Налоговые системы зарубежных стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 20:54, реферат

Описание работы

Важным положением предлагаемого подхода к сравнительному анализу систем налогообложения федеративных (по существу) государств является то, что возможность применения в российской налоговой практике тех или иных элементов, методов, структурных решений в обязательном порядке должна оцениваться с учетом реально сложившегося уровня социально-экономического развития конкретных стран, особенностей протекания социально-экономических процессов, а также целей и задач (причем не только экономических, но и политических), которые стоят перед данным государством.

Работа содержит 1 файл

налоговые системы зарубежных стран.doc

— 153.50 Кб (Скачать)

    Налоговая система Японии

     
          Налоговая система Японии, как в США и Европе, характеризуется множественностью налогов. Их имеет право взимать каждый орган территориального управления. Но все налоги страны зафиксированы в законодательных актах. Каждый вид государственного налога регулируется законом. Закон о местных налогах определяет их виды и предельные ставки, в остальном установление ведется местным парламентом. Всего в стране 25 государственных и 30 местных налогов. Их можно классифицировать по трем крупным группам:

    Первая - это прямые подоходные налоги на юридических  и физических лиц.

    Вторая - прямые налоги на имущество.

    Третья - прямые и косвенные потребительские  налоги.

    Налоговая политика Японии предусматривает укрепление финансов местных органов власти: префектур, городов, районов, поселков и т.д. В Японии платят три вида местных налогов, взимаемых муниципалитетами. Это предпринимательский, корпоративный муниципальный и уравнительный налоги.

    Предпринимательский налог начисляется на облагаемую налогами прибыль и взимается  по трем ставкам, величина каждой из которых  может незначительно колебаться в зависимости от префектуры. Так, для Токио он установлен в пределах от 6 до 12,6% прибыли в зависимости от уставного капитала компании и величины самой прибыли.

    Корпоративный муниципальный налог представляет собой совокупность двух налогов: префектурального и городского или (как в случае для Токио) соответственно городского и районного. Налоговые ставки могут различаться в зависимости от места, но предельная ставка для префектурального (для Токио - городского) налога - 6%, городского (районного) - 4,7% (рассчитывается от суммы общенационального налога).

    Уравнительный налог представляет собой подлежащую уплате фиксированную сумму, величина которой (от 50 тыс. до 3750 тыс. иен) определяется по соответствующей таблице, зависит от размера капитала юридического лица и числа работающих на нем и распределяется между городом и префектурой в соотношении 4:1.

    Достаточно  интересна структура местных  налогов. Приведем ее, исходя из указанной выше классификации групп налогов. Из общей суммы местных налогов более 50% приходится на подоходные налоги. На втором месте имущественные налоги, которые принесли 35%. И только на третьем месте потребительские налоги 12-15% доходов местных налогов.

    Соотношение общегосударственных налогов несколько  иное, хотя общие тенденции одинаковы. Государственные подоходные налоги занимают долю 56% (почти такую же, как и среди местных налогов), имущественные - 25% и потребительские налоги - 18-20%. Это соотношение вполне естественно, если учесть, что существенная доля имущественных налогов направляется в местные бюджеты. 
 
 

    Сравнительная характеристика налоговой  системы России и  налоговых систем развитых зарубежных стран 

    В мировой налоговой практике в  качестве показателя налоговой нагрузки на макроуровне служит отношение суммы всех взысканных с налогоплательщиков налогов, вне зависимости от того, в бюджет какого уровня или в какой внебюджетный фонд они поступают, к объему полученного валового внутреннего продукта (ВВП).

    Данные  о степени налоговых изъятий  по отношению к ВВП в различных  странах приведены в табл. 4.

