Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 23:32, курсовая работа
Целью написания данной работы является изучение понятия, сущности и структуры налоговой системы и современного налогообложения в Республике Беларусь. Для достижения этих целей определены следующие задачи:
изучение сущности, классификации и основных понятий налогообложения,
изучение налогов, как экономической категории государства,
изучение структуры налогового администрирования,
проанализировать налоги, уплачиваемые в Республике Беларусь
анализ изменений налоговой системы Республики Беларусь за последнее десятилетие,
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
I. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ………………5
1.1 Основные понятия и сущность налогообложения…………..5
1.2. Классификация налогов……………………………………….8
1.3. Налоговое администрирование в РБ………………………..14
II. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………….18
2.1. Налоговая система Республики Беларусь………………….18
2.2. Анализ налогов, уплачиваемых в Республике Беларусь…20
III.Пути реформирования налогообложения в РБ…...27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………...37
ПРИЛОЖЕНИЕ А………………………
налог на добавленную стоимость;
акцизы;
налог на прибыль;
налоги на доходы;
подоходный налог с физических лиц;
экологический налог;
налоги
с пользователей природных
налоги на имущество;
земельный налог;
дорожные налоги и сборы;
таможенная пошлина и таможенные сборы;
гербовый сбор;
оффшорный сбор;
консульский сбор;
экологический сбор за проезд автотранспортных средств по территориям национальных парков и заповедников;
государственная пошлина;
регистрационные и лицензионные сборы;
патентные пошлины. [13,c.38]
налог с розничных продаж;
налог за услуги;
налог на рекламу;
сборы с пользователей.
в современной теории налогообложения существуют две основные системы взимания косвенных налогов:
Одноступенчатый сбор предполагает взимание налога один раз на стадии производства или распределения. При этом возможны три подсистемы:
Налог с производителя взимается только в секторе производства.
Оптовый налог взимается на стадии, предваряющей розничную продажу.
Налог с розничного оборота охватывает не только розничных торговцев, но и производителей, и оптовиков при условии поставки продукции непосредственным потребителям.
В отличие от одноступенчатого сбора многоступенчатый сбор охватывает несколько стадий процесса производства и распределения и может быть подразделен на:
В кумулятивной каскадной системе налог взимается на всех стадиях производства. Такие налоги справедливо принято считать самыми неэффективными и нерыночными, поскольку они взимаются без учета результатов экономической деятельности, не имеют зачетного механизма и потому допускают двойное налогообложение (по затратам на производство).
Некумулятивные многоступенчатые сборы представлены налогом на добавленную стоимость, который является важным доходным источником бюджета в большинстве стран мира. Экономическая значимость данного налога объясняется тем, что в государствах с развитой рыночной системой НДС способствует упрочению ее равновесия. Это достигается в силу того, что наряду с фискальной он выполняет регулирующую и стимулирующую роль.[6]
НДС является косвенным многоступенчатым налогом, так как включается в цену товара и в итоге оплачивается конечным потребителем. Объектом выступает добавленная стоимость, субъектами - юридические лица независимо от отраслевой принадлежности, формы собственности.
Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.
Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов.
По принципам построения различают пропорциональные (ставка остаётся неизменной при увеличении или уменьшении дохода налогоплательщика); регрессивные (ставки уменьшаются по мере увеличения дохода налогоплательщика и уменьшаются по мере его сокращения) налоги.
В зависимости от характера использования налоги делятся на общие и специфические (целевые). Общие поступают в казну государства и используются для общегосударственных нужд, специфические имеют строго определённое назначение.[7]
Помимо прямых и косвенных налогов существует
также группа платежей, включаемых в себестоимость
и тем самым участвующих в формировании
цены производимой продукции. По этому
признаку большинство экономистов причисляют
указанные платежи к косвенным налогам.
