Налоговая система России

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 19:15, контрольная работа

Описание работы

Виды налогов и сборов в России. Анализ понятия, регулятивных и функциональных характеристик налога, видов общественных отношений, составляющих систему налогообложения и сборов, а также общественных отношений в сфере налогообложения и сборов как системы налогообложения и сборов. Современные принципы налогообложения. Общие принципы построения налоговой системы в России.

Содержание

1. Понятие налоговой системы.
2. Элементы налога и их характеристика.
3. Классификация налогов.
4. Субъекты налоговых отношений.
5. Характеристика современной налоговой системы России.

Работа содержит 1 файл

Налоги (работа).doc

— 124.50 Кб (Скачать)

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые и вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.

К федеральным налогам и сборам относятся (Ст.13 НК РФ)

       налог на добавленную стоимость;

       акцизы;

       налог на прибыль организаций;

       налог на доходы физических лиц;

       единый социальный налог;

       налог на добычу полезных ископаемых;

       сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

       водный налог;

       государственная пошлина.

К региональным налогам и сборам относятся (Ст. 14 НК РФ):

       налог на имущество организаций;

       транспортный налог;

       налог на игорный бизнес;

При введении в действие налога на недвижимость прекращается действие на территории соответствующего субъекта Российской Федерации налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога.

К местным налогам и сборам относятся (Ст. 15 НК РФ):

       земельный налог;

       налог на имущество физических лиц;

По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж налоговые платежи можно подразделить на закрепленные и регулирующие (разноуровневые).

Закрепленные налоги непосредственно и целиком поступают в конкретный бюджет или внебюджетный фонд. Среди закрепленных налогов выделяют налоги, которые поступают в федеральный бюджет, в региональный бюджет, в местный бюджет, во внебюджетный фонд.

Регулирующие (разноуровневые) налоги поступают одновременно в бюджеты различных уровней в пропорции согласно бюджетному законодательству.

В современных условиях в налоговой системе России действуют такие регулирующие налоги, как налог на прибыль предприятий и организаций и  налог на доходы физических лиц.

Суммы отчислений по таким налогам, зачисляемые непосредственно в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, в краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и бюджеты других уровней, определяются при утверждении бюджета каждого из субъектов федерации.

По целевой направленности введения налога можно выделить налоги абстрактные (общие) и целевые (специальные).

Абстрактные (общие) налоги вводятся государством для формирования бюджета в целом, тогда как целевые (специальные) налоги вводятся для финансирования конкретного направления затрат государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Субъекты налоговых отношений.

 

              Механизм регламентации тех или иных правоотношений предполагает, во-первых, определение статуса лиц, участвующих в этих отношениях; во-вторых, установление объекта этих отношений  и, в-третьих, регулирования порядка их осуществления.

              Согласно ст.9 Налогового кодекса РФ (НК РФ), участниками отношений, регулируемых   законодательством о налогах и сборах, являются:

       организации физические лица, признаваемых налоговым кодексом налогоплательщиками или плательщиками сборов;

       организации и физические лица, признаваемые налоговым кодексом

налоговыми агентами;

       Министерство Российской Федерации по налогам  и сборам и его

подразделения в РФ;

       государственный таможенный комитет РФ и его подразделение (далее –

таможенные органы);

       государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы

местного самоуправления, другие уполномоченные ими должностные лица,

осуществляющие в установленном порядке по мимо налоговых  и

таможенных органов прием и взимание налогов и (или)  сборов, а также

контроль за их уплату налогоплательщиками  и плательщиками сборов

(далее – сборщики налогов и сборов) ;

       Минфин РФ , Минфин республик , финансовое управление ( департаменты                

отдела ) администрации краев , властей, городов Москвы и С – П,

автономной области, автономных округов, районов и городов (далее –финансовые органы), иные уполномоченные органы – при решение вопросов об отсрочке и о рассрочки уплаты налогов и сборов других вопросов, предусмотренных налоговым кодексом;

       органы государственных внебюджетных фондов;

       федеральная служба налоговой полиции РФ и её территориальные подразделения (далее – органы налоговой полиции) – при решении вопросов, отнесённых к их компетенции Налоговым Кодексом РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Характеристика современной налоговой системы.

 

              Налоговая система России нуждается в серьезном реформировании.

Существует несколько групп основных причин кардинальных изменений в налоговом законодательстве: политические - развитие демократических преобразований, принятие новой Конституции, увеличение самостоятельности региональных и местных властей и, как следствие, перераспределение средств между бюджетами различных уровней, изменения во взаимоотношениях между налогоплательщиком и государством; экономические - развитие рыночных отношений, появление новых экономических и финансовых структур, таких, как финансовый и фондовый рынки, рынок страховых услуг, взаимопроникновение российской и мировой экономики; правовые - появление новых правовых институтов, несогласованность налогового и гражданского законодательства, наличие большого числа подзаконных актов, позволяющих найти возможность ухода от налогообложения, отсутствие единой нормативной базы налогообложения и многое другое.

