Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 23:56, контрольная работа
Оценивая прошедшие годы, следует помнить, что налоговая система России возникла и с первых же дней своего существования развивается в условиях экономического кризиса. В тяжелейшей ситуации она сдерживает нарастание бюджетного дефицита, обеспечивает функционирование всего хозяйственного аппарата страны, позволяет, хотя и не без перебоев, финансировать неотложные государственные потребности, в основном отвечает текущим задачам перехода к рыночной экономике. К созданию налоговой системы РФ был широко привлечен опыт развития зарубежных стран.
Введение………………………………………………………………………...3
1. Роль и значение налоговых органов в обеспечении экономической безопасности государства…………………………………………………………...5
2. Правовые основы деятельности налоговых органов……………………...8
3. Права и обязанности налоговых органов РФ……………………………..10
Заключение…………………………………………………………………….15
Список использованных источников………………………………………...17
ЧОУ ВПО
«Институт экономики, управления и
права (г. Казань)» Экономический
факультет Контрольная работа по
дисциплине «Налоги
и налогообложение» тема «Налоговые органы Российской Федерации» (вариант №2) за 3
семестр 2011/2012 уч.года Казань – 2011 |
Содержание
Введение………………………………………………
1.
Роль и значение налоговых органов в обеспечении
экономической безопасности государства…………………………………………………
2.
Правовые основы деятельности
налоговых органов……………………...8
3. Права и обязанности налоговых органов РФ……………………………..10
Заключение…………………………………………
Список
использованных источников………………………………………...17
Введение
Оценивая прошедшие годы, следует помнить, что налоговая система России возникла и с первых же дней своего существования развивается в условиях экономического кризиса. В тяжелейшей ситуации она сдерживает нарастание бюджетного дефицита, обеспечивает функционирование всего хозяйственного аппарата страны, позволяет, хотя и не без перебоев, финансировать неотложные государственные потребности, в основном отвечает текущим задачам перехода к рыночной экономике. К созданию налоговой системы РФ был широко привлечен опыт развития зарубежных стран.
Основные положения о налогах и сборах в Российской Федерации определены Конституцией РФ (ст. 57), Налоговым кодексом РФ, первая часть которого введена в действие с 1 января 1999 г., Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г., федеральными законами о конкретных налогах и сборах. Порядок исчисления и уплаты отдельных налогов и сборов дополнительно разъясняется в постановлениях Правительства РФ, Министерства по налогам и сборам, Государственного таможенного комитета и т.п.
Таким образом, действующая ныне налоговая система России основывается на более чем 20 законах, охватывающих, по сути, все сферы экономической жизни государства. По своей структуре и принципам построения новая налоговая система в основном отражает общераспространенные в мировой практике налоговые системы. Перечень применяемых видов налогов практически соответствует общепринятому в современной рыночной экономике и в значительной части набору налогов и сборов, применявшихся в нашей практике ранее.
В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.
Налоговые
органы являются единственными законными
сборщиками налогов и сборов, которые
и формируют бюджеты всех уровней
государства. От того, насколько правильно
построена система
Целью
данной работы является рассмотрение
правовых основ деятельности налоговых
органов; изучение прав и обязанностей
налоговых органов РФ.
1.Роль и значение налоговых органов и обеспечении экономической безопасности государства
Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов и сборов взимаемых в установленном порядке.
В налоговом кодексе РФ, как и в законе «об основах налоговой системе РФ», выделены 3 уровня налоговой системы:
Следует отметить, что уровни налоговой системы не совпадают с уровнями бюджетной системы: если доходы федерального бюджета в части налоговых поступлений формируется только за счет федеральных налогов, то в региональные бюджеты поступают как налоги субъектов РФ, так и федеральные налоги. Аналогичная картина наблюдается и при формировании местных бюджетов: кроме местных налогов они включают в себя часть федеральных налогов и налогов субъектов РФ.
Федеральные налоги устанавливаются законодательными актами РФ и действуют на всей ее территории. Ставки федеральных налогов устанавливаются Федеральным Собранием РФ. Ставки налогов на отдельные виды природных ресурсов, акцизов на отдельные виды минерального сырья и таможенных пошлин устанавливаются Правительством РФ.
Налоги субъектов Федерации (региональные налоги) устанавливаются законодательными актами Российской Федерации в соответствии с Законом РФ «Об основах налоговой системы в РФ». Ставки региональных налогов устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и действуют на территории соответствующих субъектов.
