Налоговые системы за рубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 10:14, реферат

Описание работы

Цели налоговой политики страны определил еще канцлер Германии Отто Бисмарк (1815-1898) в своей речи в рейхстаге 2 мая 1879 г., где потребовал перенесения бремени налогов с доходов на потребление (расходы). Отсюда пошла крылатая фраза о налоговом сюртуке Бисмарка.

Работа содержит 1 файл

Статья.docx

— 30.59 Кб (Скачать)

      Введение

       Значительный  интерес, в связи с реформированием  налоговой системы России, представляет система налогообложения Германии, основанная на принципе множественности  налогов (их около 50 видов) и имеющая  федеративное устройство. По каждому  виду налогов приняты специальные  законы.    

         Налоги в ФРГ рассматриваются  правительством как главное средство  воздействия государства на развитие  экономики; они обеспечивают около  80% бюджетных доходов. В России  также около 80 % бюджетных доходов  обеспечивают налоги. Сходством  является и то, что деятельностью  налоговых институтов в ФРГ  занимаются специальные институты  и ведомства, оценивающие уровень  ожидаемых налоговых поступлений,  а Министерство финансов ФРГ  составляет пятилетние проекты  доходов и расходов страны  и осуществляет налоговую политику.

       Полезным  для Российской Федерации может  оказаться опыт реформирования налоговой  системы Германии. Как федеративное государство оно прошло различные  стадии политического и экономического устройства, не раз поднималась из разрухи, вызванной мировыми войнами и выросла в экономически мощное рыночное государство с выраженной социальной ориентацией.

       Многие  федеральные земли Германии не одно столетие были самостоятельными государствами. Отсюда была постоянная необходимость  поиска оптимальных взаимоотношений  вертикальных и горизонтальных ветвей власти.

       В любой стране с федеративным устройством  в то числе и в России центральной  проблемой является разграничение  полномочий центральной власти и  субъектов федерации. Этот вопрос в  Германии тоже решен. Так, в результате крупнейшей налоговой реформы в  декабре 1919 года был ликвидирован финансовый суверенитет земель. Право получать налоги и управлять ими осталось исключительно за государством. Налоговая  система стала централизованной.

       В отличие от России в Германии применяется  как вертикальное, так и горизонтальное выравнивание доходов. Высокодоходные земли (Бавария, Вюртемберг, Северный Рейн-Вестфалия) перечисляют часть своих финансовых ресурсов менее развитым землям (Саксония, Шлезвиг-Голштейн). Это явилось итогом многолетнего развития налоговой системы.

       Цели  налоговой политики страны определил еще канцлер Германии Отто Бисмарк (1815-1898) в своей речи в рейхстаге 2 мая 1879 г., где потребовал перенесения бремени налогов с доходов на потребление (расходы). Отсюда пошла крылатая фраза о налоговом сюртуке Бисмарка.

       В настоящее время в Германии два  крупнейших налога - подоходного с  физических лиц и налога на добавленную  стоимость. Удельный вес НДС в  доходах бюджета страны составляет 28 %. Также как и в России ставка дифференцирована. Общая ставка составляет 15 %, но ряд продовольственных товаров и книжно-журнальной продукции облагаются по минимальной ставке 7 %. В общих доходах бюджета налоги составляют около 80 %.

       Особенности налоговой системы  Германии

       Рассмотрим  налоговую систему Германии. Следует  отметить, что организация налогообложения  в Германии основывается на принципах, которые были заложены еще Л. Эрхардом:

  1) налоги  должны быть по возможности  минимальными;

2) при  налогообложении того или иного  объекта должны учитываться экономическая  целесообразность взимания налога;

  3) налоги  не должны препятствовать конкуренции;

  4) налоги  должны соответствовать структурной  политике;

5) система  налогообложения должна строиться  на уважении частной жизни  налогоплательщика, соблюдении коммерческой  тайны;

  6) в системе  должно быть исключено двойное  налогообложение;

  7) налоги  должны обеспечивать справедливое  распределение доходов в обществе;

8) величина  налогов должна находиться в  соответствии с размером, оказываемых  государством услуг.

