Налоговое планирование на предприятиях и в организациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 10:47, контрольная работа

Описание работы

Вопрос налогообложения является очень актуальным для любого предприятия, т. к. налоги это изъятие государством определенной части дохода предприятия, то любое предприятие естественно захочет минимизировать эту часть, а кто захочет отдавать свои деньги. В связи с этим существует понятие налогового планирования, с помощью которого можно грамотно, а главное законно существенно сократить свои налоговые обязательства, естественно не без помощи специалиста в области налогового планирования. В подтверждение этой идеи можно привести слова американского судьи Лирнда Хэнда: «…Нет ничего дурного в том, чтобы осуществлять деятельность, платя минимум налогов.

Содержание

1. Основы управления налогами на предприятиях и в организациях 4
2. Общая схема налогового планирования 5
3. Прикладные вопросы налогового менеджмента 8
3.1 Взаимодействие налогового и бухгалтерского учета 9
3.2 Разработка схем минимизации налогов 10
3.3 Контроль правильности расчетов и сроков уплаты налогов 12
3.4 Оптимизация системы налогообложения в рамках действующего законодательства 14
4. Юрисдикции, позволяющие минимизировать налоговые платежи 15
4.1 Понятие оффшорной деятельности 15
4.2 Схемы оффшорного бизнеса 16
Заключение 19
Список использованной литературы 20

Работа содержит 1 файл

+Налоговое планирование на предприятиях и в организациях.doc

— 274.50 Кб (Скачать)

 

 Причем работы по  указанным ориентациям (кроме  двух последних) могут быть  выполнены силами самого предприятия,  тогда как минимизация и оптимизация  системы налогов требует, как  правило, привлечения квалифицированных  сторонних специалистов в области налогообложения.

Не останавливаясь на многих очевидных подходах к управлению налогами на предприятии, приведенных  на этой схеме, следует сделать акцент на некоторых основных положениях.

3.1 Взаимодействие налогового и бухгалтерского учета

 

Финансовый менеджер изначально должен понять достаточно сложный характер взаимодействия бухгалтерского учета и налогообложения. Поскольку  система бухгалтерского учета не удовлетворяет в полной мере фискальным целям, в отечественной практике существуют три подхода к информационному обеспечению государственной налоговой инспекции об объектах налогообложения.

Самый первый из них предусматривает, что различные налоговые показатели формируются и исчисляются лишь посредством данных бухгалтерского учета (здесь речь идет о так называемом бухгалтерском налоговом учете).

Второй подход предполагает формирование показателей налогового учета путем корректировки бухгалтерских  данных. В этом случае различные  налоговые показатели формируются  и исчисляются посредством данных бухгалтерского учета, но с использованием определенных методов для целей налогообложения. Этим объясняется употребление в российском законодательстве словосочетания «для целей налогообложения».

Третий подход предполагает расчет налоговой базы по правилам налогового учета, отличным от правил и процедур бухгалтерского учета. Речь уже идет об абсолютном налоговом учете. Именно этот способ законодательно введен с 1 января 2002 г. для расчета обязательств по налогу на прибыль. Принципиально новым является официальное признание налогового учета, который охватывает: первичные документы, аналитические регистры, расчет налоговой базы.                                                       

Налоговый учет — система обобщения информации для определения налоговой базы на основе данных первичных документов; его назначение — обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль. Данные налогового учета должны отражать: порядок формирования суммы доходов и расходов; порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде; сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах; порядок формирования сумм создаваемых резервов; сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу на прибыль.

Таким образом, в настоящее  время показатели, связанные с  исчислением облагаемой базы по налогу на прибыль организаций, формируются по особым правилам, без участия ряда показателей системного бухгалтерского учета. Поэтому налоговый учет по сравнению с бухгалтерским учетом можно считать внесистемным. Он организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому (ст. 313-333 НК РФ). [4]

    1. Разработка схем минимизации налогов

 

Учетная политика — один из главных инструментов налогового планирования. Законодательство дает налогоплательщику возможность самостоятельно выбрать способ учета той или иной операции. На правильности оценки и применения альтернативных элементов учета и налогообложения и основана разработка схем минимизации налогов.