Вместе с тем им присущи и признаки прямых
налогов, поскольку имеется вполне определенный
объект обложения, непосредственно не
связанный с объемами и результатами хозяйственной
деятельности. Например, социальные платежи,
исчисляемые от фонда заработной платы,
отчисления в фонд охраны природы и другие
ресурсные платежи уплачиваются вне зависимости
от того, реализована ли произведенная
продукция. И даже в случае, когда предприятие
вовсе не осуществляло производственной
деятельности и не использовало природных
и трудовых ресурсов, налог на землю оно
все равнообязано уплатить. В этом главное
отличие указанной группы налогов от косвенных,
непосредственно связанных с объемом
реализации продукции, и от прямых, зависящих
от финансовых результатов хозяйственной
деятельности. Поэтому платежи, включаемые
в себестоимость и имеющие признаки как
прямых, так и косвенных налогов, он называет
смешанными.
Одно из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства – это обеспечение устойчивого сбора налогов, надлежащей дисциплины налогоплательщиков. Уплата налогов оказывает мощное регулирующее воздействие на жизнь общества.
В начале рыночных преобразований в Республике Беларусь отсутствовали традиции рыночного хозяйствования, в том числе и в области налогообложения. Большинство государственных контролирующих органов и налогоплательщиков оказалось не готовым к принципиально новой экономической ситуации. Прежде платежи в бюджет осуществлялись автоматически и граждане считали, что перечисление налогов в бюджет – обязанность, скорее, самого государства. [8,c.49]
Возникла необходимость в создании самостоятельной государственной структуры, обеспечивающей не только сбор налогов в бюджет и контроль за соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве, но и осуществляющей разработку методологической базы по налогообложению и доведение ее до сведения налогоплательщиков. Весной 1990 года такая структура появилась: в составе Министерства финансов на базе инспекции государственных доходов была образована Главная государственная налоговая инспекция при Министерстве финансов БССР. В течение последующих 10 лет налоговая служба республики неоднократно преобразовывалась: это была и Главная государственная налоговая инспекция при Кабинете Министров Республики Беларусь, и Государственных налоговый комитет Республики Беларусь. И, наконец, Указом Президента РБ от 24.09.2001г. №516 «О совершенствовании системы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь» Государственный налоговый комитет РБ был преобразован в Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь.
В
РБ к числу государственных
Специфика вопросов, решаемых органами налогового администрирования, предопределяет содержание их деятельности и функции.
Функции
налоговых органов, их права и
обязанности, права и обязанности
должностных лиц налоговых
Основные задачи налоговых органов – это:
Налоговые органы используют правовые и не правовые формы управления.
Правовой считается
Одним из важнейших институтов налогового законодательства является налоговый контроль, который определяется как контроль за исчислением, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей. По временному критерию различаются предварительный, текущий и последующий контроль. Выбор конкретного вида контроля в каждом государстве зависит от многих причин, в том числе от уровня развития налоговой системы и общей организации контроля. В настоящее время в республике преобладает последующий контроль, применение которого обусловлено, с одной стороны, недостаточным уровнем информатизации субъектов налогообложения, налоговых органов и государства в целом, с другой – по-прежнему недостаточной правовой культурой. Однако, как показывает опыт государств с давними налоговыми традициями, по мере развития компьютеризации и налоговой культуры в обществе приоритет последующего контроля утрачивает свою главенствующую роль. Предварительный и текущий контроль, непосредственно связанные с уровнем правовой культуры, возможностями обработки и анализа сведений о налогоплательщиках, должны в равной мере сочетаться с последующим контролем.
Основными
условиями осуществления
Следует
иметь в виду, что выполнение главной
задачи налогового администрирования
– обеспечение «собираемости» налогов
– зависит не только и не, сколько
от эффективности работы налоговых
администраций, сколько определяется,
прежде всего, возможностями самой
экономики. [5,c.23]
II. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.
