Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 10:46, реферат
Несмотря на широкое использование в налоговой теории и практике понятия «налоговые льготы», до сих пор не сложилось однозначного, четко определенного подхода к общему пониманию и видовому содержанию налоговых льгот, отсутствует развернутая классификация большого разнообразия видов налогового льготирования в отечественной и зарубежной практике. В последние годы сложилось также неоднозначное отношение российских экономистов к оценке места, роли и направлений использования налоговых льгот в современной политике налогового реформирования.
В широком, системном
понимании, налоговые кредиты - это
группа обусловленных (требующих дополнительных
оснований) налоговых льгот, предполагающих
непосредственное сокращение налогового
обязательства (налогового оклада) с
целью оказания нуждающимся налогоплательщикам
финансовой поддержки, стимулирования
пользователей в
Таким образом, к
налоговым кредитам следует относить
следующие виды льгот: вычет из налогового
оклада, отсрочку (рассрочку) налогового
платежа, зачет ранее уплаченного
налога, целевые налоговые кредиты,
инвестиционный налоговый кредит (см.
Рис. 4).
Отсрочка или рассрочка
платежа по одному или нескольким
налогам предоставляются на срок
от одного до шести месяцев с единовременной
или поэтапной уплатой
1) причинения ущерба
в результате стихийного
2) задержка финансирования
из бюджета или оплаты
3) угрозы банкротства
в случае единовременной
5) если производство
и (или) реализация товаров
носит сезонный характер;
6) иные основания,
предусмотренные таможенным
Если отсрочка (рассрочка)
предоставлена по основаниям в п.
3 и 4, то на сумму задолженности
Принципиальные возражения
имеются к разработчикам
Иное отношение
к целевому налоговому кредиту в
западных странах. Иногда его называют
еще заменой уплаты налога (полностью
или частично) натуральным исполнением
налогового обязательства. С учетом
мирового опыта, адаптированного к
российским реалиям, целесообразно
было бы трансформировать механизм функционирования
целевого налогового кредита в России.
В дополнение к вышеназванным
основаниям эта льгота должна предоставляться
предприятиям в части платежей по
одному или нескольким региональным
(местным) налогам или региональной
(местной) доле в федеральных (региональных)
налогах при условии выполнения
пользователем заказов
Инвестиционный налоговый
кредит является наиболее перспективной
формой налогового регулирования. Это
самостоятельный вид целевого налогового
кредита, связанный исключительно
со стимулированием инвестиционной
и инновационной деятельности предприятий.
Понятие, порядок и условия предоставления
инвестиционного налогового кредита регламентируются
статьями 66 и 67 Налогового кодекса РФ,
где он определен как изменение срока
уплаты налога, при котором организации
при наличии оснований предоставляется
возможность в течение определенного
срока и в определенных пределах уменьшать
свои платежи по налогу с последующей
поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных
процентов. Он может быть предоставлен
на срок от года до 5 лет по налогу на прибыль
организаций, а также по региональным
и местным налогам. Решение о предоставлении
инвестиционного кредита по налогу на
прибыль в части, поступающей в бюджет
субъекта РФ, принимается региональным
уполномоченным органом.
Организации имеют
право получить кредит при наличии
хотя бы одного из следующих оснований:
1) проведение научно-
2) осуществление
внедренческой или
3) выполнение организацией
особо важного заказа по
Анализируя действующий
механизм инвестиционного налогового
кредитования, можно выделить два
спорных момента. Во-первых, вряд ли
способствуют повышению эффективности
применения этой льготы названные выше
30-ти и 50-ти процентные ограничений сумм
кредита. Налоговые кредиты - это групповые,
приближенные к индивидуальным налоговые
льготы, основанные на договорных отношениях.
Поэтому любое стандартное количественное
ограничение или шаблон сложно подогнать
под индивидуальные особенности каждого
пользователя в отдельности. Они ограничивают
сферу применения инвестиционного налогового
кредита, заставляют предприятия искать
незаконные пути решения проблемы нехватки
инвестиционных источников. Представляется,
что с целью активизации инвестиционных
процессов следует снять такие ограничения
и предоставить право решать вопросы о
размерах кредита в договорном порядке,
по взаимной договоренности заинтересованных
сторон. Во-вторых, вызывает сомнение целесообразность
установления законами субъектов РФ (актами
местных органов власти) иных, по сравнению
с Кодексом, оснований для предоставления
инвестиционного кредита по региональным
(местным) налогам. Это противоречит необходимости
соблюдения единообразия в принципиальных
подходах к построению налоговых режимов
в едином налоговом пространстве России.
