Налоговые системы некоторых западноевропейских стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 11:36, реферат

Описание работы

Система налогов в развитых западноевропейских странах так же многообразна и разветвлена, как и в США. Также имеются федеральные, или общегосударственные, налоги, налоги регионов (земель, провинций, департаментов, графств и т.д.) и местные налоги. Степень налогообложения в Европе, пожалуй, выше, чем в Северной Америке.

Работа содержит 1 файл

Налоговые системы некоторых западноевропейских стран.docx

— 33.22 Кб (Скачать)

Налоговые системы  некоторых западноевропейских стран

Система налогов в развитых западноевропейских странах так же многообразна и разветвлена, как и в США. Также имеются федеральные, или общегосударственные, налоги, налоги регионов (земель, провинций, департаментов, графств и т.д.) и местные налоги. Степень налогообложения в Европе, пожалуй, выше, чем в Северной Америке. Так, удельный вес обязательных отчислений по отношению к валовому внутреннему продукту (ВВП) в США составляет около 30%, Канаде — 31–34%. Во Франции, Австрии, Дании, Бельгии, Нидерландах, Швеции их доля превышает 40%, в Германии составляет 37–38%.

В США при приоритете федеральных налогов местные налоги занимают весомое место в бюджетах городов и других местных органов. Они составляют основу местных бюджетов, дополняющуюся субвенциями и дотациями из федерального и штатных бюджетов. В европейских странах, как правило, местные налоги при всей их множественности играют вспомогательную роль. Основные (федеральные) налоги распределяются в законодательно определенном соотношении между бюджетами всех уровней. Особенно отчетливо это проявляется в Германии.

Исходя из того, что начиная с 1992 г. в российской налоговой системе одним из основных стал НДС, наибольший интерес для нас представляет налоговая система родины этого налога. НДС разработан во Франции в 50-х годах и внедрен в этой стране с 1954 г.

Остановимся на французской системе подробнее. Налоги Франции можно классифицировать на три крупные группы: подоходные налоги, взимаемые с дохода в момент его получения; налоги на потребление, взимаемые тогда, когда доход тратится; налоги на капитал, взимаемые с собственности, т.е. с овеществленного дохода. При этом налоговая система страны нацелена в основном на обложение потребления. Налоги на доходы (прибыль) и на собственность являются умеренными.

Уплата НДС определяется характером совершаемой сделки и не принимает в расчет финансовое состояние налогоплательщика. Ставка налога едина независимо от цены товара, к которому она применяется. Объектом налогообложения является продажная цена товара или услуги. Кроме розничной цены сюда включаются все сборы и пошлины, кроме самого НДС. Из общей суммы вычитается размер налога, уплаченного поставщикам сырья и полуфабрикатов.

Основная ставка налога в настоящее время равна 18,6%. Повышенная ставка — 22% применяется к некоторым видам товаров: автомобилям, кинофототоварам, табачным изделиям, парфюмерии, ценным мехам. Пониженная ставка — 5,5% применяется к большинству продовольственных товаров и продукции сельского хозяйства, книгам и медикаментам. Такая же пониженная ставка относится и к отдельным видам услуг: туристическим и гостиничным услугам, грузовым и пассажирским перевозкам, зрелищным мероприятиям, обедам для работников предприятий.

По данному налогу имеются значительные льготы. Так, ст. 25 финансового законодательства 1991 г. установлено, что предприятия могут освобождаться от уплаты НДС в том случае, если за предыдущий финансовый год их оборот не превысил 70 тыс. франков. В этом случае они пользуются режимом освобождения от НДС с начала года, следующего за отчетным. Кроме того, от НДС освобождаются: деятельность государственных учреждений, направленная на осуществление административных, социальных, воспитательных, культурных и спортивных функций;

сельскохозяйственное производство;

некоторые свободные профессии: частная преподавательская деятельность, частнопрактикующие врачи, люди, занимающиеся духовным творчеством.

НДС дополняется рядом  косвенных пошлин (или акцизов), которые  также представляют собой налоги на потребление. Некоторые из них взимаются в пользу государства, другие перечисляются в бюджеты местных органов управления.

Среди дополнительно облагаемых товаров в первую очередь следует назвать алкогольные напитки, табачные изделия, спички, зажигалки, изделия из драгоценных металлов, сахар и кондитерские изделия, пиво и минеральные воды, некоторые виды автомобильного транспорта, летательные аппараты. Косвенными налогами, помимо НДС, облагаются также электроэнергия (налог в пользу местных органов управления), телевизионная реклама. В некоторых районах, например туристических или расположенных возле природных источников, местные органы власти вводят туристический сбор.