Налоговая система Беларуси формировалась на классических принципах налогообложения, с учетом разработанных налоговой практикой других стран принципов налогообложения. В силу сложных условий переходного периода не все они легли в основу нашей налоговой системы, другие дополнены и уточнены положениями, вытекающими из практической необходимости.
В основу налоговой системы Республики Беларусь положены следующие принципы:
Эти принципы не всегда соблюдаются. Так, однократность нарушается при взимании НДС с импортных товаров, за которые уже уплачены таможенные пошлины. Нет четкой классификации в зависимости от уровней органов государственной власти, когда все большая часть республиканских налогов является регулирующей по отношению к местным органам власти. Нередко действие закона, подписанного в середине года, распространяется на весь год.
В налоговом законодательстве нашли отражение полномочия налоговых органов, их права и обязанности, а также права и обязанности налогоплательщиков и основные виды ответственности за нарушения налогового законодательства.[2]
В механизме построения налоговой системы Беларуси важное место занимают налоговые льготы, которые используются государством в качестве регулирующей и стимулирующей функции. Их умелое применение способствует росту эффективности производства, повышению благосостояния населения.
Как правило, по каждому налогу предусматриваются специальные налоговые льготы, имеющие строго целенаправленный характер. Все льготы должны применяться только в соответствии с действующим законодательством и, как правило, не должны носить индивидуальный характер. При проведении политики налоговых льгот государство учитывает условия развития экономики, чтобы большое количество налоговых льгот не ограничивало доходы бюджета и одновременно было выгодно налогоплательщику.
При принятии решения по налоговым льготам учитываются интересы трех субъектов:
Налоговые льготы по республиканским налогам устанавливаются только республиканскими органами власти. Местные органы власти имеют право вводить льготы только в пределах сумм налогов, зачисляемых в местные бюджеты.
Государство не только вводит налоговые льготы, поощряя налогоплательщиков, но и применяет санкции к тем, кто нарушил налоговое законодательство. При несоблюдении законов о налогах юридические и физические лица несут ответственность, виды и размер которой регулируются законодательством. Налогоплательщик, преступивший закон, несет имущественную ответственность в трех видах:
В современных условиях финансовой нестабильности и высоких темпов инфляции существует проблема достижения оптимального распределения налоговых доходов между бюджетами разного уровня и закрепления за ними необходимых финансовых ресурсов, которая приобрела особое значение. Зарубежная налоговая практика выработала несколько методов налогового регулирования:
Налоги, сборы и пошлины объединяются в категорию платежей в соответствии с едиными характеризующими их признаками:
Налоги и сборы,
уплачиваемые юридическими лицами Республики
Беларусь
Платежи, уплачиваемые из выручки от реализации по факту ее получения (косвенные налоги) | Платежи, включаемые в себестоимость продукции, робот, услуг | Платежи, уплачиваемые из прибыли |
|
А. Налоги и отчисления,
начисляемые на фонд заработной платы
1. Чрезвычайный налог для ликвидаций по-следствий катастрофы на чернобыльской АЭС 2. Целевой сбор на со-держание детских до-школьных учреждений 3. Отчисления в фонд со-циальной защиты на-селения 4. Отчисление в фонд содействия занятости. Б. Отчисления в респуб-ликанский дорожный фонд 5. Отчисления в дорожный фонд средств пользователями дорог 6. Плата за проезд по автомобильной дороге Брест-Минск-граница РФ 7. Плата за проезд по автомобильным доро-гам общего пользо-вания тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств В. Прочие налоги и отчисления 8. Платежи за землю 9. Налог за пользование природными ресурсами (экологический налог) 10. Госпошлина Г. Отчисление в ведомственные фонды 11. Отчисление в инновационный фонд |
Таблица приведена по: [2, с.13] |
В налоговой системе Республики Беларусь с момента ее создания и до настоящего времени косвенные налоги играют значительную роль. Активное использование в отечественной практике налогообложения этих налогов связано с необходимостью решения объективно возникающих задач по государственной поддержке отдельных отраслей и финансированию инфраструктуры, которые в переходный период не могут быть решены иными средствами, кроме как за счет централизованных в рамках бюджета финансовых ресурсов.
