Налоговая система в РФ

Автор: d***************@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 16:54, реферат

Описание работы

В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим резко возрастает роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………..…3
Приложение 2……………………………………………………………………………...35
Приложение 3……………………………………………………………………………...36
Список использованной литературы……………………………………………..............37

Работа содержит 1 файл

курсовой по налогам.doc

— 448.00 Кб (Скачать)

            Содержание 

Введение…………………………………………………………………………………..…3

Приложение 2……………………………………………………………………………...35

Приложение 3……………………………………………………………………………...36

Список  использованной литературы……………………………………………..............37 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      Роль налогов в современной экономической системе очень велика. Налоги не только являются основой доходной части государственного бюджета. Налоговая система сегодня выступает как один из основных инструментов регулирования экономики и социальной сферы, поскольку с ее помощью государство может оказывать влияние на распределение национального дохода. В России роль налогообложения как инструмента экономической политики в последние годы существенно возросла, что связано с развитием негосударственного сектора экономики и сокращением сферы прямого государственного регулирования.

      В сложное для нашей страны время  налоги играют немалую роль в укреплении экономической позиции России. Налогам отводится важное место среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

      В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим резко возрастает роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

  В данной работе рассматривается действие современной налоговой системы  РФ, ее проблемы и пути совершенствования, определяются налоги, собираемые на территории России, их сущность и функции.

Глава 1. Налоговая система  России на современном  этапе

1.1. Налог и  его основные элементы 

     Налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. (Налоговый кодекс РФ, ст. 8.)

     Безвозмездность налога означает, что его уплата не сопровождается ответным индивидуальным обязательством со стороны государственных налоговых органов. Безвозмездность налоговых платежей, вообще говоря, относительна, поскольку полученные таким образом доходы используются государством для осуществления расходов, предоставления налогоплательщикам общественных благ. Однако для конкретных плательщиков выгоды, получаемые от государственных расходов, могут быть недостаточной компенсацией их налоговых платежей. Поэтому налоги связаны с государственным принуждением, то есть применением санкций в случае неполной или несвоевременной их уплаты.

     В российском налоговом законодательстве различаются такие понятия, как  “налог” и “сбор”. Под сбором понимается обязательный взнос, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщика государственными органами, органами местного самоуправления или иными уполномоченными учреждениями определенных юридических действий. (Налоговый кодекс РФ, ст. 8.)

     Особенностью сборов является то, что они носят целевой характер и служат для формирования целевых денежных фондов (например, сбор на нужды образовательных учреждений, на содержание правоохранительных органов и т.п.). Поэтому сборы также называются маркированными, или целевыми обязательными отчислениями. Налоги, напротив, не являются целевыми отношениями, и поступают в централизованный бюджетный фонд.

     В развитых странах от 30 до 50% валового внутреннего продукта перераспределяется в форме налоговых и других обязательных отчислений (в частности, взносов на социальное страхование), что свидетельствует о высоком уровне государственного регулирования. В России доля налоговых поступлений в консолидированный бюджет составляет около 20% от ВВП (см. приложение 1). Примерно половину от этой величины образуют налоговые доходы федерального бюджета.

     Основными элементами налоговой системы являются:

  • совокупность налогов, взимаемых на территории данной страны;
  • система полномочий органов государственной власти в области налогового регулирования, касающаяся разработки и принятия налогового законодательства, определения порядка распределения налоговых поступлений между уровнями бюджетной системы и т.д.;
  • государственные налоговые органы, обеспечивающие сбор налогов, контроль за правильностью их исчисления и уплаты.

     К числу участников налоговых отношений в России относятся:

     1) организации и физические лица  – налогоплательщики, плательщики сборов и налоговые агенты;

     2) государственные налоговые органы  – Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и его территориальные подразделения;

     3) государственные таможенные органы  – Государственный таможенный  комитет Российской Федерации  и его территориальные подразделения;

     4) государственные органы исполнительной  власти и исполнительные органы  местного самоуправления, другие  уполномоченные ими органы и должностные лица, осуществляющие прием и взимание налогов и сборов, а также контроль за их уплатой;

     5) Министерство финансов Российской  Федерации, финансовые органы  субъектов федерации и органов  местного самоуправления – при  решении вопросов об отсрочке  и рассрочке уплаты налогов и сборов, а также других вопросов, отнесенных к их компетенции налоговым законодательством.

     Важнейшими  участниками налоговых отношений являются налогоплательщики и плательщики сборов. Под налогоплательщиком (или субъектом налога) понимается физическое или юридическое лицо, на которое в соответствии с действующим законодательством возложена обязанность по уплате налога. Поскольку налоги являются отношениями принуждения, законодательство определяет круг обязанностей налогоплательщиков. К их числу относятся:

  • уплата законно установленных налогов;
  • постановка на учет в налоговых органах;
  • ведение учета своих доходов, расходов и объектов налогообложения;
  • предоставление в налоговые органы соответствующих налоговых деклараций и иных документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов;
  • исполнение законных требований налоговых органов по устранению выявленных нарушений;
  • обеспечение в течение установленного срока (в России - 3 года) сохранности бухгалтерской отчетности и иных документов, необходимых для целей налогообложения, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций - не только доходы, но и произведенные расходы), и уплаченные налоги.

     Ряд дополнительных обязанностей возлагается  на налогоплательщиков - юридических  лиц. Юридические лица обязаны сообщать в налоговый орган по месту учета следующие сведения:

  • об открытии или закрытии счетов - в пятидневный срок;
  • обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях - в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;
  • обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ - в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;
  • о прекращении своей деятельности, объявлении несостоятельности (банкротстве), ликвидации или реорганизации - в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения;
  • об изменении своего места нахождения - в срок не позднее десяти дней со дня принятия такого решения.

     Налогоплательщики и плательщики сборов несут ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей. Так, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем взыскания денежных средств с банковских счетов налогоплательщика. Если этих средств недостаточно для покрытия налоговых обязательств, государство вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика

     Особую  группу участников налоговых отношений образуют налоговые агенты – лица, на которых в соответствии с законодательством возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в соответствующий бюджет или внебюджетный фонд. Например, подоходный налог может удерживаться с работников организации по месту работу. В этом случае работникам не нужно по истечении года заполнять налоговую декларацию и самостоятельно перечислять налоги в бюджет. Платежи от их имени осуществляет организация-работодатель, которая и является налоговым агентом.

     Все налоги и сборы, действующие в стране, должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог может считаться установленным только тогда, когда определен круг его плательщиков, а также установлены следующие элементы налогообложения:

  • объект налогообложения;
  • налоговая база;
  • налоговый период;
  • налоговая ставка;
  • порядок исчисления налога;
  • порядок и сроки уплаты налога.

Информация о работе Налоговая система в РФ