       Законодательной базой налогообложения в Германии служит основной и всеобъемлющий  закон, в котором определены не только общие условия и процессуальные принципы налогообложения (порядок  расчета, взаимоотношения и полномочия по их взиманию), но и виды налогов, а также распределение налоговых поступлений между федерацией, землями и общинами.

Федеральный бюджет формируется  за счет поступлений:

  • федеральных налогов: таможенных пошлин, налога да добавленную стоимость, налога на доход от страховой деятельности, вексельного налога, солидарного налога, налогов по линии Европейского сообщества, акцизов (кроме налога на пиво);
  • доли в совместных налогах;
  • доли в распределении промыслового налога.

Земли получают доходы от:

  • земельных налогов, имущественного налога, налога на наследство, налога на приобретение земельного участка, налога с владельцев автотранспортных средств, налога на пиво, налога с тотализатора и проведения лотерей, налога на противопожарную охрану, от сбора с выручки в казино;
  • доли в совместных налогах;
  • доли в распределении промыслового налога. К числу совместных налогов относятся: налог на заработную плату, подоходный налог, налог с корпораций, налог на добавленную стоимость (включая налог с оборота ввозимых товаров).
 

Общины  получают часть поступлений  от:

  • местных налогов: промыслового налога, земельного налога, местных акцизов и налога на специфические формы использования доходов (налог с владельцев собак, на доходы увеселительных заведений);
  • доли в поступлениях от налога на заработную плату и подоходного налога;
  • налоговых взносов в рамках земельного законодательства.

    В этом также можно проследить сходство налоговой системы России и Германии, ведь в России также налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные, которые в свою очередь поступают  в разных пропорциях в различные  бюджеты.

    Церкви  в ФРГ (католическая, протестантская и лютеранская) правомочны взимать  с верующих соответствующей концессии  церковный налог.

    Из  вышеприведенного следует, что налоговая система в ФРГ множественная (в ней насчитывается 45 налогов), разветвленная, трехуровневая. Основную фискальную роль играют в ней подоходные налоги. В России трехуровневая налоговая система также построена на принципах множественности (около 30 налогов) и разветвленности.

       Основные  виды налогов Германии

       Ввиду большого разнообразия налогов Германии остановимся лишь на основных из них.

Существующие  в Германии налоги можно условно  разделить на три категории: налоги на доходы, налоги на имущество и  налоги на сделки и потребление. 
Основными видами налога на доходы являются подоходный налог с физических лиц (Einkommensteuer), налог на прибыль предприятий (Körperschaftsteuer), и налог на хозяйственную деятельность (Gewerbesteuer). К налогам на имущество относятся налог на землю (Grundsteuer) и налоги на дарение и наследство. Наиболее значимыми налогами на сделки и потребление являются налог на приобретение имущества и НДС.

Подоходный  налог (Einkommenssteuer)

Подоходный налог  подлежит уплате физическими лицами, частными предпринимателями и партнерами общества, если они являются субъектами налогообложения в неограниченной степени. Налоговые резиденты уплачивают подоходный налог со всего подлежащего  подоходному налогу дохода, вне зависимости  от того, в какой стране этот доход  получен. Лица, не являющиеся налоговыми резидентами, уплачивают подоходный налог  только с того дохода, который получен  в Германии. Налоговым резидентом Германии считается лицо, постоянно  проживающее или пребывающее  на территории Германии.

Налоговая ставка

Ставка подоходного  налога расчитывается следующим образом (на 1.07.2006):

    - нулевая ставка, если облагаемый подоходным налогом  доход не превышает 7,664 евро 
    - прогрессивная ставка от 15% до 42% на облагаемый подоходным налогом доход от 7,664 до 52,152  евро 
    - пропорциональная ставка 42% на облагаемый подоходным налогом доход, превышающий 52.152 евро.

