Налоговые правонарушения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 17:35, реферат

Описание работы

Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Об этом говорится в статье 58 Конституции Российской Федерации. Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Налог не предполагает свободы выбора, поскольку неуплата налога в установленный срок влечет применение принудительных мер.
Налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Содержание

Введение---------------------------------------------------------------------------------- 2
1.Налоговое правонарушение и его состав------------------------------------- 4
1.1 Понятие налогового правонарушения------------------------------------- 4
1.2 Состав налогового правонарушения--------------------------------------- 5
2. Порядок привлечения налогоплательщиков и налоговых агентов за нарушение налогового законодательства-----------------------------------------
15
2.1 Общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения---------------------------------------------------------
15
2.2 Обстоятельства, исключающие и смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения--------------------------------------
16
3. Ответственность за налоговые правонарушения------------------------- 19
3.1 Понятие налоговых санкций------------------------------------------------- 19
3.2 Налоговая ответственность за налоговые правонарушения---------- 23
3.3 Административная ответственность за налоговые правонарушения------------------------------------------------------------------------
25
3.4 Уголовная ответственность за налоговые правонарушения ---------
Заключение-----------------------------------------------------

Работа содержит 1 файл

налоговое администрирование.doc

— 160.00 Кб (Скачать)

 

     

     2. Порядок привлечения налогоплательщиков и налоговых агентов за нарушение налогового законодательства

     2.1 Общие условия  привлечения к  ответственности  за совершение  налогового правонарушения.

     Согласно  Налоговому Кодексу Российской Федерации  никто не может быть привлечен  к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом [1].

     Никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения.

     Предусмотренная настоящим Кодексом ответственность  за деяние, совершенное физическим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством  Российской Федерации.

     Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации.

     Привлечение налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога и пени. Привлечение налогового агента к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности перечислить причитающиеся суммы налога и пени.

     Лицо  считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его  виновность не будет доказана в предусмотренном  федеральным законом порядке  и установлена вступившим в законную силу решением суда. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица Ст. 108 Части первой Налогового Кодекса РФ. 

           2.2   Обстоятельства, исключающие и смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения 

     Обстоятельства, исключающие привлечение лица к  ответственности за совершение налогового правонарушения:

       Согласно статье 109 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств [1]:

     1) отсутствие события налогового  правонарушения;

     2) отсутствие вины лица в совершении  налогового правонарушения;

     3) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста.

     4) истечение сроков давности привлечения  к ответственности за совершение  налогового правонарушения.

     Сроки давности определяются статьей 113 НК РФ. Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года (срок давности).

     Исчисление  срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется  в отношении всех налоговых правонарушений, кроме предусмотренных статьями 120 и 122НК РФ.

     Исчисление  срока давности со следующего дня  после окончания соответствующего налогового периода применяется в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120 и 122 НК РФ.

     Обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:

     1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

     2) совершение правонарушения под  влиянием угрозы или принуждения  либо в силу материальной, служебной  или иной зависимости;

     3) иные обстоятельства, которые судом  могут быть признаны смягчающими ответственность.

       Согласно статье 112 НК РФ лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в силу решения суда или налогового органа о применении налоговой санкции.

     Обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.

     При наличии смягчающих обстоятельств  размер штрафа должен быть уменьшен не менее чем вдвое, а при наличии отягчающих обстоятельств он увеличивается на 100%. Имеет место давность взыскания налоговых санкций.

     Налоговые органы могут обратиться в суд  с иском о взыскании налоговой  санкции не позднее шести месяцев  со дня обнаружения нарушения  и составления соответствующего акта.

     Вместе  с тем при нарушении своих  прав налогоплательщики вправе обжаловать действия налоговых органов и  их должностных лиц. По усмотрению налогоплательщика  с обжалованием или жалобой можно  обратиться в вышестоящий налоговый орган или в суд. Организации и индивидуальные предприниматели подают иски в арбитражные суды в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом, физические лица (в том числе частные нотариусы, частные охранники, частные детективы) - в суды общей юрисдикции. Налогоплательщик может обжаловать в суде не только решение налогового органа, но и документ любого наименования (требование, решение, постановление, письмо и др.), подписанный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и касающийся конкретного налогоплательщика.

     Налогоплательщик  вправе обжаловать в суде требование об уплате налога, пени и налоговой  санкции независимо от того, было ли им оспорено решение налогового органа, на основании которого вынесено соответствующее  требование. В соответствии с Налоговым кодексом РФ возможна компенсация убытков, причиненных неправомерными действиями (бездействием) работников налоговых органов. В соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях к должностным лицам налогоплательщиков могут быть применены административные санкции за налоговые нарушения в виде наложения административных штрафов. Административные штрафы налагаются в соответствии со ст.ст.15.3-15.9., 19.6, 19.7 и ч.1 ст.ст.19.4 и 19.5 Административного кодекса и устанавливаются в кратности к минимальному размеру оплаты труда[2]. Протокол об административных нарушениях составляется должностными лицами налоговых органов.

