Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 18:35, контрольная работа
Налоговое право в российской правовой системе занимает ведущее место, ведь оно регулирует важнейшие для государства и общества правоотношения - общественные отношения в сфере налогообложения, которые возникают между государством, налогоплательщиками и иными обязанными лицами.
Термин "налоговое право" может быть рассмотрен и истолкован с различным содержанием:
1) налоговое право как учебная дисциплина; 2) налоговое право как отрасль юридической науки (система категорий, суждений и выводов о налогово-правовых отношениях); 3) налоговое право как часть отрасли (подотрасль) российского права.
Налоговое
право в российской правовой системе занимает ведущее место, ведь
оно регулирует важнейшие для государства
и общества правоотношения - общественные
отношения в сфере налогообложения, которые
возникают между государством, налогоплательщиками
и иными обязанными лицами.
Термин
"налоговое право" может быть рассмотрен
и истолкован с различным содержанием:
1) налоговое право как учебная дисциплина;
2) налоговое право как отрасль юридической
науки (система категорий, суждений и выводов
о налогово-правовых отношениях);
3) налоговое право как часть отрасли (подотрасль)
российского права.
Наука налогового права - система знаний о нормах соответствующей отрасли права, теории, практике, о порядке, формах и способах применения норм той или иной отрасли права. Как отрасль науки налоговое право изучает общественные проблемы и процессы, возникающие при регулировании налоговых правоотношений.
Налоговое право - совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению, введению и взиманию налога путем императивного метода воздействия на соответствующих субъектов.
Налоговое
право является важнейшей частью
финансово-правовой системы государства и как элемент системы российского
права тесно взаимодействует с другими
отраслями права: конституционным, гражданским,
финансовым, административным и др.
Теснейшим образом налоговое право связано
с правом конституционным. Так, в ст. 57 Конституции РФ
закреплены основополагающие его принципы,
всеобщность и законность: "Каждый обязан
платить законно установленные налоги
и сборы".
Взаимодействие
гражданско-процессуального и
Налоговое
право и административное право близки
не только по императивному методу правового
регулирования, но и по административно-процессуальным
формам налогового контроля и ответственности
налогоплательщиков, налоговых агентов
и других обязанных лиц.
Таможенное
право сближается с налоговым в части
взимания НДС, акцизов и таможенных платежей.
Уголовное право,
с одной стороны, обеспечивает защиту
фискальных интересов государства, с другой
стороны, уголовно-правоприменительная
практика базируется на нормах налогового
законодательства, что обеспечивает правильную
квалификацию преступлений в сфере налогообложения.
НАЛОГОВОЕ ПРАВО - отрасль законодательства РФ, которая регулирует общественные отношения в сфере налогообложения, т. е. в связи с осуществлением сбора налогов и иных обязательных платежей, организацией и функционированием системы органов налогового регулирования и налогового контроля на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления.
Эти
общественные отношения непосредственно
связаны с государственным
Данные отношения, охватывающие разнообразные сферы государственных, имущественных, властно-распорядительных отношений и составляют предмет налоговое право. Преимущественно властный характер этих отношений не означает, что налоговое право безразлично к регулированию имущественных отношений, вытекающих из властных.
Налоговый процесс, в традиционном понимании процесса, включает лишь налоговую юрисдикцию, которая имеет как общие черты, так и ряд отличий от административной и уголовной юрисдикции. Налоговый процесс в широком смысле слова реализуется через две функции: правоустановительную и правоохранительную (юрисдикционную).
Налоговый (административный) процесс рассматривается как совокупность действий, совершаемых налоговыми органами (должностными лицами) для реализации возложенных на них задач и функций. Таким образом, налоговый процесс трактуется как государственно-управленческая деятельность во всем многообразии ее проявлений.
Налоговое
право - совокупность правовых норм,
регулирующих общественные отношения
по установлению, введению и взиманию
налога путем императивного метода воздействия
на соответствующих субъектов.
Характерной чертой налоговых отношений
служит их имущественный характер - выполнение
налоговой обязанности, которая означает
передачу в распоряжение государства
определенных денежных средств их собственником.
Указанные общественные отношения (налоговые
правоотношения) и составляют предмет
налогового права.
Предмет налогового права - это совокупность правовых отношений, складывающихся между государством, налогоплательщиками и иными обязанными лицами по поводу установления, исчисления, уплаты и взимания налогов и сборов, осуществлению налогового контроля и ответственности за нарушения налогового законодательства, защиты прав и имущественных интересов налогоплательщиков, государства и органов местного самоуправления.
Метод
правового регулирования любой
отрасли права обычно определяется как совокупность
юридических средств, посредством которых
обеспечивается регламентация общественных
отношений. Каждый метод правового регулирования
имеет свои характерные черты, в совокупности
которых и достигаются цели и решаются
задачи правовой регламентации.
В налоговом
праве выделяют два метода:
1) публичноправовой метод (или метод
власти и подчинения, авторитарный метод,
императивный метод). Основной чертой
этого метода регулирования налоговых
отношений выступают государственно-властные
предписания одним участникам налоговых
отношений со стороны других, выступающих
от имени государства;
2) гражданско-правовой метод (или диспозитивный
метод, метод координации, метод автономии).