Исчисление  суммы налогооблагаемого  дохода:

Исчисление размера  налога производится из суммы совокупного  дохода, за вычетом суммы, предназначенной  для личных расходов и освобожденных  от налогов сумм.  
Подоходным налогом облагаются следующие виды доходов:

  • доходы от сельского и лесного хозяйства
  • доходы от хозяйственной деятельности
  • доходы от предоставления индивидуальных услуг
  • доходы от работы по трудовому договору
  • доходы от вложений финансовых средств
  • доходы от аренды
  • и др.

При формировании налогооблагаемой базы по этому налогу из дохода подлежат вычету производственные расходы, связанные с получением доходов, и особые издержки. Некоторые  виды особых издержек подлежат вычету в неограниченном количестве (например, церковные налоги, партийные взносы), другие с ограничениями предельной суммы вычетов, дифференцированной в зависимости от семейного положения. Это прежде всего вычеты страховых взносов и взносы на целевое накопление средств на жилищное строительство. Затраты на собственное профобучение или повышение квалификации, затраты на работников в собственном хозяйстве, а также школьные расходы вычитаются в твердо установленной сумме. К особым издержкам относятся также алименты разведенным или живущим отдельно в течение длительного времени супругам (у алиментополучателя они облагаются налогом).

Налогооблагаемая  база может быть уменьшена на сумму  непредвиденных расходов (расходы на пребывание в больнице, расходы родителя-одиночки на бытовые услуги при воспитании ребенка моложе 16 лет).

Здесь также  прослеживается схожесть налогов России и Германии. В отличие от России подоходный налог в Германии прогрессивен. Его минимальная ставка - 19%, максимальная - 53%. Максимальная ставка налога применяется  к гражданам, чей доход превышает 120 тысяч марок. Хотя раньше в России также применялась прогрессивная  ставка подоходного налога.

Наибольшее значение для иностранных инвесторов имеют  налоги на доходы от хозяйственной  деятельности, на заработную плату  и на доходы от вложений финансовых средств 

Налог на доходы от хозяйственной  деятельности

    В соответствии с Законом о подоходном налоге (EStG)  доходы от хозяйственной деятельности равняются прибыли, указанной в подготовленном балансе. Зарубежные предприниматели, намеревающиеся учредить фирму в Германии, должны декларировать эту прибыль в соответствие с действующими на территории Германии торговыми и налоговыми актами.  
         Партнерства и товарищества (открытые торговые общества, коммандитные товарищества) декларируют свою прибыль в своем качестве обществ, но подоходный налог как с таковых с них не снимается. Только сами партнеры/товарищи несут налоговые обязательства в соответствии с правилами уплаты подоходного налога с физических лиц.

Налог на заработную плату

    Налог на заработную плату является специфической  формой подоходного налога. Им облагаются только доходы, полученные от трудовой деятельности в качестве наемного работника. Работодатель обязан удержать причитающийся  налог на заработную плату согласно таблице налогов на заработную плату  и внести его в соответствующий  финансовый орган.   Работодатель несет персональную ответственность за это. Эта процедура налогообложения действительна и для представительств иностранных фирм в стране.

Налог на доходы от вложений финансовых средств

Налог на доходы от вложений финансовых средств взимается  с определенных видов прибыли, таких  как дивиденды с акций, доли пайщиков в обществах с ограниченной ответственностью и кооперативах, проценты с банковских вкладов, доход от сделок с ценными бумагами и т. д. Налогом облагается доход, превышающий 1370 евро.  
Если субъектами налогообложения являются иностранные лица, то размер налога на доходы от вложений финансовых средств регулируется Соглашением об избегании двойного налогообложение.

Информация о работе Налоговые системы за рубежом