Налоговая система

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 15:45, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – дать понятие налога, охарактеризовать функции, принципы налогообложения и этапы формирования и тенденции развития налоговой системы Российской Федерации.

Содержание

Введение
Глава 1.Налоги: понятие и функции
1.1 Понятие налога
1.2 Функции налога
Глава 2. Этапы развития и принципы построения налоговой системы РФ
2.1 Принципы построения российской налоговой системы
2.2 Развитие налоговой системы РФ
Глава 3. Налоговая политика РФ
3.1 Понятие и сущность НП РФ
3.2 Проблемы и перспективы развития НП
Заключение
Список использованных источников и литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 43.29 Кб (Скачать)

  Однако  ряд авторов высказывает сомнение в корректности выделения данной функции, утверждая, что происходит подмена понятий «налоги» и «финансы». Налоговые отношения - это экономические  отношения, которые связаны с  установлением и взиманием налогов, в то время как финансы - это  экономические отношения, связанные  с образованием, распределением и  использованием фондов денежных средств  различных экономических субъектов. Именно финансы, а не налоги выполняют  распределительную функцию. Чтобы  налоги выполняли эту функцию, должны осуществляться два взаимосвязанных  процесса: поступление и расходование денежных средств. А действие налогов  ограничивается только мобилизацией денежных средств на разных уровнях бюджета. Что касается распределения денежных средств, то это сфера действия бюджетного планирования. Расходование или предоставление кому-либо денежных средств из бюджета  осуществляются уже с помощью  других инструментов, например субсидий и дотаций, а не налогов.

  С распределительной и фискальной функциями тесно связана контрольная  функция. Механизм выполнения этой функции  проявляется, с одной стороны, в  проверке эффективности хозяйствования, с другой стороны, в контроле за действенностью проводимой экономической политики государства. В условиях острой конкуренции налоги становятся одним из важнейших инструментов независимого контроля за эффективностью финансово-хозяйственной деятельности. При прочих равных условиях из конкурентной борьбы выбывает тот, кто не может рассчитаться с государством. Одновременно нехватка в бюджете финансовых ресурсов сигнализирует государству о необходимости внесения изменений в налоговую, социальную или бюджетную политику. В конечном счете контрольная функция позволяет обеспечивать минимум налоговых поступлений в бюджет, который, тем не менее, достаточен для выполнения государством своих конституционных функций.

  В качестве итога необходимо привести следующий вывод: разграничение  функций налога в значительной мере условно, поскольку они осуществляются одновременно и отдельные особенности  одной функции присущи другим. Функции налога не могут существовать независимо одна от другой, они взаимосвязаны  и в своем проявлении выступают  как единое целое. 

  Глава 2. Этапы развития и принципы построения налоговой системы  РФ

  2.1 Принципы построения  налоговой системы  РФ

  Под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, установленных  государством и взимаемых с целью  создания центрального общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также  совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания[3].

  Принципы  построения налоговой системы - основные исходные положения системы налогообложения. Шотландский экономист Адам Смит в вышедшей в 1776 г. книге «Исследование  о природе и причинах богатства  народов»[4] первым сформулировал основные принципы: справедливость, определенность, удобство для налогоплательщика и экономию на издержках налогообложения.

  Принципы  налогообложения, обоснованные А. Смитом в конце XVIII в., были расширены и  систематизированы немецким ученым экономистом Адольфом Вагнером, который  объединил все принципы налогообложения  в четыре группы. Система принципов А. Вагнера представлена в таблице1:

  Таблица 1[5]

  Система принципов налогообложения  А.Вагнера

Финансовые  принципы организации налогообложения   Достаточность налогообложения.

  Эластичность (подвижность) налогообложения

Народнохозяйственные  принципы   Надлежащий  выбор источника налогообложения (в частности, решение вопроса  -должен ли налог падать только на доход или капитал отдельного лица либо населения в целом).

  Правильная  комбинация различных налогов в  такую систему, которая бы считалась  с последствиями и условиями  их предложения

Этические принципы (принципы справедливости)   Всеобщность налогообложения.

  Равномерность налогообложения

Административно-технические  правила (принципы налогового управления)   Определенность  налогообложения.

  Удобство  уплаты налога.

  Максимальное  уменьшение издержек взимания

  Базис действующей сегодня налоговой  системы РФ заложен в 1992 году, когда  был принят внушительный свод законов  РФ об отдельных видах налогов. Однако, даже принимая в расчет тот факт, что большинство из законодательных  актов претерпели значительные изменения  или вовсе были упразднены, основы построения налоговой системы остались неизменными.

  Первая  часть Налогового кодекса Российской Федерации формулирует:

  1. виды налогов и сборов, взимаемых  в Российской Федерации;

  2. основания возникновения (изменения,  прекращения) и порядок исполнения  обязанностей по уплате налогов  и сборов;

  3. принципы установления, введения  в действие и прекращения действия  ранее введенных налогов и  сборов субъектов РФ и местных  налогов и сборов;

  4. права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других  участников отношений, регулируемых  законодательством о налогах  и сборах;

  5. формы и методы налогового  контроля;

  6. ответственность за совершение  налоговых правонарушений;

  7. порядок обжалования актов налоговых  органов и действий (бездействия)  и их должностных лиц.

