Налоговая система

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2012 в 11:05, реферат

Описание работы

Основным инструментом государственного регулирования является налоговая политика и финансовое воздействие на предпринимательство. Осуществляя это воздействие, государство преследует следующие цели:
- достижение постоянного устойчивого экономического роста;
- обеспечение стабильности цен на основные товары и услуги;
- обеспечение полной занятости трудоспособного населения;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.
1. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ НАЛОГОВ.
2. ВИДЫ НАЛОГОВ И СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ.
3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ.
КРИВАЯ ЛЭФФЕРА.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 83.50 Кб (Скачать)

К элементам  налога относятся: 

- субъект налога (налогоплательщик) - лицо, на которое  законом возложена обязанность выплачивать налог; 

- носитель налога - лицо, которое фактически уплачивает  налог; 

- объект налога - доход или имущество, с которого  начисляется налог (заработная  плата, ценные бумаги, прибыль,  недвижимое имущество, товары  и др.); 

- источник налога - доход налогоплательщика, за счет которого уплачивается налог; 

- ставка налога - важный элемент налога, который  определяет величину налога на  единицу обложения (денежная единица  дохода, единица земельной площади,  единица измерения товара и т.д.); 

Различают, твердые, пропорциональные, прогрессивные и  регрессивные налоговые ставки. 

1) Твердые ставки  устанавливаются в абсолютной  сумме на единицу обложения,  независимо от размера дохода. 

2) Пропорциональные - действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифферентации его величины. 

3) Прогрессивные  - средняя ставка этого налога  повышается по мере возрастания  дохода. При прогрессивной ставке  налогообложения налогоплательщик  выплачивает не только большую  абсолютную сумму дохода, но и большую его долю, его бремя наиболее сильно давит на лиц с большими доходами. 

4) Регрессивные - средняя ставка регрессивного  налога понижается по мере  роста дохода.  Регрессивный налог  может  приносить большую абсолютную  сумму, а может и не приводить к росту абсолютной величины налога при увеличении доходов.  Этот налог  наиболее тяжело ударяет по физическим и юридическим  лицам,    обладающими незначительными доходами. 

Налоги также  квалифицируются на: 

- прямые налоги - взымаются с субъекта налога (подоходный налог с предприятий, с населения, налоги в фонд социального страхования, в фонд медицинского страхования, в пенсионный фонд и др.); 

- косвенные налоги - это налоги на определенные  товары и услуги, они взымаются  через надбавку в цене и охватывают широкий диапозон продукции (налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины). 

Такое деление  налогов известно с глубокой древности. Критерием такого деления является теоретическая возможность переложения  налогов на потребителей. Данный критерий предполагает, что окончательным плательщиком прямых налогов становится тот, кто получает доход, владеет имуществом и т.д.,в то время как окончательным плательщиком косвенных налогов выступает потребитель товара, на которого налог перекладывается путем надбавки в цене. Следует иметь в виду, что это именно теоретическое предположение, ибо на практике может происходить иное. Прямые налоги при определенных обстоятельствах также могут оказаться переложенными на потребителя через механизм роста цен. Косвенные налоги не всегда могут быть в полном объеме переложены на потребителя, поскольку рынок необязательно в прежнем объеме примет товар по повышенным ценам. 

Принятый в  России пакет законов о налогах  впитал в себя мировой опыт, что  важно для выхода страны из экономической  изоляции, отвечает в основном требованиям  переходного к рыночным отношениям периода, имеет определенную социальную направленность. Бесспорно, он не лишен серьезных недостатков и просчетов, подвергается серьезной и нередко обоснованной критике со стороны налогоплательщиков и специалистов. Важно сопоставить новую налоговую систему России с налогами, действующими в зарубежных странах, ибо переход к рыночной экономике немыслим без использования опыта западных государств. 

Законом "Об основах  налоговой системы в РФ" предусмотренно введение трехуровневой системы  налогобложения. Налоги подразделяются на федеральные, налоги республик в составе России, краев и областей и местные налоги. Трехуровневые налоги функцианируют в большинстве федеральных государств. В США это федеральные налоги, налоги штатов и муниципальные налоги. Помимо их имеются незначительные по ставкам и суммам налоги графств и специальных округов. В Германии федеральные налоги, налоги земель и местные налоги дополняются незначительными суммами налогов, направленные в бюджет органов управления Европейского экономического сообщества. Аналогично строение налогов во Франции, Италии, Нидерландах, ряде других европейских и американских стран. 

