Налоговое планирование на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 13:55, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучение налогового планирования на предприятии.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы налогового планирования: понятие, содержание, классификацию, основные принципы и этапы;
- рассмотреть организацию налогового планирования на предприятии;
- проанализировать эффективность налогового планирования на примере конкретного предприятия.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты налогового планирования 5
1.1. Понятие и содержание планирования 5
1.2. Классификация налогового планирования 7
1.3. Принципы и уровни планирования 9
2. Организация налогового планирования 11
2.1. Элементы и этапы налогового планирования 11
2.2. Общая схема налогового планирования 16
3. Анализ эффективности налогового планирования на примере ООО «Восход» 20
Заключение 31
Список использованной литературы 33

Работа содержит 1 файл

ККР по ППНО.docx

— 117.49 Кб (Скачать)

4) этапность планирования;

5) предварительный расчет  финансовых последствий планирования;

6) индивидуальность налогового планирования – налоговая схема работы каждой организации и финансовая схема каждой сделки во многом уникальны, и практические советы могут даваться в каждом конкретном случае после предварительной правовой экспертизы специалистов;

7) коллегиальность в принятии  решений о методах и формах  налоговой оптимизации. Специалисты  отмечают, что процесс налоговой  оптимизации - это: 

- совместная работа бухгалтера, юриста и руководителя (менеджера);

- постоянный поиск новых  оригинальных решений и схем  работы организации; 

- постоянное изучение специальной литературы и анализ опыта других организаций этого профиля и смежных сфер бизнеса.

Налоговое планирование предусматривает  несколько уровней, каждый из которых требует определенных знаний и навыков:

  • уровень первый - изучить налоговое законодательство и своевременно и правильно уплачивать налоги;
  • уровень второй  - научиться оптимально осуществлять налоговые платежи (планировать соразмерность доходов и затрат в одном налоговом периоде, избегать дебиторской задолженности, то есть не платить лишнего), анализировать финансовое состояние предприятия;
  • уровень третий - научиться платить минимально, используя законные методы уменьшения налогового давления.

Таким образом, эффективность налогового планирования значительно повышается при условии правильной и целенаправленной организации, которая предусматривает  формирование коллектива людей, которые  будут заниматься этой работой, разработкой  плана, целей и задач налогового планирования, а также разработкой  и реализацией схем минимизации  налоговых платежей.

 

2. Организация налогового  планирования

2.1. Элементы и этапы налогового планирования

Возможные пути достижения поставленных целей реализуются  не только за счет полного знания и  использования позитивных и негативных сторон законодательства, но и за счет последовательного и грамотного применения всех составляющих минимизации  и оптимизации налогообложения. К этим элементам относятся следующие:

  1. Состояние бухгалтерского и налогового учета, а также взаимодействие между ними должно строго соответствовать нормативно-правовым актам; необходимо верное толкование законодательства о налогах и сборах и реагирование на постоянные изменения в нем. Разумеется, данные бухгалтерского учета и отчетности должны позволять получать необходимую информацию для налоговых целей.
  2. Учетная политика – выбранная предприятием совокупность способов ведения бухгалтерского и налогового учета; документ, который утверждается налогоплательщиком, поскольку законодательство в ряде случаев предоставляет ему возможность выбрать те или иные методы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, способы погашения стоимости активов, методы определения выручки и др.
  3. Налоговые льготы и организация сделок. Далеко не все хозяйствующие субъекты правильно и в полном объеме применяют льготы устанавливаемые законодательством по большинству налогов. Кроме того, необходим анализ возможных форм сделок (договоров) с учетом их налоговых последствий.
  4. Налоговый контроль. Составление налогового бюджета является основой для осуществления контрольных действий со стороны руководителя предприятия и финансового менеджера. Снижению ошибок способствует применение принципов и процедур технологии внутреннего контроля налоговых расчетов. Кроме того, организация контроля предусматривает в первую очередь недопущение просрочки уплаты налогов. Однако не следует упускать любые возможности отсрочить уплату, если это допускает законодательство о налогах и сборах.

5. Налоговый календарь необходим для проверки правильности  исчисления и соблюдения сроков уплаты всех налоговых платежей, а также представления отчетности. Всегда надо помнить о высоких рисках, связанных с несвоевременной уплатой налоговых платежей, ибо в случае нарушения налоговых обязательств перед государством наступает ответственность в соответствии с Налоговым кодексом РФ, административным, таможенным и уголовным законодательством.

