
только для недвижимого имущества) приобретенного
имущества, стоимость и дату приобретения
имущества; а также сведения об источниках
средств, которые были израсходованы на
приобретение имущества: наименование
и местонахождение источника, период получения
средств, вид средств (вознаграждение,
наследство, продажа имущества, заработная
плата, выигрыш в лотерее, клад и т. п.) и
сумму полученных денежных средств.
Согласно
ст. 86.1 НК РФ налоговый контроль производится
за расходами гражданина, осуществляющего
эти расходы сам и из своих заработанных
(полученных) денег. Если за человека заплатил
его родственник, к примеру, при покупке
квартиры, и налоговый орган потребовал
у него пояснений, то в специальной декларации
указывается, что денежная сумма получена
в дар от родственника.
Специальная декларация должна быть адресована
в налоговый орган по месту жительства
физического лица, совершающего расходы,
в срок не позднее 60 календарных дней с
момента получения запроса о предоставлении
специальной декларации. Сам запрос считается
полученным человеком по истечении шести
дней со дня направления заказным письмом.
В случае,
если физическое лицо не представляет
специальную декларацию или упускает
срок, отведенный для предоставления в
налоговый орган специальной декларации,
не вследствие уважительных причин, перечисленных
в ст. ст. 111 и 112 НК РФ, то человек подвергается
штрафу по ст.129.1 НК РФ в размере 1 000 руб.,
которые могут быть взысканы только в
судебном порядке.
2.
Возникновение, изменение
и прекращение обязанности
по уплате налогов.
Конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы имеет особый публично-правовой характер. В рамках конституционного обязательства по уплате налогов на налогоплательщика возложена обязанность уплатить законно установленные налоги и сборы, а на кредитные учреждения - обязанность обеспечить перечисление соответствующих платежей в бюджет.
Статьей 44 НК РФ установлено правило, согласно которому обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога (сбора).
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законом, в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, или досрочно.
Обязанность по уплате налога исполняется в валюте Российской Федерации. Иностранными организациями, а также физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, обязанность по уплате налога может исполняться в иностранной валюте.
Если обязанность по исчислению и удержанию налога возложена в соответствии с НК РФ на налогового агента, то обязанность налогоплательщика по уплате налога считается выполненной с момента удержания налога налоговым агентом.
Обязанность
по уплате налога и (или) сбора прекращается:
1) с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком
или плательщиком сбора;
2) с возникновением обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и (или) сборах связывает прекращение обязанности по уплате данного налога и сбора;
3) со смертью налогоплательщика или с признанием его умершим в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации. В этом случае задолженность по имущественным налогам умершего лица либо лица, признанного умершим, погашается в пределах стоимости наследственного имущества;
4) с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетами (внебюджетными фондами).
Перечень
оснований, по которым обязанность
по уплате налога и (или) сбора прекращается,
не является исчерпывающим. Называя конкретные
основания, прекращающие данную обязанность
(уплата налога, смерть налогоплательщика
или признание его умершим, ликвидация
организации-налогоплательщика)
Остановимся более детально на основных случаях прекращения налогового обязательства.
Уплата налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора. Самым распространенным основанием для прекращения обязанности по уплате налога является непосредственно его уплата.
В соответствии со ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, а при уплате налогов наличными денежными средствами - с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк или кассу органа местного самоуправления либо организацию связи федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области связи.
Конституционное обязательство по уплате законно установленных налогов и сборов может считаться исполненным в тот момент, когда денежные средства налогоплательщиков поступают на бюджетные счета. В соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 12 октября 1998 г. N 24-П "По делу о проверке конституционности п. 3 ст. 11 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года "Об основах налоговой системы в Российской" налог считается уплаченным со дня списания кредитным учреждением платежа с расчетного счета налогоплательщика независимо от времени зачисления сумм на соответствующий бюджетный или внебюджетный счет. Однако Конституционный Суд РФ по ходатайству МНС России вынес определение от 25 июля 2001 г. N 138-О, согласно которому выводы, содержащиеся в постановлении Конституционного Суда РФ N 24-П, касаются только добросовестных налогоплательщиков, что предполагает обязанность налоговых органов и других органов государства осуществлять контроль за исполнением налоговых обязательств в установленном порядке, проводить проверку добросовестности налогоплательщиков и банков и, в случаях выявления их недобросовестности, обеспечивать охрану интересов государства, в том числе с использованием механизмов судебной защиты. Таким образом, норма ст. 45 НК РФ рассчитана на добросовестные действия налогоплательщика, направленные на реальное исполнение обязанности по уплате налога, что подтверждено постановлениями Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ.
Информация о работе Налоговый контроль за расходами физических лиц