Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 06:37, реферат
В течение последних десятилетий в Российской Федерации произошли кардинальные изменения в экономике, обусловившие формирование в стране принципиально новой налоговой системы. Для того чтобы эта система была эффективной, нужно адекватное правовое регулирование согласованными между собой нормами, закрепленными в различных налогово-правовых источниках.
На первом этапе становления российской налоговой системы подробная регламентация порядка исчисления и уплаты налогов и сборов осуществлялась отдельными законами и многочисленны
В течение последних десятилетий в Российской Федерации произошли кардинальные изменения в экономике, обусловившие формирование в стране принципиально новой налоговой системы. Для того чтобы эта система была эффективной, нужно адекватное правовое регулирование согласованными между собой нормами, закрепленными в различных налогово-правовых источниках.
На первом этапе становления российской налоговой системы подробная регламентация порядка исчисления и уплаты налогов и сборов осуществлялась отдельными законами и многочисленны
С другой стороны, в большинстве случаев постановления и определения Конституционного Суда РФ выполняют конкретизирующую и интерпретационную функцию, выявляя критерии для конституционного истолкования нормы, содержащейся в нормативном правовом акте. При этом источниками налогового права являются все-таки определенные решения Конституционного Суда РФ, содержащие правовые позиции, но не сами правовые позиции Суда. Некоторые правовые нормы, регулирующие налоговые отношения и признанные Конституционным Судом РФ не соответствующими Конституции РФ, а также правовые позиции Суда по интерпретируемым нормам о налогах и сборах.
Особо следует подчеркнуть значение судебной практики, сформированной Верховным Судом и Высшим Арбитражным Судом РФ. В связи с этим предлагается дополнить законодательство положением об обязательности разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ (Верховного Суда РФ) для органов исполнительной власти - участников соответствующих правоотношений. Целесообразность этого шага, по крайней мере в налоговой сфере, продиктована стремлением защитить права и свободы налогоплательщиков, которые в силу социальных, экономических или правовых причин оказались ограниченными в возможности воспользоваться правом на судебную защиту.
Следует уделить внимание решениям международных судов. Отнесение решений Европейского Суда по правам человека к источникам права небесспорно. Однако согласно ст. 32 соответствующей Конвенции в ведении Европейского Суда находятся все вопросы, касающиеся толкования и применения положений Конвенции и Протоколов к ней. На практике весомость решений Европейского Суда подтверждается использованием осуществленных им интерпретаций Конституционным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ, Верховным Судом РФ при вынесении собственных решений.
Проблема определения правового режима издания письменных разъяснения компетентных органов исполнительной власти и их правовой природы является актуальной. Большинство разъяснений компетентных (финансовых и налоговых) органов по налоговым вопросам нельзя отнести к источникам налогового права, поскольку они представляют собой лишь информацию о действующем законодательстве о налогах и сборах либо выражают мнение о порядке его применения. Однако в ряде случаев данные акты по своему содержанию и целям можно квалифицировать как вспомогательные источники - нормативные разъяснения. Это может иметь место, если указанные акты содержат конкретизирующие нормативные положения, адресованные неопределенному кругу лиц, официально опубликованы и реально определяют содержание правоприменительной практики.
Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. № 268-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса РФ и в отдельные законодательные акты РФ»2 налоговым органам предоставлено право утверждения форм документов, которые используются ими при реализации своих полномочий, а также порядка их заполнения, если иной порядок утверждения этих форм документов не предусмотрен кодексом. Например, приказами Федеральной налоговой службы России утверждены формы решения о возмещении (отказе в возмещении) суммы НДС3, решения об уточнении платежа4, решения о приостановлении проведения выездной налоговой проверки5 и иные. Законодатель в части предоставления налоговым органам права утверждения форм был недостаточно последователен, поскольку подобные приказы (в особенности в отношении порядка заполнения форм) могут содержать нормы права, затрагивающие интересы налогоплательщика. В связи с тем, что налоговые органы в силу ст. 4 НК РФ не имеют права издавать нормативные правовые акты о налогах и сборах, предоставление права утверждения форм может вступить в противоречие с общими подходами к вопросу разделения нормативно-правового регулирования и контрольных функций в сфере налогообложения. Сосредоточение нормотворческих и контрольных функций у одного государственного органа недопустимо.