Основными разделами документа «Учетная политика» являются:

1)   порядок организации  бухгалтерского учета;

2)   методы оценки  активов и обязательств;

3)   порядок контроля  за хозяйственными операциями;

4)   порядок документооборота  и технология обработки учетной  информации;

5)   порядок проведения  инвентаризации активов и обязательств  организации:

6)   рабочий план  счетов бухгалтерского учета;

7)   формы первичных  учетных документов;

8)   порядок формирования  налоговой базы и налогового  учета для целей налогообложения.

Эффективность разработки схем минимизации налогов непосредственно  зависит от применения тех или  иных элементов учетной политики, базирующейся на ряде законодательных  актов. В свою очередь, понятие «учетная политика» установлено как законодательством  о бухгалтерском учете, так и в области налогообложения. Поэтому разработка учетной политики предусматривает тщательное изучение нормативных документов, которыми для бухгалтерского учета являются Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), а для целей налогообложения главный ориентир — Налоговый кодекс РФ.

С точки зрения налогового менеджмента наибольший интерес  представляют следующие элементы учетной  политики в целях налогообложения:

•   оценка запасов  и расчет фактической себестоимости  материальных ресурсов в производстве (по полной себестоимости, ФИФО, ЛИФО):

•   начисление амортизации по основным средствам (по установленным  нормам, ускоренная амортизация);

•   создание резервов предстоящих  расходов и платежей;

•   определение выручки от реализации продукции (метод начисления или кассовый) и др.

Выбирая позицию, предприятие должно обосновать сделанный выбор расчетами  налогов, величина которых зависит  от выбора альтернативного способа  учета. Возможности получения налоговых  экономий достигаются, в частности, за счет: применения ускоренной амортизации; сокращения срока полезного использования нематериальных активов; оценки товарно-материальных ценностей способом ЛИФО в условиях инфляции; определения выручки по мере оплаты расчетных документов, что приводит к отсрочке уплаты налога на прибыль по остатку дебиторской задолженности за отгруженные товары.

Следует отметить преимущества в части  уменьшения налогообложения при  создании резервов. В случае образовании  резерва организация имеет двоякую  возможность:

1) уменьшать налоговую  базу с начала налогового периода.  Тем самым не возникает излишней  переплаты в бюджет сумм налога  на прибыль.

2) снизить нагрузку  в части налога на прибыль  в течение всего налогового  периода. Для этого возможно  создание резерва под предстоящий ремонт особо сложных и дорогостоящих видов основных средств, а также резерва по сомнительным долгам. Создание последнего резерва приводит и к отсрочке уплаты налога на прибыль.

3.3 Контроль правильности расчетов и сроков уплаты налогов

 

Ключевыми элементами в текущем налоговом планировании являются правильный расчет и своевременная уплата сумм налогов.

В рамках налогового менеджмента  большое значение придается контролю правильности налоговых расчетов, в  первую очередь исключению арифметических и счетных ошибок. Ведь ошибки в расчетах, которые со стороны налоговых органов караются огромными финансовыми санкциями, происходят в основном из-за недостаточно грамотной работы специалистов бухгалтерских и экономических служб предприятия.

По некоторым оценкам 15% ошибок происходит вследствие низкой организации налогового учета, и только оставшаяся часть — результат несовершенства российского законодательства. Причинами налоговых ошибок, возникающих в практической деятельности предприятий, являются:

•   отсутствие либо неправильное оформление (с позиций налогообложения) первичных документов:

•   ошибки, обусловленные  неверным толкованием действующего налогового законодательства;

•   несвоевременное  реагирование на изменения в налогообложении, особенно и местном;

•   неверные арифметические расчеты;

•   несвоевременное  представление отчетной налоговой  документации;

•   просрочка уплаты налогов.

Основным способом уменьшения риска ошибок может быть использование технологии внутреннего контроля налоговых расчетов.

