Налоговая система Российской Федерации. Основные направления реформирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 01:24, курсовая работа

Описание работы

Основная цель и задачи настоящей работы:
• ознакомление с историей возникновения налогов
• как выглядит современный налоговый мир
• определение сущности и понятия налогов, их классификация.
• определение общей характеристики структуры налоговой системы РФ
• изучение налоговой системы современной России
• основные направления совершенствования и развития налоговой системы в РФ

Содержание

Введение..........................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические концепции налоговой системы............................................5
1.1. Современная налоговая система.............................................................................5
1.2. Виды налогов и их классификация.........................................................................7
1.3. Сущность, функции, основные принципы налогообложения...........................16
Глава 2. Налоговая система Российской Федерации...............................................20
2.1. Общая характеристика налоговой системы РФ..................................................20
2.2. Проблемы налоговой системы РФ…...................................................................32
Глава 3. Основные направления реформирования налоговой системы Российской федерации...................................................................................................................36
Заключение...................................................................................................................42
Список литературы.....................................................................................................44

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 224.00 Кб (Скачать)

Министерство  Просвещения ПМР

Приднестровский государственный  университет

им. Т.Г. Шевченко

 

Экономический Факультет

Кафедра «Финансы и Кредит»

Курсовая работа

на тему:

«Налоговая система РФ. Основные направления реформирования»  

Выполнил:

студент 2-го курса 202 гр.

Экономического факультета, д/о

Специальность «Финансы и  кредит»

Научный руководитель:

Сафронова Людмила Михайловна.

 
 
 
г. Тирасполь 2012 год

                                             Оглавление

Введение..........................................................................................................................3

Глава 1. Теоретические концепции налоговой системы............................................5

1.1. Современная налоговая система.............................................................................5

1.2. Виды налогов и их классификация.........................................................................7

 1.3. Сущность, функции, основные принципы налогообложения...........................16

 Глава 2. Налоговая система Российской Федерации...............................................20

 2.1. Общая характеристика налоговой системы РФ..................................................20

 2.2. Проблемы налоговой системы РФ…...................................................................32

 Глава 3. Основные направления реформирования налоговой системы Российской федерации...................................................................................................................36

Заключение...................................................................................................................42

Список литературы.....................................................................................................44

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Налог — это обязательный безвозмездный платёж, взимаемый центральным правительством или местными органами власти с организаций и физических лиц, в целях финансирования расходов государства. Приблизительно такое, теоретическое определение дают большинство энциклопедий и справочников данному термину. А что же такое налоговая система? Налоговая система в Российской федерации? Можно ли проследить основные вектора ее направления, совершенствования и развития? В данной курсовой работе мы постараемся ответить на поставленные вопросы и сформулировать на основе различных теоретических концепций, наиболее оптимальные пути развития налоговой системы, применительно к Российской Федерации. От количественной суммы сбора налогов напрямую зависит благополучие граждан, предприятий и государства в целом. Налоги, исторически связанны с появлением государства и выполнения общегосударственных функций. Налоги нельзя сводить только к денежным отношениям, это прежде всего совокупность финансовых отношений складывающихся в процессе перераспределения ВВП, с целью создания общегосударственного фонда для финансирования общественных функций. От количества и качества налоговых поступлений зависит финансовое благосостояние государства, а следовательно улучшение социально- экономических показателей, развития научно-технического прогресса, становление и совершенствование общегосударственного строя. Решение этой не простой задачи занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей различных эпох. Один из основоположников теории налогообложения А. Смит (1723-1790) говорил о том, что налоги для того, кто их выплачивает, - признак не рабства, а свободы. Ш.Монтескье (1689-1755) с полным основанием полагал, что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им.1

Основная цель и задачи настоящей работы:

  • ознакомление с историей возникновения налогов
  • как выглядит современный налоговый мир
  • определение сущности и понятия налогов, их классификация.
  • определение общей характеристики структуры налоговой системы РФ
  • изучение налоговой системы современной России
  • основные направления совершенствования и развития налоговой системы в РФ

 

Все важнейшие  направления развития государства  невозможны без соответствующего финансирования, следовательно, необходима развитая экономика которая возможна только при развитой системе органов государственной власти, грамотной и продуманной налоговой политике. В нашей стране период становления налоговой системы не закончился, и о грамотной налоговой политике говорить пока тоже рано. Ввиду этого актуальность данной работы очевидна.

