Налоговая система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 01:10, курсовая работа

Описание работы

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономи-ки. Государство широко использует налоговую политику в каче-стве определенного регулятора воздействия на негативные яв-ления рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Содержание

Введение. 3
1.Правовые основы налоговой системы Российской Федерации. 5
1.1.Понятие налоговой системы государства и её 5
законодательное обеспечение. 5
1.2.Структурные элементы налоговой системы. 10
1.3Принципы построения налоговой системы России. 14
2. Система налогов и сборов в Российской Федерации. 15
2.1Налоговая политика. 15
2.2 Стабильность и подвижность налогов 17
2.3 Снижение налоговой нагрузки на экономику страны. 21
Заключение. 25
Список использованной литературы: 26
Приложения 27

Работа содержит 1 файл

курсовая Юли Гордовой.docx

— 57.46 Кб (Скачать)

Оглавление:

Введение. 3

1.Правовые основы налоговой системы   Российской Федерации. 5

1.1.Понятие налоговой  системы государства и её 5

законодательное обеспечение. 5

1.2.Структурные элементы  налоговой системы. 10

1.3Принципы построения  налоговой системы России. 14

2. Система налогов и сборов в Российской Федерации. 15

2.1Налоговая политика. 15

2.2 Стабильность и  подвижность налогов 17

2.3 Снижение налоговой  нагрузки на экономику страны. 21

Заключение. 25

Список использованной литературы: 26

Приложения 27

 

 

 

 

 

 

 

      

Введение.

Среди множества экономических  рычагов, при помощи которых государство  воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

С помощью налоговой системы  государство активно вмешивается  в  "работу" рынка,  регулирует  развитие  производства,  способствуя  ускоренному  росту одних отраслей или форм собственности и "ухудшению" других.

   В современной  России налоговый вопрос  занимает  особое  место,  т.к.  с завидной  постоянностью  все  твердят  о  необходимости  коренной  налоговой реформы,  и  с  такой  же  завидной  постоянностью  все  заканчивается  лишь небольшими  изменениями   в   налоговой   системе,   носящими   чаще   всего "косметический" характер. А ведь эффективно  действующая  налоговая  система страны определяет не только уровень доходов федерального  бюджета  страны  и бюджетов  субъектов  РФ  и   муниципальных   образований,   но   во   многом способствует   экономическому   развитию   государства.   Неэффективно    же действующая  налоговая  система  страны,   наоборот,   становится   тормозом экономического развития, что и наблюдается  в  современной  России. 

Через налогообложение формируются  фонды, за счет которых государство:

-  финансирует  социальные  программы  -   пенсионного   и   социального обеспечения, образования, здравоохранения и др.,

           - обеспечивает свою оборону и безопасность,

          -   содержит   законодательные,   исполнительные   и   судебные   органы государственной власти и управления, предоставляет кредиты  и  безвозмездную помощь другим странам.

       Налоги играют решающую роль  в  процессе  перераспределения  внутреннего валового продукта и национального дохода  страны.  В  ходе  распределения  и перераспределения  валового  внутреннего  продукта  и  национального  дохода реализуется  фискальная  и   регулирующая   функции   налогов.   Государство формирует свои доходы и целенаправленно воздействует на экономику.

     Главными задачами, поставленными в  курсовой работе, являются:

1.Раскрыть понятие и  развитие налоговой системы;

2.Отразить основные элементы  и принципы налогообложения;

3.Проблемы и пути совершенствования  налоговой системы Российской  Федерации.

        Целью данной  работы  достижение раскрытия поставленных задач и отражение дальнейшего развития налоговой системы Российской Федерации.

  

1.Правовые основы  налоговой системы   Российской Федерации.

1.1.Понятие налоговой  системы государства и её

законодательное обеспечение.