6.  Стратегия оптимального управления и план реализации этой стратегии. Наиболее эффективным способом увеличения прибыли является построение такой системы управления и принятия решений, чтобы оптимальной оказалась вся структура бизнеса. Именно подобный подход обеспечивает более высокое и устойчивое сокращение налоговых потерь на долгосрочную перспективу. На основе стратегии разрабатываются налоговые модули среднесрочных и текущих планов.

7.  Льготные режимы налогообложения. Имеются в виду способы снижения налогов за счет создания оффшорных компаний за рубежом и низконалоговых компаний на территории России. При этом соответствующие построения должны логично и естественно вписываться в общую схему бизнеса, служить обоснованием законного снижения налогового бремени. В противном случае контролирующие органы всегда найдут доводы, чтобы оспорить неубедительную схему целиком либо доставить неприятности налогоплательщику постоянными проверками.

8.  Имитационные финансовые модели. Они позволяют менеджеру управлять значениями одной или нескольких переменных, рассчитывать совокупную налоговую нагрузку и прибыль. Такие модели, больше известные как модели «что если», имитируют экономический эффект от различных предположений (например действие факторов внешней среды, изменение организационной структуры бизнеса, проведение альтернативной налоговой политики).

9.   Отчетно-аналитическая деятельность налогового менеджмента. Любая компания должна располагать информацией за несколько лет о том, какие приемы и способы налоговой оптимизации дали положительные результаты, по каким причинам они не достигнуты, какие факторы повлияли на конечный финансовый результат и т. п. Тем самым создается основа для факторного анализа деятельности компании, успешной разработке бизнес-плана и налогового бюджета.

Процесс налогового планирования состоит из нескольких взаимосвязанных  между собой этапов, которые не следует рассматривать как четкую и однозначную последовательность действий, обязательно гарантирующих снижение налоговых обязательств. Это связано с тем, что в налоговом планировании сочетаются элементы и науки, и искусства финансового аналитика. До регистрации и начала функционирования организации необходим ответ на общие вопросы стратегического характера.

I этап — появление идеи об организации бизнеса, формулирование цели и задач, а также решение вопроса о возможном использовании налоговых льгот, предоставляемых законодателем.

II этап — выбор наиболее выгодного с налоговой точки зрения места расположения производств и конторских помещений предприятия, а также его филиалов, дочерних компаний и руководящих органов.

III этап — выбор организационно-правовой формы юридического лица и определение ее соотношения с возникающим при этом налоговым режимом.

Следующие этапы относятся  к текущему налоговому планированию, которое должно органически входить во всю систему управления хозяйствующего субъекта.

IV этап предусматривает формирование так называемого налогового поля предприятия с целью анализа налоговых льгот. На основе проведенного анализа формируется план их использования по выбранным налогам.

V этап -  разработка (с учетом уже сформированного налогового поля) системы договорных отношений предприятия. Для этого с учетом налоговых последствий осуществляется планирование возможных форм сделок: аренда, подряд, купля-продажа, возмездное оказание услуг и т. п. В итоге образуется договорное поле хозяйствующего субъекта.

VI этап начинается с составления журнала типовых хозяйственных операций, который служит основой ведения финансового и налогового учета. Затем выполняется анализ различных налоговых ситуаций, сопоставление полученных финансовых показателей с возможными потерями,  обусловленными  штрафными и иными санкциями.

VII этап непосредственно связан с организацией надежного учета и контроля за правильностью исчисления и уплаты налогов. Основным способом уменьшения риска ошибок может быть использование технологии внутреннего контроля налоговых расчетов.

Помимо создания адекватной сегодняшним экономическим реалиям  структуры налогового планирования, определения полномочий и требований к участникам процесса, для успешной постановки деятельности по планированию налогов необходимо наличие финансовых, материально-технических и интеллектуальных ресурсов, которые формируются при составлении ежегодного налогового плана.

Среди всего перечня материально-технических ресурсов, необходимых для успешного осуществления функций налогового планирования, существенное место должны занимать: обеспечение налоговой группы современными информационно-вычислительными комплексами, необходимыми для применения статистико-математических методов определения вариантов распределения мероприятий по налоговой оптимизации; использование в процессе работы обширного библиотечного фонда, состоящего из нормативной, научной, практической и периодической литературы; применение баз данных законодательства РФ, облегчающих поиск необходимой документации нормативно-правового характера.

