Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 13:50, курсовая работа
Целью работы является изучение системы налогов и сборов Российской Федерации. К задачам работы можно отнести изучение понятия налога, выявление его элементов, классификации налогов, разграничение понятий налога и сбора. Так же задачами работы являются уяснение сути понятия системы налогов и сборов, разграничение понятий «налоговая система», «система налогообложения» и «система налогов и сборов», анализ основных черт федеральных, региональных и местных налогов и сборов, а так же, специальных налоговых режимов.
Введение
1. Основы налоговой системы РФ
§1.1. Виды классификации налогов
§1.2. Структура действующей налоговой системы Российской Федерации
§1.3. Особенности современного развития налоговой системы РФ
2. Налоговая система: зарубежный опыт
§2.1. Налоговая система Германии
§2.2. Налоговая система Японии
3. Проблемы совершенствования налоговой системы РФ
Заключение
Список использованной литературы
Российская
система налогообложения в
Однако
необходимо особо отметить, что уровень
собираемости прямых налогов превышает
аналогичный показатель для косвенных
налогов. В частности, с 1997 по 2000 г. собираемость
по налогу на прибыль обеспечивалась не
менее 74-96,5%, тогда как в этот же период
собираемость НДС составляла 63-82,9%. Поэтому
фактические поступления косвенных налогов
были ниже объемов бюджетных доходов от
прямого налогообложения.
На сегодняшний день поступления от налогов, сборов специальных налоговых режимов распределились следующим образом: НДС – 29,7%, НДПИ – 14,9%, налог на прибыль организации – 8,3%, акцизы – 1,8% и т.д.Треть бюджета формируется за счет косвенного налогообложения.
Исключительные особенности имеет российская налоговая система в части классификации налогов по субъекту уплаты. Вместе с тем о роли соответствующей категории налогов в налоговой системе страны следует судить в основном не с позиции количества соответствующих видов налогов, а с качественной стороны - их доли в общей сумме налоговых поступлений.
§1.3. Особенности
современного развития налоговой системы
РФ
При разработке
экономической политики государству
необходимо учитывать следующие случаи:
1. Уклонение
от налога. Переложение налога
не следует смешивать с
С легальными
уклонениями государство может
бороться только финансовыми способами:
при сокращении потребления обложенного
товара - понижать акциз. С нелегальными
способами уклонения можно бороться только
усовершенствованием налогового аппарата,
который должен быть способен вскрывать
все случаи обмана со стороны плательщиков.
2. Амортизация
(или погашение), поглощение и капитализация
налога. Здесь выделено два варианта:
- налог
вызывает уменьшение ценности
облагаемого предмета - амортизация
налога;
- налог
может быть поглощен
- ценность
предмета увеличена благодаря уменьшению
налога - капитализация налога.
Благодаря
явлениям амортизации, поглощения и
капитализации при известных
условиях увеличение налога ведет к
частичной конфискации
Наоборот,
уменьшение налога может вызвать ничем
не заслуженное увеличение богатства.
3. Лицо,
обязанное уплачивать налог по
закону, фактически несет бремя
налога, то есть является не
только плательщиком, но и носителем
налога. Увеличение налога может
побудить производителя
4. Плательщик,
законно обложенный налогом,
Если
налогоплательщик монополист, то переложить
налог ему значительно труднее,
чем при свободной конкуренции,
так как монополист обычно устанавливает
максимальные цены без отношения к налогу.
При попытке переложить налог монополист
встречается с риском уменьшения спроса.
Поэтому монополисту приходится принимать
налог на свою прибыль, которая и за вычетом
налога обычно дает ему достаточную выгоду.
При режиме свободной конкуренции цены
приближаются к издержкам производства,
налог может войти в сумму этих издержек.
Несмотря на увеличение цены в связи с
ростом налога, потребление не уменьшается
(например, предметы первой необходимости)
и налог перелагается на потребителя.
При обложении предметов не первой необходимости
(средней роскоши) переложение более трудно,
так как в этом случае возможно сокращение
потребления.
При эластичном
спросе переложить налог очень трудно,
а при неэластичном значительно
легче.
Если
спрос на известный продукт легко
может быть заменен спросом на
другой продукт, то потребитель уклоняется
от переложения. Поэтому легко перелагаются
налоги на предметы первой необходимости
и трудно - на предметы средней роскоши,
при повышении цен на которые потребитель
сокращает спрос на них. Легко перелагаются
налоги на предметы роскоши, так как очень
состоятельные лица не откажутся, несмотря
на налог, от их потребления.
Чем более
облагаемый предмет иммобилен, тем
труднее переложение налога, и, наоборот,
чем большей мобильностью (подвижностью)
обладает облагаемый предмет, тем легче
налог может быть переложен. Например,
владельцу недвижимого имущества труднее
перебросить налог, чем владельцу движимого
имущества, в особенности денежных ценностей.
