Автор: d***************@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 16:54, реферат
В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим резко возрастает роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.
Введение…………………………………………………………………………………..…3
Приложение 2……………………………………………………………………………...35
Приложение 3……………………………………………………………………………...36
Список использованной литературы……………………………………………..............37
С 2003 года Федеральная служба налоговой полиции в России была упразднена, а ее функции переданы Министерству внутренних дел.
3.2. Уклонение от налогообложения
Налоговое планирование и уклонение от налогов
Даже в развитых зарубежных странах, несмотря на высокий уровень развития налоговых служб, проблема сбора налогов продолжает оставаться актуальной. Так, по некоторым оценкам объем налоговых недоимок в США в середине 90-х годов XX века составлял около 140 млрд. долл.
Соотношение фактических и максимальных расчетных поступлений в бюджет по определенным видам налогов называется собираемостью налогов. Собираемость налогов, как правило, не бывает стопроцентной. В некоторых странах ее значение находится на уровне 90%. В России уровень собираемости налогов значительно ниже. Например, в 1997 г. величина налогов на прибыль и доходы, фактически перечисленных в бюджет, составила лишь 44,1% от утвержденного бюджета и 77,7% - от секвестированного. Низкая собираемость налогов может быть связана не только с низким уровнем налоговой дисциплины и недостаточным контролем за доходами налогоплательщиков, но и с завышенной оценкой ожидаемых налоговых доходов государства.
В теории и на практике принято различать такие понятия, как “налоговое планирование” и “уклонение от уплаты налогов”. Налоговое планирование – это использование налогоплательщиками своих законных прав для минимизации налоговых платежей. Налоговое планирование может быть основано на поисках несовершенства, несогласованности законодательства, использовании предоставляемых законом льгот. В отличие от уклонения от налогов, оно не связано с нарушением действующего законодательства и осуществляется исключительно легальными способами. Можно выделить несколько основных форм налогового планирования: выбор организационно-правовой формы юридического лица (с целью получения льгот для малых предприятий, некоммерческих организаций и т.п.); выбор места размещения или регистрации фирмы (например, создание оффшорных компаний); использование налоговых льгот; оптимизация инвестиционной политики.
В отличие от налогового планирования, уклонение от уплаты налогов – это полное или частичное неисполнение налогоплательщиком обязательств по уплате налогов, возложенных на него в соответствии с действующим законодательством. Оно может осуществляться в форме искажения отчетности, предоставляемой в налоговые органы, ведения незарегистрированной хозяйственной деятельности, нарушения сроков уплаты налогов, незаконного использования налоговых льгот и т.д. В отличие от налогового планирования, уклонение от уплаты налогов является основанием для применения штрафных или иных санкций по отношению к налогоплательщику.
Модель рационального уклонения от налогов
На практике оценить масштабы уклонения от уплаты налогов чрезвычайно сложно. Отправной точкой для его изучения может послужить простая теоретическая модель, которая исходит из предпосылки о рациональном поведении налогоплательщиков.
Рассмотрим фирму - налогоплательщика, которая стремится максимизировать свой конечный доход. Известна величина дохода, находящегося в ее распоряжении до уплаты налога. Предположим, что в стране действует пропорциональный налог на доходы предприятий, и его ставка (в процентах) равна t. Размер налога, выплачиваемый с каждого дополнительного рубля дохода, равен: Мt = t : 100%. (Например, если ставка налога равна 35%, налогоплательщик должен перечислить государству 35 коп. с каждого рубля дохода). Назовем эту величину предельными налоговыми отчислениями.
Если
какая-то часть дохода будет сокрыта
от налогообложения, фирма получает
выгоду, которая равна сумме
Однако, уклонение от уплаты налога связано не только с выгодами, но и с издержками. Государство контролирует деятельность предприятия, и если налоговое нарушение будет выявлено, фирма будет обязана уплатить штраф. Назовем величину штрафа в расчете на один дополнительный рубль сокрытого дохода предельным штрафом (МР). Чем больше объем сокрытого дохода, тем больше должна быть величина предельного штрафа, поскольку злостные неплательщики должны подвергаться большему наказанию.
Если бы контроль налоговых органов за деятельностью фирмы был полным и постоянным, уклонение от налогов не имело бы смысла. Проблема заключается именно в том, налоговые нарушения выявляются не всегда. А значит фирма может быть подвергнута наказанию лишь с определенной вероятностью, которую мы обозначим р. С ростом сокрытия доходов от налогообложения вероятность выявления нарушения также увеличивается.
Таким образом, ожидаемые предельные издержки фирмы (MC), связанные с неуплатой налогов, будут равны:
MC = МР * р
Следует обратить внимание на то, что обе величины в правой части уравнения растут с увеличением сокрытия дохода от налогообложения.
Принимая решение о том, какой объем доходов сокрыть от налогообложения, фирма будет сопоставлять свои ожидаемые выгоды (Mt) и издержки (MC). С того момента, когда предельные издержки будут больше предельных выгод, уклонение от налогов станет невыгодно. Изобразим эту ситуацию графически (см. график 1). По оси абсцисс будем откладывать величину дохода, сокрытого от налогообложения (R), а по оси ординат - предельные выгоды и издержки, связанные с уклонением от налогообложения.
