Налоговые правоотношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 17:55, курсовая работа

Описание работы

В обществе существует множество различных отношений: экономические, политические, юридические, моральные, духовные, культурные и д.р. Собственно, само человеческое общество есть совокупность отношений, продукт взаимодействия людей. При этом все виды и формы отношений, возникающих и функционирующих в обществе между индивидами и их объединениями, являются (в отличие от взаимосвязей в природе) общественными или социальными.

Содержание

Введение……………………………………………………….3-5 стр
Глава 1. Общая характеристика правоотношений. Субъективные права и юридические обязанности…………………………………6стр
Правоотношение: понятие, признаки, состав………..6-12 стр
Субъективное право: понятие и структура…………..13-14стр
Юридическая обязанность: понятие и структура……15-17стр
Глава 2. Налоговое правоотношение как вид нормы права….18стр
2.1 Налоговое правоотношение: понятие, состав, особенности и структура………………………………………………………………18-22стр
Глава 3.Противоречия и перспективы развития налогового законодательства………………………………………………………23-25стр
Заключение………………………………………………………26-27стр
Список используемой литературы…………………

Работа содержит 1 файл

Курсач.doc

— 126.00 Кб (Скачать)

     Большинство правовых отношений по своей юридической природе такие, что каждый из их участников одновременно и обладает субъективным правом, и несет юридическую обязанность. Это заложено в самой природе правовой нормы, которая носит представительно-обязывающий характер. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Налоговое  правоотношение как вид нормы  права

2.1 Налоговое правоотношение: понятие, состав, особенности и структура

     Налоговые правоотношения -это охраняемые государством общественные отношения, возникающие в сфере налогообложения, которые представляют собой социально значимую связь субъектов посредством прав и обязанностей, предусмотренных нормами налогового права.

               В литературе налоговые правоотношения, как правило, определяются как вид финансовых правоотношений, урегулированных нормами налогового права, представляющих собой совокупность следующих правовых отношений:

  • по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ;
  • возникающих в процессе исполнения соответствующими лицами своих налоговых обязанностей по исчислению и уплате налогов или сборов;
  • возникающих в процессе налогового контроля и контроля за соблюдением налогового законодательства РФ;
  • возникающих в процессе защиты прав и законных интересов участников налоговых правоотношений (налогоплательщиков, налоговых органов, государства и др.), то есть в процессе обжалования актов налоговых органов, действий (бездействий) их должностных лиц, а также в процессе налоговых споров;
  • возникающих в процессе привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Налоговое правоотношение обладает следующими особенностями :

  • это общественное отношение, то есть отношение между юридическими или физическими лицами, имеющее общественную значимость. Личные взаимоотношения, например, конкретного налогоплательщика - индивидуального предпринимателя и руководителя какого-либо налогового органа не имеют общественной значимости и не нуждаются в специальном правовом регулировании нормами налогового права;
  • правовое отношение по поводу денежных средств, возникающее (развивающееся и прекращающееся) исключительно в сфере налогообложения;
  • социально значимое отношение - регулируется нормами налогового права.
  • налоговые правоотношения по существу являются нормативными правовыми отношениями;
  • они неразрывно связаны с нормами налогового права - возникают и прекращаются на основе, в соответствии и в рамках норм налогового права;
  • представляет собой юридическую связь субъектов таких правовых отношений посредством субъективных прав и юридических обязанностей.

       При этом субъективное право принадлежит управомоченному лицу (например, налоговому органу), которое обладает определенными правомочиями:

  • носитель юридической обязанности является в правоотношении обязанным лицом и выступает в качестве налогоплательщика, который обязан совершить в пользу государства определенные юридически значимые действия либо воздержаться от каких-либо действий;
  • основания возникновения, изменения и прекращения налоговых правоотношений предусмотрены в налоговом законодательстве.