 

Глава 1. Теоретические  концепции налоговой системы.

1.1.Современный налоговый мир.

Давайте посмотрим, а как же выглядит сегодня, многоликий налоговый мир? В развитых странах сложилась довольно схожая структура налогообложения, состоящая обычно из таких платежей, как подоходный налог с населения, налог на корпорации, акцизы, налоги на предметы потребления, взносы на социальное страхование, разнообразные другие сборы. В 80-е годы в этих странах все более заметным становится снижение уровня прогрессивного подоходного налогообложения населения при большой амплитуде колебаний налоговых ставок (от 10 до 50%).2 При этом существуют налоговые скидки и льготы для пенсионеров, инвалидов и многодетных граждан. Подоходные налоги уплачиваются как по месту работы (в этом случае всю ответственность за правильность и своевременность взносов несет руководство данной фирмы, или организации), так и на основе квартальных и годовых налоговых деклараций. Соблюдение же необходимого порядка поддерживается с помощью весьма ощутимых штрафов, а порой и тюремного заключения.

Значительно дифференцированы также ставки налога на корпорации. Однако, оценивая этот налог с позиций трудящихся, следует иметь в виду, что корпорации, равно как и другие предприниматели, отчисляют в бюджет из своих доходов солидные суммы, как правило, заметно превышающие основной налог на социальное страхование. В последующем за счет этих средств, а также взносов из зарплаты самих работников государство выплачивает пенсии и пособия.

Остановимся еще  на одной немаловажной особенности нынешней ситуации. Строго говоря, налог на корпорации отныне перестает быть, как это наблюдалось в прошлом, налогом лишь на их прибыль, ибо обложение начинает распространяться и на часть издержек производства и обращения, в частности на рекламные расходы, на затраты, связанные с предоставлением услуг клиентам, и так далее. Одновременно происходит существенное ограничение налоговых льгот, особенно на инвестиции и ускоренную амортизацию.

В целом в  области прямого налогообложения, куда как раз и относятся подоходные налоги с населения и налоги на корпорации, наблюдается серьезная попытка добиться более справедливого общего перераспределения налогового бремени. Подобное выравнивание достигается, прежде всего, с помощью, во-первых, увеличения взносов самих корпораций (снижение налоговых ставок здесь компенсируется увеличением доходов, с которых начинают взиматься соответствующие платежи), а во-вторых, общим уменьшением налогов с населения. Одновременно эти налоговые корректировки призваны стимулировать дальнейшее оживление рынка за счет поощрения роста предложения товаров и услуг, с одной стороны, и спроса на них, с другой. Важную роль в налоговых системах развитых стран продолжает играть также и косвенное налогообложение, в рамках которого особое место занимают акцизы, налоги на предметы потребления и таможенные пошлины. В конечном счете, все они оплачиваются потребителями, поскольку принимают форму надбавки к ценам на различные товары и услуги.

Акцизы вначале  попадают в руки либо производителей соответствующих товаров, либо торговцев, занимающихся их реализацией. В среднем около 4/5 их поступлений в бюджеты капиталистических стран приходится на обложение владельцев автомобилей и таких предметов личного потребления, как алкогольные напитки и табачные изделия. В дальнейшем они не только пополняют казну, но и направляются на различные социальные цели: на борьбу с курением, потреблением наркотиков и алкоголя, на строительство и эксплуатацию автомобильных дорог, протекционистскую защиту внутреннего рынка, охрану окружающей среды.

Весомую часть налоговых поступлений  составляют налоги на предметы потребления, к числу которых относятся, прежде всего, налоги на покупки в розничной торговле, налог с оборота в сфере услуг, налог со зрелищ, страховая пошлина и налог на добавленную стоимость, действующий в производстве потребительских товаров и услуг, торговле, операциях по аренде и в некоторых сферах коммерческой деятельности, который большинство специалистов считает достаточно эффективным инструментом стимулирования предпринимательства во всех его разновидностях.

Приведенный перечень прямых и косвенных налогов на практике дополняется и многими другими платежами, активно используемыми во всех странах: налогами на недвижимость, земельную собственность и с наследства, а также штрафами за загрязнение окружающей среды, за нарушение компаниями антимонополистического законодательства и различными целевыми сборами. 

