Налоговые системы некоторых западноевропейских стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 11:36, реферат

Описание работы

Система налогов в развитых западноевропейских странах так же многообразна и разветвлена, как и в США. Также имеются федеральные, или общегосударственные, налоги, налоги регионов (земель, провинций, департаментов, графств и т.д.) и местные налоги. Степень налогообложения в Европе, пожалуй, выше, чем в Северной Америке.

Работа содержит 1 файл

Налоговые системы некоторых западноевропейских стран.docx

— 33.22 Кб (Скачать)

Налог на жилье взимается как с собственников жилых домов, так и с арендаторов.

Малообеспеченные лица могут  быть освобождены целиком или  частично от уплаты данного налога в части их основного местопроживания.

Профессиональный налог  вносится юридическими и физическими лицами, постоянно осуществляющими профессиональную деятельность, не вознаграждаемую заработной платой. Для расчета налога берется сумма двух элементов, умножаемая на установленную местными органами власти налоговую ставку. Этими двумя элементами являются:

арендная стоимость недвижимости, которой располагает налогоплательщик для нужд своей профессиональной деятельности;

некоторый процент заработной платы (обычно 18%), уплачиваемой налогоплательщиком своим сотрудникам, а также полученного им дохода (обычно 10%).

Рассчитанный по этим элементам размер налога не должен превышать 3,5% от произведенной добавленной стоимости. Это законодательное ограничение.

Помимо четырех основных местные органы управления могут  вводить и другие местные налоги:

налог на уборку территорий;

пошлина на содержание Сельскохозяйственной палаты, взимаемая сверх налога на незастроенные участки с того же базиса;

пошлина на содержание Торгово-промышленной палаты, вносимая теми, кто уплачивает профессиональный налог;

пошлина на содержание Палаты ремесел, уплачиваемая предприятиями, которые обязаны быть включенными в реестр предприятий и ремесел;

местные и департаментные сборы на освоение рудников;

сборы на установку электроосвещения;

пошлина на используемое оборудование;

налог на продажу зданий, перечисляемый в бюджеты департаментов;

пошлина на автотранспортные средства, налагаемая на все автотранспортные средства;

налог за превышение допустимого лимита плотности застройки;

налог за превышение предела удельной занятости площади;

налог на озеленение, вносимый в бюджеты департаментов. Имеются и некоторые другие местные налоги и сборы.

В Великобритании основным источником доходной части бюджета являются федеральные налоги. В бюджетах графств и городов отчисления от федеральных налогов составляют от 70 до 90%.

Возьмем, например, бюджет г. Уортинга. В 1993 г. он сформировался в объеме 35 млн.ф.ст. Его структура: 70% — ассигнования из королевского бюджета, 18% — налог на имущество, 12% — прочие местные налоги и сборы.

Основные виды прямых налогов  Соединенного Королевства — это подоходный налог и корпоративный налог, которые уплачивают соответственно физические лица и юридические лица с чистых доходов.

Ставка налога с корпораций — 35%. Льготы предоставляются в основном малому бизнесу. Если доход предприятия менее 200 тыс.ф.ст. в год, то налог понижается до 25%. В особую категорию выделены нефтедобывающие компании. Они вносят в бюджет 75% дохода, остающегося после уплаты налога по обычной ставке.

Ставка налога на физических лиц дифференцирована. При годовом доходе до 20,7 тыс.ф.ст. ставка налога 25%, свыше этой величины — 40%.

Значительные доходы приносят косвенные налоги. Основные из них — НДС по ставке 17,5%; акцизы на нефтепродукты, алкоголь и табак; таможенные пошлины; налог с игорного бизнеса — 8% (биллиард — 4%); сборы с бегов (конные скачки, собачьи бега). Ставка акцизных сборов колеблется в пределах от 10 до 30%.

Из местных налогов основным является налог на имущество. Он взимается с собственников или арендаторов недвижимого имущества. В это понятие входит земля. К числу плательщиков данного налога относятся и лица, снимающие жилье и оплачивающие квартирную плату. Оценка стоимости недвижимого имущества обычно производится раз в 10 лет. Она представляет собой предполагаемую сумму годового дохода от сдачи данного имущества в аренду. Ставка налогообложения устанавливается муниципалитетом исходя из потребности в финансовых ресурсах, поэтому ставка заметно колеблется по графствам и городам Великобритании.

Муниципалитет может устанавливать  и другие налоги на местные нужды. Перечень местных сборов в различных графствах весьма отличается друг от друга.

В 1993 г. бюджет Соединенного Королевства был равен 80 млрд.ф.ст. От этой суммы 56% принесли прямые налоги, 43% — косвенные, Из прямых налогов четыре, пятых пришлись на долю подоходного налога и одна пятая — на долю корпоративного налога. В структуре косвенных налогов основным был НДС — 39%, таможенные сборы — 35, акцизы на нефтепродукты — 13, акцизы на табак — 6,6, акцизы на алкоголь — 5,1, налоги с игрового бизнеса — 1,1, прочие доходы — 0,2%.

