Налоговые правоотношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 17:55, курсовая работа

Описание работы

В обществе существует множество различных отношений: экономические, политические, юридические, моральные, духовные, культурные и д.р. Собственно, само человеческое общество есть совокупность отношений, продукт взаимодействия людей. При этом все виды и формы отношений, возникающих и функционирующих в обществе между индивидами и их объединениями, являются (в отличие от взаимосвязей в природе) общественными или социальными.

Содержание

Введение……………………………………………………….3-5 стр
Глава 1. Общая характеристика правоотношений. Субъективные права и юридические обязанности…………………………………6стр
Правоотношение: понятие, признаки, состав………..6-12 стр
Субъективное право: понятие и структура…………..13-14стр
Юридическая обязанность: понятие и структура……15-17стр
Глава 2. Налоговое правоотношение как вид нормы права….18стр
2.1 Налоговое правоотношение: понятие, состав, особенности и структура………………………………………………………………18-22стр
Глава 3.Противоречия и перспективы развития налогового законодательства………………………………………………………23-25стр
Заключение………………………………………………………26-27стр
Список используемой литературы…………………

Работа содержит 1 файл

Курсач.doc

— 126.00 Кб (Скачать)

     Содержание

     Введение……………………………………………………….3-5 стр

     Глава 1. Общая характеристика правоотношений. Субъективные права и юридические  обязанности…………………………………6стр

    1. Правоотношение: понятие, признаки, состав………..6-12 стр
    2. Субъективное право: понятие и структура…………..13-14стр
    3. Юридическая обязанность: понятие и структура……15-17стр

         Глава 2. Налоговое правоотношение как вид нормы права….18стр

           2.1 Налоговое правоотношение: понятие, состав, особенности и структура………………………………………………………………18-22стр

         Глава 3.Противоречия и перспективы развития налогового законодательства………………………………………………………23-25стр

          Заключение………………………………………………………26-27стр

          Список используемой литературы……………………………...28стр 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение.                               

     В обществе существует множество различных  отношений: экономические, политические, юридические, моральные, духовные, культурные и д.р. Собственно, само человеческое общество есть совокупность отношений, продукт взаимодействия людей. При этом все виды и формы отношений, возникающих и функционирующих в обществе между индивидами и их объединениями, являются (в отличие от взаимосвязей в природе) общественными или социальными.

     Юридическую науку, естественно, интересуют прежде всего юридические или правовые отношения. В чём их специфика? Кратко говоря, в том, что они органически связаны с правом.

     Право — особый, официальный, государственный  регулятор общественных отношений. В этом его главное значение. Регулируя те или иные отношения, оно тем самым придаёт им правовую форму, в результате чего эти отношения приобретают новое качество и особый вид—становятся правовыми, облекаются в юридическую оболочку.

     Именно  с помощью такого нормативного воздействия  государственная власть переводит определённые отношения под свою юрисдикцию и защиту, придаёт им упорядоченность, стабильность, устойчивость, желаемую направленность, вводит в нужное русло. Их участники наделяются правосубъектностью, юридическими правами и обязанностями. Эти отношения становятся подконтрольными и

управляемыми. Иными  словами, перед нами особая форма  социального

взаимодействия.

     Запрещая  одни действия, разрешая другие, поощряя  третьи, устанавливаяответственность  за нарушения своих предписаний, право таким путём указывает необходимые общественно полезные варианты поведения субъектов, ограничивает или расширяет сферу их личных желаний и устремлений, пресекает вредную деятельность.

     По  сравнению с другими социальными  регуляторами право—наиболее эффективный, властно-принудительный и вместе с тем цивилизованный регулятор. Это неотъемлемый атрибут всякой государственности. Любые отношения приобретают характер правоотношений лишь в том случае, если они возникают на основе и в соответствии с нормами права и не противоречат воле государства.

     Следовательно, правовые отношения можно в самом общем смысле определить как общественные отношения, урегулированные правом. При этом регулируемые отношения в принципе не утрачивают своего фактического содержания (экономического, политического, семейного, имущественного и т.д.), а лишь видоизменяются, обретая новое дополнительное свойство. Иначе говоря, правоотношение не отделяется от опосредуемого им реального отношения, не находится где-то рядом или над ним, а существует вместе с ним. Ведь форма и содержание любого явления неразрывны.

     Государство не может при помощи правовых средств произвольно менять изначальный характер тех или иных отношений, а тем более создавать новые. Если бы это было возможно, то решение многих проблем жизни общества было бы сравнительно лёгкой задачей. Государство путём издания законов может в лучшем случае ускорять развитие известных отношений, улавливать тенденции, давать простор для проявления позитивных начал и, напротив, сдерживать, вытеснять негативные и отжившие связи и процессы. Право — не творец, а лишь регулятор и стабилизатор общественных отношений.

     Например, современные рыночные отношения  в России стали складываться не потому, что однажды были приняты юридические нормы на этот счёт, а потому, что они вызрели в реальной жизни. Элементы этих отношений появились ещё в предперестроечное время в виде теневой, полуофициальной экономики. И только потом были приняты соответствующие акты, которые легализовали эти ростки, формы, ускорили их развитие.

     Но  есть и такие отношения, которые  возникают только как правовые  и в другом качестве существовать не могут. Например, конституционные, административные, процессуальные, уголовные и др. Именно подобные правоотношения по форме и содержанию, т.е. в «чистом виде», представляют собой действительно самостоятельный вид и тип общественных отношений. Лишь в этом смысле можно сказать, что право создаёт, «творит» общественные отношения, порождая новые

     связи.

