Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2012 в 11:05, реферат
Основным инструментом государственного регулирования является налоговая политика и финансовое воздействие на предпринимательство. Осуществляя это воздействие, государство преследует следующие цели:
- достижение постоянного устойчивого экономического роста;
- обеспечение стабильности цен на основные товары и услуги;
- обеспечение полной занятости трудоспособного населения;
ВВЕДЕНИЕ.
1. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ НАЛОГОВ.
2. ВИДЫ НАЛОГОВ И СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ.
3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ.
КРИВАЯ ЛЭФФЕРА.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
К элементам
налога относятся:
- субъект налога
(налогоплательщик) - лицо, на которое
законом возложена обязанность выплачивать
налог;
- носитель налога
- лицо, которое фактически уплачивает
налог;
- объект налога
- доход или имущество, с
- источник налога
- доход налогоплательщика, за счет которого
уплачивается налог;
- ставка налога
- важный элемент налога, который
определяет величину налога на
единицу обложения (денежная
Различают, твердые,
пропорциональные, прогрессивные и
регрессивные налоговые ставки.
1) Твердые ставки
устанавливаются в абсолютной
сумме на единицу обложения,
независимо от размера дохода.
2) Пропорциональные
- действуют в одинаковом
3) Прогрессивные
- средняя ставка этого налога
повышается по мере
4) Регрессивные
- средняя ставка регрессивного
налога понижается по мере
роста дохода. Регрессивный налог
может приносить большую
Налоги также
квалифицируются на:
- прямые налоги
- взымаются с субъекта налога (подоходный
налог с предприятий, с населения, налоги
в фонд социального страхования, в фонд
медицинского страхования, в пенсионный
фонд и др.);
- косвенные налоги
- это налоги на определенные
товары и услуги, они взымаются
через надбавку в цене и охватывают
широкий диапозон продукции (налог на
добавленную стоимость, таможенные пошлины).
Такое деление
налогов известно с глубокой древности.
Критерием такого деления является
теоретическая возможность
Принятый в
России пакет законов о налогах
впитал в себя мировой опыт, что
важно для выхода страны из экономической
изоляции, отвечает в основном требованиям
переходного к рыночным отношениям
периода, имеет определенную социальную
направленность. Бесспорно, он не лишен
серьезных недостатков и просчетов, подвергается
серьезной и нередко обоснованной критике
со стороны налогоплательщиков и специалистов.
Важно сопоставить новую налоговую систему
России с налогами, действующими в зарубежных
странах, ибо переход к рыночной экономике
немыслим без использования опыта западных
государств.
Законом "Об основах
налоговой системы в РФ" предусмотренно
введение трехуровневой системы
налогобложения. Налоги подразделяются
на федеральные, налоги республик в составе
России, краев и областей и местные налоги.
Трехуровневые налоги функцианируют в
большинстве федеральных государств.
В США это федеральные налоги, налоги штатов
и муниципальные налоги. Помимо их имеются
незначительные по ставкам и суммам налоги
графств и специальных округов. В Германии
федеральные налоги, налоги земель и местные
налоги дополняются незначительными суммами
налогов, направленные в бюджет органов
управления Европейского экономического
сообщества. Аналогично строение налогов
во Франции, Италии, Нидерландах, ряде
других европейских и американских стран.
Это позволяет
обеспечить возможность самостоятельного
формирования бюджетов всем уровням
управления при распределении некоторых
налогов между ними. Налоговое регулирование
осуществляется Министерством финансов,
а его инструментом выступают федеральные
налоги или некоторые из них.
Налоги в России
разделены на три вида:
1) федеральные
налоги взымаются на всей
2) Республиканские
налоги являются
3) Местные
налоги - общеобязательны только
три,
это
налог на имущество
физических лиц, земельный, а также
регистрационный сбор с физических
лиц, занимающихся предпринимательской
деятельностью. Что касается земельного
налога, то объект налогообложения, налогоплательщики,
налоговые ставки и порядок зачисления
сумм по этому налогу определяются Земельным
кодексом и специальным законом РФ "О
плате за землю". Кроме того к местным
налогам относятся сбор на право торговли,
целевые сборы, налог на рекламу, лицензионный
сбор на право торговли вино-водочными
изделиями и другие.
Наиболее крупным
доходным источником является налог
на добавленную стоимость (впервые
введен во Франции в 1954 г.). Налог
взымается с разницы между
отпускаемой ценой и издержками
производства до данной стадии движения
товара, таким образом, в исчислении продажной
цены исключается так называемый "двойной
счет". Добавленная стоимость включает
в себя заработную плату, амортизационные
отчисления, процент за кредит, прибыль,
расходы на электроэнергию, рекламу, транспорт.
Безусловно, налог
очень удобен с точки зрения его
взымания, обеспечивает быстрое поступление
денежных средств в бюджет, равнонапряженное
обложение на всех стадиях производства
и реализации продукции (работ и
услуг).
В то же время
нельзя и отметить и другие факторы.
