Налоговая система Российской Федерации. Основные направления реформирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 01:24, курсовая работа

Описание работы

Основная цель и задачи настоящей работы:
• ознакомление с историей возникновения налогов
• как выглядит современный налоговый мир
• определение сущности и понятия налогов, их классификация.
• определение общей характеристики структуры налоговой системы РФ
• изучение налоговой системы современной России
• основные направления совершенствования и развития налоговой системы в РФ

Содержание

Введение..........................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические концепции налоговой системы............................................5
1.1. Современная налоговая система.............................................................................5
1.2. Виды налогов и их классификация.........................................................................7
1.3. Сущность, функции, основные принципы налогообложения...........................16
Глава 2. Налоговая система Российской Федерации...............................................20
2.1. Общая характеристика налоговой системы РФ..................................................20
2.2. Проблемы налоговой системы РФ…...................................................................32
Глава 3. Основные направления реформирования налоговой системы Российской федерации...................................................................................................................36
Заключение...................................................................................................................42
Список литературы.....................................................................................................44

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 224.00 Кб (Скачать)

Теоретический резерв увеличения налоговых поступлений  составляет 200-400%. Примером может служить  реформа подоходного налога с  физических лиц. Несмотря на отказ от прогрессивной шкалы налогообложения и снижение фактической налоговой нагрузки, доходы в бюджет значительно возросли.  
 
2. С точки зрения инструментария экономической политики главным направлением налоговой реформы является перенос тяжести с налогов, взимаемых по собственной отчетности плательщиков, на обложение объектов, которые, во-первых, трудно или невозможно укрыть от контроля, а во-вторых, обладающих собственной ценностью, что служит своего рода обеспечением правильной уплаты налогов.

Конкретно предлагается в среднесрочной перспективе сократить или полностью отменить такие налоги и платежи, как личный подоходный, налоги на прибыль, на добавленную стоимость и с продаж, а также отчисления от официального фонда оплаты труда в различные социальные фонды. На смену им должно прийти обложение крупных и ценных объектов имущества - автомобилей, жилья повышенной комфортности, торговых и офисных площадей. Кроме того, предлагается ввести обложение конкретных видов хозяйственной деятельности (торговой, кредитной и др.), прав на разработку богатых месторождений природных ископаемых и т.д. В перспективе, по мере стабилизации экономического положения России в целом и предприятий народного хозяйства, данные налоги могут быть распространены и на другие виды деятельности, а также объекты движимого и недвижимого имущества. 

Обложение конкретных объектов собственности и видов  деятельности обеспечивает высокую  собираемость налогов (по опыту регионов, внедряющих такие налоги - практически 100%), причем для налоговых органов  не составляет труда отследить наличие облагаемых объектов или осуществление облагаемых видов деятельности. Таким образом, капиталы и доходы, ныне находящиеся в “теневом” секторе, полностью подпадают под налогообложение. Замена старых налогов новыми должна сопровождаться изменением принципов контроля за финансовыми показателями деятельности предприятий. Сокращение контроля и обложения финансовых результатов хозяйственной деятельности устраняет налоговые препятствия для осуществления инвестиций и для повышения показателей финансовой эффективности предприятий, что создает предпосылки для успешной реализации иных мер экономической политики, направленных на обеспечение экономического роста. 

3. Реализация  в налоговой системе принципов  федерализма достигается путем  последовательного разделения налогов между Федерацией и ее субъектами, отказа от практики разделения одного и того же налога между уровнями власти, передачи субъектам Федерации права устанавливать и взимать ряд налогов, существенных по объему поступлений и важных для регулирования социально-экономического развития регионов. В частности, речь может идти о патентном сборе за право заниматься определенными видами деятельности на территории региона (прежде всего, торговлей и финансовыми операциями), что, по оценкам, может дать для региональных бюджетов до 300 млрд. деноминированных рублей. Представляет интерес возможное введение, наряду с федеральными акцизами, региональных акцизов на отдельные виды товаров. Обложение недвижимого и движимого имущества граждан позволит существенно поправить финансовое положение региональных бюджетов. 

Такое перераспределение  налоговых полномочий между центром  и регионами обеспечивает субъекты Федерации реальными финансовыми  ресурсами и необходимой самостоятельностью в управлении ими для реализации региональных программ социально-экономического развития. В сочетании с трансфертами из федерального бюджета, которые являются непременной чертой бюджетного устройства федеративного государства, собственные налоговые поступления должны полностью обеспечить финансовые потребности регионов, с избытком компенсировать ликвидацию отчислений в их пользу от федеральных налогов и снять с обсуждения вопрос о “донорах” и “реципиентах”, который при полной его не конструктивности еще и разрушителен для российской государственности.

 

Заключение.

В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, насколько продумана налоговая политика государства, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. В рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что можно с уверенностью сказать: без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна. С точки зрения науки об управлении государство как объект управления ничем не отличается в этом качестве от частной корпорации. Если правильно выбраны цели, известны имеющиеся средства и ресурсы, то остается, лишь научиться эффективно применять эти средства и ресурсы.

Подводя черту  под всем выше сказанным, еще раз  остановимся на основных моментах работы, выделим ее ключевые аспекты.

Налоговая система - это совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых  в установленном порядке и используемых государством для централизации части национального дохода в бюджетах всех уровней с последующим перераспределением в интересах государства. Она является важнейшим механизмом системы государственного регулирования экономики и выполняет следующие функции: обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция); поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция); государственное регулирование экономики (регулирующая функция).

