Налоговое бремя

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 21:46, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в обосновании теоретических и методических подходов к формированию налогового бремени предприятия и выработке рекомендаций по использованию комплекса инструментов оптимизации налоговых обязательств.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих основных задач:
- исследовать природу налогов, а также уточнить понятие налога в рамках системного подхода;
- раскрыть экономическое содержание совокупного налогового бремени в контексте институционального подхода;

Работа содержит 1 файл

Актуальность темы.docx

— 29.07 Кб (Скачать)

С помощью этих показателей  М.И. Литвин предлагает определять оптимальную  налоговую нагрузку в зависимости  от типа предприятия и его отраслевой принадлежности.

Подобный анализ дает практически  ценные сведения. Видно, какая часть  добавленной стоимости уходит в  налоги и сколько прибыли расходуется  на налоги. Данный подход учитывает  особенности конкретного предприятия, т.е. долю материальных затрат, амортизации, трудозатрат в добавленной стоимости. Однако в расчет налоговой нагрузки включается подоходный налог, что, по нашему мнению, некорректно.

Каждый из рассмотренных  подходов по-своему применим, однако, прежде чем приступить к отбору методики, нужно реально представлять, что  для полноценного анализа требуется  показатель, который бы увязывал величину налогового бремени предприятий  с возможностями их развития на основе самофинансирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

 

1. Современные представления  о налогах сложились под влиянием  исторического опыта их использования  для принудительного подчинения  интересов налогоплательщиков государственно-властным  интересам, а также в процессе  развития товарно-денежных отношений.  Сложность понимания природы  налога обусловлена тем, что  налог - это одновременно экономическое,  хозяйственное и политическое  явление реальной жизни. По  нашему мнению, налог в ассоциативном  научном сознании - это объективная  категория, то есть интегральный  образ общественных отношений,  функционирующих в конкретной  среде в соответствии с ее  объективными свойствами, взаимодействующих  с другими экономическими системами. 

  Императивный характер налогов в хозяйственной практике порождает два основных функциональных отклонения: 1) увеличение налоговых изъятий в пользу государства; 2) уменьшение налоговых изъятий в пользу бизнеса. Следовательно, уменьшение налогового бремени превращает налогообложение в экономический и социальный стимул.

 

2. В рамках налогового  поля позиционированы два фундаментальных  института - власть и собственность,  которые и формируют налоговое  бремя. Следует отметить, что в  указанном поле предприятие рассматривается  как институт собственности, а  государство как институт власти. Таким образом, налоговое бремя  представляет норму - результат  реализации функций государства,  регулирующую отношения между  участниками налогового процесса  в пользу соблюдения взаимных  интересов и мобилизующую финансовые  ресурсы налогообложения. С нашей  точки зрения, оптимизация налогового  бремени связана с установлением  его параметров в соответствии  с целями государства, организаций  и конкретных потребителей ресурсов  с учетом современного этапа  развития (уровнем общественных  потребностей, объемом необходимых  финансовых ресурсов, задачами налоговой  и социальной политики, возможностями  налогоплательщиков). Налоговое бремя  как норма института власти, должно  обеспечивать фискальную (путем  перераспределения совокупного  дохода) и регулирующую (путем варьирования  величины налоговых изъятий) функции  налогообложения с учетом экономических  интересов различных субъектов  налогообложения. В связи с  этим налоговое бремя как норма  института власти должно обладать следующими свойствами:

1) адекватность системе  налогообложения, то есть соответствие  реализации фискальных и регулирующих  функций задачам экономического  роста; 

2) поддержание целостности  налоговой системы, то есть  относительную устойчивость и  автономность по отношению к  воздействию эндогенных и экзогенных факторов;

3) перманентная разработка  мер налоговой политики по  снятию противоречий между институтами  власти и институтами собственности  для установления равновесного  налогового бремени. 

3. С позиции институционального  подхода налоговое бремя предприятия  рассматривается как норма, возникающая  в результате реализации властных  функций государства - института  власти. Институт власти формирует  налоговое бремя предприятия,  как норму, упорядочивающую движение  финансовых ресурсов в налоговой  системе, поэтому в его основе  лежат общественные потребности.

В силу императивного характера  деятельности государства налоговое  бремя предприятия формируется  с учетом возможности институционально ограничить ресурсную базу процесса воспроизводства собственности  в пользу ресурсной базы процесса воспроизводства власти, не подрывая при этом основы воспроизводства собственности. Следовательно, в налоговом бремени предприятия специфическим образом отображается взаимодействие власти и собственности.

