Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 10:55, контрольная работа
Применение акта налогового законодательства невозможно без его толкования, то есть уяснения или объяснения содержания его норм, и места в законодательстве, а также связей с другими нормами, регулирующими различные аспекты налоговых отношений. Толкование нормативного акта имеет целью его надлежащее применение.
1. Вопрос №1………………………………………………………………..3
2. Вопрос №2………………………………………………………………..8
3. Задача……………………………………………………………………..16
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине «Налоговое право»
Вариант - 6
Работу выполнил:
Студент 4-ого курса
2-ой группы , з/о формы обучения
специальности «экономическое право»
Чугай Дмитрий Юрьевич
Гродно 2010
СОДЕРЖАНИЕ
Применение акта налогового законодательства невозможно без его толкования, то есть уяснения или объяснения содержания его норм, и места в законодательстве, а также связей с другими нормами, регулирующими различные аспекты налоговых отношений. Толкование нормативного акта имеет целью его надлежащее применение.
Толкование, понимаемое как уяснение смысла акта, - неотъемлемая часть процесса его применения.
Если же говорить о толковании как об объяснении смысла акта другим лицам, то в этом случае различают официальное и неофициальное толкование. Первое имеет особое юридическое значение- соответствующий акт толкования приобретает такую же силу, как и толкуемый им акт, и обязателен для применения. В соответствии со ст.70 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» от 10.01.2000 №361-з официальное толкование осуществляется путем принятия (издания) соответствующего нормативного акта. Право осуществлять официальное толкование имеют нормотворческий орган, принявший акт, и уполномоченный им орган.
Учитывая, что положения акта о толковании разъясняют смысл (содержание) соответствующих правовых норм, они подлежат применению к отношениям, регулируемым толкуемым нормативным актом, независимо от того, возникают эти отношения после принятия (издания) акта о толковании или до указанного момента.
Период действия акта о толковании совпадает с периодом действия толкуемого акта. При толковании актов не допускается внесение в них изменений или дополнений.
Толкование может даваться лицами, в том числе госорганами, их должностными лицами, иными организациями, не наделенными правом официального толкования. Такое толкование допустимо, но оно является неофициальным и необязательно для иных лиц, применяющих акт.
Обратим внимание, что в любом судебном решении также содержится толкование судом (судьей) соответствующих норм. Но в связи с вышесказанным следует различать:
- обязательность судебного решения для частного случая, применительно к которому на основе соответствующих правовых норм судом разрешен вопрос о правах и обязанностях конкретных лиц при конкретных обстоятельствах (ст.17, п.3 ст.151 Хозяйственного процессуального кодекса, ст.24, п.5 ст.300 Гражданского процессуального кодекса);
- обязательность акта официального толкования для всех лиц и случаев, подпадающих под действие акта.
Норма налогового права - это
общеобязательное, формально-определенное,
установленное или
Сущность налогово-правовых норм состоит в том, что они представляют собой своеобразную модель (масштаб, эталон, критерий) возможного или должного поведения участников налоговых правоотношений. Задача законодателя состоит в том, чтобы обеспечить правовую унификацию, то есть установить единые и стабильные "правила игры" для всех субъектов налогового права.
Признаки налогово-правовых
норм могут быть разделены на общие,
присущие нормам всех отраслей, и специальные,
характеризующие специфику
Специальными признаками налогово-правовых норм выступают следующие:
1) они регулируют общественные
отношения в сфере
2) в большинстве своем
имеют императивный характер, то
есть представляют собой
3) в содержании налогово-
4) санкции налогово-правовых
норм носят имущественный
Взаимодействуя, конкретизируя и дополняя друг друга, налогово-правовые нормы образуют целостную подотрасль в рамках финансового права - налоговое право.
Классификация налогово-правовых норм возможна по различным основаниям. По содержанию они подразделяются на обязывающие, запрещающие и дозволяющие.
Обязывающие нормы предусматривают совершение субъектом определенных действий активного характера, например: встать на учет в налоговых органах, уплачивать законно установленные налоги и сборы, вести в установленном порядке налоговый учет, уплатить присужденную сумму штрафных санкций и т.д. В случае неисполнения обязанности в добровольном порядке к участнику налоговых правоотношений применяются различного рода меры государственного принуждения.
Запрещающие нормы содержат
императивное требование воздержаться
от совершения определенных действий
под угрозой применения санкций
со стороны государства. Они в
категорической форме устанавливают
виды действий, совершение которых
государственной властью
Дозволяющие нормы разрешают
участникам налоговых правоотношений
использовать свои субъективные права
в сфере налогообложения. Так, налогоплательщик
имеет право использовать налоговые
льготы, получать от налоговых органов
письменные разъяснения по вопросам
применения налогового законодательства,
получать налоговый кредит, знакомиться
с актами налоговых проверок, обжаловать
решения налоговых органов в
административном и судебном порядке
и т.д. Дозволяющие нормы
По степени определенности налогово-правовые нормы можно разделить на императивные и диспозитивные. Императивные нормы выражаются в категорических предписаниях, действующих независимо от воли, желания, усмотрения субъектов налогового права. Они четко, однозначно определяют поведение своих адресатов, не позволяя последним самостоятельно, по своему усмотрению изменить или отступить от нормативного предписания. Диспозитивные нормы действуют постольку, поскольку субъекты самостоятельно не установили иные условия своих взаимоотношений. Они предоставляют субъекту налогового права свободу по своему усмотрению выбрать или установить любой вариант своего поведения, иногда с учетом указанных в норме условий и обстоятельств.
В зависимости от предмета
регулирования налогово-
Обязательному декларированию в порядке, установленном Налоговым Кодексом Республики Беларусь, подлежат доходы физических лиц, полученные в течение календарного года на территории Республики Беларусь, а также доходы граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Республики Беларусь, полученные за этот период за ее пределами.
Декларирование источников
денежных средств осуществляется путем
представления физическими
Декларации об источниках
денежных средств представляются до
совершения (регистрации или
Декларации об источниках
денежных средств представляются в
налоговый орган по месту совершения
(регистрации или
Физическое лицо вправе указывать
в декларации об источниках денежных
средств любые источники
На основании представленной физическим лицом декларации об источниках денежных средств налоговый орган выдает физическому лицу справку о представлении декларации об источниках денежных средств по форме, устанавливаемой Советом Министров Республики Беларусь.
При отсутствии у физического лица справки налогового органа о представлении декларации об источниках денежных средств при совершении сделки, указанной в части второй настоящей статьи, сделка не подлежит регистрации или нотариальному удостоверению и является ничтожной.
Декларация об источниках денежных средств не представляется при: