Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 21:51, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является определение природы налоговой льготы, их роли, условий и порядка предоставления на современном этапе развития российской налоговой системы.
Соответственно поставленной цели задачами курсовой работы являются:
1 исследование экономической сущности налоговых льгот и вычетов;
2 рассмотреть порядок и условия предоставления налоговых льгот;
3 определить роль налоговых льгот в стимулировании деятельности малого бизнеса;
4 выявить роль и значение налоговых льгот в зарубежных странах
Введение 4
Налоговые льготы как основной элемент налогового планирования 8
1.1 Налоговые льготы в системе налогового планирования 8
1.2 Виды и классификация налоговых льгот 15
Роль и значение налоговых льгот в зарубежных странах 19
Анализ применения налоговых льгот как основного элемента налогового планирования 24
2.1 Роль налоговых льгот в стимулировании деятельности малого бизнеса 24
2.2 Механизм применения налоговых льгот для организаций и их влияние на экономическое развитие страны 28
2.3 Оценка и эффективность применения инвестиционных налоговых льгот 30
3. Совершенствования налоговых льгот как основного элемента налогового планирования 35
3.1 Основные пути совершенствования и развития налоговой сиситемы в Российской Федерации 35
3.2 Основные направления рационального использования налоговых льгот 38
Заключение 42
Список литературы
Одна из главных проблем, связанных с результативностью льгот, - отсутствие гибкой и целенаправленной государственной политики в деле предоставления и реализации льгот. Существуют и объективные причины. Противоречивость и нестабильность экономической ситуации и правовой системы не могут не оказывать влияния на противоречивость и нестабильность льгот, которые во многом не упорядочены.[3, c. 309]
Наличие большого количества льгот и послаблений неизбежно усложняет налоговую систему и подрывает ее эффективность, лишает ее необходимой гибкости, поскольку налоговые льготы с трудом поддаются контролю.
1.3. Роль и значение налоговых льгот в зарубежных странах
Для современных государств характерно расширяющееся и усиливающееся вмешательство государства в различные сферы экономической жизни. Разница заключается лишь в степени этого вмешательства. В США оно меньше, в Швеции больше, Германия и Япония в этом отношении на среднем уровне. В США государственное регулирование уже давно стало неотъемлемой составной частью американского хозяйственного механизма.
На Западе налоговые вопросы
давно уже занимают почетное место
в финансовом планировании предприятий.
В условиях высоких налоговых
ставок неправильный или недостаточный
учет налогового фактора может привести
к весьма неблагоприятным последствиям
или даже вызвать банкротство
предприятия. С другой стороны, правильное
использование предусмотренных
налоговым законодательством
Снижение высоких нормальных налоговых
ставок до пониженных эффективных в
западных странах в принципе доступно
для всех компаний, хотя и носит
избирательный характер. Практически
во всех этих странах существуют значительные
налоговые льготы (или даже прямые
субсидии и компенсации) для экспортной
деятельности, для инвестиций в новые
промышленные мощности, в создание
новых рабочих мест, для предприятий,
создаваемых в относительно менее
развитых районах и т.д. Поэтому
в отношении реальной производственной
и коммерческой деятельности налоговые
режимы развитых стран вполне конкурентноспособны
с режимами стран "налоговых гаваней",
особенно если учесть, что для реальной
деятельности важны состояние
Но даже и для "базовых" компаний, не осуществляющих никакой деятельности в стране своего местонахождения, а только управляющих активами, обслуживающих или контролирующих деятельность в других странах, размещение в стране с нормальным уровнем налогообложения может оказаться не менее выгодным, чем в стране "налоговой гавани". Дело в том, что многие страны (США, Великобритания, Франция и т.д.) предоставляют своим компаниям отсрочку от налогообложения доходов, полученных за рубежом до тех пор, пока они не будут реально репатриированы в страну. Такая отсрочка может фактически иметь бессрочный характер, а при современном уровне процентных ставок отсрочка в уплате налогов на 7-8 лет равносильна полному освобождению от налога.
Наконец, некоторые развитые страны
(США, Франция, ФРГ, Япония и т.д.) в
последние годы приняли специальные
законы, направленные за перемещением
капиталов из этих стран в "налоговые
убежища", которые на деятельность
их граждан и компаний не распространяются.
Это также служит сдерживающим фактором
при выбор страны размещения капитала.
При всем этом давление развитых стран
Запада на страны - "налоговые гавани"
никогда не было особенно сильным. Точнее
было бы сказать, что отношение налоговых
властей западных стран к "налоговым
гаваням", при всей остроте официальной
критики, остается в рамках "резервируемой
благосклонности". Большинство из стран
- "налоговых гаваней" при желании
могли бы быть сокрушены простыми политическими
и экономическими мерами буквально в несколько
дней. Но на самом деле капиталы только
"базируются" в налоговых гаванях",
а реально они вкладываются и функционируют
в тех же западных странах. Туда же переводятся
и доходы с этих капиталов, поскольку их
владельцы проживают в этих странах. Более
жесткая позиция по отношению к "налоговым
гаваням" могла бы побудить инвесторов
и компании окончательно покинуть свою
страну. Наконец, страны - "налоговые
убежища" играют важную роль для смягчения
остроты конкурентных противоречий между
развитыми странами в борьбе за привлечение
капиталов и дают важный аргумент для
внутриполитической борьбы в этих странах,
позволяя властям защищать предоставление
существенных налоговых льгот капиталам
ссылками как раз на наличие этих "налоговых
убежищ" за рубежом.