Это позволяет  обеспечить возможность самостоятельного формирования бюджетов всем уровням  управления при распределении некоторых  налогов между ними. Налоговое регулирование осуществляется Министерством финансов, а его инструментом выступают федеральные налоги или некоторые из них. 

Налоги в России разделены на три вида: 

1) федеральные  налоги взымаются на всей территории  России, при этом все суммы  сборов должны зачисляться в федеральный бюджет РФ. К федеральным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы на отдельные группы и виды товаров, налог на доходы банков, налог на доходы от страховой деятельности, налог от биржевой деятельности, налог на операции с ценными бумагами, таможенные пошлины и др.; 

2) Республиканские  налоги являются общеобязательными.  При этом сумма платежей равными  долями зачисляется в бюджет  республики, края, автономного образования,  а также в бюджет города  и района, на территории которого находится предприятие. К республиканским налогам относятся налог на имущество предприятий, местный доход, плата за воду, республиканские платежи за пользование природными ресурсами; 

3)  Местные  налоги - общеобязательны только  три,                                            это 

налог на имущество  физических лиц, земельный, а также  регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской  деятельностью. Что касается земельного налога, то объект налогообложения, налогоплательщики, налоговые ставки и порядок зачисления сумм по этому налогу определяются Земельным кодексом и специальным законом РФ "О плате за землю". Кроме того к местным налогам относятся сбор на право торговли, целевые сборы, налог на рекламу, лицензионный сбор на право торговли вино-водочными изделиями и другие. 

Наиболее крупным  доходным источником является налог  на добавленную стоимость (впервые  введен во Франции в 1954 г.). Налог  взымается с разницы между  отпускаемой ценой и издержками производства до данной стадии движения товара, таким образом, в исчислении продажной цены исключается так называемый "двойной счет". Добавленная стоимость включает в себя заработную плату, амортизационные отчисления, процент за кредит, прибыль, расходы на электроэнергию, рекламу, транспорт. 

Безусловно, налог  очень удобен с точки зрения его  взымания, обеспечивает быстрое поступление  денежных средств в бюджет, равнонапряженное обложение на всех стадиях производства и реализации продукции (работ и  услуг). 

В то же время  нельзя и отметить и другие факторы. В условиях острейшего товарного кризиса и отсутствия конкуренции производителей в монополизированной экономике налог на добавленную стоимость, оплачиваемый по очень высокой ставке, приводит к дополнительному повышению розничных цен, требует дополнительных компенсаций в социальной сфере и усиливает, таким образом, инфляционные процессы. Последствием его введения становится увеличение не только доходов, но и расходов в бюджетной сфере. Тяжесть этого налога, хотя и распределенная по этапам производства и дальнейшего движения продукта, в конечном счете ложиться на покупателя. 

Следует отметить, что НДС сдерживает потребление. Можно избежать уплаты НДС, направляя  большую часть средств в сбережения, а не на потребление. Известно также, что сбережения (средства высвобождаемые из потребления) будут высвобождать ресурсы из производства потребительских товаров и , таким образом, сделают их доступными для производства товаров производственного назначения. 

Косвенные налоги на потребление действуют практически во всех странах с развитой рыночной структурой. Обычно они выступают в двух основных формах: НДС или налог с продаж. Поэтому имеет смысл сравнить ставки на целевое назначение этого налога в различных странах. В США одним из главных доходных источников бюджета является налог с продаж. Отчисления от него направляются в муниципальные бюджеты, а ставка его колеблется от 3% до 9%. В европейских странах налоги на потребление значительно выше(в Германии 14%, в Финляндии 19.5%). 

Налог на добавленную  стоимость дополняется акцизами на отдельные виды продукции. Акцизы обычно устанавливаются в виде фиксированной денежной суммы на одно изделие. Это общепринятая в мировой практике форма изъятия сверхприбыли, получаемой от производства товаров со значительной разницей между ценой, определяемой потребительской стоимостью, и фактической себестоимостью. 