1.2. Виды налогов и их классификация в РФ.

Многообразие  существующих налогов вызывает необходимость  их классификации (разделения на виды) на определенной основе. В теории налогообложения  для классификации налогов используются различные критерии. Наиболее существенное значение в современной теории и практике налогообложения имеют следующие основания классификации налогов:

  • По способу взимания налогов;
  • По субъекту – налогоплательщику;
  • По органу, который устанавливает и конкретизирует налоги;
  • По порядку введения налога;
  • По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж;
  • По целевой направленности введения налога;
  • По срокам уплаты налогов.

Рассмотрим более подробней, каждый вид представленной выше классификации:

По  способу взимания налогов.

Согласно данному основанию, различают прямые и косвенные налоги.

Прямые налоги - взимаются в процессе накопления материальных благ непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков, поэтому для последних размер налога точно известен. Среди прямых налогов выделяют:

Реальные прямые налоги,  налоги которыми облагается предполагаемый средний доход, получаемый от того или иного объекта налогообложения (налог на операции с ценными бумагами, налог с владельцев транспортных средств, земельный налог и др.)

Личные  прямые налоги уплачиваются с действительно полученного дохода и отражают фактическую платежеспособность. К ним относятся подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль с предприятий и организаций, налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, и др.

Косвенные (иначе — адвалорные) налоги взимаются через цену товара. Это своеобразные надбавки, включаемые государством в цену товаров и услуг (акцизы, налог на добавленную стоимость, налог с продаж, налог с оборота, специальный налог на поддержание основных отраслей народного хозяйства и др.). Косвенные налоги по объектам взимания подразделяются на косвенные индивидуальные, которыми облагаются строго определенные группы товаров (акцизы на отдельные группы и виды товаров). Косвенные универсальные, которыми облагаются все товары, работы и услуги, за исключением некоторого их числа (налог на добавленную стоимость), Фискальные монополии, которыми облагаются товары и услуги, производство и реализация которых сосредоточены в руках государства (налог с оборота в бывшем СССР), а также таможенные пошлины.

По  субъекту – налогоплательщику. 

В соответствии с данным основанием можно выделить следующие виды налогов.

Налоги  с физических лиц (подоходный налог с физических лиц, налог на имущество физических лиц, налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения, курортный сбор и др.).

Налоги  с предприятий и организаций (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на пользователей автомобильных дорог, налог на имущество предприятий и организаций, сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний и др.).

Смешанные налоги, которые уплачивают как физические лица, так и предприятия и организации (госпошлина, некоторые таможенные пошлины, налог с владельцев транспортных средств и др.).

По  органу, который устанавливает и  конкретизирует налоги.

 

Налоги в  России разделены на три вида:

1. Федеральные налоги:

а) налог на добавленную стоимость;

б) акцизы на отдельные группы и виды товаров;

в) налог на доходы банков;

г) налог на доходы от страховой деятельности;

д) налог от биржевой деятельности;

е) налог на операции с ценными бумагами;

ж) таможенные пошлины;

з) отчисления из пр-ва материально-сырьевой базы, зачисляемые в спец. внебюджетный фонд РФ;

и) платежи за пользование природными ресурсами, зачисляемые в федеральный бюджет, в республиканский бюджет республик в составе РФ, в краевые, областные бюджеты краёв, областей, обл. бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и районные бюджеты районов в порядке и на условиях, предусматриваемых законодательными актами РФ;

к) подоходный налог с физических лиц;

м) налоги, служащие источниками, образующие дорожные фонды;

н) гербовый сбор;

о) государственная пошлина;

п) налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;

р) сбор за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образовываемых на их основе слов и словосочетаний.3

 2. Налоги республик в составе РФ и налоги краёв, областей, автономной области, автономных округов.

К налогам республик  в составе РФ, краёв, областей, автономной области, автономных округов относятся  следующие налоги:

а) налог на имущество предприятий, сумма платежей по налогу равными долями зачисляется в республиканский бюджет республики в составе РФ, краевые, областные бюджеты краёв и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и в районные бюджеты районов, городские бюджеты городов по месту нахождения плательщиков;

б) местный доход;

в) плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем;

Информация о работе Налоговая система Российской Федерации. Основные направления реформирования