Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 16:57, курсовая работа
Цель исследования - анализ необходимости налогового планирования на предприятиях и в организациях.
В соответствии с поставленной целью в работе рассматриваются и решаются следующие задачи:
раскрытие теоретических аспектов налогового планирования;
изучение элементов, этапов и принципов налогового планирования;
исследование проблемы минимизации налогов с помощью изучения схем минимизации налогов.
Введение
1. Понятие налогового планирования
1.2 Элементы налогового планирования
1.3 Этапы и пределы налогового планирования
1.4 Взаимодействие налогового и бухгалтерского учета
1.5 Разработка схем минимизации налогов
2. Техноэкономическая характеристика
2.1. Краткая характеристика и основные показатели деятельности ООО «Сиблесиндустрия»
2.2 Виды налогов, уплачиваемых предприятием
2.3 Совершенствование налогообложения в ООО «Сиблесиндустрия»
Заключение
Список использованной литературы
Процесс налогового планирования состоит из нескольких взаимосвязанных между собой этапов, которые не следует рассматривать как четкую и однозначную последовательность действий, обязательно гарантирующих снижение налоговых обязательств. Это связано с тем, что в налоговом планировании сочетаются элементы и науки, и искусства финансового аналитика. До регистрации и начала функционирования организации необходим ответ на общие вопросы стратегического характера.
Первый этап - появление идеи об организации бизнеса, формулирование цели и задач, а также решение вопроса о возможном использовании налоговых льгот, предоставляемых законодателем.
Второй этап - выбор наиболее выгодного с налоговой точки зрения места расположения производств и конторских помещений предприятия, а также его филиалов, дочерних компаний и руководящих органов.
Третий этап - выбор организационно-правовой формы юридического лица и определение ее соотношения с возникающим при этом налоговым режимом.
Следующие этапы относятся к текущему налоговому планированию, которое должно органически входить во всю систему управления хозяйствующего субъекта.
Четвертый этап предусматривает формирование так называемого налогового поля предприятия с целью анализа налоговых льгот. На основе проведенного анализа формируется план их использования по выбранным налогам.
Пятый этап - разработка (с учетом уже сформированного налогового поля) системы договорных отношений предприятия. Для этого с учетом налоговых последствий осуществляется планирование возможных форм сделок: аренда, подряд, купля-продажа, возмездное оказание услуг и т. п. В итоге образуется договорное поле хозяйствующего субъекта.
Шестой этап начинается с составления журнала типовых хозяйственных операций, который служит основой ведения финансового и налогового учета. Затем выполняется анализ различных налоговых ситуаций, сопоставление полученных финансовых показателей с возможными потерями, обусловленными штрафными и иными санкциями.
Седьмой этап непосредственно связан с организацией надежного учета и контроля за правильностью исчисления и уплаты налогов. Основным способом уменьшения риска ошибок может быть использование технологии внутреннего контроля налоговых расчетов.
К пределам налогового планирования принято относить следующие:
Законодательные ограничения - это обязанность экономического субъекта зарегистрироваться в налоговом органе, предоставлять документы, необходимые для исчисления и уплаты налога, и др. К ним также можно отнести установленные меры ответственности за нарушения налогового законодательства.
Меры административного воздействия выражаются в том, что налоговые органы вправе требовать своевременной и правильной уплаты налогов, предоставления необходимых документов и объяснений, обследовать помещения. Они могут проводить проверки и принимать решения о применении соответствующих санкций, в частности приостанавливать операции по счетам плательщика, обращать взыскание по недоимке на имущество налогоплательщика.
Специальные судебные доктрины применяются судами для признания сделок не соответствующими требованиям законодательства по мотивам их заключения с целью уклонения от уплаты или незаконного обхода налогов. К ним относятся доктрина «существо над формой» и доктрина «деловая цель».
Можно выделить другие способы, при помощи которых государственные органы ограничивают сферу применения налогового планирования. В частности, это заполнение пробелов в налоговом законодательстве, презумпция облагаемости, право на обжалование сделок налоговыми и иными органами.
Основное же ограничение налогового планирования заключается в том, что налогоплательщик имеет право лишь на законные методы уменьшения налоговых обязательств. В противном случае вместо налоговой экономии возможны огромные финансовые потери, банкротство и лишение свободы. С другой стороны, в случае слишком жесткого государственного воздействия на налогоплательщиков следует вспомнить высказывание Джеймса Ньюмена: «От налогов за границу убегает никак не меньше людей, чем от диктаторов».