В мировой практике также существует налог на прибыль. Сфера действия этого налога гораздо  менее определена. Традиционная точка  зрения состоит в том, что фирма, которая устанавливает на свою продукцию цены, обеспечивающие максимальную прибыль, не имеет оснований менять цену или объем выпуска, когда вводится налог на прибыль предприятия. Такое соотношение цены и объема производства, которое приносит наибольшую прибыль перед вычетом налога, так и останется наиболее прибыльным и после того, как правительство изымет определенный процент из прибыли фирмы в виде налога. В соответствии с этой точкой зрения владельцы акций компаний (собственники) вынуждены потерпеть тяжесть налогобложения в форме более низких дивидендов или меньшей суммы нераспределенной прибыли. С другой стороны, некоторые экономисты утверждают, что налог на прибыль часто переносится на потребителей через более высокие цены и на поставщиков ресурсов через более низкие цены. Обе эти ситуации вполне вероятны. Действительно, тяжесть налога на прибыль корпораций может быть благополучно распределена между владельцами акций, клиентами фирмы и поставщиками ресурсов. 

Также в практике существует порядок льгот по налогу на прибыль, согласно которому льготы даются не отдельным предприятиям или организациям, а приоритетным отраслям производства. Предусмотренно частичное освобождение от налога сумм прибыли, направленных на инвестиции для развития производства. В России например существует освобождение от налогообложения на срок до 5 лет прибыли, направленной на погашение убытков, образовавщихся в предыдущем году.  

3.ЭФФЕКТИВНОСТЬ  СИСТЕМЫ НАЛОГОБЛОЖЕНИЯ. КРИВАЯ  ЛЭФФЕРА.  

Практика подоходного  налогобложения различает валовый  доход, вычеты и облагаемый доход. Валовый доход - это общая сумма доходов, полученных из различных источников. Законодательно из валового дохода разрешается вычесть производственные, транспортные, командировочные, рекламные издержки. Кроме того, к вычетам относятся различные налоговые льготы - необлагаемый минимум (определенная величина дохода, необлагаемая налогом), скидка дохода лиц, имеющих на иждевении детей, для инвалидов, льготы предприятиям, фирмам в виде ускоренной амортизации, освобождения от налогов сумм, направленных на благотворительные цели и другое. 

Таким образом, облагаемый доход равен валовому доходу за минусом всех вычетов. При  подоходном налогообложении чрезвычайно  важно рассчитать ставки налогов. Если ставки черезмерно высоки, то подрывается стимул к нововведениям, рискованным проектам, в высоких ставках налога таится опасность снижения трудовой активности людей. 

Профессор и  государственный деятель послевоенной Германии Л.Эрхард пишет: "Надо признать весьма справедливым пожелания как  всех граждан, так и хозяйственных кругов, направленные на снижение налогового бремени". И далее отмечает, что если удастся добиться требуемой "стабилизации расходов и развитие производительности будет расти теми же темпами, легко себе представить и вычислить, какое снижение налогов окажется возможным. Только таким путем можно добиться настоящего реалистического решения угнетающей нас налоговой проблемы". 

Политика Л.Эрхарда  в период, когда он был канцлером  ФРГ, среди других принятых по его  инициативе мер сыграла немалую роль в экономическом подъеме послевоенной Германии. 

Американские  эксперты во главе с профессором  Лэффером теоретически доказали, что  при ставке подоходного налога более 50% резко снижается деловая активность фирм и населения в целом. 

Трудно рассчитывать на то, что можно теоретически обосновать идеальную шкалу налогообложения доходов. Немаловажное значение в оценке ее справедливости имеют национальные, психологические и культурные факторы. В США, например, считают, что при такой шкале налогообложения, которая существует в Швеции - 75%, американцы бы не стали вкладывать свой капитал в производство. Так, рост производственной активности в США после налоговой ре­формы 1986 года в значительной степени был связан со снижением предельных ставок налогобложения. 

А.Лэффер исходил  из того, что налоговые поступления  являются продуктом двух основных факторов: налоговой ставки и налоговой  базы. Рост налогового бремени может  приводить к увеличению государственных  доходов только до какого-то предела, пока не начнет сокращаться облагаемая налогом часть национального производства. Когда этот предел будет превышен, рост налоговой ставки приведет не к увеличению, а к сокращению доходов бюджета. В связи с этим задачу оживления деловой активности предстоит решать путем облегчения налогового гнета. 

Таким образом,  кривая Лэффера,                             скорректированная  в 

Информация о работе Налоговая система