  Единая  налоговая система России строится на следующих базовых принципах, установленных НК РФ:

  1. Принцип всеобщности налогообложения[6]. Согласно этому принципу каждая организация и физическое лицо без каких-либо исключений должны посредством уплаты налогов и сборов участвовать в финансировании общегосударственных расходов: каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы на принципах равенства.

  2. Принцип справедливости. Согласно  этому принципу каждый плательщик  обязан принимать участие в  финансировании расходов государства  соразмерно своим доходам и  возможностям: каждое лицо должно  уплачивать законно установленные  налоги и сборы на принципах  справедливости.

  3. Принцип равного налогообложения.  Он предполагает равенство всех  плательщиков перед налоговыми  законами: налоги и сборы не  могут иметь дискриминационный  характер и различно применяться,  исходя из социальных, расовых,  национальных, религиозных и иных  подобных критериев.

  4. Принцип соразмерности. Он заключается  в том, что налоговое бремя  должно быть экономически сбалансировано  с интересами плательщика и  интересы государства не должны  оказывать неблагоприятные последствия  для налогоплательщика.

  5. Принцип рентабельности налоговых  мероприятий: налоги и сборы  должны иметь экономическое обоснование.  Поэтому, во-первых, налоги должны  быть экономически эффективны, т.е.  суммы платежей по каждому  налогу должны многократно превышать  затраты по их сбору. Во-вторых, при установлении налогов необходимо  учитывать экономические последствия  для: государственного бюджета;  развития экономики; налогоплательщика. 

  6. Налоги и сборы не должны  препятствовать реализации гражданами  своих конституционных прав. Налогообложение  всегда связано с ограничением  прав. Но это ограничение должно происходить с учетом статьи 55 Конституции Российской Федерации, которая определяет, что права и свободы могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

  7. Налоги и сборы не должны  нарушать единое экономическое  пространство, которое гарантировано  ст. 8 Конституции Российской Федерации.  Поэтому налоги не могут ограничивать  свободное перемещение в пределах  России товаров (работ, услуг)  или денежных средств, либо  по-другому ограничивать или препятствовать  законной деятельности налогоплательщика.  Незаконно установление дополнительных  пошлин, сборов или повышение  ставок налогов на товары, происходящие  из других регионов страны  или вывозимых в другие регионы. 

  8. Ни на кого не может быть  возложена обязанность уплачивать  налоги, сборы, а также взносы  и платежи, если они не обладают  признаками налогов и сборов, установленных НК РФ, либо не  предусмотрены НК РФ, либо установлены  в ином порядке, чем это определено  в кодексе. 

  Федеральные налоги и сборы, устанавливающиеся  путем внесения изменений в НК РФ. На все вводимые налоги и сборы  субъектов Федерации, и местные  налоги и сборы распространяется принцип законного установления налогов и сборов. Если такие налоги и сборы не предусмотрены НК РФ или они введены с нарушением порядка, предусмотренного кодексом, то они считаются незаконными. Поэтому  никто не обязан их уплачивать.

  При внесении изменений в законодательные  акты о налогах и сборах необходимо учитывать требования ст. 53 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в  соответствие с которой внесение изменений и дополнений в законодательство о федеральных налогах и сборах, пред полагающие их вступление в силу в течение текущего финансового  года, допускается в случае внесения соответствующих изменений и  дополнений в федеральный закон  о федеральном бюджете на текущий финансовый год. Аналогичные правила установлены Бюджетным кодексом в от ношении законодательства субъектов о региональных налогах и сборах и в отношении нормативных актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах.

  9. Принцип удобного налогообложения.  Каждый точно должен знать,  какие налоги и сборы, когда  и в каком порядке он должен  платить. Этот принцип направлен  на эффективное исполнение налогоплательщиком  своих обязанностей, а с другой  стороны, предотвращает возможные  злоупотребления со стороны должностных  лиц исполнительных органов власти: при установлении налогов должны  быть определены все элементы  налогообложения;

  10. все неустранимые сомнения, противоречия  и неясности актов законодательства  о налогах и сборах толкуются  в пользу налогоплательщика. Этим  принципом установлена презумпция  правоты налогоплательщика, которая  направлена на обеспечение дополнительной  защиты прав налогоплательщика.

  11. Безусловный приоритет норм, установленных  в налоговом законодательстве, над  положениями по налоговым вопросам  в законодательных актах, не  относящихся к сфере налогообложения.  Так, в статье 56 Налогового кодекса  записано, что налоговые льготы  устанавливаются только законодательством  о налогах и сборах.

  12. Равенство защиты прав и интересов  налогоплательщиков и государства.  Это значит, что каждый из участников  налоговых отношений имеет право  на защиту своих законных прав  и интересов в установленном  законом порядке. 

  13. Определение в федеральном законодательстве  перечня прав и обязанностей  налогоплательщиков, налоговых органов  и их должностных лиц. 

  13 статья Налогового кодекса РФ  водит трехуровневую систему  налогообложения.

  Первый  уровень - это федеральные налоги России. Они действуют на территории всей страны и регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета  и, поскольку это наиболее доходные источники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов  Федерации и местных бюджетов.

  Второй  уровень - налоги субъектов Российской Федерации, региональные налоги. Устанавливаются  представительными органами субъектов  Федерации, исходя из общероссийского  законодательства. Часть региональных налогов относится к общеобязательным на территории РФ. В этом случае региональные власти регулируют только их ставки в  определенных пределах, налоговые льготы и порядок взимания.

Информация о работе Налоговая система