Налоговая система

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2012 в 11:05, реферат

Описание работы

Основным инструментом государственного регулирования является налоговая политика и финансовое воздействие на предпринимательство. Осуществляя это воздействие, государство преследует следующие цели:
- достижение постоянного устойчивого экономического роста;
- обеспечение стабильности цен на основные товары и услуги;
- обеспечение полной занятости трудоспособного населения;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.
1. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ НАЛОГОВ.
2. ВИДЫ НАЛОГОВ И СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ.
3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ.
КРИВАЯ ЛЭФФЕРА.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 83.50 Кб (Скачать)

Предмет: Экономика 

Тема: Налоговая  система.  

ПЛАН РАБОТЫ .  

ВВЕДЕНИЕ.  

1. СУЩНОСТЬ И  ФУНКЦИИ НАЛОГОВ.  

2. ВИДЫ НАЛОГОВ  И СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ.  

3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ  СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ. 

КРИВАЯ ЛЭФФЕРА.  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.  

ВВЕДЕНИЕ.  

Любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Очевидно, что источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые государство собирает со своих "подданых" - физических и юридических лиц. 

Эти обязательные сборы, устанавлемые и взымаемые государством с граждан, а также с юридических лиц называются налогами. Именно таким образом, налоги выражают обязанность всех лиц, получавших доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Они возникли с появлением государства как средство покрытия расходов по выполнению задач и функций государства. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях. 

Кроме того, являясь  фактором перераспределения национального  дохода, налоги призваны: 

1) гасить возникшие  "сбои" в системе распределения; 

2) заинтересовывать (или не заинтересовывать) людей  в развитии той или иной  формы деятельности. 

Основным инструментом государственного регулирования является налоговая политика и финансовое воздействие на предпринимательство. Осуществляя это воздействие, государство преследует следующие цели: 

- достижение  постоянного устойчивого экономического  роста; 

- обеспечение  стабильности цен на основные  товары и услуги; 

- обеспечение  полной занятости трудоспособного населения; 

- обеспечение  минимального уровня доходов  населения; 

- создание системы  социальной защищенности граждан,  в первую очередь пенсионеров,  инвалидов, многодетных; 

- равновесие  во внешнеэкономической деятельности. 

Найти правильно сбалансированное соотношение этих целей и есть главное в экономической политике государства. 

1. СУЩНОСТЬ И  ФУНКЦИИ НАЛОГОВ.  

Государство, выражая  интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и  осуществляет соответствующую политику - экономическую, социальную, экологическую и другие виды. Регулирующая функция государства в сфере экономики проявляется в форме бюджетно-финасового, денежно-кредитного, ценового механизмов, которые выступают в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта системы государственного регулирования эконо­мики. 

Бюджетно-финансовая система включает отношения по поводу формирования и использования финансовых ресурсов государства - бюджета и  внебюджетных фондов. Она призвана обеспечить эффективное развитие экономики, реализацию социальной и других функций государства. Важным источником дохода бюджетно-финансовой системы являются налоги, таким образом налоги - это порождение государства, и в этом качестве они существовали и существуют по се­годняшний день. 

Изъятие государством в свою пользу определенной части  валового внутреннего продукта в  виде обязательного взноса и составляет сущность налога. Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта: 

- работники своим  трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие нематериальный доход; 

- хозяйственные  субъекты, владельцы капитала. 

За счет налоговых  взносов формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах. Экономическое содержание налогов выражается, взаимоотношениями хозяйственных субъектов и граждан, с одной стороны, и государства - с другой, по поводу формирования государственных финансов. 

Налоги представляют собой обязательные сборы, взымаемые  государством с хозяйсвующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законодательном порядке. 

Налоги являются необходимым звеном экономических  отношений в обществе с момента  возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса. 

Основоположником  теории налогообложения можно назвать  шотландского экономиста и философа Адама Смита. Он сформировал четыре основополагающих, ставших классическими, принципа налогообложения, желательных в любой системе экономики: 

1) подданные  государства должны участвовать  в содержании правительства соответственно  доходу, каким они пользуются  под покровительством и защитой  государства. Соблюдение этого  положения или пренебрежение им приводит к так называемому равенству или неравенству налогообложения; 

2) налог, который  обязывается уплачивать каждое  отдельное лицо, должен быть точно  определен, а не произволен (срок  уплаты, способ платежа, сумма  платежа); 

3) каждый налог должен взыматься тем способом или в то время, когда плательщику удобнее всего оплатить его; 

4) каждый налог  должен быть так задуман и  разработан, чтобы он брал и  удерживал из кармана налогоплательщика  гораздо меньше сверх того, что  он приносит казне государства. 

