Налоговое право

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 10:55, контрольная работа

Описание работы

Применение акта налогового законодательства невозможно без его толкования, то есть уяснения или объяснения содержания его норм, и места в законодательстве, а также связей с другими нормами, регулирующими различные аспекты налоговых отношений. Толкование нормативного акта имеет целью его надлежащее применение.

Содержание

1. Вопрос №1………………………………………………………………..3
2. Вопрос №2………………………………………………………………..8
3. Задача……………………………………………………………………..16

Работа содержит 1 файл

НП ЧУГАЙ+.docx

— 35.62 Кб (Скачать)

Министерство  образования Республики Беларусь

Учреждение образования  «Гродненский государственный университет  имени Янки Купалы»

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

По дисциплине «Налоговое право»

Вариант - 6

 

 

 

 

Работу выполнил:

Студент 4-ого курса

2-ой группы , з/о формы обучения

специальности «экономическое право»

Чугай Дмитрий Юрьевич

 

 

 

 

 

 

Гродно 2010

СОДЕРЖАНИЕ

 

  1. Вопрос №1………………………………………………………………..3
  2. Вопрос №2………………………………………………………………..8
  3. Задача……………………………………………………………………..16
  4. ……………………………………………18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Вопрос №1. Толкование норм налогового права

    Применение  акта налогового законодательства невозможно без его толкования, то есть уяснения или  объяснения содержания его норм, и места   в  законодательстве,  а  также  связей  с  другими  нормами, регулирующими  различные  аспекты  налоговых  отношений.  Толкование нормативного акта имеет целью его надлежащее применение.

     Толкование, понимаемое  как уяснение смысла акта, - неотъемлемая часть процесса его применения.

     Если  же  говорить  о  толковании как  об объяснении смысла акта другим лицам, то в этом случае различают официальное и неофициальное толкование.    Первое    имеет   особое   юридическое   значение- соответствующий  акт  толкования  приобретает  такую  же силу, как и толкуемый  им  акт,  и  обязателен для применения. В соответствии со ст.70    Закона   «О   нормативных правовых актах Республики Беларусь» от 10.01.2000 №361-з   официальное   толкование осуществляется    путем    принятия    (издания)    соответствующего нормативного  акта.  Право осуществлять официальное толкование имеют нормотворческий орган, принявший акт, и уполномоченный им орган.

     Учитывая,  что  положения  акта  о   толковании разъясняют смысл (содержание)  соответствующих правовых норм, они подлежат применению к  отношениям,  регулируемым толкуемым нормативным актом, независимо от  того,  возникают  эти  отношения после принятия (издания) акта о толковании или до указанного момента.

     Период действия  акта о толковании совпадает  с периодом действия толкуемого  акта. При толковании актов не допускается внесение в них изменений или дополнений.

     Толкование  может даваться  лицами, в том  числе госорганами, их должностными  лицами,  иными  организациями,  не  наделенными правом официального толкования. Такое толкование допустимо, но оно является неофициальным и необязательно для иных лиц, применяющих акт.

     Обратим внимание, что в любом судебном решении  также содержится толкование  судом  (судьей)  соответствующих  норм.  Но  в  связи  с вышесказанным следует различать:

- обязательность   судебного   решения   для   частного   случая, применительно  к  которому  на  основе соответствующих правовых норм судом  разрешен  вопрос  о  правах и обязанностях конкретных лиц при конкретных   обстоятельствах   (ст.17,   п.3  ст.151  Хозяйственного процессуального    кодекса,    ст.24,    п.5   ст.300   Гражданского процессуального кодекса);

- обязательность  акта  официального  толкования  для всех лиц и случаев, подпадающих под действие акта.

Норма налогового права - это  общеобязательное, формально-определенное, установленное или санкционированное  государством и обеспеченное государственной  защитой правило общего характера, регулирующее властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Республике Беларусь, а также отношения, возникающие  в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых  органов, действий (бездействия) их должностных  лиц и привлечения к ответственности  за совершение налогового правонарушения. Подобно нормам других отраслей налогово-правовые нормы выступают юридическими регуляторами определенных общественных отношений, а именно налоговых отношений.

Сущность налогово-правовых норм состоит в том, что они  представляют собой своеобразную модель (масштаб, эталон, критерий) возможного или должного поведения участников налоговых правоотношений. Задача законодателя состоит в том, чтобы обеспечить правовую унификацию, то есть установить единые и стабильные "правила  игры" для всех субъектов налогового права.

Признаки налогово-правовых норм могут быть разделены на общие, присущие нормам всех отраслей, и специальные, характеризующие специфику налогового права. К первым относятся государственная  природа, нормативность (то есть общий, абстрактный характер), общеобязательность, формальная определенность, системность, государственная защита, способность  к регулированию общественных отношений.

Специальными признаками налогово-правовых норм выступают следующие:

1) они регулируют общественные  отношения в сфере налогообложения; 

2) в большинстве своем  имеют императивный характер, то  есть представляют собой категорические  предписания, жестко определяющие  рамки дозволенного и должного  поведения субъектов налогового  права. При этом в отличие  от гражданского права (как  и других частноправовых отраслей) участники налогово-правовых отношений  не могут самостоятельно, по своему  усмотрению изменять (дополнять,  конкретизировать) предписания налогово-правовых  норм;

3) в содержании налогово-правовых  норм преобладают позитивные  обязывания и запреты; 

4) санкции налогово-правовых  норм носят имущественный характер.

Взаимодействуя, конкретизируя  и дополняя друг друга, налогово-правовые нормы образуют целостную подотрасль в рамках финансового права - налоговое  право.

Классификация налогово-правовых норм возможна по различным основаниям. По содержанию они подразделяются на обязывающие, запрещающие и дозволяющие.

