Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 11:02, курсовая работа
Налоги в нашей жизни определяют многое, от того, сколько их будет собрано, зависит благополучие страны, региона, конкретного города. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.
Введение……………………………………………….…………………………..4
Глава 1.История налога в России……………………………………….………..6
Глава 2.Налоговая система РФ.
2.1 Сущность, функции и роль налогов в формировании доходов государства……………………………………………….…….……………...…10
2.2 Принципы построения налоговой системы РФ………….……...….…..14
2.3 Налоговая система России на современном этапе……….………....….19
2.4 Система налогов и сборов РФ………………………….….……….....…24
Глава 3. Налоговые отношения……………………………….……...……...….28
Глава 4. Нормативно-правовая база сферы налогообложения………..….…..30
Глава 5. Проблемы налоговой системы РФ…………………….…….…….….32
Заключение……………………………………………………………...………..34
Список литературы………………………………………………………...…….35
Приложение……………………………………………………………...……….36
Начало
налоговой системы Российской Федерации
как самостоятельного суверенного
государства относится к 1991 году.
В это время проводится широкомасштабная
налоговая реформа. Принимаются Законы
27 декабря 1991 года: "Об основах налоговой
системы в РФ"; "О налоге на прибыль";
"О налоге на добавленную стоимость";
"О подоходном налоге на физических
лиц". Эти законодательные акты - фундамент
налоговой системы России.
Глава
2. Налоговая система
России
В
Налоговом кодексе
Сбор есть обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов госорганами, органами местного самоуправления юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (п. 2 ст. 8 НК РФ).
Экономическая сущность налогов непосредственно вытекает из их функций. Функция налога — это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.
В
условиях развитых рыночных отношений
налогам присущи следующие
Фискальная функция (фискас — государственная казна) проявляется в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности. Это основная функция, характерная для всех государств на различных этапах развития. Посредством ее образуется центральный денежный фонд государства. С развитием рыночных отношений значение фискальной функции возрастает.
Относительно фискальной политики государства можно сказать следующее:2
Фискальная функция налогов, формируя государственные финансовые ресурсы, создает объективные условия для вмешательства государства в экономику и этим обусловливает регулирующую функцию налогов.
Регулирующая. Государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях:
— регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит главным образом в определении «правил игры», т. е. разработке законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей, продавца и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов, устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т. п. Это направление государственного регулирования рынка непосредственно с налогами не связано;
— регулирование развития народного хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет главным образом о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном выгодном обществу направлении. Таким образом, развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами — путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народно-хозяйственных программ и т. п.
Центральное
место в этом комплексе экономических
методов занимают налоги. Маневрируя
налоговыми ставками, льготами и штрафами,
изменяя условия
Стимулирующая. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс и социально-экономическую деятельность приоритетных для государства направлений, увеличивает число рабочих мест.
Эта
функция проявляется в
Распределительная, или, вернее, перераспределительная. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народно-хозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ — научно-технических, экономических и др. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др. Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер, соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции и многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.
Осуществляя
налоговое регулирование, государство
проводит всесторонний экономический
анализ экономических систем и осуществляет
налоговый контроль. Поэтому налогам присуща
контрольная функция,
которая способствует количественному
и качественному отражению хода распределительного
процесса, позволяет контролировать полноту
и своевременность налоговых поступлений
в бюджет и, в конечном счете, позволяет
определить необходимость реформирования
налоговой системы.
2.2
Принципы построения
налоговой системы РФ
К основным принципам построения и функционирования налоговой системы относят:
- единство налоговой политики;
- единство налоговой системы;
-
организационное единство
-
справедливость и
- единство правовой базы;
- подвижность (эластичность) налогообложения;
- стабильность налоговой системы.
Статья 3 НК РФ формулирует основные начала законодательства о налогах и сборах:
Из Конституции РФ вытекает более сложная и многофункциональная структура принципиальных основ налогообложения и сборов в Российской Федерации, которая выстраивается в следующем порядке: