Налоговая система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 01:10, курсовая работа

Описание работы

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономи-ки. Государство широко использует налоговую политику в каче-стве определенного регулятора воздействия на негативные яв-ления рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Содержание

Введение. 3
1.Правовые основы налоговой системы Российской Федерации. 5
1.1.Понятие налоговой системы государства и её 5
законодательное обеспечение. 5
1.2.Структурные элементы налоговой системы. 10
1.3Принципы построения налоговой системы России. 14
2. Система налогов и сборов в Российской Федерации. 15
2.1Налоговая политика. 15
2.2 Стабильность и подвижность налогов 17
2.3 Снижение налоговой нагрузки на экономику страны. 21
Заключение. 25
Список использованной литературы: 26
Приложения 27

Работа содержит 1 файл

курсовая Юли Гордовой.docx

— 57.46 Кб (Скачать)

Сочетание стабильности и  динамичности, подвижности налоговой  системы достигается тем, что в течение года никакие изменения (за исключением устранения очевидных ошибок) не вносятся; состав налоговой системы (перечень налогов и платежей) должен быть стабилен в течение нескольких лет. Систему налогообложения можно считать стабильной и, соответственно, благоприятной для предпринимательской деятельности, если остаются неизменными основные принципы налогообложения, состав налоговой системы, наиболее значимые льготы и санкции (если, естественно, при этом ставки налогов не выходят за пределы экономической целесообразности). Частные изменения могут вноситься ежегодно, но при этом желательно, чтобы они были установлены и были известны предпринимателям хотя бы за месяц до начала нового хозяйственного года.

Стабильность налогов  означает относительную неизменность в течение ряда лет основных принципов  системы налогообложения, а также  наиболее значимых налогов и ставок, определяющих взаимоотношения предпринимателей и предприятий с государственным бюджетом. Если иметь в виду сегодняшний день, то речь должна идти о налоге на добавленную стоимость, акцизах, налоге на прибыль и доходы. Многие же другие налоги и сам состав системы налогообложения могут и должны меняться вместе с изменением экономической ситуации в стране и в общественном производстве.

В настоящее время в РФ в целом  существует более-менее оптимальная  структура налогов, действия государства  направлены на создание стабильного законодательства, устойчивых налоговых баз и минимизацию возможного ухода от налогов. Отечественная налоговая система стала более справедливой и нейтральной по отношению к различным категориям налогоплательщиков.

Однако остаются и проблемы, без  решения которых невозможно создать  стабильную и эффективную налоговую  систему.

1. Уклонение от уплаты  налогов. Следует отметить, что, несмотря на либерализацию и уменьшение налоговых ставок, уклонение от уплаты налогов остается. По оценкам экспертной группы Государственной Думы РФ, вновь начала расти доля “теневой зарплаты”.

2. Формирование налоговой  культуры. У населения должно  быть уважительное отношение к налоговой политике государства, сознание важности налогов для удовлетворения общественных нужд. Только в этом случае может выработаться готовность уплачивать законно установленные и обоснованные налоги своевременно и в полном объеме.

Можно констатировать, что уровень  российской налоговой культуры крайне низок. И связано это не только, с отсутствием должного воспитания, но и с неадекватностью предоставляемых государством общественных благ, собираемым налогам. Бюджетные средства расходуются крайне неэффективно или вообще не по назначению.

3. Налоговые правоотношения. В России  подавляющая часть коммерческих  организаций создается как общества  с ограниченной ответственностью  или акционерные общества. С точки  зрения налогообложения это означает, что если по результатам контрольных  мероприятий, проведенных налоговым  органом, выявляется значительная начисленная, но не выплаченная сумма налогов, учредители общества уходят от ответственности, продав организацию путем смены учредителей.

4. Существование “мертвых” организаций.  Считается, что в настоящее  время в России около 1,6 млн. таких предприятий, не представляющих в налоговые органы деклараций и никак не заявляющих о себе.

5. Уклонение от налогообложения.  Уклонение от налогообложения  возможно при наличии неучтенного налогового оборота денежных средств в легальном секторе и наличии каналов их перетока в теневой сектор.

6. Использование налоговой политики  для развития инвестиций. Для  устойчивого развития экономики, как известно, необходимо постоянное стимулирование инвестиционной деятельности. В этом аспекте роль налоговой политики чрезвычайно важна. В условиях, когда удельный вес убыточных предприятий в зависимости от отрасли составляет от 25 до 60 %, а иностранные инвесторы в силу экономической нестабильности России не спешат вкладывать средства в российские предприятия. Важным фактором поддержки инвестиционной деятельности могло бы стать более широкое предоставление налоговых льгот дифференцированно по отраслям и регионам.

7. Недостаточная продуманность  налогового законодательства. В  качестве характерного примера  недостигнутости цели налоговой  политики можно привести смелый  эксперимент по снижению общей  ставки налога на прибыль. Пожертвовав так называемой инвестиционной льготой, законодатели поставили на одну доску развивающиеся компании и те компании, которые либо не обновляют производственные фонды, либо ориентированы на кредитные средства банков.

         8. Слабая проработанность вопросов налогового администрирования. Данная проблема также поставлена в Послании: “Налоговая реформа пока в малой степени затрагивает вопросы налогового администрирования. Не произошло существенных сдвигов в упрощении налогового учета, улучшении взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками”.

В результате хаотичного использования  опыта развитых рыночных стран были допущены просчеты в формировании налоговой  политики, и современная налоговая система не в полной мере адекватна рыночным преобразованиям в России, что проявляется в чрезмерном изъятии доходов у налогоплательщиков при одновременном наличии значительной доли теневого оборота.

Непроработанность чужого опыта с  позиций особенностей России порождает, в том числе, непрерывное расширение потока нормативных документов. Дополняющих уже принятый Налоговый кодекс РФ.

9. Необходимость в проведении комплексных исследований налоговых отношений с учетом современного состояния национальной экономики. Следует отметить, что данная проблема касается и теории налогов, и практики функционирования налоговой системы, разработки конкретных методик оценки эффективности налоговой политики.

2.3 Снижение налоговой нагрузки на экономику страны.

В рамках проводимой налоговой  реформы практически завершена  кодификация налогового законодательства. Налоговая система в целом была упрощена, ставки основных налогов снижены, отменены наиболее обременительные для экономики налоги. Все индивидуальные налоговые льготы, зачеты и отсрочки, специальные соглашения с налогоплательщиками остались в прошлом.

В числе наиболее значимых решений - введение единой ставки налога на доходы физических лиц в размере 13 процентов, установление регрессивной шкалы ставок единого социального налога и их дальнейшее существенное снижение, отмена налога на наследование.

Ставка налога на прибыль  снижена с 35 до 24 процентов при  одновременном включении в учитываемые в целях налогообложения затраты на производство товаров (работ, услуг) практически всех экономически обоснованных расходов налогоплательщиков. Многочисленные же льготы по налогу на прибыль были отменены.

Ставка налога на добавленную  стоимость снижена с 20 до 18 процентов, а порядок его взимания приближен к принятому в мировой практике.

В сфере налогообложения  недропользования введен налог на добычу полезных ископаемых. Налоговая база данного налога в части, касающейся углеводородного сырья, привязана  к объемным показателям добычи и  не допускает каких-либо манипуляций.

Принято решение о дифференциации налога на добычу полезных ископаемых, что создает более благоприятные налоговые условия для добычи нефти на выработанных месторождениях и в труднодоступных районах.

Введены специальные налоговые  режимы для малого бизнеса и сельскохозяйственных товаропроизводителей, упорядочено взимание акцизов и государственной пошлины.

Приняты решения о применении преференциальных систем налогообложения в особых экономических зонах и при осуществлении деятельности в сфере информационных технологий, а также в рамках Российского международного реестра судов.