Учитывая опять же особенный характер
таких налоговых льгот, региональные и
местные органы власти могут по-разному
трактовать понятие «иные основания»,
отклоняясь от инвестиционной направленности
налоговых кредитов. Таким образом, если
все прочие налоговые условия по ним (сроки,
процент и т.д.) региональные (местные)
органы власти могут устанавливать самостоятельно,
то в отношении оснований для предоставления
инвестиционного кредита они должны быть
едиными по всей территории России и четко
определенными, как в Налоговом кодексе.
Теперь остановимся
на проблемах общей направленности
современной российской налоговой
политики в отношении налогового
льготирования. В настоящее время
проводится ярко выраженная политика
на существенное сокращение налоговых
освобождений и налоговых скидок, что
порой граничит с крайностями. Одно дело
- упорядочение системы льготирования,
придание ей большего регулирующего смысла
и предотвращение массовых случаев нарушений
при использовании льгот, и другое дело
- необоснованный отказ от большинства
налоговых скидок и освобождений, носящих
инвестиционный и социально значимый
характер. Одним из основных доводов в
пользу необходимости сокращения названных
типов налогового льготирования является
то, что льготы служат законной лазейкой
для сокрытия пользователями своих доходов
и других объектов налогообложения. Действительно,
часть налоговых освобождений не оправдала
себя с позиций эффективности, особенно
это касается налоговых изъятий, освобождения
отдельных категорий налогоплательщиков
и налоговых каникул.
В этой связи, следует
обратить внимание на такое нововведение,
как установление статьей 145 Налогового
кодекса РФ возможности получения
налогоплательщиками права на освобождение
на срок 12 месяцев от обязанностей,
связанных с исчислением и
уплатой НДС, если общая сумма
налоговой базы, рассчитанная за три
предшествующих месяца, не превышает 1
млн. руб. Это позволит создать условия
для отказа от многочисленных малоэффективных
налоговых льгот для целого ряда мелких
категорий налогоплательщиков НДС и специфических
видов производств, а также для реального
стимулирования развития малого бизнеса.
Однако, надлежащее выполнение названных
задач в той форме, которая установлена
в Кодексе, вряд ли возможно по ряду причин:
сложен и трудоемок для плательщиков и
налоговых органов контроль за правильностью
применения такой льготы; добровольность
освобождения от обязанности налогоплательщиков
НДС кроет в себе опасность сокрытия действительных
(легальных) оборотов по реализации товаров
от налоговых органов и использования
«теневых» способов расширения деятельности
за границы освобождения от НДС; односторонняя
реализация организаций права на освобождение
от обязанностей плательщика НДС приводит
к потере клиентов-покупателей, поскольку
освобожденное лицо теряет право выделять
в счетах-фактурах НДС, а в результате
у покупателя возрастает сумма НДС для
уплаты в бюджет (в силу уменьшения налоговых
вычетов уплаченного НДС).
Устранить названные
недостатки позволит переход на другую,
более эффективную форму
С 2002 г. в Налоговом
кодексе РФ предусмотрены к отмене
такие социально значимые льготы,
как освобождение от НДС реализации
лекарственных средств, образовательной
и научной книжной продукции
без принятия адекватных росту цен
мер адресной поддержки соответствующих
малообеспеченных категорий населения.
То есть, необходимо либо сохранить эти
льготы, либо предусмотреть в бюджете
меры адресной социальной защиты. С решением
этих вопросов отчасти связана недостаточная
развитость стандартных налоговых вычетов
при обложении налогом на доходы физических
лиц. Они настолько малы, что экономия
на налоге в результате их применения
не может покрыть сколь-нибудь значимую
долю затрат средней российский семьи
на содержание детей, включая обучение
в школе, покупку лекарств и т.п. Очевидно,
что величину стандартных налоговых вычетов
нужно увеличить в 2-3 раза.
В условиях нелегкого
финансового положения
В целом же налоговые
льготы индивидуального или группового
характера должны быть ориентированы,
прежде всего, на товаропроизводителей
(отрасли, виды производств), обеспечивающих
выпуск конкурентоспособной на мировом
рынке продукции, способной дать
в настоящий момент или ближайшем
будущем экономический и