В США, ряде европейских стран федеральные налоги поступают в федеральный бюджет, местные налоги — в местный бюджет и т.д. Перераспределение финансовых ресурсов осуществляется сверху вниз путем субсидий вышестоящих бюджетов в виде дотаций и субвенций.

Иначе обстоит дело в Германии. Наиболее крупные налоговые источники формируют сразу три или два бюджета. Так, подоходный налог с физических лиц как в США, так и во Франции — это основной источник государственных доходов, распределяется следующим образом: 42,5% поступлений (направляется в федеральный бюджет, 42,5% — в’бюджет соответствующей земли и 15% — в местный бюджет. Налог на корпорации делится в пропорции 50 на 50% между федеральным и земельным бюджетами. Налог на предпринимательскую деятельность взимается местными органами управления, но им остается 50%, а другая половина перечисляется в федеральный и земельный бюджеты. Налог с продаж также распределяется по всем трем бюджетам. Но в последнем случае соотношения могут быть самыми разными. Налог с продаж служит регулирующим источником доходов. За счет него происходит выравнивание финансового положения земель при формировании текущих бюджетов. Каждые 2–3 года финансовые органы федерального правительства и земель проводят переговоры о распределении налога с продаж. В 1992 г. он распределялся так: 60% — в федеральный бюджет, 35% — в земельные бюджеты и 5% — в местные.

Нужно отметить, что Германия одна из немногих стран, где применяется не только вертикальное, но и горизонтальное выравнивание доходов. Высокодоходные земли, как, например, Бавария, Вюртемберг, Северный Рейн-Вестфалия, перечисляют часть своих финансовых ресурсов менее развитым землям, таким, как Нижняя Саксония, ШлезвиггГолыптейн.

В результате налоговые поступления в Германии распределяются примерно так: в федеральный бюджет — 312 млрд. марок, в бюджеты земель — 220 млрд., в местные бюджеты — 86 млрд., отчисления в фонды ЕС — 32 млрд. марок.

Принципиальным отличием налоговой системы Германии от французской является наличие налога с продаж вместо НДС. В государственных доходах он составляет примерно 28% — второе место после подоходного налога и, как отмечалось выше, служит регулирующим источником. Его общая ставка — 14%. Но основные продовольственные товары, а также книжно-журнальная продукция облагаются по ставке 7%.

Налог на доходы корпораций взимается с балансовой прибыли компании. Ставка налога на нераспределенную прибыль — 50%, а на прибыль, распределяемую по дивидендам, — 36%. Широко используется ускоренная амортизация. Проценты по ссудам не облагаются налогом, а дивиденды выплачиваются из прибыли за минусом налога.

Промысловым налогом — это один из основных местных налогов — облагаются предприятия, товарищества, физические лица, занимающиеся промышленной, торговой и другими видами деятельности по ставке 5%. Необлагаемый минимум доходов — 36 тыс. марок, или 120 тыс. марок капитала. Кроме того, вносится в бюджет 0,2% от стоимости подлежащих обложению основных фондов.

Поземельным налогом облагаются предприятия сельского и лесного хозяйств, земельные участки, ставка — 1,2%. Освобождены от поземельного налога государственные предприятия, религиозные учреждения. Это также местный налог.

Подоходный налог в Германии прогрессивен. Его минимальная ставка — 19%, максимальная — 53%. Годовой необлагаемый минимум — 1536 марок для одиноких и 3072 марки для семейных пар. Далее идут налоговые льготы на детей, возрастные льготы, льготы по чрезвычайным обстоятельствам (болезнь, несчастный случай). Например, у лиц, достигших возраста 64 лет, необлагаемый минимум увеличивается до 3700 марок. У лиц, имеющих земельный участок, не облагаются подоходным налогом 4750 марок. Максимальная ставка налога применяется к гражданам, чей доход превышает 120 тыс. марок, или 240 тыс. марок, для семейной пары.

Ставка налога на собственность: 0,5% — для физических лиц и 0,6% — для компаний и фирм. Имущество до 700 тыс. марок налогом не облагается.

Уровень налога на наследство и дарение зависит от степени родства. В Германии с этой Точки зрения различают 4 разряда. В первом разряде, в который входят супруги и дети, ставка налога — 3%. В четвертом — она поднимается до 70%.

Социальные отчисления от фонда заработной платы составляют 6,8%. Сумма отчислений, как и в США, делится в равной пропорции между нанимателем и работником.

С лиц, исповедующих евангелическую или римско-католическую религию, взимается церковный налог 9% к базе подоходного налога.

Местные налоги носят не столько фискальный характер, сколько с их помощью регулируется деловая активность в регионах.

Объем бюджета состоял  из 300 млн.марок, из которых на долю местных налогов приходились 84 млн. марок, или 28%.