Всякая технология предусматривает  разработку документов и документооборота, технологических схем и карт, а  также процедур их реализации. Основополагающими  принципами технологии внутреннего контроля являются следующие:

•   в рамках технологии все решения по налогам принимаются  с помощью определенных процедур, что позволяет исключить субъективизм в принятии налогового заключения;

•   все налоговые  решения уже зафиксированы на этапе внедрения технологий и никакой субъект (включая руководителя и главного бухгалтера) не может принять ни одного решения. При изменении ситуации налоговое заключение принимает группа экспертов (комиссия);

•   предприятие  должно обозначить круг лиц, имеющих право выполнять определенные действия и процедуры в отношении налогов;

•   любая финансово-хозяйственная  операция должна сопровождаться письменным документом определенного образца;

•   для уменьшения риска возникновения налоговой  ошибки максимально  используются  стандартизованные документы.  При этом ни один документ не должен существовать в единственном экземпляре: должна быть хотя бы еще одна его копия;

•   повседневному  контролю подлежит обоснованность применения налоговых льгот к каждой сделке;

•  все бухгалтерские проводки и налоговые расчеты производятся лишь на основе Таблицы типовых хозяйственных ситуаций (операций). В первичных документах и бухгалтерских проводках делается ссылка на номер операции в этой таблице;

•   нетиповая ситуация требует оформления Карты налоговых решений, которую заполняет только специальная экспертная комиссия по налогообложению.

Налоговое планирование в любом хозяйствующем субъекте базируется также на жестком контроле за сроками уплаты налогов. Нарушение  установленных предельных сроков влечет за собой штрафные санкции, а также начисление пени. В то же время существуют методы передвижения срока уплаты некоторых налогов на необходимый период времени (без штрафных санкций). При этом с позиций финансового менеджмента налицо положительный результат — средства остались в обороте и, следовательно, принесли дополнительную прибыль. Например, предприятие использует заемные средства. Если плата за кредиты меньше штрафных санкций, то разумно платить налоги в срок; в противном случае выгодно задержать уплату налогов, но взять меньшие кредиты.

На практике для слежения за сроками уплаты налогов целесообразно  применение налоговых календарей.

Возможно получение  соответствующей информации всеми  зарегистрированными пользователями информационно-правовых систем. Так, Налоговый календарь бухгалтера системы «Консультант Плюс» рассчитан на организации, использующие при ведении учета Общий план счетов бухгалтерского учета. В нем содержится информация о сроках уплаты и представления расчетов по налогам, сборам и платежам, введенным федеральным законодательством и имеющим регулярный и однотипный характер. Пользователи имеют возможность по встречающейся в календаре ссылке перейти в текст соответствующего нормативного акта или к разделу календаря, соответствующему конкретной дате.

3.4 Оптимизация системы налогообложения в рамках действующего законодательства

 

Отметим еще раз, что  конечной целью налогового менеджмента  должна быть не минимизация (снижение) отдельных налогов, а увеличение доходов предприятия после уплаты налогов. В системном окружении налоги влияют друг на друга в связи с тем, что их налоговые базы могут пересекаться. Это положение должны постоянно иметь в виду руководители и менеджеры, которые принимают решения в области финансово-хозяйственной деятельности организации с учетом возможных налоговых последствий. Поэтому с этой точки зрения необходимо говорить об оптимизации всей системы налогообложения, которая, безусловно, должна осуществляться на предприятиях и в организациях в рамках действующего законодательства о налогах и сборах.

Ключевая задача корпоративного финансового менеджмента — выбор  наилучшего пути управления всеми финансовыми  ресурсами. Поэтому если минимизацию  налогов рассматривать с точки  зрения финансовой оптимизации, то в первую очередь следует ответить на вопрос: что выгоднее - уплатить меньше налогов, но раньше, или больше — но в поздние сроки? Следовательно, система налогообложения органически связана с разработкой как стратегических решений, так и текущих финансовых проектов.

Стратегическое  налоговое планирование на предприятиях и в организациях усложняется эффектом взаимного влияния большого количества факторов, которые необходимо учитывать в практической деятельности. К этим факторам относятся: вид деятельности и структура объекта, элементы учетной политики для целей налогообложения, способы управленческого учета, политика ценообразования, структура затрат и т. д.

Определенная попытка  факторного анализа на предприятии  достигается при разработке документов среднесрочного (бизнес-план) и текущего планирования (бюджеты). В составе этих документов существенное место занимают динамические ряды показателей, включая налоговые, ибо удельный вес налоговых платежей в общей сумме расходов предприятия весьма значителен.

Информация о работе Налоговое планирование на предприятиях и в организациях