Налоговые проверки: понятие и виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 16:59, контрольная работа

Описание работы

Деятельность государственных органов в сфере налогообложения представляет собой разновидность государственного управления – процесса, имеющего цикличный характер и включающего в качестве обязательной стадии контроль и коррекцию управленческого воздействия.
Налоговый контроль является разновидностью государственного финансового контроля, включающего также бюджетный, валютный, банковский и некоторые иные виды контроля.

Содержание

Введение
1. Налоговые проверки: понятие и виды
2. Участие понятых
Литература

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 25.02 Кб (Скачать)

Постановление о проведении повторной налоговой проверки в  порядке контроля за деятельностью  нижестоящего налогового органа должно быть мотивированным, то есть содержать  ссылки на обстоятельства, явившиеся  основаниями для повторной проверки. Отсутствие таких указаний в решении  должно повлечь признание его  незаконным. При назначении повторной  проверки руководитель вышестоящего налогового органа вправе включать в число проверяющих  и должностных лиц подведомственных ему (то есть нижестоящих) налоговых  органов. Главное, чтобы в числе  таких лиц не оказались работники  налоговой инспекции, участвовавшие  в первоначальной налоговой проверке.

Налоговая проверка, проводимая вышестоящим налоговым органом, призвана не подменять собой проверку, проведенную нижестоящим налоговым  органом, а обеспечить за ним надлежащий контроль. Суды неоднократно указывали  на недопустимость ставить целью  повторной проверке не контроль за нижестоящим налоговым органом, а порядок исчисления и уплаты налогов налогоплательщиком, то есть его финансово-хозяйственную деятельность.

Выездная налоговая проверка может проводиться по одному или  нескольким налогам. Если проверка охватывает исчисление и уплату налогоплательщиком всех налогов и сборов, она именуется  комплексной. Если речь идет о проверке правильности исчисления и уплаты какого-то одного налога, такую проверку называют тематической.

Также выделяют сплошные и  выборочные налоговые проверки. В  ходе сплошной проверки налоговым органом  исследуется вся документация налогоплательщика  за все налоговые периоды, охваченные проверкой. Выборочная проверка предполагает анализ отдельных налоговых (отчетных) периодов или части документов налогоплательщика.

В зависимости от метода проведения налоговые проверки могут быть документальными  и фактическими. В первом случае непосредственным предметом проверки и источником получения сведений выступает бухгалтерская и налоговая  документация, во втором – имущество  налогоплательщика (включая наличные денежные средства), исследуемое путем обследования, инвентаризации, экспертизы. На практике фактический налоговый контроль, как правило, является вспомогательным (дополняющим) по отношению к документальному.

Традиционно налоговые проверки классифицируют на: плановые и внеплановые. Как правило, налоговые органы составляют ежеквартальные планы проведения выездных налоговых проверок. Внеплановые  проверки могут проводиться в  случаях ликвидации или реорганизации  организации, в ходе расследования  возбужденных уголовных дел, в процессе банкротства предприятий, по заданию  вышестоящих налоговых органов  и по другим основаниям.

 

2.                Участие понятых

При проведении действий по осуществлению налогового контроля в случаях, прямо предусмотренных  НК РФ, вызываются понятые в количестве не менее двух человек. В качестве понятых могут вызываться любые  не заинтересованные в исходе дела физические лица, за исключением должностных  лиц налоговых органов. Понятые  обязаны удостоверить в протоколе  факт, содержание и результаты действий, производившихся в их присутствии. Они вправе делать по поводу произведенных  действий замечания, подлежащие внесению в протокол (ст. 98 НК РФ).

Участие понятых обязательно  при осмотре и выемке документов и предметов, используемых налогоплательщиком для извлечения доходов.

Так, например, согласно ст. 89 НК РФ должностные лица налоговых  органов, осуществляющие выездную налоговую  проверку, могут осматривать (обследовать) документы и предметы, а также  производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, используемые налогоплательщиком для  извлечения дохода либо связанные с  содержанием объектов налогообложения. Осмотр документов и предметов вне  рамок выездной налоговой проверки допускается, если они получены в  результате ранее произведенных  действий по осуществлению налогового контроля (например, в ходе камеральной  проверки) или при согласии владельца  этих предметов.

Осмотр производится в  присутствии понятых. Налогоплательщик вправе присутствовать при осмотре  лично либо через своего представителя. В необходимых случаях производятся фото- и киносъемка, видеозапись, снимаются  копии с документов или другие действия.