К числу налогов на потребление следует отнести и таможенные пошлины. Основной целью таможенных пошлин является не получение дохода, а охрана внутреннего рынка, а также национальной промышленности и сельского хозяйства. Таможенные пошлины выступают инструментом государственной экономической политики. Они должны уравнивать цены на импортируемые товары и аналогичные товары внутреннего рынка.

Как правило, таможенные пошлины  взимаются с цены товара. Но иногда применяются специфические критерии: вес, площадь и т.п. Такие виды пошлин применяются к напиткам, табачным изделиям, кинофильмам.

Перейдем к подоходным налогам Франции. Начнем с налогов, уплачиваемых предприятиями.

Налогообложению подлежит чистая прибыль, которая определяется с учетом сальдо всех операций, осуществляемых данным предприятием. Она равняется разнице между доходами предприятия и расходами, произведенными в интересах производственной деятельности.

Общая ставка налога составляет 34%. В отдельных случаях она может повышаться до 42%. Более низкая ставка налога применяется для прибыли от землепользования и вкладов в ценные бумаги. Здесь ставки налога колеблются от 10 до 24%.

Если предприятие в отчетном году понесло убытки, то они могут быть вычтены из облагаемой чистой прибыли будущих лет, а в специально оговоренных случаях — из чистой прибыли предыдущих лет.

Основой для расчета налога служит годовая прибыль (убыток) предприятий. Каждое предприятие обязано ежегодно составлять детальную декларацию о доходах и представлять её в налоговое ведомство в течение трех месяцев после составления ежегодного бухгалтерского отчета или до 1 апреля года, следующего за отчетным, если такой отчет составлен не был. До окончательных годовых расчетов предприятие вносит авансовые квартальные платежи.

Важнейшее место в группе подоходных налогов занимает подоходный налог с физических лиц. Напомним, что его удельный вес в государственном бюджете -Франции превышает 18%. Данный налог взимается ежегодно с дохода, декларируемого в начале года по итогам предыдущего финансового года. Налогообложению подлежит фискальная единица — семья, состоящая из двух супругов и лиц, находящихся у них на иждивении. Для одиноких фискальной единицей, естественно, является один человек. Под доходами понимаются все денежные поступления, полученные в течение отчетного года. В это понятие входят: заработная плата, премии и вознаграждения, пенсия, пожизненная рента, доходы от движимого имущества, доходы от землевладений, доходы от сельскохозяйственной деятельности, доходы от промышленной или коммерческой деятельности, доходы некоммерческого характера, прибыль от операций с ценными бумагами и т.д. Принимаются в расчет также и разовые доходы, получаемые в случае передачи прав собственности. Из базиса налогообложения вычитаются специально определенные законодательством расходы, например целевое пособие на питание. Некоторые вычеты применяются к определенным социальным группам: пожилые люди, инвалиды и т.д.

Подоходный налог с физических лиц носит прогрессивный характер со ставкой от 0 до 56,8%. Не облагаются налогом (ставка 0%) доходы, не превышающие 18 140 франков. Максимальная ставка применяется для дохода, превышающего 246 770 франков.

В 90-е годы подоходный налог с физических лиц дополнен социальными отчислениями, имеющими налоговый характер. Общее социальное отчисление, установленное Законом о финансах в 1991 г., составляет 1,1% всех доходов от движимого и недвижимого имущества. Кроме того, имеются социальные отчисления, исчисляемые на базе доходов, полученных в виде процентов по вкладам. Ставка отчислений — 1%. Есть и специальные социальные отчисления.

Во Франции существуют особые правила налогообложения доходов, полученных от операций с недвижимостью, ценными бумагами и прочим движимым имуществом.

Так, прибыль, полученная в результате продажи по высокой цене недвижимого имущества, включается в доход, подлежащий налогообложению в году фактической продажи. Но при этом от налога освобождаются доходы, полученные от продажи основного жилища, от первой продажи жилища, а также от продажи жилища, находящегося в собственности не менее 32 лет.

Различная ставка налога применяется  в зависимости от срока, в течение которого здание находилось в собственности у продавца. Максимальная ставка применяется при сроке менее двух лет. Далее ставка сокращается в зависимости от срока до 0.

Прибыли, полученные от операций с ценными бумагами, включая сертификаты на акционерные права, облагаются по ставке 16% в том случае, если ежегодный размер доходов от них превышает определенный предел, пересматривающийся достаточно часто. В начале 90-х годов налогообложение начиналось с суммы 307,6 тыс. франков.

Прибыль, полученная от операций с движимым имуществом, отличным от ценных бумаг, облагается налогом в том случае, если она является следствием сделки на сумму свыше 20 тыс. франков. В этом случае имеются три ставки налога: 4,5%, 7% — для предметов искусства и 7,5% — для сделок с драгоценными металлами.

