Однако
ряд авторов высказывает сомнение
в корректности выделения данной
функции, утверждая, что происходит
подмена понятий «налоги» и «финансы».
Налоговые отношения - это экономические
отношения, которые связаны с
установлением и взиманием налогов,
в то время как финансы - это
экономические отношения, связанные
с образованием, распределением и
использованием фондов денежных средств
различных экономических субъектов.
Именно финансы, а не налоги выполняют
распределительную функцию. Чтобы
налоги выполняли эту функцию, должны
осуществляться два взаимосвязанных
процесса: поступление и расходование
денежных средств. А действие налогов
ограничивается только мобилизацией денежных
средств на разных уровнях бюджета.
Что касается распределения денежных
средств, то это сфера действия бюджетного
планирования. Расходование или предоставление
кому-либо денежных средств из бюджета
осуществляются уже с помощью
других инструментов, например субсидий
и дотаций, а не налогов.
С
распределительной и фискальной
функциями тесно связана контрольная
функция. Механизм выполнения этой функции
проявляется, с одной стороны, в
проверке эффективности хозяйствования,
с другой стороны, в контроле за действенностью
проводимой экономической политики государства.
В условиях острой конкуренции налоги
становятся одним из важнейших инструментов
независимого контроля за эффективностью
финансово-хозяйственной деятельности.
При прочих равных условиях из конкурентной
борьбы выбывает тот, кто не может рассчитаться
с государством. Одновременно нехватка
в бюджете финансовых ресурсов сигнализирует
государству о необходимости внесения
изменений в налоговую, социальную или
бюджетную политику. В конечном счете
контрольная функция позволяет обеспечивать
минимум налоговых поступлений в бюджет,
который, тем не менее, достаточен для
выполнения государством своих конституционных
функций.
В
качестве итога необходимо привести
следующий вывод: разграничение
функций налога в значительной мере
условно, поскольку они осуществляются
одновременно и отдельные особенности
одной функции присущи другим.
Функции налога не могут существовать
независимо одна от другой, они взаимосвязаны
и в своем проявлении выступают
как единое целое.
Глава
2. Этапы развития
и принципы построения
налоговой системы
РФ
2.1
Принципы построения
налоговой системы
РФ
Под
налоговой системой понимается совокупность
налогов, пошлин и сборов, установленных
государством и взимаемых с целью
создания центрального общегосударственного
фонда финансовых ресурсов, а также
совокупность принципов, способов, форм
и методов их взимания[3].
Принципы
построения налоговой системы - основные
исходные положения системы налогообложения.
Шотландский экономист Адам Смит
в вышедшей в 1776 г. книге «Исследование
о природе и причинах богатства
народов»[4] первым сформулировал
основные принципы: справедливость, определенность,
удобство для налогоплательщика и экономию
на издержках налогообложения.
Принципы
налогообложения, обоснованные А. Смитом
в конце XVIII в., были расширены и
систематизированы немецким ученым
экономистом Адольфом Вагнером, который
объединил все принципы налогообложения
в четыре группы. Система принципов
А. Вагнера представлена в таблице1:
Таблица
1[5]
Система
принципов налогообложения
А.Вагнера
Финансовые
принципы организации налогообложения |
Достаточность
налогообложения.
Эластичность
(подвижность) налогообложения |
Народнохозяйственные
принципы |
Надлежащий
выбор источника налогообложения
(в частности, решение вопроса
-должен ли налог падать только на доход
или капитал отдельного лица либо населения
в целом).
Правильная
комбинация различных налогов в
такую систему, которая бы считалась
с последствиями и условиями
их предложения |
Этические
принципы (принципы справедливости) |
Всеобщность налогообложения.
Равномерность
налогообложения |
Административно-технические
правила (принципы налогового управления) |
Определенность
налогообложения.
Удобство
уплаты налога.
Максимальное
уменьшение издержек взимания |
Базис
действующей сегодня налоговой
системы РФ заложен в 1992 году, когда
был принят внушительный свод законов
РФ об отдельных видах налогов. Однако,
даже принимая в расчет тот факт,
что большинство из законодательных
актов претерпели значительные изменения
или вовсе были упразднены, основы
построения налоговой системы остались
неизменными.
Первая
часть Налогового кодекса Российской
Федерации формулирует:
1.
виды налогов и сборов, взимаемых
в Российской Федерации;
2.
основания возникновения (изменения,
прекращения) и порядок исполнения
обязанностей по уплате налогов
и сборов;
3.
принципы установления, введения
в действие и прекращения действия
ранее введенных налогов и
сборов субъектов РФ и местных
налогов и сборов;
4.
права и обязанности налогоплательщиков,
налоговых органов и других
участников отношений, регулируемых
законодательством о налогах
и сборах;
5.
формы и методы налогового
контроля;
6.
ответственность за совершение
налоговых правонарушений;
7.
порядок обжалования актов налоговых
органов и действий (бездействия)
и их должностных лиц.
Единая
налоговая система России строится
на следующих базовых принципах,
установленных НК РФ:
1.
Принцип всеобщности налогообложения[6].
Согласно этому принципу каждая организация
и физическое лицо без каких-либо исключений
должны посредством уплаты налогов и сборов
участвовать в финансировании общегосударственных
расходов: каждое лицо должно уплачивать
законно установленные налоги и сборы
на принципах равенства.
2.
Принцип справедливости. Согласно
этому принципу каждый плательщик
обязан принимать участие в
финансировании расходов государства
соразмерно своим доходам и
возможностям: каждое лицо должно
уплачивать законно установленные
налоги и сборы на принципах
справедливости.