Проводились упорядочение ставок таможенных пошлин и совершенствование порядка их взимания. По целому ряду товарных позиций, прежде всего инвестиционного характера, ввозные таможенные пошлины существенно снижены. При этом осуществлено укрупнение товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, что позволило несколько сократить масштабы "серого импорта" и контрабанды. Вывозные таможенные пошлины на нефть дифференцированы и установлены на уровне, обеспечивающем изъятие в бюджет значительной части конъюнктурных сверхдоходов от ее экспорта.

В 2006 году принят федеральный  закон, призванный обеспечить повышение качества и объективности налогового администрирования, сделать его менее обременительным для налогоплательщиков.

В результате принятых мер  по совершенствованию налоговой  системы сократились масштабы уклонения  от уплаты налогов и пошлин, возросли налоговые поступления в бюджеты всех уровней, повысились конкурентоспособность российской экономики и ее инвестиционная привлекательность.

В то же время целый ряд  задач, поставленных перед Правительством Российской Федерации в налоговой  сфере, до настоящего времени не выполнен.

Практика применения налога на добавленную стоимость остается препятствием для расширения экономической деятельности. Организации испытывают большие сложности ввиду сложившихся избыточно обременительных процедур возврата входящего налога на добавленную стоимость. За прошедшие со времени введения данного налога так и не удалось сформировать эффективную и исключающую возможность значительных злоупотреблений систему его администрирования.

Другой проблемной сферой по-прежнему является налогообложение  фонда оплаты труда для видов  экономической деятельности с высокой  долей оплаты труда в структуре  затрат, прежде всего в инновационных  секторах экономики.

Не введен налог на жилую  недвижимость, обеспечивающий более  справедливую систему налогообложения  имущества граждан.

Неоправданно затянута работа, касающаяся внедрения критериев  оценки эффективности работы сотрудников  налоговых органов, имея в виду не исполнение планов по сбору налогов, а проверку правильности исчисления и уплаты налогов. Соответственно, не реализованы механизмы материального стимулирования сотрудников в зависимости от соответствия таким критериям.

В настоящее время требуется  дальнейшая модернизация налоговой  системы, в том числе системы  администрирования, в целях создания комфортных налоговых условий для перехода отечественной экономики на инновационный путь развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Налоговая система – один из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов  социального и экономического развития. Поэтому необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

И все же новое налоговое  законодательство не в полной мере подходит к новым условиям. Его  основные недостатки следующие: излишняя уплотненность, запутанность, наличие большого количества льгот для различных категорий плательщиков, не стимулирующих рост эффективности производства, ускорение научно-технического прогресса, внедрение перспективных технологий или увеличение выпуска товаров народного потребления. Действующее законодательство фактически закрыто по отношению к мировому, не стимулирует привлечение в народное хозяйство иностранных инвестиций. Мировой опыт свидетельствует, что налоговое законодательство – не застывшая схема, оно постоянно изменяется, приспосабливается к воспроизводственным процессам, рынку.

Нестабильность наших  налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т.д. несомненно, играет отрицательную роль. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день – главная проблема реформы налогообложения.

В результате я делаю вывод, что жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу. Выдвигаемые реформаторские предложения касаются в лучшем случае отдельных элементов налоговой системы. Предложений же о принципиально иной налоговой системе, соответствующей нынешней фазе переходного периода, практически нет. И это не случайно, так как оптимальную налоговую систему можно развернуть только

на серьезной теоретической  основе, которой в России еще нет… 

Список использованной литературы:

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Гражданский Кодекс Российской Федерации.
  3. Бюджетный Кодекс Российской Федерации.
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 1).
  5. Федеральный закон «Об основах налоговой системы Российской Федерации». от 27.12.91г.
  6. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию от 09.03.07 «О бюджетной политике в 2008-2010 г.»
  7. Ивлиева М.Ф. Налоговое право и налоговая реформа в России // Вестник Московского университета, Серия 11, Право, 2007, № 3.
  8. Камышанов П.И. «Основы налогообложения в России» - М. Элиста: АПП «Джангар» 2006.
  9. Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России: учебник для ВУЗов. – М.: БЕК, 2007.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

 

 

 

 


Информация о работе Налоговая система РФ