    Таблица 4 - Удельный вес налоговых поступлений  в различных странах по отношению к ВВП (в процентах)

    Страна     Доля  налогов и обязательных платежей     Доля  налогов без обязательных платежей      
    Австрия     45,5     29,9      
    Бельгия     46,4     31,1      
    Великобритания     33,9     27,7      
    Германия     42,9     23,1      
    Дания     52,8     49,7      
    Испания     35,5     21,7      
    Италия     42,9     27,4      
    Канада     36,3     31,0      
    Нидерланды     44,8     26,6      
    США     31,8     22,7      
    Франция     46,3     24,9      
    Швеция     54,2     38,1      
    Япония     28,6     18,2      
    Россия     30,7     22,1      
                       

    Из  этих данных можно сделать несколько важных выводов.

    Во-первых, большинство экономически развитых стран мира к настоящему времени практически достигли максимально возможного уровня перераспределения через налоговую систему ВВП и национального дохода. Поэтому обеспечение дальнейшего роста поступлений доходов в бюджеты этих стран возможно в основном за счет изменения структуры налоговых изъятий и обеспечения на этой основе прямой зависимости роста налогов от роста ВВП.

    Во-вторых, напрашивается вывод о том, что  налоговое бремя для российских налогоплательщиков не столь велико, как это постоянно трактуется в экономической литературе. Действительно, уровень налогового изъятия в России в последние годы не превышал 32% ВВП.

    Эффективная налоговая система должна выполнять  ряд функций, а именно:

    1) формирование фискально-доходной части государственного бюджета;

    2) производственно-стимулирующая функция;

    3) социальная.

    Проведем  сравнительный анализ систем налогообложения  таких развитых стран, как США, Великобритания, Германия, Франция, Швеция, Норвегия, Япония. (Выбор исследуемых стран обусловлен показателями их ВВП на душу населения.)

    Фискальная  функция присуща всем налогам, без  выполнения этой функции система  налогообложения теряет всякий смысл. При формировании эффективной фискальной системы необходимо выполнение таких условий, как относительная простота расчетов и легкость сбора налогов, сохранение стабильности, система препятствий на путях уклонения от выплаты тех или иных налогов. Налоговые системы зарубежных развитых стран указанную функцию выполняют достаточно успешно.

    Социальная  функция в самом общем виде направлена на соблюдение при налогообложении принципов социальной справедливости.

    Производственно-стимулирующая  функция требует от налоговой  системы функционирования таким  образом, чтобы как минимум не подрывать стимулы к производственной или, шире, к экономической деятельности, а в лучшем случае усиливать эти стимулы. Для сравнения эффективности налоговых систем зарубежных стран исходя из выполнения ими данной функции были проанализированы налоги на корпорации в каждой из выбранных стран.

    Современные ставки налога на прибыль в большинстве  развитых странах колеблются от 30 до 40 %.Однако, необходимо учитывать и льготы по налогу, которые весьма различаются по странам и оказывают существенное влияние на сумму налога.

    Налоговая система США предусматривает  хотя и весьма сложные, но четко регламентированные процедуры оценки облагаемых доходов. Существенные льготы и пониженные ставки для корпораций и граждан, имеющих  небольшие доходы или осуществляющих строительство и обновление оборудования, определяют гораздо большие возможности выбора при расчете облагаемого дохода. Прогрессивный характер налогообложения, дискретность налоговых отчислений, универсальность обложения, наличие большого количества целевых льгот, скидок, исключений - все это, а также более низкие ставки прямых и косвенных налогов, создают в США намного более благоприятный налоговый климат для предпринимательства и домохозяйств, чем в других развитых странах.

    Налоговая система Великобритании, являясь довольно сложной, определяет более льготные условия налогообложения по сравнению с большинством других европейских стран за счет значительно более низких обязательных социальных налогов при стимулировании добровольных взносов и сбережений и несколько более низких ставок подоходных налогов с корпораций и физических лиц.