Налог может  брать или удерживать из кармана  налогоплательщика больше того, что  он приносит в казну государства  следующими путями: 

- его собирание  может требовать большого числа  чиновников, жалование которых в  состоянии поглощать большую  часть той суммы, какую приносит налог, и вымогательства которых могут обременить народ дополнительным налогом; 

- он может  затруднять приложения труда  населения и препятствовать ему  заниматься теми промыслами, которые  дают средства к существованию  и работу множеству людей. 

На основе этих принципов налогообложения к  настоящему времени сложились реальные принципы налогообложения: 

1) Принцып справедливости, утверждающий, что все физические  и юридические лица должны  уплачивать налоги, пропорционально  тем выгодам, которые они получили от государства. Те, кто получил большую выгоду от предлагаемых товаров и услуг должны платить налоги, необходимые для финансирования производства этих товаров и услуг. Некоторая часть общественных благ финансируется главным образом на основе этого принципа. Но всеобщее применение этого принципа связанно с отдельными трудностями. Например, в этом случае невозможно определить, какую личную выгоду, в каком размере получает налогоплательщик от расходов государства на какую-либо отрасль. 

2) Принцып определенности, требующий, чтобы сумма, способ  и время платежа были точно  заранее известны плательщику. 

3) Принцып удобности  предполагает, что налог должен  взыматься в такое время и  таким способом, которые представляют  наибольшее удобства для плательщика. 

4) Принцып экономии, заключающийся в сокращении издержек  взымания налога, в рационализации  системы налогообложения. 

Современные налоговые  системы используют все эти принципы налогообложения, в зависимости  от экономической социальной целесообразности. 

Существуют также  функции налогов. Функция налогов - это проявление его сущности в  действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом  реализуется общественное назначение данной экономической категории  как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства. Отсюда возникает главная распределительная функция налогов, отражающая их сущность как особого централизованного звена распределенных отношений. 

Первой и наиболее последовательно реализуемой функцией налогов выступает фискальная (бюджетная) функция. Посредством этой функции реализуется главное общественное назначение налогов - 

формирование  финансовых ресурсов государства. 

Другая функция  налогов как экономической категории  состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финасовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность каждого налогового канала и налогового процесса в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции. Таким образом, обе функции в ограниченном единстве определяют эффективность налогово-финансовых отношений и бюджетной политики. 

Распределительная  функция  налогов   обладает                                            рядом 

свойств, характеризующих  многогранность ее роли в воспроизводственном  процессе. Это прежде всего то, что изначально определительная функция налогов носила чисто фискальный характер (напол- 

нить государственную  казну), а со временем и социальный характер. Но с тех пор как государство  посчитало необходимым активно  участвовать в организации хозяйственной жизни в стране, у него появились регулирующие функции, которые осуществлялись через налоговый механизм. В налоговой системе появились стимулирующие и сдерживающие подфункции, а также подфункция воспроизводственного назначения. 

Стимулирующая подфункция налогов реализуется через систему льгот, исключений, преференций, увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки. 

В налоговой системе существуют следующие виды льгот: 

- необлагаемый  минимум объекта; 

- изъятие из  обложения определенных элементов  объекта; 

- освобождение  от уплаты налогов отдельных  лиц или категорий плательщиков; 

- понижение налоговых  ставок; 

- целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты, вычеты из налогового оклада. 

Действующие льготы по налогообложению прибыли предприятий  направлены на стимулирование: 

- финансирование  затрат на развитие производства  и непосредственное строительство; 

- малых форм предпринимательства; 

- занятости инвалидов  и пенсионеров; 

- благотворительности  в социально-культурной и природоохранной  деятельности. 

Преференции установлены  в виде инвестиционного налогового кредита и целевой налоговой  льготы для финансирования инвестиционных и инновационных затрат. 

Налоговый кредит, как и всякий кредит, предоставляется  на условиях возвратности и платности, оформляется соответствующим договором  между предприятием и региональным налоговым органом. 

Целевая налоговая  льгота в отличие от инвестиционного налогового кредита может предоставляться любому предприятию органами исполнительной власти на взаимовыгодной основе, но в пределах сумм налоговых поступлений в бюджет. 

Подфункцию воспроизводственного назначения несут в себе плата  за воду, потребляемую промышленными предприятиями, платежи за пользование природными ресурсами, отчисления в дорожные фонды, на воспроизводство минерально-сырьевой базы и лесной доход.  

2. ВИДЫ НАЛОГОВ  И СИСТЕМА НАЛОГОБЛОЖЕНИЯ.  

Налоговые системы  базируются на соответствующий законодательных актах государства, которыми устанавливаются конкретные методы построения и взымания налогов, т.е. определяются элементы налога. 

Информация о работе Налоговая система