Со времени Л. Эрхарда в Германии укоренились следующие принципы, на которых строится система налогообложения:

налоги должны быть по возможности минимальными;

минимальными или, точнее, минимально необходимыми должны быть и затраты на их взимание;

налоги не должны препятствовать конкуренции, изменять чьи-либо шансы;

налоги должны соответствовать  структурной политике;

налоги должны быть нацелены на более справедливое распределение доходов;

система должна строиться  на уважении к частной жизни человека. В связи с налогообложением человек должен по минимуму открывать государству свою частную жизнь. Налоговый работник не имеет права никому дать каких-либо сведений о налогоплательщике. Соблюдение коммерческой тайны гарантировано;

налоговая система должна исключать двойное налогообложение;

величина налогов должна соответствовать размеру государственных  услуг, включая защиту человека и все остальное, что гражданин может получить от государства.

Достаточно близка к германской налоговая система Австрии. Основное различие её заключается в том, что в Австрии вместо налога с продаж применяется НДС по ставке 20%, а для продовольственных товаров, медикаментов и книжно-журнальной продукции — 10%. Кроме того, несколько мягче основные федеральные налоги. Так, налог на доходы корпораций взимается по ставке 34%, подоходный налог с физических лиц прогрессирует от 10 до 50%. Отменен налог на собственность, который до 1994 г. уплачивался в размере 1%.

Как и в большинстве стран с развитыми рыночными отношениями, основной доходный источник страны — подоходный налог. Он делится на две части: федеральный налог с прогрессивной шкалой ставок и муниципальный налог, взимаемый по единой ставке — 30%. Градация шкалы федерального налога: до дохода 168 тыс. крон в год — 22%, далее — до 240 тыс. крон, т.е. ставка возрастает до 28%, от 240 001 кроны и выше ставка возрастает до 40%.

Таким образом, с учетом муниципального налога ставка находится в пределах 52–70%. Наличие налоговых льгот снижает среднюю ставку до 49%»." Но у владельца дома в Дании 2,5% от его последней оценочной стоимости прибавляется к доходу в целях налогообложения.

В стране готовится реформа налогообложения. По её проекту предлагается первую ставку федерального налога снизить с 22 до 14,5%. Затем, начиная с дохода 130 тыс. крон (а не 168 тыс., как в 1993 г.), добавить к ней 4,5% и взимать 19%, свыше дохода 250 тыс. крон (а не 240 тыс.) добавить ещё 12,5%, доведя максимальную федеральную ставку до 31,5%. С учетом муниципального подоходного налога интервал ставок составит 44,5 — 61,5%.

Крупные доходы приносит НДС. Его ставка по сравнению с общемировым уровнем достаточно высокая — 25%. Даже в соседних Скандинавских странах она ниже: в Швеции — 23,5%, в Финляндии — 19,5%». Налог на прибыль корпораций уплачивается по ставке 34%, что соответствует среднемировому уровню. Акцизами облагаются товары народного потребления по дифференцированным ставкам. Это алкогольные напитки, табачные изделия, бензин, топливо для отопления жилых домов, легковые автомобили. Для последних ставка акцизов наиболее высока — 180%». Экспортные товары освобождаются от акцизов и НДС.

Налог на социальное страхование составляет 3% от фонда оплаты труда. Две трети его уплачивает работодатель и одну треть- наемный работник.

Налог на имущество устанавливают муниципалитеты, но в законодательно разрешенных пределах от 0,6.до 5%. Юридические и физические лица уплачивают его по одинаковым ставкам.

В Швеции налог на корпорации составляет в настоящее время 30%. Но до 1991 г. он был на уровне 52%», т.е. одним из наиболее высоких среди развитых стран.

НДС, как отмечалось выше, — 23,5%. Налог на наследство и дарение — ступенчатый — от 10 до 60%. Наследство (дарение) до 200 тыс. крон для супруга и по 50 тыс. крон для каждого ребенка не облагается. Высшая ставка применяется для дальних родственников и при стоимости, превышающей 8 млн. крон. Кроме муниципальных налогов на имущество есть отдельный национальный налог на здания:- 1,4 — 2,5% его стоимости.

Значительны по величине местные налоги. В Швеции два уровня местных органов власти. Страна состоит из 24 ленов и 284 коммун1. Их выборные органы среди прочих функций решают вопросы установления местных налогов. Виды налогов определяет риксдаг, а ставки устанавливают лены и коммуны.

В соответствии с административно-территориальным делением страны подоходный налог взимается так. Национальный налог — в размере 20% с доходов, превышающих в год 170 тыс. крон. Местный подоходный налог, который очень отличается по различным местностям, но в среднем уплачивается — 13% ленам, 17 — коммунам и 1,1% — церкви. Все лица, включая супругов, облагаются подоходным налогом индивидуально.

А вот налог на имущество, наоборот, учитывает суммарную собственность семьи. Уплачивают его только физические лица. Имущество стоимостью менее 400 тыс. крон от налога освобождено. В пределах от 400 тыс. до 600 тыс. крон налог составляет 1,5%. Свыше 1,8 млн. крон — налог 3%. Явно доминирующую роль играют федеральные налоги в Нидерландах. Они концентрируются в бюджете государства и затем распределяются по вертикали в виде субсидий и субвенций. Местные налоги даже в бюджетах крупных городов не превышают по удельному весу 10–12%.

Информация о работе Налоговые системы некоторых западноевропейских стран