     В случае если налоговая и административная ответственность наступают в  результате совершения одного и того же нарушения, нарушитель не может быть привлечен одновременно и к налоговой, и к административной ответственности. 
 
 
 
 

     3. Ответственность за налоговые правонарушения

     3.1 Понятие налоговых санкций

     Соблюдение  норм налогового права обеспечивается возможностью государства применять меры принуждения за нарушение обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. Ответственность находит выражение в соответствующей части нормы права называемой санкцией. Согласно общей теории права санкцией признаются закрепленные в нормах предписания о мерах принуждения за неисполнение обязанностей в целях защиты прав других лиц. Санкции, в зависимости от способов, какими они служат охране налоговых правоотношений, подразделяются на два вида:

     1) правовосстановительные, реализация которых направлена на устранение вреда, причиненного противоправным деянием финансовым интересам государства, принудительное исполнение невыполненных налоговых обязанностей, а также на восстановление нарушенных фискальных прав государства;

     2) карательные (штрафные), реализация которых направлена на предупреждение налогового правонарушения, а также на исправление и перевоспитание нарушителей налогового законодательства [6, с. 57].

     Так, санкции, установленные в ст. 116 - 118, 124 - 129 НК РФ, носят карательный характер, остальные направлены на восполнение финансовых потерь государства.

     Следовательно, санкции в налоговом праве  можно рассматривать в двух аспектах: широком и узком. К видам санкций  в широком смысле относятся штрафы, взыскание недоимок, пени. Институт налоговых санкций в узком смысле закрепляется ст. 114 НК РФ, согласно которой налоговая санкция выражена штрафом и является мерой ответственности за совершенное правонарушение. Размеры налоговых санкций предусматриваются специальными статьями НК РФ, устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) относительно лица, признанного виновным в совершении налогового правонарушения. Санкции в виде штрафа исчисляются различными способами, в зависимости от которых могут быть сгруппированы следующим образом: 1) штрафом, исчисляемые в виде процентного отношения суммы санкций к неуплаченной сумме налога (например, ст.122,123 НК РФ); 2)штрафы, установленные в твердой денежной сумме (например, ст.135 НК РФ); 3) штрафы, исчисляемые в виде процентного отношения суммы санкций к определенному объекту расчета (например, ст.117 НК РФ).

     Несмотря  на различные способы исчисления, все налоговые штрафы имеют общую  юридическую природу и характерную  особенность, заключающуюся в смене  права собственности посредством принудительного изъятия денежных средств у физического лица или организации в пользу государства.

     Механизм  реализации налоговых санкций не допускает поглощение менее строгой  санкции более строгой в случае совершения одним лицом двух и  более налоговых правонарушений. Согласно п. 5 ст. 114 НК РФ налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности. Например, налогоплательщик признан виновным в нарушении срока постановки на учет, что влечет взыскание штрафа в размере 5 тысяч рублей, и в грубом нарушении правил учета доходов, расходов или объектов налогообложения в течение двух налоговых периодов, за что установлен штраф в размере 15 тысяч рублей. Поскольку более строгая санкция 15 тысяч рублей не поглощает менее строгую 5 тысяч рублей, в общей сумме с правонарушителя должно быть взыскано 20 тысяч рублей[7, с. 86].

     Пре наличие хотя бы одного смягчающего  ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению на меньше, чем в два раза по сравнению  с размером, установленным п. 3 ст. 114 НК РФ за совершение налогового правонарушения.

     Согласно  п.4 ст.114 НК РФ, при наличии обстоятельства, предусмотренного п.2 ст.112, размер штрафа увеличивается на 100 процентов.

     Сумма штрафа, присужденного налогоплательщику, плательщику сборов или налоговому агенту за нарушение законодательства о налогах и сборах, повлекшие задолженность по налогу и сбору, подлежит перечислению со счетов налогоплательщика, плательщика сборов или налогового агента только после перечисления в полном объеме этой суммы задолженности и соответствующих пеней, в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации. (п.6. ст.114 НК РФ).

     Налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщиков только в судебном порядке  и в законодательно установленной последовательности.

     При взыскании недоимки и пени имеет  место принудительное исполнение налогоплательщиков своей обязанности, существовавшей до нарушения, а не возлагаемой дополнительно. Согласно ст. 11 НК РФ недоимка представляет собой сумму налога или сбора, не уплаченную в установленный НК РФ срок, и носит компенсационный характер. Следовательно, принудительное изъятие сумм налогов и сборов является налоговой санкцией, обусловленной юридической природой налогового обязательства. В качестве мер государственно-властного воздействия на нарушителей налогового законодательства НК РФ установил пеню. Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов и сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Информация о работе Налоговые правонарушения