В связи с этим главной особенностью некоторых косвенных налогов, действующих в Республике Беларусь, является их целевая направленность.
В Беларуси лидирующее положение по количеству налогов занимают кумулятивные многоступенчатые сборы, или так называемые оборотные налоги (платежи из выручки без НДС) (приложение А). Причем четко прослеживается тенденция к постоянному увеличению их доли, как в доходах консолидированного бюджета, так и в ВВП. Во многом такой рост вызван как введением новых оборотных налогов (с 2000г. введены отчисления в местный целевой бюджетный жилищно-инвестиционный фонд), так и переходом в эту группу целевых сборов на содержание детских дошкольных учреждений.[5]
Что касается некумулятивного платежа - налога на добавленную стоимость, то его доля в доходах бюджета и в ВВП сохраняется практически на неизменном достаточно высоком уровне - в пределах 1/4 всех доходов бюджета, что в определенной мере сопоставимо с аналогичным показателем по странам с развитыми рыночными отношениями.
Вместе с тем оценка места и роли НДС в экономике Беларуси неоднозначна. Практики полагают, что этот налог как нельзя лучше обеспечивает бюджетные потребности, а аналитики критикуют его за излишнюю фискальность, необработанность налоговой базы и чрезмерно высокие ставки. Последние считают, что данный налог не адаптирован к экономике Беларуси на этапе ее перехода к рынку, чем объясняются недостатки в формировании налогооблагаемой базы, технике исчисления НДС, и что, как следствие, вызывает недовольство налогоплательщиков.
В Республике Беларусь в условиях обретения государственности налоговая система и соответственно методология взимания НДС формировались форсированными темпами. В результате в Беларуси применялся метод «бухгалтерских отчетов», который противоречит мировой практике и доказал свою неэффективность в республике.
В условиях развития рыночных преобразований, проблемы совершенствования взимания НДС приобрели особую актуальность. Применяемый до 2000г. метод исчисления НДС стал тормозом позитивных экономических процессов и глобализации межгосударственного экономического сотрудничества. Поэтому на основе теоретического опыта и методологических разработок в странах Европейского сообщества, Российской Федерации, собственного научного потенциала в Беларуси с начала 2000г. стала внедряться общепринятая в международной практике зачетная модель взимания НДС.
В Республике Беларусь применяются также и одноступенчатые системы взимания косвенных налогов. Речь идет о налогах с производителя (акцизы) и с розничного продавца (налоги с продаж, налоги на отдельные виды услуг). При этом на долю акцизов приходится около 10% доходов бюджета, а удельный вес налогов с розничного оборота незначителен.
В
настоящее время
Налоговая система республики значительно отягощена различного рода целевыми сборами из выручки. Но проблема состоит в том, чтобы найти этим доходным источникам бюджета эффективную замену как с точки зрения выполнения фискальной задачи, так и с позиций обеспечения финансовой устойчивости предприятий.
В налоговой системе Беларуси преобладают подоходные налоги, за счет которых формируется около 1/4 доходов бюджета. На долю имущественных налогов, представленных налогом на недвижимость, приходится около 2,3 - 3,4% доходов бюджета. При этом удельный вес данного налога подвержен существенным колебаниям, что обусловлено изменением величины объекта обложения - стоимости основных фондов, меняющейся из года в год в зависимости от результатов их переоценки.