         С 1992 года в нашей стране действует новая налоговая система. Основные принципы ее построения определил Закон “Об основах налоговой системы в РФ” от 27.12.91 г. Он установил перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей; определил плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов. Этим законом предусмотрено введение трехуровневой системы налогообложения. В Российской Федерации впервые все налоги были разделены на три группы: федеральные налоги; налоги  республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований; местные налоги. Налоговая система РФ включает совокупность налогов и сборов, взимаемых в установленном порядке.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Данное определение позволяет  отличить налог от сбора.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав и выдачу разрешений (лицензий).

Таким образом, сбор, согласно Налоговому Кодексу, представляет собой условие осуществления государством тех или иных юридически значимых действий в интересах его плательщика, где существует некая возмездность. При уплате сборов всегда присутствует специальная цель и интересы сторон, следовательно, сбор не может быть произвольным, размер сбора должен быть обоснован и сопоставим с целями, на которые он взимается.

               Налоговая система-это государственная система мер политического, экономического, административного, правового характера, направленная на исполнение доходной части бюджета, а также стимулирования роста внутреннего валового продукта (ВВП). Налоговая система включает:

Налоговые органы

Налоговое законодательство

Налоги 

Пошлины

Сборы

Другие платежи 

Распределение налогов по уровню бюджета 

Налоговые суды (проект)

В оценке эффективности любой  налоговой системы существует три  критерия:

 соотношения выгоды  налогоплательщика предоставляемым  государством услуг.

- административные издержки.

-затраты налогоплательщика  на соблюдение налогового законодательства. Налоговая система — один из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов социального и экономического развития. Поэтому необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

В новой налоговой системе, исходя из Федерального устройства России в отличие от предыдущих лет, более  четко разграничены права и ответственность соответствующих уровней управления (Федерального и территориального) в вопросах налогообложения. Несомненно, вся эта неразбериха с налогами приводит к нестабильному положению в нашей экономике и еще больше усугубляет экономический кризис. Несомненно, для выхода из кризисного состояния необходимо одним из первых шагов наладить налоговую систему и законодательство страны.

Законодательство о налогах  и сборах регулирует властные отношения  по их установлению, введению и взиманию, а также отношения, возникающие в процессе налогового контроля, обжалование актов налоговых органов, действия (бездействия) должностных лиц и привлечение к ответственности за совершение налоговых нарушений.

На федеральном уровне с 1 января 1999 года в Российской Федерации введен главный законодательный акт о налогах – Налоговый Кодекс РФ части 1. До введения действия части 1 НК РФ основным законом являлся закон «Об основах налоговой системы в РФ» от 27 декабря 1991 года. Вторая часть НК РФ вступила в силу с 1 января 2001 года. Во второй части собраны законы регламентирующие порядок исчисления конкретных видов налогов и сборов.

Законодательство субъектов РФ о налогах и сборах разрабатывается в соответствии с Налоговым Кодексом и включает в себя законы и иные нормативно-правовые акты о налогах и сборах принятые законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ.

На местном уровне происходит принятие нормативно-правовых актов  в пределах Налогового Кодекса представительными органами местного самоуправления в отношении налогов и сборов.

           Действие актов законодательств о налогах и сборах во времени предусматривает:

1.Акты законодательства о налогах  вступает в силу не ранее  чем по истечении месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

2.Акты законодательства о сборах  вступают в силу не ранее  чем по истечении месяца со дня их официального опубликования.

3.Законодательные акты, вводящие  новые налоги и сборы вступают  в силу не ранее 1 января  года следующего за годом их  принятия.

4.Законодательные акты, вводящие новые налоги и сборы, ухудшающие положение налогоплательщиков – обратной силы не имеют.

5.Законодательные акты, вводящие новые налоги и сборы, улучшающие положение налогоплательщиков – имеют обратную силу.

          К традиционно критикуемым недостаткам налоговой системы относится нестабильность налогового законодательства, которая оказывает негативное воздействие на мотивацию деятельности потенциальных инвесторов, особенно иностранных. Кроме того, наблюдается нестыковка налогового и других видов законодательства, в частности Гражданского права. В связи с этим существует безусловный приоритет норм, установленных в налоговом законодательстве, над нормами, затрагивающими налоговые вопросы в иных законодательных актах Гражданского права.