1.4
Взаимодействие налогового
и бухгалтерского учета
Поскольку
система бухгалтерского учета не
удовлетворяет в полной мере фискальным
целям, в отечественной практике
существуют три подхода к информационному
обеспечению государственной
Самый
первый из них предусматривает, что
различные налоговые показатели
формируются и исчисляются лишь
посредством данных бухгалтерского
учета (здесь речь идет о так называемом
бухгалтерском налоговом учете)
Второй подход предполагает формирование показателей налогового учета путем корректировки бухгалтерских данных. В этом случае различные налоговые показатели формируются и исчисляются посредством данных бухгалтерского учета, но с использованием определенных методов для целей налогообложения. Этим объясняется употребление в российском законодательстве словосочетания «для целей налогообложения».
Третий подход предполагает расчет налоговой базы по правилам налогового учета, отличным от правил и процедур бухгалтерского учета. Речь уже идет об абсолютном налоговом учете. Именно этот способ законодательно введен с 1 января 2002 г. для расчета обязательств по налогу на прибыль. Принципиально новым является официальное признание налогового учета, который охватывает: первичные документы, аналитические регистры, расчет налоговой базы.
Налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы на основе данных первичных документов; его назначение - обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль. Данные налогового учета должны отражать: порядок формирования суммы доходов и расходов; порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде; сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах; порядок формирования сумм создаваемых резервов; сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу на прибыль.
Таким
образом, в настоящее время показатели,
связанные с исчислением
1.5
Разработка схем минимизации
налогов
Учетная политика - один из главных инструментов налогового планирования. Законодательство дает налогоплательщику возможность самостоятельно выбрать способ учета той или иной операции. На правильности оценки и применения альтернативных элементов учета и налогообложения и основана разработка схем минимизации налогов.
Основными разделами документа «Учетная политика» являются:
1)
порядок организации
2) методы оценки активов и обязательств;
3)
порядок контроля за
4)
порядок документооборота и
5)
порядок проведения
6)
рабочий план счетов
7)
формы первичных учетных
8)
порядок формирования
Эффективность разработки схем минимизации налогов непосредственно зависит от применения тех или иных элементов учетной политики, базирующейся на ряде законодательных актов. В свою очередь, понятие «учетная политика» установлено как законодательством о бухгалтерском учете, так и в области налогообложения. Поэтому разработка учетной политики предусматривает тщательное изучение нормативных документов, которыми для бухгалтерского учета являются Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), а для целей налогообложения главный ориентир - Налоговый кодекс РФ.
С точки зрения налогового менеджмента наибольший интерес представляют следующие элементы учетной политики в целях налогообложения:
*
оценка запасов и расчет
*
начисление амортизации по
* создание резервов предстоящих расходов и платежей;
*
определение выручки от
Выбирая
позицию, предприятие должно обосновать
сделанный выбор расчетами
Следует отметить преимущества в части уменьшения налогообложения при создании резервов. В случае образовании резерва организация имеет двоякую возможность:
1)
уменьшать налоговую базу с
начала налогового периода.
2) снизить нагрузку в части налога на прибыль в течение всего налогового периода. Для этого возможно создание резерва под предстоящий ремонт особо сложных и дорогостоящих видов основных средств, а также резерва по сомнительным долгам. Создание последнего резерва приводит и к отсрочке уплаты налога на прибыль.
2. ТЕХНОЭКОНОМИЧЕСКАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1
Краткая характеристика
и основные показатели
деятельности ООО «Сиблесиндустрия»
Общество с ограниченной ответственностью «Сиблесиндустрия» находится по адресу: 665460, Иркутская область, г. Усолье-Сибирское, ул.Островского, 1 б.
Основные виды деятельности: распил леса; деревообработка; переработка и реализация древесины; реализация продуктов переработки древесного сырья; оказание услуг физическим и юридическим лицам по распиловке древесного сырья. ООО «Сиблесиндустрия» осуществляет названные виды деятельности с помощью собственной пилорамы.
Конкуренцию ООО «Сиблесиндустрия» в плане производства и реализации продукции составляют, в основном, индивидуальные предприниматели и организации, осуществляющие свою деятельность на территории области.
ООО «Сиблесиндустрия» является коммерческим предприятием.
Коммерческий характер общества полагает основной целью деятельности общества получение прибыли и возможность ее распределения между участниками, а также определяет характер правоспособности общества.
ООО
«Сиблесиндустрия» может от своего
имени приобретать и
Участники общества не несут ответственности по его обязательствам, а также не обязаны лично участвовать в делах общества. Возможные убытки участника, которые он может понести в связи с деятельностью общества, ограничиваются стоимостью вклада участника в уставный капитал общества.