4. Оценка налогового бремени  предполагает определение величины  налоговых платежей, изымаемых государством  посредством существующей системы  налогообложения с учетом уровня  общественных потребностей и  задач налоговой политики государства.  В научной литературе рассматриваются  различные методики определения  налоговой нагрузки на хозяйствующие  субъекты. Методика определения  налогового бремени конкретного  предприятия состоит в установлении  соотношения между суммой уплачиваемых  налогоплательщиком налогов и  полученного им дохода. Различие  их проявляется в использовании  того и или иного количества  налогов, включаемых в расчет  налогового бремени (это касается  в основном тех налогов, которые  хозяйствующие субъекта уплачивают, являясь налоговыми агентами, в  частности налога на доходы  физических лиц), а также в определении  интегрального показателя, с которым  соотносится общая сумма налоговых  платежей.

5. Анализ налогового бремени  по авторской методике показал,  что для большинства типов  производства (за исключением нефондоемких предприятий) в нынешних налоговых условиях предприятие вынуждено отдавать государству более 40% денежных средств. То есть два равноценных предприятия, например, занимающиеся ремонтной деятельностью, но работающие в легальных и нелегальных условиях, могут предлагать на рынке товары или услуги по ценам, существенно различающимся. Конечно, работа в нелегальных условиях более рискованна, а поэтому и доходность за такой риск должна быть выше. Однако, соотношение столь разительно, а плата за снижение риска столь огромна, что в подобной ситуации вряд ли стоит ожидать заинтересованности предприятий для полного вывода своей выручки из "теневого" оборота. Исключение из всех типов производств по доле денежных средств, отдаваемых государству в качестве налогов и платежей, составляет нефондоемкое производство, которое должно отдавать только 10-25% денежных средств, и это вполне справедливо, поскольку данные предприятия не платят налог на имущество или платят несущественные суммы в силу отсутствия основных фондов в течение отчетного года. Доля в денежных средствах налогов и обязательных платежей, отдаваемых государству, несущественно растет с ростом уровня рентабельности производства, но в большой степени зависит от типа производства. Предприятиям невыгодно повышать заработную плату (тем самым увеличивая платежеспособный спрос и создавая стимулы повышения качества труда), поскольку этот элемент затрат несет на себе большее налоговое бремя.

6. Стремление организации  обеспечить конкурентоспособность  своих товаров и услуг при  данной системе налогообложения  обуславливает необходимость поиска  сбалансированного уровня платежей, при котором оптимизируются интересы  самих организаций и интересы  государства. Определяющим критерием  оптимизации налоговых платежей  организации при данной системе  налогообложения должно стать  достижение максимального объема  финансовых ресурсов, остающихся  в ее распоряжении в целях  обеспечения конкурентоспособности  организации и удовлетворения  интересов ее собственников. 

7. Оптимизация налогового  бремени с использованием отдельных  налогов предполагает рассмотрение  различных элементов налога: объекта  налогообложения, налоговой базы, налогового периода, налоговой  ставки, порядка исчисления и  срока уплаты соответствующего  налога. Наибольшее внимание на  стадии оптимизации налогов также  уделяется использованию льгот  и освобождений от налогов  и от исполнения обязанностей  по исчислению и уплате налогов  (например, отсрочек, налогового инвестиционного кредита, рассрочек).

8. Применение специальных  инструментов оптимизации налогового  бремени направлено на перенесение  моментов возникновения объекта  налогообложения, а также использование  более мягкого режима налогообложения. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

8. Антология экономической  классики. Предисловие И. А. Столярова. -М.: МП «ЭКОНОВ», «КЛЮЧ», 1993. 475 с.

9. Афонцев С., Капелюшников Р. Структурные характеристики предприятий и их налоговое поведение. // Вопросы экономики. 2001. - № 9.

10. И. Барулин С. В., Бекетов О. Н. Лафферовы эффекты в экономике современной России. // Финансы. 2003. - № 4. - с. 34-37.

11. Басалаева Е. В. Методика  управления налогами на предприятии  / Финансы. 2003. - №4. - С. 30-33.

12. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. Пер. с англ., 4-е изд. -М.: «Дело Лтд», 1994. 720 с.

13. Боброва А. В., Головецкий Н. Я. Организация и планирование налогового процесса. М.: Издательство «Экзамен», 2005. - 320 с.

14. Брызгалин А.В., Берник В. Р., Головкин А.Н., Брызгалин В. В. Методы налоговой оптимизации. Изд. 3-е, перераб. и доп. М.: «Аналитика-Пресс», 2001.-176 с.

15. Брызгалин А.В., Берник В. Р., Головкин А.Н. Налоговая оптимизация: принципы, методы, рекомендации, арбитражная практика. / Под ред. к.ю.н. А. В. Брызгалина. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт-издат, 2006. - 304 с.

16. Верстина Н. Г. Налоговое планирование как элемент финансовой политики реструктурируемого предприятия // Финансы. 2002. - №4. - С. 2629.


Информация о работе Налоговое бремя