Обязывающие нормы предусматривают  совершение субъектом определенных действий активного характера, например: встать на учет в налоговых органах, уплачивать законно установленные  налоги и сборы, вести в установленном  порядке налоговый учет, уплатить присужденную сумму штрафных санкций  и т.д. В случае неисполнения обязанности  в добровольном порядке к участнику налоговых правоотношений применяются различного рода меры государственного принуждения.

Запрещающие нормы содержат императивное требование воздержаться от совершения определенных действий под угрозой применения санкций  со стороны государства. Они в  категорической форме устанавливают  виды действий, совершение которых  государственной властью запрещается. От участника налоговых правоотношений в данном случае требуется пассивное  поведение, то есть отказ от активных действий

Дозволяющие нормы разрешают  участникам налоговых правоотношений использовать свои субъективные права  в сфере налогообложения. Так, налогоплательщик имеет право использовать налоговые  льготы, получать от налоговых органов  письменные разъяснения по вопросам применения налогового законодательства, получать налоговый кредит, знакомиться  с актами налоговых проверок, обжаловать решения налоговых органов в  административном и судебном порядке  и т.д. Дозволяющие нормы предоставляют  субъектам возможность самостоятельно решать, реализовать или нет в  конкретной ситуации нормативное предписание. Субъективное право (в отличие от обязанностей и запретов) - это то, от чего субъект может отказаться без угрозы каких-либо санкций со стороны государства. Принуждение  к использованию субъективных прав недопустимо, в противном случае право превращается в обязанность, то есть в свою противоположность.

По степени определенности налогово-правовые нормы можно разделить  на императивные  и диспозитивные. Императивные нормы выражаются в  категорических предписаниях, действующих  независимо от воли, желания, усмотрения субъектов налогового права. Они  четко, однозначно определяют поведение  своих адресатов, не позволяя последним  самостоятельно, по своему усмотрению изменить или отступить от нормативного предписания. Диспозитивные нормы  действуют постольку, поскольку  субъекты самостоятельно не установили иные условия своих взаимоотношений. Они предоставляют субъекту налогового права свободу по своему усмотрению выбрать или установить любой вариант своего поведения, иногда с учетом указанных в норме условий и обстоятельств.

В зависимости от предмета регулирования налогово-правовые нормы  делятся на материальные и процессуальные. Материальные нормы регулируют содержание налоговых правоотношений, а именно юридические факты, правовой статус субъектов, принципы, элементы налогообложения, правовой режим отдельных налогов  и сборов. Процессуальные устанавливают  правовые формы налогового процесса - властной, правоприменительной деятельности налоговых органов и судов  по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых правонарушений, рассмотрению налоговых споров и привлечению  участников налоговых правоотношений к ответственности за налоговые  правонарушения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Вопрос №2. Какая ответственность установлена действующим законодательством за несвоевременное декларирование доходов, полученных из нескольких источников физическим лицом? Указать порядок применения ответственности.

Обязательному декларированию в порядке, установленном Налоговым  Кодексом Республики Беларусь, подлежат доходы физических лиц, полученные в  течение календарного года на территории Республики Беларусь, а также доходы граждан Республики Беларусь, иностранных  граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Республики Беларусь, полученные за этот период за ее пределами.

Декларирование источников денежных средств осуществляется путем  представления физическими лицами деклараций об источниках денежных средств.

Декларации об источниках денежных средств представляются до совершения (регистрации или нотариального  удостоверения) сделки на сумму, превышающую  две тысячи базовых величин, а  при совершении сделки с имуществом, указанным в абзаце седьмом части  первой статьи 5 настоящего Закона, - на сумму, превышающую пятнадцать тысяч  базовых величин, за исключением  случаев, предусмотренных частью седьмой  настоящей статьи.

Декларации об источниках денежных средств представляются в  налоговый орган по месту совершения (регистрации или нотариального  удостоверения) сделки либо по месту  жительства физического лица.

Физическое лицо вправе указывать  в декларации об источниках денежных средств любые источники денежных средств (как имеющиеся у него на момент представления декларации, так и предполагаемые), которые  будут израсходованы при совершении сделки. В случаях неполучения  денежных средств из указанных в  декларации предполагаемых источников денежных средств либо изменения  источников денежных средств физическое лицо до осуществления расчетов по сделке обязано представить уточненную декларацию об источниках денежных средств.

На основании представленной физическим лицом декларации об источниках денежных средств налоговый орган  выдает физическому лицу справку  о представлении декларации об источниках денежных средств по форме, устанавливаемой  Советом Министров Республики Беларусь.

При отсутствии у физического  лица справки налогового органа о  представлении декларации об источниках денежных средств при совершении сделки, указанной в части второй настоящей статьи, сделка не подлежит регистрации или нотариальному  удостоверению и является ничтожной.

Декларация об источниках денежных средств не представляется при:

  • совершении сделки, связанной со строительством, реконструкцией или приобретением жилого помещения (жилых помещений);
  • осуществлении банком и (или) небанковской кредитно-финансовой организацией банковских операций с денежными средствами физического лица, за исключением операций по переводу денежных средств за пределы Республики Беларусь;
  • продаже банком сберегательного сертификата физическому лицу;
  • погашении физическим лицом кредита, полученного другим физическим лицом или юридическим лицом в банке Республики Беларусь;
  • совершении сделок купли-продажи облигаций государственного выигрышного займа, ценных бумаг местных целевых облигационных жилищных займов и облигаций Национального банка Республики Беларусь, номинальная стоимость которых указана в свободно конвертируемой валюте;
  • проведении индивидуальным предпринимателем расчетов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, по текущему (расчетному) банковскому счету.

Информация о работе Налоговое право