3.
Принцип равного налогообложения.
Он предполагает равенство всех
плательщиков перед налоговыми
законами: налоги и сборы не
могут иметь дискриминационный
характер и различно применяться,
исходя из социальных, расовых,
национальных, религиозных и иных
подобных критериев.
4.
Принцип соразмерности. Он заключается
в том, что налоговое бремя
должно быть экономически сбалансировано
с интересами плательщика и
интересы государства не должны
оказывать неблагоприятные последствия
для налогоплательщика.
5.
Принцип рентабельности налоговых
мероприятий: налоги и сборы
должны иметь экономическое обоснование.
Поэтому, во-первых, налоги должны
быть экономически эффективны, т.е.
суммы платежей по каждому
налогу должны многократно превышать
затраты по их сбору. Во-вторых,
при установлении налогов необходимо
учитывать экономические последствия
для: государственного бюджета;
развития экономики; налогоплательщика.
6.
Налоги и сборы не должны
препятствовать реализации гражданами
своих конституционных прав. Налогообложение
всегда связано с ограничением
прав. Но это ограничение должно происходить
с учетом статьи 55 Конституции Российской
Федерации, которая определяет, что права
и свободы могут быть ограничены федеральным
законом только в той мере, в какой это
необходимо в целях защиты основ конституционного
строя, нравственности, здоровья, прав
и законных интересов других лиц, обеспечения
обороны страны и безопасности государства.
7.
Налоги и сборы не должны
нарушать единое экономическое
пространство, которое гарантировано
ст. 8 Конституции Российской Федерации.
Поэтому налоги не могут ограничивать
свободное перемещение в пределах
России товаров (работ, услуг)
или денежных средств, либо
по-другому ограничивать или препятствовать
законной деятельности налогоплательщика.
Незаконно установление дополнительных
пошлин, сборов или повышение
ставок налогов на товары, происходящие
из других регионов страны
или вывозимых в другие регионы.
8.
Ни на кого не может быть
возложена обязанность уплачивать
налоги, сборы, а также взносы
и платежи, если они не обладают
признаками налогов и сборов,
установленных НК РФ, либо не
предусмотрены НК РФ, либо установлены
в ином порядке, чем это определено
в кодексе.
Федеральные
налоги и сборы, устанавливающиеся
путем внесения изменений в НК
РФ. На все вводимые налоги и сборы
субъектов Федерации, и местные
налоги и сборы распространяется
принцип законного установления
налогов и сборов. Если такие налоги
и сборы не предусмотрены НК РФ
или они введены с нарушением
порядка, предусмотренного кодексом, то
они считаются незаконными. Поэтому
никто не обязан их уплачивать.
При
внесении изменений в законодательные
акты о налогах и сборах необходимо
учитывать требования ст. 53 Бюджетного
кодекса Российской Федерации, в
соответствие с которой внесение
изменений и дополнений в законодательство
о федеральных налогах и сборах,
пред полагающие их вступление в силу
в течение текущего финансового
года, допускается в случае внесения
соответствующих изменений и
дополнений в федеральный закон
о федеральном бюджете на текущий
финансовый год. Аналогичные правила установлены
Бюджетным кодексом в от ношении законодательства
субъектов о региональных налогах и сборах
и в отношении нормативных актов органов
местного самоуправления о местных налогах
и сборах.
9.
Принцип удобного налогообложения.
Каждый точно должен знать,
какие налоги и сборы, когда
и в каком порядке он должен
платить. Этот принцип направлен
на эффективное исполнение налогоплательщиком
своих обязанностей, а с другой
стороны, предотвращает возможные
злоупотребления со стороны должностных
лиц исполнительных органов власти:
при установлении налогов должны
быть определены все элементы
налогообложения;
10.
все неустранимые сомнения, противоречия
и неясности актов законодательства
о налогах и сборах толкуются
в пользу налогоплательщика. Этим
принципом установлена презумпция
правоты налогоплательщика, которая
направлена на обеспечение дополнительной
защиты прав налогоплательщика.
11.
Безусловный приоритет норм, установленных
в налоговом законодательстве, над
положениями по налоговым вопросам
в законодательных актах, не
относящихся к сфере налогообложения.
Так, в статье 56 Налогового кодекса
записано, что налоговые льготы
устанавливаются только законодательством
о налогах и сборах.
12.
Равенство защиты прав и интересов
налогоплательщиков и государства.
Это значит, что каждый из участников
налоговых отношений имеет право
на защиту своих законных прав
и интересов в установленном
законом порядке.
13.
Определение в федеральном законодательстве
перечня прав и обязанностей
налогоплательщиков, налоговых органов
и их должностных лиц.
13
статья Налогового кодекса РФ
водит трехуровневую систему
налогообложения.
Первый
уровень - это федеральные налоги
России. Они действуют на территории
всей страны и регулируются общероссийским
законодательством, формируют основу
доходной части федерального бюджета
и, поскольку это наиболее доходные
источники, за счет них поддерживается
финансовая стабильность бюджетов субъектов
Федерации и местных бюджетов.
Второй
уровень - налоги субъектов Российской
Федерации, региональные налоги. Устанавливаются
представительными органами субъектов
Федерации, исходя из общероссийского
законодательства. Часть региональных
налогов относится к общеобязательным
на территории РФ. В этом случае региональные
власти регулируют только их ставки в
определенных пределах, налоговые льготы
и порядок взимания.