Таким
образом, установленные условия
переложения позволили
Одной из ключевых проблем российской налоговой системы является то, что налогоплательщик не имеет достаточного представления, зачем нужны те налоги, которые государство намерено с него собрать. Как и всякая система, функционирующая с участием мыслящих субъектов и коллективных целей, налоговая система сильно зависит от того, как она воспринимается глазами ее субъектов. Учет активности налогового субъекта и осознание рефлексивной природы налогового поведения - одна из задач экономической политики государства. Первый вопрос - выяснение того, между какими силами или субъектами достигается общественное согласие и в каких рамках оно может быть найдено.
За последние
четыре года в налоговой сфере
России сделаны серьезные шаги, в
результате чего выросла собираемость
налогов, снизились масштабы уклонения
от их уплаты. В целом же уменьшилось налоговое
бремя на экономику: снижены ставки основных
налогов, например налог на прибыль с 35
до 24 процентов, НДС с 20 до 18, единый социальный
налог с 39,5 до 26 процентов, введена плоская
шкала подоходного налога 13 процентов.
При этом общее количество налогов сократилось с 52, столько их было в 1988 году, до 15.
Хотя
общая налоговая нагрузка на предпринимательскую
деятельность снизилась, она все
же по-прежнему остается неоправданно
велика. В результате снижаются возможности
для модернизации и развития производства,
создания новых рабочих мест. Налоговая
система должна обеспечивать финансирование
бюджетных потребностей, быть необременительной
для бизнеса и не препятствовать повышению
их конкурентоспособности и росту деловой
активности.
Общая
логика налоговых реформ во многих
странах связана с постепенным
переходом от косвенного налогообложения
к обложению конечного дохода.
Глубина этого перехода часто
зависит от способности справиться
с задачей легализации
В качестве
управляющего переданными средствами
государство для
В связи
с этим, у предпринимателя возникает
чувство: а не погасил ли он уже свой общественный
долг? И не сделал ли он это намного эффективнее,
чем государство, претендующее на часть
его имущества в виде налогов? От решения
этого вопроса зависит то, каким будет
складываться равновесие в его отношениях
с государством.
Поскольку
государство диктует рамки -налоговые,
административные и иные, в которых
существует бизнес, то перед налогоплательщиком
встает вопрос о выгоде и издержках
деятельности по оптимизации налогов.
На практике этот вопрос сводится к сопоставлению
уплачиваемых государству сумм с тем,
сколько надо потратить на «механизм»
уклонения от налогов.
В целом,
с учетом сложности выявления
и количественного измерения "теневых"
экономических процессов, их анализ
должен основываться на регулярном сопоставлении
и перепроверке информации, полученной
из разных источников».
Таким образом, реально достижимая экономия на налогах оказывается очень значительной: всего лишь несколько товарных оборотов, проведенных по «льготной» налоговой схеме, позволяют существенно упрочить бизнес.
Таким образом, чтобы осмысленно влиять на ситуацию в стране посредством налогов, нужно не только знать целевую функцию предполагаемых изменений, но и довести эту информацию до налогового субъекта. Так, одним из механизмов для формирования у налоговых органов доверия и легализации деятельности у граждан и предпринимательства является обеспечение граждан информации о налоговых вычетах.
При этом
важно принимать во внимание не только
текущее состояние общества, но и
динамику. Для решения задачи равновесия
в системе «государство-
2. Налоговая
система: зарубежный опыт
§2.1. Налоговая
система Германии
Федеративная
республика Германия как государство
прошла различные стадии политического
и экономического устройства, не раз
поднималась из разрухи, вызванной мировыми
войнами, выросла в экономически мощное
государство с выраженной социальной
ориентацией. К числу государств, имеющих
высокоцентрализованную финансовую систему,
относится и Германия. Основной чертой
системы налогообложения в этой стране
является закрепленное в Конституции
положение, регулирующее разделение налоговых
доходов между бюджетами различного уровня
(федеральные, земельные, местные), причем
разделению подлежат практически все
источники доходов.
В любой
стране налоговая система является основополагающим
фактором функционирования национальной
экономики. Налоговая система Германии
показательна, прежде всего, тем, что на
ее базе удалось достичь как высокого
уровня экономического развития, так и
обеспечить высокую степень социальной
защиты для своих граждан.
Системе налогообложения в Германии, которая очень сложна, так как насчитывает около 45 различных видов налогов. В данной работе будет рассмотрено, как рассчитываются основные налоги в Германии, а именно подоходный налог для физических лиц, налог с корпораций и налог на добавленную стоимость (НДС) для юридических лиц.
В Германии применяется как вертикальное, так и горизонтальное выравнивание доходов. Высокодоходные земли (Бавария, Вюртемберг, Северный Рейн-Вестфалия) перечисляют часть своих финансовых ресурсов менее развитым землям (Саксония, Шлезвиг-Голштейн). Это явилось итогом многолетнего развития налоговой системы Германии.
При образовании
в 1871 г. Немецкой империи установление
всех основных прямых налогов оставалось
прерогативой входящих в неё государств
(нынешних земель). Империи было передано
право устанавливать лишь таможенные
пошлины и общеимперские налоги на предметы
потребления: табак, пиво, водку, сахар,
соль.