Налоговые правонарушения

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 09:09, доклад

Описание работы

Налоговое правонарушение - противоправное, виновное деяние, в виде умышленного либо не умышленного действия или бездействия субъекта налоговых правоотношений, нарушающее права и интересы участников данного вида общественных отношений, за которое законодательством установлена определённая ответственность финансового, административного либо уголовного характера. Противоправность налогового правонаруше

Работа содержит 1 файл

налоговые правонарушения.docx

— 34.49 Кб (Скачать)

     Неприязненное отношение к имеющейся налоговой  системе основывается на предыдущих причинах, налогоплательщик не может  уважать систему, которая не уважает  его, как налогоплательщика, не учитывает  его возможность оплаты налогов.

     Корысть, умысел при уклонении от уплаты налогов  играют не последнюю роль в причинах существования налоговых правонарушений. Однако, не все правонарушения подобного характера имеют личную мотивацию.

     Руководители, могут использовать сокрытые от налогообложения  средства на развитие своего предприятия. И у них существует заинтересованность иного рода, выражающаяся в стремлении улучшить финансовое состояние своего предприятия.

     Как видно из вышеописанного, на возникновение  налоговых правонарушений влияют причины  не только субъективного, но и объективного характера, что следует учитывать  в сложившейся в стране экономической  обстановке.

     Наиболее  часто встречающаяся группа налоговых  правонарушений – уклонение от уплаты налогов. Данное правонарушение заключается  в неисполнении или ненадлежащем исполнении налогоплательщиком своей  обязанности уплатить налог в  бюджет. В западной литературе, посвящённой  данной теме, можно встретить классификацию  причин, побуждающих плательщика  уклоняться от уплаты налогов. Так, П.М. Годме выделяет несколько групп причин:

     политические;

     экономические;

     моральные;

     технические.

     Политические  причины связаны с тем, что  государство использует налоги не только как средство для обеспечения  доходов казны, но и как регулирующий инструмент: посредством этого инструмента  государство регулирует те или иные общественные отношения. Лица, интересы которых государство при этом ущемляет, проводя такую политику, путём уклонения от уплаты налогов, оказывают определённое противодействие  данному процессу.

     Экономические причины оказывают наибольшее влияние  на налогоплательщика. Если санкция  за налоговое правонарушение предусматривает  экономические последствия для  него в размере меньшем нежели сокрытая им сумма налога, то, естественно, налогоплательщик заинтересован в уклонении от уплаты налога.

     Моральные причины уклонения от уплаты налога состоят в несоответствии, иногда, налоговых законов общим принципам  законодательства: равенства, постоянности и беспристрастности, что снижает  престиж и авторитет этих законов.

     Технические причины уклонения от налогообложения  связаны с несовершенством форм и методов контроля. Налоговые  органы не в состоянии контролировать все хозяйственные операции и  проверять достоверность всех бухгалтерских  документов. 
 

Борьба  с налоговыми неплатежами 

Все 1990-е  годы правительство пыталось бороться с налоговыми неплатежами. Так, в  декабре 1993 года налоговым органам  было предоставлено право обращать обязательства предприятий по платежам в бюджет на их дебиторов[33]. В мае 1994 года упорядочили учет налогоплательщиков в налоговых органах, включая регистрацию расчетных и иных счетов; налоговым органам разрешили бесспорно взыскивать недоимки по налогам с текущих валютных и других счетов; банки обязали информировать налоговиков о совершении физическими лицами операций на сумму свыше 10 тыс. долларов; неуплата налогов в течение трех месяцев была признана основанием для возбуждения дела о банкротстве предприятия; за расчеты наличными деньгами между предприятиями в сумме более 500 тыс. рублей, неоприходование наличности и хранение ее в кассе свыше установленных лимитов были установлены санкции[34].

С 1992 года фонды социального развития налоговых  органов и налоговой полиции  формировались за счет процентных отчислений от взысканных штрафов, поэтому они  были заинтересованы не увеличить фискальные поступления в бюджет, а найти побольше ошибок на предприятиях при начислении и уплате налогов. В августе 1994 года формирование этих фондов наконец-то поставили в зависимость от фактических поступлений налогов в бюджет[35].

В помощь налоговым органам создавались  специальные комиссии. В августе 1994 года была образована Оперативная  комиссия правительства по совершенствованию  системы платежей и расчетов. Ее возглавилипервый вице-премьер О.Н. Сосковец (председатель), вице-премьер А.Б. Чубайс (заместитель председателя) и вице-премьер А.Н. Шохин (заместитель председателя). В мае 1995 года утвердили новый состав комиссии из 38 человек во главе с Чубайсом. Первым крупнейшим должником, по которому комиссия детально разбиралась уже в октябре 1995 года, стал «Нижневартовскнефтегаз», затем – предприятия Министерства путей сообщения. 22 апреля 1997 года, после персональных перемен в правительстве, комиссия была упразднена, ее функции перешли Комиссии правительства по оперативным вопросам во главе с А.Б. Чубайсом.

В год  президентских выборов борьба с  неуплатой налогов вышла на более  высокий уровень из-за крайне тяжелой  ситуации в этой сфере. В связи  с невыполнением заданий по поступлению  налогов11 октября 1996 года при президенте была создана Временная чрезвычайная комиссия по укреплению налоговой и  бюджетной дисциплины (ВЧК)[36]во главе с В.С. Черномырдиным – как параллельная налоговым органам структура, с теми же целями и функциями. Ее образование должно было продемонстрировать влиятельным недоимщикам, что высшее руководство страны полно решимости бороться с налоговыми нарушениями. Эта мера вызвала противоречивую реакцию в обществе. Госдума даже направила в Конституционный суд запрос о правомочности создания ВЧК, которая получала право вмешиваться в хозяйственную деятельность компаний.

За работу ВЧК взялась рьяно. Только в ноябре 1996 года она назвала трех крупнейших должников: компанию «Алмазы России – Саха», Федеральную продовольственную  корпорацию и Московский фонд обязательного  страхования. Компания «Алмазы России – Саха» не уплатила налогов на сумму 2,5 трлн рублей, штрафные санкции только за нарушение валютного законодательства составили 379 млн долларов. Если бы удалось получить с нее все недоимки в госбюджет, то их хватило бы для того, чтобы покрыть половину задолженности по заработной плате всем государственным предприятиям (5 трлн рублей, или 926 млн долларов)[37]. Однако ВЧК не вписывалась в систему органов государственной власти и имела неопределенный юридический статус. В 1999 году ее ликвидировали.

Во второй половине 1990-х годов налоговые  органы стали работать с крупнейшими  налогоплательщиками, которые зачастую были и крупнейшими должниками. Сначала  к ним жестких мер не применяли, но с конца десятилетия пытались укреплять их налоговую дисциплину. 6 января 1998 года даже было принято Постановление  Правительства РФ «О мерах по обеспечению  прозрачности расчетов с федеральным  бюджетом РАО «ЕЭС России», «Газпрома», «Аэрофлота» и организаций федерального железнодорожного транспорта» № 10.

Информация о работе Налоговые правонарушения