Крупные доходы приносят бюджету  Франции налоги на собственность. Налогообложению подлежат имущество, имущественные права и ценные бумаги, находящиеся в собственности на 1 января. К имуществу относятся здания, промышленные и сельскохозяйственные предприятия, движимое имущество, акции, облигации и т.д. Некоторые виды имущества полностью или частично освобождены от этого налога, в частности имущество для использования в рамках профессиональной деятельности, отдельные виды сельскохозяйственного имущества, предметы старины, художественные и коллекционные изделия.

При этом сумма подоходного  налога и налога на собственность не должна превышать 85% всего дохода.

К группе налогов на собственность можно отнести также регистрационные и гербовые сборы и пошлины.

В эту же группу входит социальный налог на заработную плату. В отличие от США, где он делится пополам, во Франции его уплачивают работодатели. Объектом налогообложения служит фонд заработной платы в денежной и натуральной форме, включая обязательные сборы, относящиеся к заработной плате. Налог носит прогрессивный характер. Он вносится в бюджет по ставке 4,5% для фонда заработной платы в сумме 35 900 франков, по ставке 8,5% — в интервале от 35 901 до 71 700 франков и 13,6% для выплат выше

указанной суммы.

Помимо этого работодатели уплачивают налог на профессиональное образование по ставке 0,5% от годового фонда оплаты труда с надбавкой 0,1%. Цель налога состоит в финансировании развития профессионально-технического образования в стране.

Если на предприятии занято 10 и более человек, то предприниматель обязан участвовать в финансировании долгосрочной профессиональной подготовки занятых у него на предприятии. Размер налога равен 1,2% от общей суммы заработной платы. Для предприятий, использующих временную рабочую силу, ставка составляет 2%. Дополнительный сбор в 0,3% должен направляться на профессиональную подготовку молодежи.

Предприниматели, на предприятиях которых работает от 10 и более человек, обязаны прямо или косвенно участвовать в финансировании жилищного строительства.

Они могут напрямую инвестировать  средства в строительство жилья, предоставлять займы своим работникам или должны перечислять соответствующие средства в государственную казну. Независимо от формы участия на эти цели положено отчислять 0,65% от годового фонда оплаты труда.

Среди других государственных сборов, относящихся к группе налогов на собственность, нужно отменить налог на автотранспортные средства предприятий и компаний. Его уплачивают юридические лица, использующие собственные автотранспортные средства. Ставка зависит от количества автомобилей и мощности их двигателей.

Сюда же относится пошлина, взимаемая с общих расходов финансовых учреждений, таких, как кредитные учреждения и страховые компании.

Важное место в налоговой системе Франции занимают местные налоги. Местные органы представляют около 80 тыс. самостоятельных бюджетов (коммуны, объединения коммун, департаменты, регионы и т.д.)1. Местные органы власти являются важными субъектами экономической жизни. Общие затраты местных административных органов в начале 90-х годов составляли более 10% валового внутреннего продукта. Для сравнения заметим, что в 1970 г. эта величина была в пределах 7,3%. Общая величина местных бюджетов доходит до 60% государственного бюджета страны. Их динамика характеризуется быстрым ростом.

Из системы местных налогов следует выделить четыре основных:

земельный налог на застроенные участки;

земельный налог на незастроенные участки;

налог на жилье;

профессиональный налог.

Ставки этих налогов определяются местными органами власти (генеральными советами, муниципальными советами) при  определении бюджета на будущий год. Причем ставки не могут превышать законодательно установленного максимума.

Земельный налог на застроенные участки взимается с обустроенных участков. Налог касается всей недвижимости — здания, сооружения, резервуары, силосные башни и т.д., а также участков, предназначенных для промышленного или коммерческого использования.

Налогооблагаемая часть  равна половине кадастровой арендной стоимости участка.

От данного налога освобождается государственная собственность: здания, находящиеся за пределами городов и предназначенные для сельскохозяйственного использования. Освобождены от этого налога физические лица в возрасте старше 75 лет, а также лица, получающие специальные пособия из общественных фондов, или пособия по инвалидности.

Налог на незастроенные участки затрагивает поля, луга, леса, карьеры, болота, солончаки, участки под застройку и т.д. Кадастровый доход, служащий базисом налога, установлен равным 80% от кадастровой арендной стоимости участка. От налога освобождены участки, находящиеся в государственной собственности. Могут временно освобождаться от налога искусственные лесонасаждения, участки, предназначенные под развитие сельскохозяйственного производства.

Информация о работе Налоговые системы некоторых западноевропейских стран