     Таким образом, проблема, рассматриваемая  в данной курсовой работе достаточно актуальна. Это объясняется тем, что уровень междуличностных отношений зачастую очень низок. Государству своим воздействием необходимо поднимать уровень общественных отношений любыми законными и допустимыми средствами, будь то правовая пропаганда, правовое воспитание детей в школе, в семье и т.д.

     Прежде  всего, необходимо поднять уровень  правосознания и правовой культуры, это ключевой момент, а вслед за этим культурный уровень междуличностных отношений, а вслед за ними и правовых,  начнет подниматься сам собой.

     Данная  курсовая работа имеет следующие цели и задачи:

     1. Подробно рассмотреть, что представляют  собой правовые отношения, каковы её понятие, признаки, состав.

     2. Изучить характеристики налоговых правоотношений

     3. Проанализировать налоговое законодательство 
 

     Глава 1. Общая характеристика правоотношений. Субъективные права и юридические обязанности.

     1.1 Правоотношение: понятие, признаки, состав.

     Правоотношение  — урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого обладают субъективными правами и являются носителями юридических обязанностей.

     Правовое  регулирование не приводит к созданию каких-либо новых общественных отношений, а лишь придает определённую форму (правовую) уже существующим.

     Правоотношение - это взаимоотношение между субъектами права, т.е. участниками по поводу объекта, при которых возникают взаимные права и обязанности.

     Правоотношение  всегда характеризуется следующими признаками:

  • Наличием как минимум двух сторон (управомоченной и обязанной);
  • Правовой связью между ними через субъективные права и юридические обязанности (у обеих сторон);
  • Отрегулированностью правовыми нормами содержания этих субъективных прав и юридических обязанностей, а также условий возникновения самого правоотношения;
  • Обеспеченностью возможностью государственного принуждения (не обязательно путём применения мер юридической ответственности).

     Реализация  нормы права в конкретном правоотношении заключается в том, что участники  этого правоотношения наделяются субъективными  правами и обязанностями, которые  гарантируются Государством.

     Правоотношение возникает при наступлении предусмотренных законом юридических фактов: заключения договора, совершения правонарушения, других событий, с которыми закон связывает определённые правовые последствия и т. д..

     В зависимости от норм права, которые регулируют конкретные общественные отношения, правоотношения могут подразделяться на:

    • Гражданские правоотношения;
    • Административные правоотношения;
    • Уголовные правоотношения и др.
    • Реконструктивное правоотношение
    • Налоговые правоотношения

     Любое правоотношение представляет собой сложное правовое явление. Оно состоит из трех необходимых элементов:

    1) субъектов  правоотношения;

    2) объекта  правоотношения;

    3) юридического  факта и содержания.

     Субъекты правовых отношений – это социально-правовые единицы, между которыми складываются отношения. То есть это лица, а также государство, наделённые правами и обязанностями; это непосредственные участники правоотношения.

     1. Физические лица, например субъекты  в правовых статусах:

    • лицо без гражданства;
    • гражданин;
    • иностранец;
    • беженец;
    • индивидуальный предприниматель;
    • учредитель юридического лица.

     2. Юридические лица, как таковые.  У них нет обособленных правовых  статусов.

     3. Государство (лицом назвать его  можно чисто условно). Правовыми  статусами здесь являются так  называемые ветви государственной власти, например:

    • Президент;
    • Правительство;
    • Парламент;
    • Судебная власть;
    • Муниципальное образование.

     Физические  лица это всегда только люди, они  с правовой точки зрения характеризуются  правоспособностью и дееспособностью.

     Юридические лица – коммерческие и некоммерческие организации всегда полностью правосубъектны, то есть они всегда обладают правоспособностью и дееспособностью в полной мере. Под юридическим лицом понимается организация, выступающая в гражданском обороте под собственным именем, имеющая на праве собственности или иных правах имущество, и может быть истцом и ответчиком в суде.

       Государственные и муниципальные  органы являются частью аппарата  по управлению государством. Государственные  органы - это созданные в соответствии  с законом структурные подразделения государственного аппарата, которые наделены своей компетенцией. Компетенция государственных органов определяется через их предметы ведения. В административном праве совокупность предметов ведения иногда также называют юрисдикцией. Органы государственной власти вне своей юрисдикции имеют статус юридического лица.

     Одно  и то же лицо, представляющее взаимоисключающие  интересы различных своих правовых статусов, одновременно является несколькими  различными субъектами правовых отношений.

     Для того чтобы участвовать в правоотношениях, необходимо обладать правоспособностью. Правоспособностью участников гражданских правоотношений наделяет государство, признавая тем самым их в качестве субъектов права.

     Для того чтобы своими действиями приобретать  и осуществлять права, создавать для себя обязанности и исполнять их, субъекты правоотношений наделяются дееспособностью.

     Иногда  в научной литературе применяется  термин «правосубъектность», объединяющий правоспособность и дееспособность. Правосубъектность определяется как «социально-правовая способность быть участником соответствующих правоотношений».

     Вопрос  об объекте правоотношения в правовой науке является спорным. В целом, под ними понимают материальные и  нематериальные блага, по поводу которых  возникает правоотношение.

     В юридической литературе предложен  ряд различных определений объекта правоотношения.

     Одни  авторы называют объектом «то, на что  направлены субъективные права и  юридические обязанности»[5], другие — «то, по поводу чего складывается правоотношение»[6]. Причем нередко в оба эти выражения вкладывается один и тот же смысл. В ряде случаев тот внешний предмет, который является поводом установления правоотношения, может указывать и на направленность прав и обязанностей сторон.

Информация о работе Налоговые правоотношения