Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 09:09, доклад
Налоговое правонарушение - противоправное, виновное деяние, в виде умышленного либо не умышленного действия или бездействия субъекта налоговых правоотношений, нарушающее права и интересы участников данного вида общественных отношений, за которое законодательством установлена определённая ответственность финансового, административного либо уголовного характера. Противоправность налогового правонаруше
Состав налогового правонарушения образует 4 элемента:
1. Объект налогового правонарушения – это общественные отношения, на которые посягает налоговое правонарушение.
В зависимости от объекта можно выделить два вида налоговых правонарушений:
1)
нарушения, посягающие на
2)
нарушения, посягающие на
2. Объективная сторона налогового правонарушения – это система предусмотренных нормами Кодекса признаков, характеризующих внешнее проявление правонарушения.
К таким признакам относятся:
– деяние (действие (воспрепятствование, отказ) бездействие (неудержание, неуплата, непредставление сведений);
– общественно-вредные последствия деяния;
– причинно-следственная связь между деянием и последствиями (при отсутствии причинно-следственной связи налоговая ответственность исключается);
– момент совершения (окончания) правонарушения;
– способ совершения правонарушения.
3. Субъект налогового правонарушения – это лицо, совершившее правонарушение, на которое по действующему законодательству может быть возложена налоговая ответственность.
В соответствии со статьей 107 Налогового кодекса РФ налоговую ответственность за правонарушения, предусмотренные главой 16 Кодекса, несут организации (не могут привлекаться к налоговой ответственности филиалы и иные обособленные подразделения организаций) и физические лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста.
4. Субъективная сторона налогового правонарушения – внутреннее отношение лица к совершаемому противоправному деянию.
Ответственность, за налоговые правонарушения дифференцируется в зависимости от форм вины. При этом вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение налогового правонарушения (ст. 110 НК РФ).
Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия) (п. 2 ст. 110 НК РФ).
Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредный характер последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать (п. 3 ст. 110 НК РФ).
При
отсутствии хотя бы одного из вышеперечисленных
признаков состав налогового правонарушения
как основание для привлечения
лица к налоговой ответственности
отсутствует.
2.
Классификация составов
налоговых правонарушений
Видовое многообразие налоговых правонарушений предполагает классификацию их составов по различным основаниям.
Во-первых,
в зависимости от общественной безопасности
составы налоговых
Основным
(простым) является состав налогового
правонарушения, содержащий минимально
необходимую совокупность объективных
и субъективных признаков, всегда имеющих
место при совершении какого-либо
конкретного вида налогового правонарушения.
Простой состав налогового правонарушения
не предполагает и не требует дополнительных
признаков, повышающих или понижающих
уровень общественной опасности
противоправного деяния. Так, к простым
составам налоговых правонарушений
относится нарушение
Кроме названных, НК содержит и иные составы налоговых правонарушений, степень общественной опасности которых позволяет отнести их к основным составам.
Квалифицированным
является состав налогового правонарушения,
требующий для своего определения
дополнительные признаки противоправного
деяния, повышающие уровень общественной
опасности содеянного для морального
функционирования налогового законодательства.
Например, дополнительные признаки противоправных
действий и бездействий необходимы
для установления следующих составов:
нарушение налогоплательщиком установленного
НК срока подачи заявления о постановке
на учет в налоговом органе на срок
более 90 дней. Непредставление
Привилегированным является состав налогового правонарушения, требующий для своего определения дополнительные признаки противоправного деяния, понижающие уровень общественной опасности содеянного в сфере нормального функционирования налогового законодательства. Учитывая высокую значимость соблюдения налоговой дисциплины, законодатель почти не дифференцирует ответственность за налоговые правонарушения в сторону ее снижения. Привилегированным можно считать состав налогового правонарушения, описываемый п. 3 ст. 126 НК, – не представления в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) – физическим лицом в налоговые органы документов и иных сведений, предусмотренных НК и иными актами законодательства о налогах и сборах.
Вторым
критерием для классификации
составов налоговых правонарушений
выступают особенности
За совершением налогового правонарушения с материальным составом, ответственность может наступить только при наличии негативных последствий, образовавшихся в результате действия и бездействия правообязанного лица. Квалифицируя налоговое правонарушение с материальным составом, обязательно необходимо установить причинную связь между совершенными деяниями и наступлением негативных общественно опасных последствий. Отсутствие причинной связи исключает привлечение к налоговой ответственности. Например, к налоговым правонарушениям с материальным составом относятся: ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе; нарушение налогоплательщиком срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счета в банке; непредставление налогоплательщиком в срок до 180 дней налоговой декларации в налоговый орган по месту учета; неправомерное неполное перечисление сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом; нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора; неисполнение банком решения налогового органа о постановлении операций по счетам налогоплательщика или налогового агента; неисполнение банком решения о взыскании налога, сбора или пени.
За совершение налогового правонарушения с формальным составом для привлечения виновного к ответственности достаточно самого факта совершения деяния, наличие или отсутствие негативных последствий не учитывается. Так, налоговыми правонарушениями с формальным составом можно считать такие деяния, как неуплата или неполная уплата суммы налога, в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействий); отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки; дача экспертом заведомо ложного заключения, а также иные правонарушения, предусмотренные гл. 16 и 18 НК.
Третьим
критерием классификации
1. действия налогоплательщика, налогового агента или иных лиц;
2. бездействия налогоплательщика, налогового агента или иных лиц
3. совокупность действий и бездействия – налоговые правонарушения с так называемой смешанной объективной стороной. Например, «смешанными» составами следует считать неуплату или не полную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы или иного неправильного исчисления налога, подлежащего уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ; ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе.
Четвертым
критерием классификации
1. на материальные фискальные права государства, т.е. нарушающие урегулированные налоговым законодательством общественные отношения, обеспечивающие уплату или изъятие налога;
2. процессуальные
фискальные права государства, т.е. нарушающие
урегулированные налоговым законодательством
общественные отношения, обеспечивающие
учет налогоплательщиков, производство
налогового контроля, осуществления производства
по делам о налоговых правонарушениях.
3.
Причины возникновения
налоговых правонарушений
Причины
возникновения налоговых
правовые;
экономические;
моральные.
Российское налоговое законодательство, слишком объёмно, его нормы распылены по большому количеству законодательных актов. Более того, в эти нормативные акты постоянно вносятся изменения и дополнения. Эти нестабильность и сложность налогового законодательства и являются теми причинами правового характера.
Экономические причины обусловлены действием довольно высоких налоговых ставок и невозможностью некоторых налогоплательщиков своевременно и полно платить налоги. Причина в том, что, по моему мнению, законодатель, вводя такие высокие налоговые ставки, не учитывает сложившуюся в стране экономическую ситуацию, законодатель, видимо, рассчитывает на предприятия, занимающиеся торгово-закупочной деятельностью и имеющие постоянный и достаточно высокий доход. Да, такие предприятия могут своевременно и полно платить налоги, но ведь есть и другие предприятия, предприятия – производители, зачастую использующие устаревшее оборудование, не имеющие оборотных средств и не могущие реализовать свою продукцию из-за её неконкурентоспособности. Следствием этого становится неплатёжеспособность предприятия и невозможность оплаты им налоговых платежей.
Моральными
причинами являются, по моему мнению,
низкая правовая культура, неприязненное
отношение к имеющейся