При рациональном поведении фирмы оптимальным для нее будет такой размер сокрытия доходов, при котором предельный выигрыш будет равен ожидаемому предельному штрафу. На графике 1 эта ситуация соответствует точке а, в которой графики Мt и МС пересекаются. Следовательно, объем сокрытия доходов от налогообложения будет равен Rоптим. Если фирма предпочтет уклоняться от налогов в больших масштабах, дополнительно получаемые ею выгоды не будут компенсировать ожидаемый рост наказания.
Приведенная модель позволяет сделать вывод о том, от каких факторов зависят масштабы уклонения от налогов. К их числу относятся:
1. ставка налога. При ее росте повышается выигрыш фирмы в результате неуплаты налогов, следовательно будет расти стремление уклониться от налогообложения. На графике эта ситуация будет соответствовать смещению линии Мt вверх;
2.
величина штрафа за неуплату на
3.
вероятность обнаружения
Рассмотренная нами модель рационального уклонения от налогов является упрощенной. Для повышения ее адекватности реальной действительности можно рассмотреть ряд дополнительных факторов:
1. многообразие налогов и способов уклонения от их уплаты. Мы рассмотрели только один случай - уклонение от налога на доход. Но в структуре налоговой системы любого государства существует множество обязательных отчислений, и издержки уклонения от их уплаты также существенно отличаются. Если базу исчисления налога на прибыль можно снизить многими способами, та такие объекты, как недвижимость и автотранспортные средства, трудно сокрыть от налогового учета;
2. психологическое восприятие уклонения от налогов. Люди имеют разную склонность к риску. Одни готовы честно заплатить налоги даже будучи уверенными, что налоговая проверка их не коснется. Другие склонны рисковать ради получения даже небольшой выгоды. За счет этого издержки уклонения от уплаты налогов для разных людей будут отличаться;
3. дифференцированность налогового контроля. Например, в США вероятность проведения полной налоговой проверки в отношении конкретного лица связана с величиной дохода, продекларированного им за предшествующий период. В первую очередь проверяется налоговая отчетность тех, кто имеет наиболее высокий размер доходов. Вероятность налоговых проверок для различных категорий плательщиков также можно оценить и учесть при проведении экономических расчетов.
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.
Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения.
Новый, недавно принятый, составленный с учётом предыдущих ошибок и неудач, Налоговый кодекс, разработан Правительством РФ. Несомненно, он является прогрессивным законодательным актом, по сравнению с ранее действовавшим налоговым законодательством, и создал более благоприятный правовой режим для налогоплательщиков. Однако уже с первых дней действия нового Налогового кодекса встал вопрос о внесение в него дополнений и изменений.
Можно
надеяться, что с принятием так
долго ожидаемого законодательного
акта налоговая система нашей
страны все-таки выйдет на более высокий
уровень и, наконец, можно будет решить
многие проблемы российской экономики.
Таблица 1. | |||||||||||||||
Поступление налоговых платежей и других доходов в бюджетную систему Российской Федерации | |||||||||||||||
(миллиардов рублей) | |||||||||||||||
Консолидированный бюджет | в том числе федеральный бюджет | ||||||||||||||
1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | ||||||||
Всего | 524,8 | 891,4 | 1482 | 1956 | 193,5 | 363,6 | 653 | 986,7 | |||||||
доля в ВВП, процентов: | 19,1 | 18,7 | 20,3 | 21,6 | 7,1 | 7,6 | 8,9 | 10,9 | |||||||
в том числе | |||||||||||||||
налог на прибыль (доход) предприятий и организаций | 99,4 | 223,3 | 400,6 | 513,9 | 36,9 | 83,3 | 178,1 | 214,3 | |||||||
налог на добавленную стоимость | 137,1 | 227,9 | 355,7 | 477,5 | 84,8 | 162 | 270,3 | 477,5 | |||||||
подоходный налог с физических лиц | 72,2 | 117,1 | 174,3 | 255,5 | – | 20 | 27,4 | 2,7 | |||||||
акцизы по подакцизным товарам (продукции) и отдельным видам минерального сырья, производимым на территории Российской Федерации | 61,6 | 102,5 | 156,3 | 229,6 | 46 | 77 | 121 | 189,6 | |||||||
из них на: | |||||||||||||||
водку и ликероводочные изделия | 10,6 | 19,7 | 26,7 | 35,7 | 4,4 | 9,2 | 13,1 | 17,9 | |||||||
бензин автомобильный | 5 | 7,1 | 12,2 | 25,2 | 4,2 | 4,9 | 10,9 | 25,2 | |||||||
природный газ | 29,6 | 58,1 | 88,5 | 117,7 | 29,4 | 56,9 | 87,2 | 117,7 | |||||||
нефть и стабилизированный газовый конденсат | 7,9 | 5,7 | 8,7 | 11,9 | 6,8 | 5 | 7,2 | 11,9 | |||||||
налог с продаж | – | 19,3 | 34,7 | 45,1 | – | – | – | – | |||||||
налоги на совокупный доход | 1,3 | 7 | 14,7 | 25,4 | 0,3 | 1,3 | 2,6 | 4,9 | |||||||
платежи за пользование природными ресурсами | 24,1 | 48,4 | 121,6 | 149,1 | 3,3 | 10,6 | 33,7 | 49,6 | |||||||
налоги на имущество | 47,7 | 53,3 | 64,8 | 89,5 | 0,4 | 0,7 | 1,3 | 1,5 | |||||||
Источник: Финансы России, 2002: Стат.сб./Госкомстат России. – М., 2002. – с. 15, 58. |