Рассмотрение классификации нормативных правовых актов о налогах и сборах начнем с норм Конституции РФ о налогах и сборах. Базовые положения налогового права, непосредственно закрепленные или вытекающие из Конституции РФ: 1) положение об обязанности платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57); 2) принцип единства экономического пространства (ст. 8) и запрет на установление фискальных препятствий для свободного перемещения товаров, работ, услуг и финансовых ресурсов (ст. 74); 3) положения об установлении федеральных налогов (ст. 71), а также об установлении системы налогов и общих принципов налогообложения федеральными законами (ч. 3 ст. 75); 4) правила об обязательности заключения Правительства РФ по законопроектам о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты (ст. 104) и обязательности рассмотрения в Совете Федерации принятых Государственной Думой федеральных законов по вопросам федеральных налогов и сборов (ст. 106); 5) принципы равноправия субъектов РФ в принятии собственного налогового законодательства (чч. 1, 2, 4 ст. 5) и самостоятельности органов местного самоуправления в установлении местных налогов и сборов (ст. 132).
Налоговый кодекс РФ имеет приоритет над другими федеральными законами о налогах и сборах. Несмотря на то что установление приоритета кодифицированного акта перед иными федеральными законами и нормативными правовыми актами признавалось Конституционным Судом РФ при определенных обстоятельствах не противоречащим Конституции РФ6, эта проблема с точки зрения системного подхода остается нерешенной. В частности, некоторыми учеными отмечается, что закрепленный в Налоговом кодексе РФ приоритет перед иными федеральными законами, принятыми после вступления его в силу, не соответствует одному из общепризнанных правовых принципов, согласно которому закон последующий отменяет закон предыдущий7. Непризнание приоритета кодифицированного акта в данном случае негативно сказывается на стабильности правового регулирования налоговых отношений.
Рассмотрим ключевые принципы регионального законодательства о налогах и сборах, которое в соответствующих случаях может приниматься в развитие положений Налогового кодекса РФ. К ним, в частности, относятся: 1) установление единых для всех субъектов РФ институтов, понятий, терминов (ст. 11НК РФ), а также основных начал законодательства о налогах и сборах (ст. 3 НК РФ); 2) установление одинаковых требований для регионов в области налоговой дисциплины и юридических предпосылок к формированию равного налогового бремени в субъектах РФ; 3) ограничение действия законов о налогах и сборах субъекта РФ его налоговой юрисдикцией, определяемой преимущественно по территориальному критерию (т. е. в пределах границ соответствующего субъекта РФ). Подобные подходы используются и для определения принципов нормативно-правового регулирования, осуществляемого представительными органами муниципальных образований в сфере налогообложения.
Включение налоговых норм в неналоговые законы гипотетически может иметь место, но только при условии соблюдения формальных требований Конституции РФ и ст. 5 Налогового кодекса РФ, а именно: налогово-правовая норма должна содержаться в федеральном законе (ст. 75), принятом Государственной Думой (ст. 105), обязательно рассмотренном Советом Федерации (ст. 106), подписанном и обнародованном Президентом (ст. 107); при этом закон должен быть опубликован и введен в действие в специальные сроки и порядке, определенном в ст. 5 Налогового кодекса РФ. С формальной точки зрения наличие в законе, регулирующем неналоговые отношения, норм налогового права, не является причиной юридической несостоятельности такого закона. Иногда включение налоговых норм в неналоговые законы вызвано стремлением законодателя в полной мере урегулировать взаимосвязанные вопросы (например, налогового и бюджетного права). Вместе с тем, конституционно значимый принцип определенности налогообложения ориентирует на формирование автономной, относительно обособленной системы законодательства о налогах и сборах. В свете этого включение налогово-правовых норм в неспециализированные, т. е. неналоговые, законы рассматривается как не соответствующее указанному принципу.