Применение этого метода в налоговом праве
предполагает использование рекомендаций,
согласований и права выбора в поведении
подчиненного субъекта налогоплательщика
(метод координации).
Отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах (налоговые отношения), являются разновидностью финансовых отношений и, зафиксированные в системе правовых актов обычаев делового оборота и общеправовых принципов, составляют налоговое право, которое является подотраслью (частью) финансового права.
Налоговое правоотношение – это общественное отношение, возникающее на основе реализации норм налогового права.
Ориентируясь
на действующее налоговое
– субъектами государственной власти, находящимися на различном уровне, выступающими носителями полномочий по реализации совместной компетенции Федерации и ее субъектов в области налогообложения;
– государственными органами по налоговому регулированию и контролю и налогоплательщиками при определении налогооблагаемой базы и экономической эффективности по конкретному виду налога;
– различными видами налогоплательщиков и органами налогового регулирования и контроля при реализации прав и обязанностей этих участников налоговых правоотношений;
– налогоплательщиками и органами налогового регулирования и контроля, связанные с определением сроков, места, источника получения доходов;
– налогоплательщиками и органами налогового регулирования и контроля по исполнению налоговых обязанностей;
– субъектами налогового контроля (органами исполнительной власти) и налогоплательщиками по осуществлению налогового контроля;
– налоговыми органами и их должностными лицами и налогоплательщиками по порядку обжалования действий или бездействия налоговых органов;
– органами уголовного и административного судопроизводства и налогоплательщиками – нарушителями налогового законодательства в производстве по делам о налоговых нарушениях, а также отношения в области применения мер ответственности со стороны налоговых и судебных органов, органов государственной власти и местного самоуправления за нарушение норм налогового законодательства.
Элементами структуры
– субъекты
– юридическое содержание, т. е. права и обязанности субъектов.
Субъекты налоговых
Классификация
субъектов налоговых
1. По способу нормативной определенности:
– зафиксированные налоговым законодательством в качестве субъектов налоговых отношений;
– не зафиксированные налоговым законодательством в качестве субъектов налоговых отношений.
2. По характеру фискального интереса:
– частные субъекты;
– публичные субъекты.
3. По степени имущественной заинтересованности в возникновении налоговых отношений:
– имеющие непосредственный собственный имущественный интерес в налоговых отношениях;
– не имеющие непосредственного собственного имущественного интереса в налоговых отношениях.
Объект правоотношения не включается в его структуру; он находится за рамками налогового правоотношения. Объекты налоговых правоотношений могут быть подразделены на две группы: отделимые и неотделимые от материального содержания правоотношения.
Отделимые объекты – это такие, которые с той или иной степенью конкретности зафиксированы или вытекают из анализа налоговых норм и существуют как явления (предметы) окружающего нас мира.
Неотделимые объекты – те, которые не зафиксированы в нормах налогового права, а могут быть выделены лишь в процессе научного абстрагирования и представляют собой результат деятельности субъектов налогового правоотношения, неотделимый от его материального содержания.
К отделимым объектам налоговых правоотношений относятся:
– налоги;
– сборы;
– налоговый кредит;
– инвестиционный налоговый кредит;
– штрафы, недоимки, пени;
– отсрочки и др.
К неотделимым – налоговый контроль как явление, представляющее собой результат деятельности налоговых органов, осуществляющих его в ходе налогово-контрольного правоотношения.
Источники (формы) налогового права - это официально определенные внешние формы, в которых содержатся нормы, регулирующие отношения, возникающие в процессе налогообложения, то есть формы внешнего содержания налогового права.
Иерархически выстроенная по юридической силе актов, составляющих источники налогового права, система таких источников выглядит так:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Специальное
налоговое законодательство (в НК
РФ оно именуется
а) федеральное законодательство о налогах и сборах (или законодательство о налогах и сборах Российской Федерации), которое составляют:
б) региональное законодательство о налогах и сборах:
в) нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые представительными органами местного самоуправления. |
3. Общее налоговое законодательство (иные федеральные законы, содержащие нормы налогового права);
4. Подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами:
а) акты органов общей компетенции:
б) акты органов специальной компетенции:
5. Решения Конституционного Суда РФ.
6.Нормы международного
права и международные
Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по утановлению введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалование актов налоговых органов, действий (бездействий) их должностных лиц и привлечение к ответственности за совершение налогового правонарушения. К отношениям по установлению введению и взиманию налоговых платежей а также к отношениям возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов действия (бездействия) их должностных лиц и привлечение к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется если иное не предусмотрено настоящем кодексом.
Таможенные платежи - таможенная пошлина, налоги, таможенные сборы, сборы за выдачу лицензий, плата и другие платежи, взимаемые в установленном порядке таможенными органами Российской Федерации". Статья 110 ТК РФ*(2) содержит перечень платежей, взимаемых таможенными органами при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу и в других установленных законодательством случаях. В него включены:
- таможенная пошлина;
- налог на добавленную стоимость (НДС);
- акцизы;