     Под составом конкретного налогового правоотношения понимается совокупность его участников, то есть субъектов налоговых правоотношений. При этом в соответствии с системным подходом права и обязанности указанных субъектов (налогоплательщиков и др.) в составе налогового правоотношения выступают в качестве их юридических свойств.

     Под структурой налоговых правоотношений понимается внутреннее

строение и  взаимосвязь элементов такого правового  отношения.                    Структуру налоговых правоотношений, как впрочем, и структуру любых правовых отношений образуют следующие три элемента:

  1. субъекты правоотношения;
  2. содержание правоотношения;
  3. объект правоотношения.

     Субъекты  налоговых правоотношений - это его  участники (стороны).    Юридическое содержание налоговых правоотношений образуют субъективные права и юридические обязанности указанных субъектов - участников рассматриваемых общественных отношений. При этом материальное содержание налоговых правоотношений представляет собой поведение сторон (действие либо бездействие), связанное с реализацией принадлежащих им прав и обязанностей. Объектом налоговых правоотношений выступает то, по поводу чего или ради чего субъекты правовых отношений в сфере налогообложения вступают в правовую связь. В качестве объекта правоотношений выступают разнообразные материальные и нематериальные блага.

       В процессе налогообложения структура  налогового правоотношения, с одной  стороны, определяется содержанием  прав и обязанностей субъектов  (юридическая структура), с другой  стороны, она проявляется в  поведении субъектов в ходе реализации прав и обязанностей (фактическая структура). При правомерном поведении участников налогового правоотношения имеет место совпадение юридической и фактической структур налогового, при несовпадении - нарушение налогового законодательства РФ, правонарушение либо налоговое преступление.

     Согласно  ст. 9 НК РФ участники отношений, регулируемые законодательством о налогах  и сборах:

  • организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов;
  • организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налоговыми агентами;
  • Министерство РФ по налогам и сборам и его подразделения в России;
  • Государственный таможенный комитет РФ и его подразделения;
  • государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы и должностные лица, осуществляющие в установленном порядке помимо налоговых и таможенных органов прием и взимание налогов и (или) сборов, а также контроль за их уплатой налогоплательщиками и плательщиками сборов (сборщики налогов и сборов);
  • Министерство финансов РФ, министерства финансов республик, финансовые управления (департаменты, отделы) администраций краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, районов и городов, (финансовые органы), иные уполномоченные органы - при решении вопросов об отсрочке и о рассрочке уплаты налогов и сборов и других вопросов, предусмотренных НК РФ;
  • органы государственных внебюджетных фондов.

       Кроме того, к участникам налоговых правоотношений относятся:

  • органы, осуществляющие регистрацию организаций и индивидуальных предпринимателей, места жительства физического лица, актов гражданского состояния, учет и регистрацию имущества и сделок с ним (регистраторы);
  • органы опеки и попечительства, социальные учреждения,
  • процессуальные лица, участвующие в мероприятиях налогового контроля (эксперты, специалисты, переводчики, понятые, свидетели),
  • кредитные организации (банки).
 
 
 
 
 

     Глава 3.Противоречия и перспективы развития налогового законодательства

     В налоговых правоотношениях имеется  немало противоречий. Причиной возникновения  данных противоречий является отсутствие четкой и понятной законодательной  базы. Но прежде чем говорить о недостатках налогового законодательства, следует отметить достоинства и преимущества НК, которые состоят в следующим:

      1. Закрепление и развитие в  НК Российской Федерации конституционных  прав и гарантий, как-то: о невозможности  лишения кого-либо имущества иначе как по решению суда; о праве каждого на возмещение причиненного государством вреда, возникшего по вине налогового органа; об обязанности каждого платить законно установленные налоги; о непридании обратной силы законам, ухудшающим положение налогоплательщика; о недопущении установления на территории России налогов, нарушающих единое экономическое пространство и введение препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и денежных средств.

