Налоговые проверки, их виды, цели и методы

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 13:22, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение проблем, возникающих в ходе налоговых проверок. Поиск путей совершенствования механизма проведения налоговых проверок, иных мер, направленных на повышение эффективности налогового контроля и защиту прав налогоплательщика.
Задачи реферата:
– рассмотреть налоговые проверки и их классификацию;
– описать методы налоговых проверок;

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
1. Налоговые проверки: виды, методы и их классификация……………….5
2. Камеральная проверка, ее цели и задачи…………………………………17
3. Выездная налоговая проверка, ее назначение и цели……………………19
4. Методы налоговых проверок………………………………………………21
Заключение…………………………………………………………………….25
Список используемой литературы…………

Работа содержит 1 файл

2.docx

— 45.07 Кб (Скачать)

Таким образом, основной целью камеральной проверки является выявление ошибок, допущенных при заполнении налоговой декларации.

Особенности камеральной  проверки:

- массовый характер  операций, осуществляемых налоговой  инспекцией при камеральных проверках.  Фактически каждый налогоплательщик, сдающий отчетность, проверяется  один раз в квартал, некоторые  - один раз в месяц. Каждый  раз проверке подвергается не  одна декларация, а несколько  - от 7 до 13, бухгалтерская отчетность (3-5 форм) и неограниченное количество  документов (справок, расчетов, пояснительных  записок и т.п.), прилагаемых к  декларациям.

- массовый характер  ошибок, допускаемых плательщиками  при заполнении деклараций, в  расчетах сумм налогов, что  приводит к камеральным доначислениям  на весьма значительные суммы,  и, соответственно, применению налоговых  и административных санкций по  результатам камеральных проверок.

- жесткий срок  на начисление в карточках  лицевых счетов сумм налогов  «по данным плательщика» (5 дней  по квартальной отчетности и  10 дней по годовой). Кроме того, срок проведения камеральной  проверки ограничен тремя месяцами  со дня представления декларации  налогоплательщиком. Таким образом,  в весьма короткий срок (три  месяца) налоговая инспекция должна  обработать каждую декларацию  два раза: первый раз для начисления  налогов «по данным плательщика» в течение 5-10 дней со дня сдачи отчетности, второй раз - для собственно камеральной проверки.

- необходимость  представления целого ряда дополнительных  расчетов к декларациям «по  произвольной форме».

Обязанность плательщика  — подтверждать свое право на льготы, заявленные в декларации, первичными документами (договорами, платежными поручениями, выписками банков и др.).

Основной объект камеральной проверки — налоговая  декларация, представленная налогоплательщиком в налоговую инспекцию. 

3. Выездная налоговая  проверка, ее назначение  и цели

Наиболее эффективной  формой налогового контроля является выездная налоговая проверка, так  как она выявляет наибольшее число  налоговых правонарушений.

Выездные налоговые  проверки могут проводиться в  отношении налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов и индивидуальных предпринимателей.

Основные задачи выездной налоговой проверки:

1) всестороннее  исследование обстоятельств финансово-хозяйственной  деятельности проверяемого лица, имеющих значение для формирования  выводов о правильности исчисления  и полноте и своевременности  перечисления в бюджеты и внебюджетные  фонды установленных налогов  и сборов;

2) выявление  искажений и несоответствий в  содержании исследуемых документов, фактов нарушения порядка ведения  бухгалтерского учета, составления  отчетности и налоговых деклараций;

3) анализ влияния  выявленных нарушений на формирование  налоговой базы по различным  видам налогов и сборов;

4) формирование  доказательной базы по фактам  выявленных налоговых правонарушений  и обеспечение документального  отражения этих нарушений;

5) доначисление  сумм налогов и сборов, не уплаченных  или не полностью уплаченных  в результате занижения налогоплательщиком  налоговой базы либо неправильного  исчисления налогов, формирование  предложений об устранении выявленных  нарушений и привлечении налогоплательщика  к ответственности за выявленные  налоговые правонарушения.

Выездная налоговая  проверка проводится должностными лицами налоговых органов на основании  решения руководителя или заместителя руководителя налогового органа, может проводиться в отношении одного налогоплательщика по одному или нескольким налогам. Не допускается проведение в течение одного календарного года двух выездных налоговых проверок и более, а также повторных проверок по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Цель выездной налоговой проверки - контроль за соблюдением  плательщиком законодательства о налогах  и сборах, документальное подтверждение  налоговыми органами фактов выявленных налоговых правонарушений и отражение  их в акте выездной налоговой проверки .

Объектами проверки являются устав организации, учредительный  договор, свидетельство о постановке на налоговый учет, налоговые декларации, бухгалтерская отчетность, договоры и контракты, банковские и кассовые документы, накладные на отпуск материальных ценностей, акты выполненных работ, счета-фактуры и другие первичные учетные документы, подтверждающие факты проведения налогоплательщиком хозяйственных операций, учетные регистры (главная книга, журналы-ордера, ведомости и др).

Этапы проведения выездной налоговой проверки:

- подготовка  к проведению выездной налоговой  проверки;

- проведение  выездной налоговой проверки;

- оформление  акта выездной налоговой проверки;

- подписание  акта и вручение его налогоплательщику;

- рассмотрение  материалов проверки и принятие  решения по ним;

- реализация  принятого решения.

4. Методы налоговых проверок

В настоящее  время существует три метода отбора налогоплательщиков для документальной проверки:

- первый основан  на расчетах, соотношении и сравнении.  Он более пригоден при использовании  ЭВМ;

- второй основан  на знаниях и опыте и пригоден  при осуществлении проверки вручную;

- третий основан  на цикличности во времени.