Возглавляет  налоговую  систему  Федеральная налоговая служба Российской Федерации, которая входит в систему центральных органов государственного управление России, подчиняется Президенту и Правительству РФ и возглавляется руководителем.

        Главной задачей Федеральной налоговой службы Российской Федерации по налогам и сборам является  контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством.

Налоговая система страны характеризуется серьезной асимметричностью. Она не является нейтральной по отношению к различным категориям налогоплательщиков. Основную тяжесть налогового бремени несут юридические лица, в частности крупные предприятия, вследствие меньшей возможности уклонения от налогов, существующего порядка уплаты налогов, усиленного контроля налоговых органов.

Наконец, налоговая система  России является одной из самых громоздких в мире, что делает ее функционирование значительно дороже. Множественность взимаемых налогов, сложная методика определения налогооблагаемой базы, наличие многочисленных льгот не только удорожает стоимость бухгалтерского труда на предприятиях, но и требует все увеличивающегося числа работников налоговых органов, дополнительных расходов по компьютеризации их деятельности. Кроме того, сложное и постоянно меняющееся налоговое законодательство определенным образом дискриминирует права налогоплательщиков, так как при применении различных санкций за нарушение налогового законодательства не принимается во внимание умышленность того или иного нарушения закона (т.е. не делается различий между ошибкой или умышленным сокрытием или занижением налогооблагаемого дохода).

Совершенствование действующей  налоговой системы проводится в  рамках налоговой реформы. Она связана  с принятием Налогового кодекса, необходимость которого как закона прямого действия сегодня очевидна*. Целью налоговой реформы должно стать усиление влияния налоговой политики на укрепление рыночных начал в экономике и развитие предпринимательства.

Одним из основных вопросов совершенствования налогового законодательства являются правовые взаимоотношения налогоплательщиков с налоговыми органами. В экономически развитых странах они базируются исключительно на положениях законов. В России взаимоотношения налогоплательщиков и налоговых органов регулируются как статьями законов, так и подзаконными актами, включая постановления правительства. Любое нарушение налогового законодательства жестко карается действующей системой штрафов и санкций. Причем налоговыми органами не делается различий между умышленной неуплатой налога и его недоплатой вследствие ошибки при исчислении налогооблагаемой базы, неправильного применения льгот или ошибок при ведении бухгалтерского учета (многие ошибки связаны с расплывчатостью определений в законе и подзаконных актах).

В экономически развитых странах  разногласия между налогоплательщиком и налоговой администрацией решаются только в налоговых судах, независимых от налоговых органов, и на основе соответствующих статей закона. В Российской Федерации защита прав налогоплательщиков также предусмотрена законодательством в судебном порядке (в арбитражных судах). Однако механизм защиты этих прав не отработан. Рассмотрение дел происходит в течение длительного срока, что в условиях инфляции ведет к ущемлению прав налогоплательщика и потере части денежных средств, даже если он выиграет дело. Кроме того, основанием для рассмотрения споров является не только закон, но и подзаконные акты, имеющие фактически силу закона.

1.2.Структурные элементы  налоговой системы.

В   целях   определения   прав,   обязанностей   и   ответственности налогоплательщиков и налоговых органов Налоговый Кодекс РФ определяет элементы налогообложения:

1.Субъект налогообложения;

2.Объект налогообложения;

3.Налоговая база;

4.Налоговый период;

5.Налоговая ставка;

6.Налоговые льготы;

7.Порядок исчисления налога;

8.Порядок и сроки уплаты налога.

Теперь каждый элемент разберем по отдельности.

Категории налогоплательщиков (субъекты налога), то есть организации и физические лица, на которые возложена обязанность выплачивать налоги. В соответствии с Налоговым Кодексом (части 1) филиалы и другие обособленные подразделения российских организаций исполняют   обязанность этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения филиалов и иных обособленных подразделений.

Информация о работе Налоговая система РФ