     2. Возможность использования в  налоговом праве институтов, понятий и терминов финансового и других отраслей права, например, гражданского и семейного в том значении, в каком они используются в этих отраслях права, если иное не установлено НК Российской Федерации1.

     3. Введение системы понятий и  терминов, применяемых в налоговых правоотношениях, включая те, которые применяются для целей налогообложения в несколько ином смысле, чем это принято в гражданском законодательстве. Данные понятия распределены по всему тексту НК Российской Федерации. К ним относятся определения: законодательства о налогах (ст. 1 НК); налога (ст. 8 НК); организации, физического лица, индивидуального предпринимателя, налогового резидента, бюджета, банка, (п. 2, ст. 11 НК); федеральных, региональных и местных налогов (ст. 12 НК); специальных налоговых режимов (ст.18 НК); налогоплательщика (ст. 19 НК); взаимозависимых лиц (ст. 20 НК); налоговых агентов (ст. 24 НК); налоговых органов (ст. 30 НК); объекта налогообложения (ст. 38 НК), и другие.

     Однако, следует согласиться с мнением  о том, что все имеющиеся определения, к сожалению, пока еще не образуют стройную и законченную систему налогового права, но вместе с тем являются необходимыми предпосылками на пути ее построения.

     4. Расширение и конкретизация прав  налогоплательщиков, обеспеченных соответствующими обязанностями налоговых органов: право получать от налоговых органов бесплатную информацию по указанному кодексом перечню вопросов; право получать от налоговых органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах (п. 1 ст. 32). При этом в соответствии с п. 1 ст. 111 НК, выполнение налогоплательщиком письменных указаний налоговых органов является обстоятельством, исключающим вину налогоплательщика.

      5. Установление порядка проведения  налоговых проверок (ст. 87 – 105 НК) и наложение налоговых санкций. Большим плюсом является то, что теперь, согласно статье 75 НК Российской Федерации, общая сумма пени не может превышать сумму неуплаченного налога. Таким образом, выявление при проверке достаточно давних нарушений не повлечет теперь уплату огромных сумм в виде пени, во много раз превышающих неуплаченный налог.

       Кроме очевидных достоинств, налоговое  законодательство содержит много  неясностей и противоречий. Все  несоответствия, противоречия, неточности  и ошибки НК возможно разделить на несколько групп, определив степень их значимости и влияния на налоговую систему.

       Первую группу составляют неточности, неясные формулировки. Довольно большая группа статей не раскрывают порядок процедур, не дают определения используемым понятиям. Это обусловлено, возможно, отсутствием должной проработки НК перед принятием.

     Ко  второй группе относятся противоречия между нормами закона. Словарь  дает такое определение слову  «противоречие» - взаимодействие противопоставленных  и взаимосвязанных сущностей как источников самодвижения и развития. Положение, при котором одно (высказывание, мысль, поступок) исключает другое, не совместимое с ним.

     Третья  группа проблем касается взаимоотношений  налоговых органов с налогоплательщиками. Налоговые органы – это властные органы. Их властные полномочия должны осуществляться в рамках строгих правовых процедур, детально регламентированных. Отсутствие таких процедур – один из самых крупных недостатков налогового законодательства, которое в этом отношении чревато откровенным произволом. Наблюдается явная несбалансированность между властными полномочиями налоговых органов и правами налогоплательщиков. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Анализ  налогового законодательства позволяет  классифицировать налоговые отношения  по субъектному составу следующим образом. Во-первых, отношения, возникающие между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между Российской Федерацией и муниципальными образованиями, а также между субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями – по поводу установления и введения налогов. Во-вторых, отношения между государством и муниципальными образованиями (в лице их органов) с одной стороны и налогоплательщиками и иными участниками налоговых отношений с другой стороны – по поводу взимания налогов, осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц и привлечения к ответственности за налоговые правонарушения.

     В зависимости от структуры межсубъектных  связей налоговые правоотношения возможно классифицировать на относительные и абсолютные.

Информация о работе Налоговые правоотношения