Проведенное исследование налоговой системы Российской Федерации, теоретических основ построения налоговых систем и анализ соответствия структуры налоговой системы России основным принципам и экономическим законом формирования налоговой системы позволяет сформировать следующие выводы:

Российская налоговая система в целом соответствует теоретическим принципам и экономическим законам построения налоговой системы, однако существуют отдельные противоречия, которые впрочем неизбежны, но должны быть сведены к минимуму;

Налоговая система устанавливаемая Налоговым кодексом России стала “качественнее”, более упорядоченная, это проявилось, в первую очередь, в отмене действовавших ранее нерациональных налогов и иных платежей, имеющих налоговый характер. Принципиально сохранены только основные налоги, формирующие основу российской налоговой системы, - налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль организаций, налог с доходов физических лиц, ресурсные и некоторые другие платежи.

Налоговая система России построена таким образом, что перед нею все равны. Не существует какой-либо “дискриминации” налогоплательщиков, скажем, по формам собственности или территориальному расположению. Но вместе с тем, в российской налоговой системе налоговое бремя перекладывается на определенный круг налогоплательщиков, вследствие чего они испытывают чрезмерное налоговое давление. Проблема снижения налогового бремени в российской налоговой системе в значительной степени связана с расширением налогооблагаемой базы в результате вовлечения в сферу уплаты налогов теневого бизнеса, “расчистки” неплатежей в экономике, укрепления налоговой и финансовой дисциплины.

И так в первой части работы мы достаточно подробно рассмотрели основные виды налогов и их классификации, сущность и функции налоговой системы современного мира, дали множество определений самого понятия налога , и одно из них определяет налог как “добровольный платеж”, “оплата общественных товаров и услуг”. Для того чтобы это определение заработало в России, необходимы коренные изменения в Российском законодательстве и сознании граждан.

 

Список литературы.

 

1.Конституция Российской Федерации. – М.: Юрайт, 2000.- 48с.

2.Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая. Официальный текст по состоянию на 15 ноября 2002 года. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФА – М), 2001. – 112с.

3.Финансы: Учебник для вузов. /Под ред.проф. Романовского. М.В. проф. Врублевской.О.В. – М.: Юрайт -М 2002. – 504 с.

4.Антология экономической классики. В 2-х томах. Т. 1. – М.: МП «ЭКОНОВ», 1993. – 475 с.

5.Все начиналось с десятины: этот многоликий налоговый мир. – М.: Прогресс, 1992. – 406с.

6 .Денберг Р.Л. Международное налогообложение. – М., 1997 – 375 с.

7 . Мещерякова О.В. Налоговые системы развитых стран мира (справочник). – М.: Фонд “Правовая культура”, 1995. – 239с.

8.Справочная правовая система “Гарант” (Законодательство России; Налогообложение и бухучет), ã 2000 НПП “Гарант-сервис”. ”. www.garant.ru

9.Булатова А. С. Экономика. Учебник для вузов. - М.: Бек, 2001. 257с

10.Окунева Л.П. Налоги и налогообложение в России. – М.: Финстатинформ, 1996. – 222с.

11. Пепеляев С.Г. «Основы налогового права», Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА – М), 2001. – 192с.

12. Петрова. Г.В. Налоговое право: Учебник для вузов. - 2-ое изд., стереотип. - М.: Издательство Норма (Издательская группа Норма – Инфа - М),2001.-271с

13.Закон РСФСР "О налоге на добавленную стоимость" от 06.12.91 г. № 1992-1// Информационная система "Гарант". www.garant.ru

14.Федеральный закон “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” от 27.12.91 г. № 2118-1// Информационная система "Гарант". www.garant.ru

15.Налоги: Учеб. пособие. / Под ред. Черника Д.Г. – М.: Финансы и статистика, 1998.

16.Налоги и налогообложение: Учеб. пособие / Под ред. И.Г. Русакова, В.А. Каши. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998.

17.Экономика. Учебник./ Под ред. А. И. Архипова, А. Н. Нестеренко, А. К. Большакова. – М.: «Проспект», 1999.

18.Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 1998.

19 . Журнал «Коммерсант Деньги» № 15 (420) от 21-27 Апреля 2003 года. Стр 62. статья «Операция пустые руки», Давид Кириленко.

20 . Журнал «Русский Фокус», №2 (84) от 27 Января-2 Февраля 2003 года. Стр.72, рубрика «Фокус Группа», Юлия Кирюхина.

21. Дубов В.В. Действующая налоговая система и пути ее совершенствования /Дубов В.В. // Финансы.-2008.- № 7.

22 Журнал «Коммерсант Власть» №от 10-16 февраля 2003 года. Стр.26-28.статья «Реформа с открытой датой», Галина Ляпунова.

23 Журнал «Русский Фокус» № 7(89) от 3-9 Марта 2003 года. Стр.8, статья «Россия отстает от моды», Валерий Вайсберг.

 

 

 

1 Антология экономической классики. В 2-х томах, 1993. – 475 с.

2 Все начиналось с десятины: этот многоликий налоговый мир. – М.: Прогресс, 1992.

3 Финансы: Учебник для вузов – М.: Юрайт -М 2002. – 504 с.

4 Финансы: Учебник для вузов – М.: Юрайт -М 2002. – 504 с.

5 Пепеляев С.Г. «Основы налогового права»,  Издательская группа НОРМА – ИНФРА – М, 2001.

6 Законодательство России: Налогообложение и бухучет, 2000 НПП “Гарант-сервис”.

7 Петрова. Г.В. Налоговое право: - М.: Издательская группа Норма – Инфа - М,2001.

8 Налоги и налогообложение: / Под ред. И.Г. Русакова, В.А. Каши. – М.: ЮНИТИ, 1998.

9 Закон РСФСР "О налоге на добавленную стоимость"

10 Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 1998.

11 Дубов В.В. Действующая налоговая система и пути ее совершенствования /Дубов В.В. // Финансы.-2008.- № 7.

 


Информация о работе Налоговая система Российской Федерации. Основные направления реформирования