Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 11:02, курсовая работа
Налоги в нашей жизни определяют многое, от того, сколько их будет собрано, зависит благополучие страны, региона, конкретного города. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.
Введение……………………………………………….…………………………..4
Глава 1.История налога в России……………………………………….………..6
Глава 2.Налоговая система РФ.
2.1 Сущность, функции и роль налогов в формировании доходов государства……………………………………………….…….……………...…10
2.2 Принципы построения налоговой системы РФ………….……...….…..14
2.3 Налоговая система России на современном этапе……….………....….19
2.4 Система налогов и сборов РФ………………………….….……….....…24
Глава 3. Налоговые отношения……………………………….……...……...….28
Глава 4. Нормативно-правовая база сферы налогообложения………..….…..30
Глава 5. Проблемы налоговой системы РФ…………………….…….…….….32
Заключение……………………………………………………………...………..34
Список литературы………………………………………………………...…….35
Приложение……………………………………………………………...……….36
- налог на прибыль (доход) организаций;
- налог на доходы от капитала;
- подоходный налог с физических лиц;
- взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;
- государственная пошлина;
- таможенная пошлина и таможенные сборы;
- налог на пользование недрами;
- налог на воспроизводство минерально - сырьевой базы;
- налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;
- сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;
- лесной налог;
- водный налог;
- экологический налог;
- федеральные лицензионные сборы.
К региональным налогам и сборам относятся:
- налог на имущество организаций;
- налог на недвижимость;
- дорожный налог;
- транспортный налог;
- налог с продаж;
- налог на игорный бизнес;
- региональные лицензионные сборы.
Причем при введении в действие налога на недвижимость прекращается действие на территории соответствующего субъекта РФ налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога.
К местным налогам и сборам относятся:
- земельный налог;
- налог на имущество физических лиц;
- налог на рекламу;
- налог на наследование или дарение;
- местные лицензионные сборы.
Устанавливая местные налоги, представительные органы муниципальных образований, законодательные (представительные) органы государственной власти в нормативных правовых актах в порядке и в пределах, которые предусмотрены НК РФ, определяют:
а) налоговые ставки;
б) порядок и сроки уплаты налога.
Кроме
того, они могут в порядке и
пределах, которые предусмотрены
НК РФ, устанавливать налоговые
Глава
3. Налоговые отношения
Налоговые
отношения – это охраняемые государственные,
возникающие в сфере
Налоговые отношения бывают следующих видов:
1) отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ;
2)
отношения, возникающие в
3)
отношения, возникающие в
4)
отношения, возникающие в
5)
отношения, возникающие в
6)
отношения, возникающие в
Под структурой налоговых отношений понимается внутреннее строение и взаимосвязь элементов такого экономико-правового отношения. Структуру налоговых правоотношений образуют следующие элементы:
1)
субъекты отношений – его
2)
содержание отношения –
3)
Объект отношения – по поводу
чего или ради чего субъекты
вступают в экономико-правовую
связь в сфере налогообложения.
К участникам отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, относятся:
1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов;
2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налоговыми агентами;
3) Федеральная налоговая служба и ее подразделения в РФ;
4) Федеральная налоговая служба РФ и ее подразделения в РФ;
5) сборщики налогов и сборов - государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы, должностные лица и организации, осуществляющие в установленном порядке помимо налоговых и таможенных органов прием от налогоплательщиков денежных средств в счет уплаты налогов и их перечисление в бюджеты;
6) Министерство финансов РФ;
7)
органы государственных
8)
органы налоговых
9) органы, осуществляющие регистрацию:
- физических лиц по месту их жительства;
- актов гражданского состояния физических лиц;
- прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- транспортных средств;
- учет пользователей природными ресурсами
10) органы опеки и попечительства, социальные учреждения;
11)
процессуальные лица, участвующие
в мероприятиях налогового
12)
кредитные организации
Глава
4. Нормативно-правовая
база сферы налогообложения
Порядок налогообложения в РФ регламентируется нормами налогового права.
Норма налогового права представляет собой санкционированное государством общеобязательное социально определенное правило поведения, направленное на регулирование общественных отношений в сфере налогообложения, закрепляющее права и обязанности субъектов соответствующих налоговых правоотношений и служащее критерием оценки поведения как правомерного либо неправомерного.
По своему содержанию налогово-правовые нормы подразделяются на:
а) нормы, закрепляющие права и обязанности участников налоговых правоотношений;
б) нормы, определяющие основные положения правового статуса налогоплательщиков, налоговых агентов, сборщиков налогов и т. д.;
в) нормы, определяющие порядок образования, задачи, функции, структуру и компетенцию налоговых органов и органов налоговой полиции;
г) нормы, определяющие формы и методы осуществления налогового контроля;
д)
нормы, закрепляющие основные положения
порядка возникновения и
е)
нормы, устанавливающие
Источники налогового права – официально определенные внешние формы, в которых содержатся нормы, регулирующие отношения, возникающие в процессе налогообложения, т.е. формы внешнего содержания налогового права – законы и подзаконные акты.
Иерархически выстроенная по юридической силе система нормативно правовых актов, регулирующих налогообложение, выглядит следующим образом.
1. Конституция РФ;
2. Международные договоры РФ;
3.
Решения Конституционного
4.
Федеральные конституционные
5. Специальное налоговое законодательство:
а) Федеральное
б) Региональное
в) нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые представительными органами муниципальных образований;
6.
Общее налоговое
7.
Подзаконные нормативные
Уплачиваемые налоги представляют собой особую форму инвестиций в социальную среду и носят возвратный характер. Их нельзя рассматривать как акцию по конфискации части собственности, так как они должны вернуться предпринимателю в форме расширения потребительского спроса, в виде новых технологий, товаров, более развитой инфраструктуры услуг, более благоприятным условиям ведения бизнеса и, что немаловажно, возросшим доверием граждан.
Главной проблемой налоговой системы РФ является уклонение налогоплательщиков от уплаты налогов.
По оценкам специалистов, в хозяйственной практике присутствует четыре основных мотива уклонения то уплаты: моральные, политические, экономические и технические.
Одной из главных причин уклонения от уплаты налогов является нестабильное финансовое положение налогоплательщика, и чем оно неустойчивее, тем сильнее намерение скрыть налоги.
Еще одна из причин уклонения от налогов – сложность и противоречивость налогового законодательства. Результаты собираемости налогов напрямую зависят от четкости изложения методик налогообложения, технической оснащенности налоговых инспекций, профессиональной подготовленности их работников, а также от уровня знаний граждан и организаций в области налогового законодательства.
Налоговая
практика выработала
два основных метода
воздействия на поведение
налогоплательщиков: предупреждение
нарушений (превентивные меры) и наказание
(репрессивные меры). В настоящее время,
к сожалению, наиболее распространены
последние. Однако тезис, согласно которому
соблюдение налоговой дисциплины можно
добиться только путем ее ужесточения,
представляется, по меньшей мере, ошибочным,
так как применение таких мер вызывает
в отношениях с налогоплательщиками враждебность
и ведет к противоборству. А отношения
противостояния крайне негативно отражаются
на результатах собираемости налогов
и требуют значительных усилий для ее
повышения. Совершенствование налогового
законодательства, безусловно, важная
составляющая комплекса предупредительных
мероприятий, но не единственная и не самая
сложная. Гораздо более серьезной является
задача создания конструктивной налоговой
культуры, основы которой составляло бы
добровольное соблюдение налоговых законов
большинством налогоплательщиков.