Налоги возникли еще на заре человеческой цивилизации вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов и др.

С момента возникновения государства налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе и представляет собой важную «кровеносную артерию» бюджетно-финансовой системы.

Национальные налоговые системы формируются в соответствии с определенными принципами. Для современной России особо важное значение имеет отработка принципов построения налоговой системы применительно к особенностям развития государства федеративного типа. Специфика перехода экономики к рынку и решение проблем взаимоотношений федерального центра и регионов определяют и особенности состава и структуры налогообложения.

Современные принципы налогообложения таковы:

1.     Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т.е. уровня доходов.

2.     Налогообложение должно носить однократный характер.

3.     Обязательность уплаты налогов.

4.     Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.

5.     Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.

6.     Разумное сочетание прямых и косвенных налогов.

7.     Использование систему налоговых льгот.

8.     Четкое разделение налогов по уровням государственного правления:  федеральные, региональные и местные.

Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов.

Анализ понятия, регулятивных и функциональных характеристик налога, видов общественных отношений, составляющих систему налогообложения и сборов, а также общественных отношений в сфере налогообложения и сборов как системы налогообложения и сборов позволяет сделать следующие выводы:

- система налогообложения и сборов необходима для нормального функционирования как государства, так и гражданского общества;

- система налогообложения и сборов, находящаяся на стыке между государством и гражданским обществом, подвергает определенным ограничениям одну из основ гражданского общества - принцип неприкосновенности частной собственности;

- общественные отношения в системе налогообложения и сборов изначально конфликтны и в процессе регулирования требуют учета интересов как государства, так и гражданского общества.

Как отмечается в литературе, практике свободных городов (первых буржуазных республик) по сбору городских налогов были присущи основные черты современных систем налогообложения развитых государств:

- признание налога в качестве общественно необходимого ограничения принципа частной собственности;

- добровольность налога, выражаемая в обязательном утверждении налоговых законов выборными представителями народа;

- денежная форма налога;

- общественный контроль за распределением и расходованием собранных налоговых средств.

Общие принципы построения налоговой системы в России определяет часть первая Налогового кодекса Российской Федерации, принятая Федеральным законом от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ. Данным нормативным документом дано определение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Помимо этого, Налоговый кодекс устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:

1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;

4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

5) формы и методы налогового контроля;

6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;

7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) и их должностных лиц.

Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй Налогового кодекса и с учетом положений части первой Налогового кодекса.

В соответствии с законодательством о налогах и сборах отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов могут быть предоставлены налоговые льготы, то есть преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Целям внешней и внутренней сопоставимости налогообложения при проведении исследований и отработке стратегии налоговых правоотношений служит налоговая классификация.

Состав налогов налоговой системы РФ можно классифицировать по следующим признакам:

1.     По субъекту уплаты: юридические и физические лица;

2.    По источнику уплаты налоговых платежей и сборов: индивидуальный доход, выручка от продаж, финансовый результат;

3.    По полноте налоговых прав пользования налоговыми поступлениям: собственные, регулирующие;

4.   По назначению: общие, без привязки к конкретному расходу и специальные, которые имеют целевое назначение;

5.    По принадлежности к уровню власти и управления. Налоговая система РФ включает в себя налоги и сборы трех уровней: федеральные, региональные и местные.

Итак, классификация необходима не только для составления налоговых расчетов и отчетности с использованием электронной системы обработки данных. Пользуясь такой классификацией, можно определить роль каждого налога и налоговой группы в составе доходных источников консолидированного бюджета РФ, бюджетов субъектов РФ местных бюджетов.  

Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств.

Фискальная функция. Фиск (от латинского fiscus — корзина) в Древнем Риме, начиная с IV века н.э., — единый общегосударственный центр Римской империи, куда стекались все виды доходов, налогов и сборов, производились государственные расходы и т.д. (отсюда происходит обозначение термином "фиск" государственной казны).

Фискальная функция является основной функцией налогообложения. Посредством данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, а также аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ. Все остальные функции налогообложения можно назвать производными от фискальной.

Распределительная функция. Распределительная (социальная) функция налогов состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения. Смысл функции в том, что происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счет возложения налогового бремени на более сильные категории населения. Результатом этого является изъятие части дохода у одних и передача ее другим. Примером реализации фискально - распределительной функции могут служить акцизы, устанавливаемые, как правило, на отдельные виды товаров, в первую очередь, на предметы роскоши, а также механизмы прогрессивного налогообложения. В некоторых социально ориентированных странах (Швеция) признается почти официально, что налоги представляют собой плату высокодоходной части населения менее доходной за социальную стабильность в обществе.

Регулирующая функция. По мнению, крупного английского экономиста Дж. Кейнса, налоги существуют в обществе исключительно для регулирования экономических отношений.

Регулирующая функция направлена на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач налоговой политики государства. Эта функция имеет три подфункции: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную.

Информация о работе Налоговая система России