Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 17:35, реферат
Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Об этом говорится в статье 58 Конституции Российской Федерации. Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Налог не предполагает свободы выбора, поскольку неуплата налога в установленный срок влечет применение принудительных мер.
Налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
Введение---------------------------------------------------------------------------------- 2
1.Налоговое правонарушение и его состав------------------------------------- 4
1.1 Понятие налогового правонарушения------------------------------------- 4
1.2 Состав налогового правонарушения--------------------------------------- 5
2. Порядок привлечения налогоплательщиков и налоговых агентов за нарушение налогового законодательства-----------------------------------------
15
2.1 Общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения---------------------------------------------------------
15
2.2 Обстоятельства, исключающие и смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения--------------------------------------
16
3. Ответственность за налоговые правонарушения------------------------- 19
3.1 Понятие налоговых санкций------------------------------------------------- 19
3.2 Налоговая ответственность за налоговые правонарушения---------- 23
3.3 Административная ответственность за налоговые правонарушения------------------------------------------------------------------------
25
3.4 Уголовная ответственность за налоговые правонарушения ---------
Заключение-----------------------------------------------------
2. Порядок привлечения налогоплательщиков и налоговых агентов за нарушение налогового законодательства
2.1 Общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Согласно Налоговому Кодексу Российской Федерации никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом [1].
Никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения.
Предусмотренная
настоящим Кодексом ответственность
за деяние, совершенное физическим
лицом, наступает, если это деяние не
содержит признаков состава
Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации.
Привлечение налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога и пени. Привлечение налогового агента к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности перечислить причитающиеся суммы налога и пени.
Лицо
считается невиновным в совершении
налогового правонарушения, пока его
виновность не будет доказана в предусмотренном
федеральным законом порядке
и установлена вступившим в законную
силу решением суда. Лицо, привлекаемое
к ответственности, не обязано доказывать
свою невиновность в совершении налогового
правонарушения. Обязанность по доказыванию
обстоятельств, свидетельствующих о факте
налогового правонарушения и виновности
лица в его совершении, возлагается на
налоговые органы. Неустранимые сомнения
в виновности лица, привлекаемого к ответственности,
толкуются в пользу этого лица Ст. 108 Части
первой Налогового Кодекса РФ.
2.2
Обстоятельства, исключающие
и смягчающие ответственность
за совершение налогового
правонарушения
Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения:
Согласно статье 109 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств [1]:
1) отсутствие события налогового правонарушения;
2)
отсутствие вины лица в
3) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста.
4)
истечение сроков давности
Сроки давности определяются статьей 113 НК РФ. Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года (срок давности).
Исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений, кроме предусмотренных статьями 120 и 122НК РФ.
Исчисление срока давности со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода применяется в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120 и 122 НК РФ.
Обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:
1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
2)
совершение правонарушения под
влиянием угрозы или
3) иные обстоятельства, которые судом могут быть признаны смягчающими ответственность.
Согласно статье 112 НК РФ лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в силу решения суда или налогового органа о применении налоговой санкции.
Обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.
При наличии смягчающих обстоятельств размер штрафа должен быть уменьшен не менее чем вдвое, а при наличии отягчающих обстоятельств он увеличивается на 100%. Имеет место давность взыскания налоговых санкций.
Налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения нарушения и составления соответствующего акта.
Вместе с тем при нарушении своих прав налогоплательщики вправе обжаловать действия налоговых органов и их должностных лиц. По усмотрению налогоплательщика с обжалованием или жалобой можно обратиться в вышестоящий налоговый орган или в суд. Организации и индивидуальные предприниматели подают иски в арбитражные суды в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом, физические лица (в том числе частные нотариусы, частные охранники, частные детективы) - в суды общей юрисдикции. Налогоплательщик может обжаловать в суде не только решение налогового органа, но и документ любого наименования (требование, решение, постановление, письмо и др.), подписанный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и касающийся конкретного налогоплательщика.
Налогоплательщик вправе обжаловать в суде требование об уплате налога, пени и налоговой санкции независимо от того, было ли им оспорено решение налогового органа, на основании которого вынесено соответствующее требование. В соответствии с Налоговым кодексом РФ возможна компенсация убытков, причиненных неправомерными действиями (бездействием) работников налоговых органов. В соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях к должностным лицам налогоплательщиков могут быть применены административные санкции за налоговые нарушения в виде наложения административных штрафов. Административные штрафы налагаются в соответствии со ст.ст.15.3-15.9., 19.6, 19.7 и ч.1 ст.ст.19.4 и 19.5 Административного кодекса и устанавливаются в кратности к минимальному размеру оплаты труда[2]. Протокол об административных нарушениях составляется должностными лицами налоговых органов.