В условиях острейшего товарного кризиса
и отсутствия конкуренции производителей
в монополизированной экономике налог
на добавленную стоимость, оплачиваемый
по очень высокой ставке, приводит к дополнительному
повышению розничных цен, требует дополнительных
компенсаций в социальной сфере и усиливает,
таким образом, инфляционные процессы.
Последствием его введения становится
увеличение не только доходов, но и расходов
в бюджетной сфере. Тяжесть этого налога,
хотя и распределенная по этапам производства
и дальнейшего движения продукта, в конечном
счете ложиться на покупателя.
Следует отметить,
что НДС сдерживает потребление.
Можно избежать уплаты НДС, направляя
большую часть средств в
Косвенные налоги
на потребление действуют
Налог на добавленную
стоимость дополняется акцизами на отдельные
виды продукции. Акцизы обычно устанавливаются
в виде фиксированной денежной суммы на
одно изделие. Это общепринятая в мировой
практике форма изъятия сверхприбыли,
получаемой от производства товаров со
значительной разницей между ценой, определяемой
потребительской стоимостью, и фактической
себестоимостью.
В мировой практике
также существует налог на прибыль.
Сфера действия этого налога гораздо
менее определена. Традиционная точка
зрения состоит в том, что фирма,
которая устанавливает на свою продукцию
цены, обеспечивающие максимальную прибыль,
не имеет оснований менять цену или объем
выпуска, когда вводится налог на прибыль
предприятия. Такое соотношение цены и
объема производства, которое приносит
наибольшую прибыль перед вычетом налога,
так и останется наиболее прибыльным и
после того, как правительство изымет
определенный процент из прибыли фирмы
в виде налога. В соответствии с этой точкой
зрения владельцы акций компаний (собственники)
вынуждены потерпеть тяжесть налогобложения
в форме более низких дивидендов или меньшей
суммы нераспределенной прибыли. С другой
стороны, некоторые экономисты утверждают,
что налог на прибыль часто переносится
на потребителей через более высокие цены
и на поставщиков ресурсов через более
низкие цены. Обе эти ситуации вполне вероятны.
Действительно, тяжесть налога на прибыль
корпораций может быть благополучно распределена
между владельцами акций, клиентами фирмы
и поставщиками ресурсов.
Также в практике
существует порядок льгот по налогу
на прибыль, согласно которому льготы
даются не отдельным предприятиям или
организациям, а приоритетным отраслям
производства. Предусмотренно частичное
освобождение от налога сумм прибыли,
направленных на инвестиции для развития
производства. В России например существует
освобождение от налогообложения на срок
до 5 лет прибыли, направленной на погашение
убытков, образовавщихся в предыдущем
году.
3.ЭФФЕКТИВНОСТЬ
СИСТЕМЫ НАЛОГОБЛОЖЕНИЯ. КРИВАЯ
ЛЭФФЕРА.
Практика подоходного
налогобложения различает валовый
доход, вычеты и облагаемый доход. Валовый
доход - это общая сумма доходов, полученных
из различных источников. Законодательно
из валового дохода разрешается вычесть
производственные, транспортные, командировочные,
рекламные издержки. Кроме того, к вычетам
относятся различные налоговые льготы
- необлагаемый минимум (определенная
величина дохода, необлагаемая налогом),
скидка дохода лиц, имеющих на иждевении
детей, для инвалидов, льготы предприятиям,
фирмам в виде ускоренной амортизации,
освобождения от налогов сумм, направленных
на благотворительные цели и другое.
Таким образом,
облагаемый доход равен валовому
доходу за минусом всех вычетов. При
подоходном налогообложении чрезвычайно
важно рассчитать ставки налогов. Если
ставки черезмерно высоки, то подрывается
стимул к нововведениям, рискованным проектам,
в высоких ставках налога таится опасность
снижения трудовой активности людей.
Профессор и
государственный деятель
Политика Л.Эрхарда
в период, когда он был канцлером
ФРГ, среди других принятых по его
инициативе мер сыграла немалую роль
в экономическом подъеме послевоенной
Германии.
Американские
эксперты во главе с профессором
Лэффером теоретически доказали, что
при ставке подоходного налога более
50% резко снижается деловая
Трудно рассчитывать
на то, что можно теоретически обосновать
идеальную шкалу налогообложения доходов.
Немаловажное значение в оценке ее справедливости
имеют национальные, психологические
и культурные факторы. В США, например,
считают, что при такой шкале налогообложения,
которая существует в Швеции - 75%, американцы
бы не стали вкладывать свой капитал в
производство. Так, рост производственной
активности в США после налоговой реформы
1986 года в значительной степени был связан
со снижением предельных ставок налогобложения.
А.Лэффер исходил
из того, что налоговые поступления
являются продуктом двух основных факторов:
налоговой ставки и налоговой
базы. Рост налогового бремени может
приводить к увеличению государственных
доходов только до какого-то предела,
пока не начнет сокращаться облагаемая
налогом часть национального производства.
Когда этот предел будет превышен, рост
налоговой ставки приведет не к увеличению,
а к сокращению доходов бюджета. В связи
с этим задачу оживления деловой активности
предстоит решать путем облегчения налогового
гнета.
Таким образом,
кривая Лэффера,