Нормативные правовые акты исполнительных органов власти подразделены на акты органов общей компетенции (Правительства РФ, Президента РФ, высших органов исполнительной власти субъектов РФ и исполнительных органов местного самоуправления) и акты органов специальной компетенции (например, Министерства финансов РФ). Законодатель иногда вправе делегировать исполнительному органу полномочие по нормативному регулированию вопросов, связанных с налогообложением, но только с учетом следующего: 1) существенные элементы налогообложения должны быть установлены законом, регулирование этих вопросов исполнительным органом запрещено; 2) нормативное регулирование исполнительного органа сводится к детализации и конкретизации установленных законодательных налогово-правовых норм. В частности, такая конкретизация может касаться технических аспектов исполнения налоговой обязанности, не затрагивая ее существа; 3) нормативное регулирование исполнительного органа осуществляется на основании налогового закона и не может противоречить ему, дополнять его; 4) представительный орган осуществляет контроль за исполнительным органом, поскольку делегированное налоговое полномочие сохраняется за делегирующим органом как элемент его налоговой правосубъектности; 5) исполнительный орган не вправе осуществлять субделегирование в отношении налоговых нормотворческих полномочий.
Анализируя проблемы источников налогового права в динамике, т. е. с точки зрения их действия в контексте временных, пространственных и субъектно-персональных факторов, следует отметить, что налоговым законодателем допущено смешение понятий вступления в силу и начала действия нормативного правового акта о налогах и сборах. Д. Н. Бахрах справедливо указывает: «При исследовании действия нормы во времени важно различать два обстоятельства: время, в течение которого норма находится в силе (сроки ее календарного действия); пределы ее действия во времени, то есть на какие факты, отношения она распространяется»8.
Анализ норм ст. 5 кодекса, показывает, что более точное название статьи должно включать указание не только на действие актов во времени, но и на вступление их в юридическую силу. Следует критически оценивать судебную практику, позволяющую игнорировать требования ст. 5 Налогового кодекса РФ при вступлении в силу законов о налогах и сборах, регламентирующих так называемые переходные периоды (принимаются в связи с комплексным изменением режима регулирования определенных налоговых отношений). Ссылки на «однократность» применения подобных законов, как мы убеждены, несостоятельны, тем более что нет никаких оснований отрицать нормативно-правовой характер акта даже в случае его разового применения конкретным налогоплательщиком.
Полное восстановление нарушенных прав и законных интересов участников налоговых отношений возможно в том случае, когда незаконный акт исключен из правового регулирования с момента вступления в силу (в случаях ретроактивности акта - с момента начала его действия). Объявление нормативных правовых актов о налогах и сборах недействительными (недействующими) на будущее стимулирует рост нарушений прав и интересов участников налоговых отношений. В продлении судом силы (действия) незаконных норм заложено противоречие: с одной стороны, по решению суда норма утрачивает силу (прекращает действие) из-за ее незаконности, а с другой стороны, норма по решению этого же суда продолжает обладать силой (продолжает регулировать отношения) незаконным образом. Обосновывается, что незаконные налоговые нормативные правовые акты не могут и не должны обладать юридической силой (не должны действовать) уже с момента их принятия, следовательно, не должны влечь никаких правовых последствий кроме тех, которые связаны с их ничтожностью (признанием недействующими). Закрепление указанного положения на законодательном уровне позволит наиболее эффективно обеспечить защиту нарушенных прав и законных интересов участников налоговых отношений.
В целях установления и оценки субъектно-персональной сферы действия налоговых нормативных правовых актов осуществляется анализ таких аспектов их действия по кругу лиц, которые проявляются в требованиях равного и всеобщего налогообложения. В частности, на практике эта проблематика нередко заявляла о себе при закреплении в налоговом законодательстве индивидуальных налоговых льгот (или также льгот, формально рассчитанных на неопределенный круг плательщиков, но в силу преднамеренно предусмотренных специальных условий для их получения, фактически распространяющихся лишь на одного конкретного налогоплательщика).
При
рассмотрении пространственно-
Можно выделить следующие принципы приоритета, применяемые при конкуренции нормативных правовых актов о налогах и сборах: 1) нормативно установленный приоритет (в том числе приоритет кодифицированного акта); 2) отраслевой приоритет; 3) приоритет специальной нормы перед общей; 4) приоритет позднее принятого акта.