Финансовая база организации налогового планирования формируется исходя из потребностей в осуществлении мероприятий по налоговой оптимизации. Кроме того, руководство предприятия должно сформировать политику стимулирования работников налогового сектора за достижение положительных результатов процесса налогового планирования.

В целях повышения интеллектуального уровня специалистов системы налогового планирования составляется график участия в тематических семинарах, конференциях, учебных курсах, курсах повышения квалификации, на что отводятся дополнительные финансовые ресурсы. Указанный график также входит в налоговый план предприятия.

Таким образом, налоговый  план предприятия должен иметь следующие  разделы:

  • календарь налогоплательщика по каждому налогу;
  • перечень мероприятий по оптимизации налоговых потоков, временные параметры реализации оптимизационных мероприятий, ответственные исполнители, ресурсы и инструментарий, необходимые для реализации указанных мероприятий;
  • график налоговых выплат с учетом применения мероприятий по оптимизации налогового портфеля и налоговых льгот по конкретным налогам;
  • график повышения квалификации специалистов налоговой сферы;
  • иные вопросы.

Заключительным этапом постановки налогового планирования на предприятии  является организация работы по формированию, ведению и хранению базы данных планово-экономической  информации, внесению изменений в  справочную и нормативную информацию, используемую при обработке налоговых  данных.

2.2. Общая схема  налогового планирования

Важный элемент, способствующий проведению налогового планирования на предприятии, — это организация  бухгалтерского и налогового учета: выбранная форма, методология, содержание и способы ведения. С этих позиций  рассматривается общая схема  текущего налогового планирования на коммерческих предприятиях (рис.1), где С — различные ситуации с учетом налоговых, договорных и хозяйственных наработок, выполненных специалистами предприятия.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1. Общая схема налогового планирования на предприятии

 

Ниже показана последовательность налогового планирования, состоящего условно из восьми укрупненных процедур.

1. Как уже отмечалось, текущее планирование в первую  очередь предусматривает формирование  налогового поля. В соответствии  со статусом предприятия, на  основании его устава и законодательных  актов в области налогообложения определяется спектр основных налогов, которые надлежит уплачивать в бюджет. Составляется налоговая таблица, характеризующая налоговое поле хозяйствующего субъекта, в которой каждый налог описывается с помощью следующих основных показателей (параметров):

•  источник платежа (статья расходов);

•   бухгалтерская проводка;

•   налогооблагаемая база;

•   ставка налога;

•   сроки уплаты;

•   пропорции перечисления в бюджеты разных уровней;

•   реквизиты организации, в адрес которых делаются перечисления;

•   льготы или особые условия исчисления налога.

После этого специалистами  предприятия анализируются все  предоставленные законодательством  льготы по каждому из налогов на предмет их использования в практической деятельности. С   учетом результатов  этого анализа составляется детальный  план использования льгот по выбранным  налогам.

2. Согласно уставу предприятия  и на основе гражданского законодательства, формируется система договорных  отношений (договорное поле). В  рамках текущей предпринимательской  деятельности осуществляется планирование  возможных форм сделок: аренда, подряд, купля-продажа, возмездное оказание  услуг и т. п. Каждая сделка  должна быть оценена с точки  зрения возникающих при ней  налоговых последствий на момент  подготовки документов, т. е. еще  до того, как она будет заключена.

Далее выполняются действия в следующей последовательности:

3. Подбираются типичные  хозяйственные операции, которые  предстоит выполнять предприятию.

4. Разрабатываются различные ситуации с учетом налоговых, договорных и хозяйственных наработок.

5. Выбираются наилучшие  варианты, которые оформляются в  виде блоков бухгалтерских и/или налоговых проводок.

6.  Из оптимальных блоков  составляется журнал типовых  хозяйственных операций, который  служит основой ведения финансового и налогового учета.

7. Оценивается получение  максимального финансового результата  с учетом налоговых рисков (возможных  штрафных санкций), осуществляется  наиболее рациональное с налоговой  точки зрения размещение активов и прибыли предприятия.

Информация о работе Налоговое планирование на предприятии