В
случае если налоговая и административная
ответственность наступают в
результате совершения одного и того
же нарушения, нарушитель не может быть
привлечен одновременно и к налоговой,
и к административной ответственности.
3. Ответственность за налоговые правонарушения
3.1 Понятие налоговых санкций
Соблюдение норм налогового права обеспечивается возможностью государства применять меры принуждения за нарушение обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. Ответственность находит выражение в соответствующей части нормы права называемой санкцией. Согласно общей теории права санкцией признаются закрепленные в нормах предписания о мерах принуждения за неисполнение обязанностей в целях защиты прав других лиц. Санкции, в зависимости от способов, какими они служат охране налоговых правоотношений, подразделяются на два вида:
1) правовосстановительные, реализация которых направлена на устранение вреда, причиненного противоправным деянием финансовым интересам государства, принудительное исполнение невыполненных налоговых обязанностей, а также на восстановление нарушенных фискальных прав государства;
2) карательные (штрафные), реализация которых направлена на предупреждение налогового правонарушения, а также на исправление и перевоспитание нарушителей налогового законодательства [6, с. 57].
Так, санкции, установленные в ст. 116 - 118, 124 - 129 НК РФ, носят карательный характер, остальные направлены на восполнение финансовых потерь государства.
Следовательно, санкции в налоговом праве можно рассматривать в двух аспектах: широком и узком. К видам санкций в широком смысле относятся штрафы, взыскание недоимок, пени. Институт налоговых санкций в узком смысле закрепляется ст. 114 НК РФ, согласно которой налоговая санкция выражена штрафом и является мерой ответственности за совершенное правонарушение. Размеры налоговых санкций предусматриваются специальными статьями НК РФ, устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) относительно лица, признанного виновным в совершении налогового правонарушения. Санкции в виде штрафа исчисляются различными способами, в зависимости от которых могут быть сгруппированы следующим образом: 1) штрафом, исчисляемые в виде процентного отношения суммы санкций к неуплаченной сумме налога (например, ст.122,123 НК РФ); 2)штрафы, установленные в твердой денежной сумме (например, ст.135 НК РФ); 3) штрафы, исчисляемые в виде процентного отношения суммы санкций к определенному объекту расчета (например, ст.117 НК РФ).
Несмотря
на различные способы исчисления,
все налоговые штрафы имеют общую
юридическую природу и
Механизм реализации налоговых санкций не допускает поглощение менее строгой санкции более строгой в случае совершения одним лицом двух и более налоговых правонарушений. Согласно п. 5 ст. 114 НК РФ налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности. Например, налогоплательщик признан виновным в нарушении срока постановки на учет, что влечет взыскание штрафа в размере 5 тысяч рублей, и в грубом нарушении правил учета доходов, расходов или объектов налогообложения в течение двух налоговых периодов, за что установлен штраф в размере 15 тысяч рублей. Поскольку более строгая санкция 15 тысяч рублей не поглощает менее строгую 5 тысяч рублей, в общей сумме с правонарушителя должно быть взыскано 20 тысяч рублей[7, с. 86].
Пре наличие хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению на меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным п. 3 ст. 114 НК РФ за совершение налогового правонарушения.
Согласно п.4 ст.114 НК РФ, при наличии обстоятельства, предусмотренного п.2 ст.112, размер штрафа увеличивается на 100 процентов.
Сумма
штрафа, присужденного
Налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщиков только в судебном порядке и в законодательно установленной последовательности.
При взыскании недоимки и пени имеет место принудительное исполнение налогоплательщиков своей обязанности, существовавшей до нарушения, а не возлагаемой дополнительно. Согласно ст. 11 НК РФ недоимка представляет собой сумму налога или сбора, не уплаченную в установленный НК РФ срок, и носит компенсационный характер. Следовательно, принудительное изъятие сумм налогов и сборов является налоговой санкцией, обусловленной юридической природой налогового обязательства. В качестве мер государственно-властного воздействия на нарушителей налогового законодательства НК РФ установил пеню. Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов и сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.