Порядок выемки документов и  предметов регулируется ст. 94 НК РФ. Выемка проводится в случае отказа налогоплательщика предоставить истребуемые  документы или предметы, а также  при наличии у проверяющих  достаточных оснований полагать, что документы (предметы), свидетельствующие  о совершении правонарушений, могут  быть уничтожены, скрыты, изменены или  заменены. Выемка назначается мотивированным постановлением должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую  проверку. Таким образом, произвести выемку можно только в рамках выездной налоговой проверки.

Присутствие понятых и  лиц, у которых непосредственно  производится выемка, является обязательным. Не допускается производство выемки в ночное время, то есть с 22 часов  вечера до 6 часов утра по местному времени. До начала выемки должностное лицо обязано предъявить постановление  о производстве выемки и разъяснить присутствующим их права и обязанности, а также предложить лицу, у которого производится выемка документов и предметов, добровольно их выдать. В случае отказа выемка производится принудительно.

При отказе лица, у которого производится выемка, вскрыть помещения  или иные места, где могут находиться подлежащие выемке документы и предметы, должностное лицо вправе сделать  это самостоятельно, избегая причинения не вызываемых необходимостью повреждений  запоров, дверей и других предметов. Не подлежат изъятию документы и  предметы, не имеющие отношения к  предмету налоговой проверки.

О производстве выемки составляется мотивированный акт, в котором необходимость  выемки должна быть обоснована. Налогоплательщик вправе делать замечания, которые по его требованию вносятся в указанный  акт. Кроме того, вся процедура  выемки должна фиксироваться в протоколе. Изъятые документы и предметы перечисляются и описываются  в протоколе выемки либо в прилагаемых  к нему описях с точным указанием  наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а по возможности  – стоимости предметов.

В тех случаях, когда для  проведения контрольных мероприятий  недостаточно выемки копий документов налогоплательщиков и у налоговых  органов есть достаточные основания  полагать, что подлинники документов будут уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, должностное лицо налогового органа вправе изъять подлинные документы. При изъятии таких документов с них изготавливают копии, которые  надлежаще заверяются и передаются лицу, у которого они изымаются. При  невозможности изготовить или передать изготовленные копии одновременно с изъятием документов налоговый  орган передает их лицу, у которого документы были изъяты, в течение  пяти дней после изъятия. Все изымаемые  документы и предметы предъявляются  понятым и другим лицам, участвующим  в производстве выемки.

ЛИТЕРАТУРА

1.                 Конституция РФ от 12 декабря 1993. (в ред. 30.12.2008) // Российская газета. – 1993. - № 237. – 25 декабря.

2.                 Белых В.С. Налоговое право России. – М., 2004. – 320 с.

3.                 Гуев, А.Н. Постатейный комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации: Часть первая / А.Н. Гуев. – М., 2005. – 560 с.

4.                 Демин А.В. Налоговое право России: Учебное пособие/ А.В. Демин; Федер. Агенство по образов.; Красноярск: РУМЦ ЮО, 2006. – 329 с.

5.                 Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации: Часть первая (постатейный) / под ред. А.Н. Козырина. – М., 2005. – 648 с.

6.                 Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации (части первой и второй) / под. ред. Р.Ф. Захаровой, С.В. Земляченко. – М., 2001. – 720 с.

7.                 Кустова М.В. Налоговое право России: Учебник. – М., 2001. – 490 с.

8.                 Кучеров, И.И. Налоговое право России: Курс лекций / И.И. Кучеров. – М., 2001. – 360 с.

9.                 Мясников, О.А. Налоговые проверки: законодательство и судебная практика / О.А. Мясников. – М., 2004. – 112 с.

10.            Налоги и налоговое право: Учебное пособие / под ред. А.В. Брызгалина. – М., 1997. – 600 с.

11.            Налоговое право: Учебник / под ред. С.Г. Пепеляева. – М., 2004.– 591 с.

12.            Налоговое право России: Учебник для вузов / отв. ред. проф. Ю.А. Крохина – М., 2003. – 656 с.

13.            Парыгина, В.А. Российское налоговое право. Проблемы теории и практики / В.А. Парыгина. – М., 2005. – 336 с.

14.            Парыгина, В.А. Налоговое право Российской Федерации / В.А. Парыгина, А.А. Тедеев. – Ростов н/Д, 2002. – 480 с.


Информация о работе Налоговые проверки: понятие и виды