Местные налоги устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления также в соответствии с Законом РФ «Об основах налоговой системы в РФ». Они действуют на территориях соответствующих городов, районов в городах и сельской местности. Часть местных налогов является обязательной к применению на всей территории РФ, например земельный налог, налог с имущества физических лиц, регистрационный сбор с лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. Эти налоги, относящиеся в соответствии с классификацией к местным, устанавливаются законодательными актами РФ. Другая часть местных налогов вводится по решению органов местного самоуправления. К ним относятся налог на с рекламу, сбор за право торговли и некоторые другие.
Налоговыми органами в РФ являются Министерство Российской Федерации по налогом и сборам и его подразделения в РФ, также полномочиями налоговых органов обладают таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов, действующие в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ.
Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением налогового законодательства, полнотой и своевременностью несения в бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей (п. 1 ст. 30 НК РФ) [«Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 17.05.2007)// Собрание законодательства РФ, №31, 03.08.1998, ст.3824.].
Если государственная налоговая служба призвана обеспечивать сбор налогов в государственную казну, то налоговая полиция ориентирована на борьбу с налоговыми преступлениями, а также на обеспечение безопасности сотрудников государственной налоговой службы. В своей повседневной деятельности указанные структуры тесно взаимодействуют не только друг с другом, но и с иными правоохранительными органами. Все это является причиной многих организационных проблем, которые связаны с их деятельностью по обеспечению налоговой политики государства и в целом экономической безопасности. Вопросы влияния налоговых органов, их места и роли в механизме обеспечения национальной безопасности с акцентом на правоохранительный аспект, несмотря на очевидную научно-практическую значимость, еще не стали до настоящего времени объектом самостоятельного монографического исследования. Следовательно, разработка организационно-правовых аспектов влияния налоговых органов на обеспечение национальной безопасности – важная научная проблема, которая имеет практическое значение в исследование механизма обеспечения национальной безопасности страны в целом.
Налоговая безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз налогового характера.
Роль налоговых органов в обеспечении экономической безопасности, можно выделить два ее аспекта: внешний и внутренний. Внешний аспект связан с выявлением и устранением угроз в налоговой сфере (налоговые правонарушения, уклонение от уплаты налогов и т.п.); внутренний – предполагает устранение недостатков в самой системе налоговых органов, включая борьбу с правонарушениями среди сотрудников налоговых органов, повышение их профессиональной подготовки, совершенствование форм и методов внутриорганизационной деятельности.
Роль налоговых органов в обеспечении экономической безопасности видоизменяется в зависимости от принимаемых законов, связанных со сбором налогов, состоянием экономики.
Изменение характера экономических отношений, проявление различных форм собственности предполагает поиск новых механизмов защиты экономической безопасности налоговыми органами. Среди них приоритетным следует назвать: профилактические функции; установление правильных взаимоотношений с гражданами в процессе сбора налогов; учет региональных особенностей.
Защита экономической безопасности налоговыми органами во многом зависит от качества правовых норм.
2. Правовая основа деятельности налоговых органов
Совокупность законных и подзаконных актов, регулирующих деятельность налоговых органов, разнообразна и объемна, требует усвоения для последующего применения в практической деятельности.
Налоговыми органами в настоящее время являются Федеральная налоговая служба и ее территориальные подразделения на местах. Создания каких – либо иных налоговых органов, не входящих в единую централизованную систему ФНС РФ, не допускается, что вытекает из принципа единства налоговой системы России. Правовой статус налоговых органов помимо НК РФ регулируется Законом от 21.03.91 №943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» [Закон от 21.03.91 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» (ред. от 27.07.2006)// Бюллетень нормативных актов, 1,1992.], Указом Президента от 09.06.2006 №577 «О классных чинах Федеральных государственных гражданских служащих федеральной налоговой службы и ее территориальных органов»// Собрание законодательства РФ,09.06.2006, №24, ст. 2585, и целым рядом ведомственных нормативных актов.
В части 1 ст.2 Кодекса выделены две составляющие отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, т.е налоговых правоотношений:
-
властные отношения по
-
отношения, возникающие в
Обязанность
каждого платить законно
В
пункте 1 ст.3 Кодекса закреплен принцип
всеобщности и равенства
Положения,
развивающие принцип
Соответственно,
в п.2 ст.3 Кодекса в развитие принципа
всеобщности и равенства
-
налоги и сборы не могут
иметь дискриминациональный
- не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
В соответствии с п.1 ст.4 Кодекса имеют право издавать нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами:
-
федеральный орган