    Францию среди развитых стран отличает высокая  доля налоговых поступлений в валовом внутреннем продукте и взносов в фонды социального назначения. Налоговая система Франции является жесткой по отношению к физическим лицам и семьям, имеющим высокие душевые доходы, но применение значительных вычетов из базы индивидуального подоходного налога приводит к снижению его вплоть до нуля для бедных слоев населения.

    Для предприятий малого бизнеса установлены одни из самых высоких налогов и обязательных отчислений. В целом, можно заключить, что налоговая система Франции по сравнению налоговыми системами США и Великобритании является более жесткой по отношению к корпорациям и личным доходам граждан.

    Налоговая система Японии обладает исключительной гибкостью и высокой адаптивностью, чутко реагируя на все заметные изменения  как в экономической, так и в социальной сферах. Современная налоговая система Японии отличается умеренным уровнем налогового бремени (наиболее низкий уровень среди развитых стран: доля налогов в национальном доходе Японии - 26%, тогда как, например, в Великобритании - 40”%, Франции - 34%). В Японии у предприятий изымается около 50% прибыли. Негативное влияние такой фискальной направленности налогообложения прибыли здесь компенсируется проведением активной промышленной политики государства.

    Швеция  и Норвегия считаются странами с  самыми высокими налоговыми ставками. Следствием жесткого налогового пресса в Швеции стали падение темпов экономического роста, снижение конкурентоспособности шведских товаров, перевод ряда производств за пределы страны. Поэтому были серьезно снижены основные ставки налогов на прибыль корпораций и НДС. Налоги на личные доходы остались на достаточно высоком уровне.

    Значение  льгот в налогообложении прибыли  весомо для большинства стран  и в количественном отношении. Льготы уменьшают общую ставку налога на прибыль в США примерно на 8%, в  Англии - на 9%. Общая ставка налога на нераспределенную прибыль в Германии при вычете из нее той части промыслового налога, которая, по сути, является налогом на капитал, и льгот снижается примерно на 16%. В Италии льготы уменьшают общую ставку налога на прибыль на 12%, в Японии на 4% .

    В таких странах, как Германия, Франция  ставки налога на прибыль корпораций колеблются в пределах 25% - 40%, а значение налоговых льгот не столь велико.

    Наибольшая  нагрузка на предприятия наблюдается  в таких странах как Швеция и Норвегия. Налоговые льготы здесь минимальны. Однако считается, что хотя налоги и высоки, основная часть собранных средств возвращается населению в форме различных услуг.

    Таким образом, модернизация налоговой системы Российской Федерации должна быть ориентирована на выделение наиболее эффективных элементов из налоговых систем рассмотренных стран. Однако, с точки зрения одновременного учета требований оптимального бюджетного федерализма следует ориентироваться на построение налоговых систем в США и Канаде. Кроме того, с точки зрения создания стабильной налоговой системы России следует использовать опыт Германии, где налоговая система «инкорпорирована» в Основной закон - Конституцию.

 

     Заключение 

    Налоговый механизм является наиболее действенным  и эффективным рычагом государственного регулирования. От того, насколько эффективной будет налоговая система государства, зависит и эффективность функционирования страны и народного хозяйства в целом.

    Говоря  о проблемах современной налоговой  системы РФ, прежде всего, стоит отметить проблему налогового администрирования - налоговая система РФ по-прежнему остается очень громоздкой, неэкономичной и малоэффективной. Большое количество налогов, сложные методики их расчета, наличие большого количества бюрократических процедур приводят к значительному увеличению трудоемкости как налогового учета, так и налогового инспектирования.

    Таким образом, эффективная налоговая  система должна обеспечивать разумные потребности государства, изымая у налогоплательщика не более 30% его доходов. Конечно, из этого правила есть исключения, которые только лишь подтверждают правильность установленного правила. Налоговая система отдельных стран, в частности Швеции, построена таким образом, что налогоплательщик отдает в государственную казну 50 % и более своего дохода, и это не подавляет его стимулы к развитию производства.

Информация о работе Налоговые системы зарубежных стран