При осуществлении  метода основанного на расчетах в  первую очередь необходимо посмотреть, чем занимается это предприятие, если известно, что предприятия в  данном бизнесе пережили плохой год  из-за временной экономической депрессии, то можно ожидать, что показатели этих предприятий резко понизятся, поэтому вполне целесообразно исключить  такие организации из выборки.

Если воспользоваться  информацией об организациях различного вида деятельности в данном регионе, то можно разделить эти организации  на несколько групп. В одну будут  промышленные предприятия, в другую — транспортные и др. После разделения на группы можно определить для каждой группы индивидуальные критерии в зависимости  от вида деятельности. Следующий шаг  — это установление таких индивидуальных критериев. Например, можно отобрать 10% организаций, имеющих наибольший объем продаж или у которых  произошло наибольшее снижение показателей  валового дохода. Чем более конкретны  критерии, тем лучше будет результат.

Метод, основанный на знаниях и опыте, если из опыта, информации, а также по итогам камеральной  проверки известно, что в определенном виде бизнеса процветает «теневая экономика», то можно выбрать все организации  этого бизнеса, затем эта группа анализируется с использованием расчетов, сравнений и соотношений  для отбора тех, которые представляют наибольший интерес.

Метод, основанный на цикличности во времени, этот способ требует проверять каждую организацию  один раз в течение определенного  периода времени. Этот способ не очень  эффективен при ограниченности ресурсов, поскольку ресурсы автоматически  будут использоваться для проверки тех, которые не имеют проблем  с отчетностью и декларациями. Данный метод применяется только налоговой службой.

Основная идея этого подхода заключается в  «профилактике страхом». Плательщик знает, что их автоматически проверят в течение какого-то периода, никогда  не чувствует себя в безопасности и поэтому не будет нарушать законодательство о налогах, по крайней мере умышленно. Но в реальной жизни эта теория не действует. Во-первых, ни у одной  налоговой администрации не хватит сегодня ресурсов, чтобы осуществить  такую программу. Во-вторых, если она  и попытается это сделать, время, которое налоговые инспекторы смогут выделить на каждую проверку, окажется таким ограниченным, что ни одна проверка не будет эффективной.

Однако периодическая  проверка в модифицированном варианте может быть весьма хорошей и эффективной, если ее, например, проводить в организациях, известных как «проблемные» или  «теневые». Полезна она и для  крупных предприятий, где всегда велик риск крупных потерь поступлений.

Для достижения своих целей современные налоговые  администрации должны использовать широкий набор систем и методов  проверок и отбора. Обеспечение рационального  отбора налогоплательщиков для выездных налоговых проверок является основной проблемой, без принципиального  решения которой невозможен качественный контроль. Лишь применение высокоэффективной  системы отбора позволит обеспечить максимальную концентрацию усилий контролирующих органов на проверках тех категорий  налогоплательщиков, обнаружение нарушений  у которых представляется наиболее вероятным.  
 
 
 

Заключение

В работе были рассмотрены  налоговые проверки, которые являются одной из самых популярных и вместе с тем эффективных мер, применяемых  налоговыми органами в борьбе с недобросовестными  налогоплательщиками, они классифицируются по различным критериям:

В зависимости  от объема проверяемой документации и места проведения налоговой  проверки они делятся на:

- камеральные; 

- выездные;

По способу  организации налоговые проверки делятся на:

- плановые;

- внезапные;

Наиболее распространенными  являются камеральные и выездные налоговые проверки.

Участниками налоговых  проверок являются лица, которые наделены полномочиями либо имеют права и  обязанности при совершении действий в ходе осуществления налоговой  проверки.

Участников налоговой  проверки можно подразделить на следующие  группы:

- уполномоченные  органы: налоговые органы;

- налогоплательщики,  налоговые агенты, плательщики сборов, банки;

- эксперты, переводчики,  специалисты, свидетели, понятые.

Одной из главных  причин уклонения от уплаты налогов  является нестабильное финансовое положение  налогоплательщика, и чем оно  неустойчивее, тем сильнее намерение  скрыть налоги.

Еще одна из причин уклонения от налогов - сложность  и противоречивость налогового законодательства. Результаты собираемости налогов напрямую зависят от четкости изложения методик  налогообложения, технической оснащенности налоговых инспекций, профессиональной подготовленности их работников, а  также от уровня знаний граждан и  организаций в области налогового законодательства.

Необходимо также  отметить, что одним из наиболее эффективных средств уменьшения нарушений налогового законодательства, является повышение сознательности налогоплательщика. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы

Нормативно –  правовые акты.

1.  Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть первая и вторая) от 05 августа 2000 года № 117-ФЗ.

2.  Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г. № 2118-1. в ред. Федерального закона РФ от 08.07.99г. № 142-ФЗ) // Рос. газ. - 1999. - 15 июля.

Специальная научная  литература.

1.  Лозовой А.М., Челышева Э.А.- Налоги и налогообложение, Ростов н/Д: Феникс, 2006.

2.  Николаева С., Мнацаканова Т. Гнездилова М. Налоги и налогообложение.-М.: Финансы и статистика,2008.

3.  Овчинникова Н.О. Налоговое планирование и налоговый контроль со стороны правоохранительных органов: практическое пособие, 2008г.

4.  Романова А.Н. Организация и методы налоговых проверок:- Учебное пособие, 2007.

5.  Филина Ф.Н. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебное пособие, 2009.

6.  www.nalog.ru 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Налоговые проверки, их виды, цели и методы