Налоговые льготы в основном направлены на стимулирование инвестиций. Первый и основной тип льгот - увеличение амортизационных отчислений, уменьшающих облагаемый доход корпорации (к сожаление не достаточно эффективен для предприятий, использующих ручной труд, где нет фондоемких производств - применительно к предприятиям малого бизнеса). Второй - полное или частичное вычитание из облагаемого дохода затрат на инвестиции, а также создание инвестиционных резервов, налогообложение которых откладывается. Третий тип льгот - введения налоговых каникул или снижение налоговых ставок для предприятий развивающихся отраслей и регионов, а также для новых корпораций, малых предприятий, холдинговых и оффшорных компаний. Четвёртый тип - относительно распределяемых дивидендов, в частности, применение системы приписаний и льготного участия.
Наряду с уклонением от уплаты налогов, наличие льгот приводит к заметному расхождению между отношением налоговых поступлений к валовому внутреннему продукту (ВВП) и эффективной ставкой налогов и платежей.
Сравнение ставок отдельных налогов
и платежей не даёт представления
о тяжести общего налогового бремени
в различных странах и не позволяет
оценить влияния системы
В зарубежных странах налоговые
вопросы давно уже занимают почетное
место в финансовом планировании
предприятий. В условиях высоких
налоговых ставок неправильный или
недостаточный учет налогового фактора
может привести к весьма неблагоприятным
последствиям или даже вызвать банкротство
предприятия. С другой стороны, правильное
использование предусмотренных
налоговым законодательством
Компании с международным
Таким образом, база налогов на добавленную
стоимость охватывает фонд заработной
платы и чистую денежную выручку
от деятельности предприятия, что резко
упрощает налоговый контроль и ограничивает
возможности для
Система налогообложения в зарубежных странах носит ярко выраженный социальный характер, формирующийся на системе льгот для слоев населения с низкими доходами.
Так как в России разрыв между наиболее обеспеченными и наименее обеспеченными слоями значительно больше, чем в ведущих индустриальных странах, то в российских условиях безусловно должна быть сохранена прогрессивная шкала взимания налогов с населения.[16, c.89]
2 Анализ применения налоговых льгот как основного элемента налогового планирования
2.1 Роль налоговых льгот в стимулировании деятельности малого бизнеса
Многие компании ищут пути уменьшения
издержек на реализацию новых проектов.
Поэтому стимулирование развития бизнеса
часто является важным фактором в
определении места расположения
компании. На принятие этого решения
также влияют такие факторы, как
доступность рабочей силы, отношение
к бизнесу властей и
Региональная налоговая
Пониженные ставки при налогообложении
прибыли малых предприятий
В России с 1992 по 2001 года включительно, в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» предусматривалось освобождение от налога на прибыль в первые два года работы малых предприятий, занимающихся приоритетными видами деятельности (производство и переработка сельскохозяйственной продукции, производство продовольственных товаров, товаров народного потребления, строительных материалов, медицинской техники и др.), а в третий и четвертый год - уплата налога в неполном объеме (25% и 50% от установленной ставки налога на прибыль).
В ходе широкомасштабной налоговой
реформы Правительство
К настоящему времени сложилось
три параллельно действующих
системы налогообложения
В соответствии с действующим региональным
законодательством субъекты малого
предпринимательства к
Так, по налогу прибыль, при условии
осуществления капитальных
По налогу на имущество доля малых
предприятий, имеющих потенциальную
возможность воспользоваться
Потенциальную возможность применять льготы по транспортному налогу имеют не более 0,3% малых предприятий.
Таким образом, создаваемая в регионе система предоставления налоговых льгот оказывает стимулирующее воздействие на развитие ограниченного числа субъектов малого предпринимательства строго определенной сферы, причем, наравне со средними и крупными компаниями, что в определенной степени понижает эффективность данной налоговой преференции именно в отношении малого бизнеса.
Необходимо учитывать, что возможности органов власти субъектов Российской Федерации в сфере налоговой политики сегодня весьма ограничены, поскольку, во-первых, основную долю доходов региональных бюджетов составляют именно налоги с предприятий и заменить их нечем; во-вторых, Налоговый кодекс Российской Федерации жестко регламентирует все действия органов государственной власти в налоговой сфере и устанавливает закрытый перечень налогов и сборов на территории нашей страны; в-третьих, как показал опыт бюджетного планирования в условиях перевода экономики на рыночные рельсы, у государства в современных условиях нет реальных путей сокращать бюджетные расходы.[ 17, c.311]
Информация о работе Налоговые льготы как основной элемент налогового планирования