В свою очередь, подоходные налоги классифицируются на основе соотношения между ставкой налога и величиной дохода. В данном случае налоги делятся на:
В Беларуси по прогрессивной шкале взимается только подоходный налог, причем с 1998 г. наблюдается некоторое снижение его роли в формировании доходов бюджета. Основная же масса подоходных налогов являются пропорциональными, и их удельный вес, как в доходах бюджета, так и в ВВП остается достаточно стабильным.[2]
В Беларуси среди прямых налогов лидирующее положение занимает налог на прибыль юридических лиц, за счет которого формируется 12 - 13% доходов бюджета. Большинство отечественных предприятий платит указанный налог по ставке 30%, вместе с тем для малых предприятий предусмотрена пониженная ставка - 15%.
Наряду с налогом на прибыль подоходный налог с граждан является одним из важнейших прямых налогов, на долю которого приходится более 8% доходов бюджета
В Беларуси подоходный налог взимается по прогрессивной шкале с диапазоном ставок от 9 до 30%, что вполне сопоставимо с уровнем налоговых ставок в отдельных развитых зарубежных странах. Однако если учесть невысокий уровень доходов населения (средний процент изъятия подоходного налога - 10 - 11%) и широкое распространение практики нелегальной выплаты заработной платы, то становится очевидной необходимость снижения налоговой нагрузки, как на фонд заработной платы, так и на доходы населения.
Подоходный налог с физических лиц исчисляется и уплачивается в соответствии с Законом Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О подоходном налоге с граждан» от 9 марта 1999 года.
Плательщикам налога в соответствии с Законом являются физические лица:
Объектом налогообложения является совокупный доход физических лиц в денежной (денежных единицах Республики Беларусь и иностранной валюте) и натуральной форме, полученный в течение календарного года плательщиками от источников в Республике Беларусь: заработная плата, премии и вознаграждение, сумма арендной платы, дополнительные доходы от индексации и т.п. [2]
В Республике Беларусь смешанные налоги можно разделить на две группы: социальные платежи и прочие налоги и сборы. При этом смешанных налогов на протяжении всего существования новой системы налогообложения постоянно снижалась, что связано с переходом некоторых из них в группу косвенных налогов (отчисления в местный фонд на содержание детских дошкольных учреждений). К смешенным налогам относятся:
Плата за землю обязательна для физических лиц, у которых земельный участок находится во владении, пользовании или собственности, кроме физических лиц, имеющих право на льготы по этому налогу. Размер земельного налога определяется в зависимости от качества и местоположения земельного участка и не зависит от результатов хозяйственной и иной деятельности землевладельца, землепользователя и собственника земли.[2]
Земельный
налог удерживается в виде ежегодных
фиксированных платежей за гектар земельной
площади. Ставки земельного налога, утвержденные
Законом Республики Беларусь «О платежах
за землю», применяются с учетом деноминации
белорусского рубля и ежегодно пересматриваются
Советом Министров Республики Беларусь
путем применения коэффициентов, учитывающих
уровень инфляции к декабрю предыдущего
года. Районный, городской и сельский Советы
(исполнительные и распорядительные органы)
в пределах своей компетенции могут повышать
или понижать ставки земельного налога,
но не более чем на 50 процентов.
III.Пути
реформирования налогообложения
в РБ.
Одним из основных направлений проводимой в нашей стране работы по либерализации экономики и совершенствованию условий хозяйствования является упрощение налоговой системы и снижение налоговой нагрузки. Это направление не замыкается на предложениях сотрудников Минфина и МНС, а учитывает инициативы депутатов, представителей научных кругов, предприятий.
При этом можно условно выделить следующие направления:
- сокращение количества применяемых налогов, сборов (пошлин);
- повышение привлекательности упрощенных систем налогообложения;
- кодификацию налогового законодательства;
- упрощение
процедур налогового контроля и налогового
администрирования.
Сокращение количества применяемых налогов, сборов (пошлин).
С 2005 по 2009 годы было отменено 18 налоговых платежей, 34 самостоятельных сбора и платы были включены в состав государственной пошлины. Дальнейшее снижение налоговой нагрузки на экономику и упрощение налогообложения реализовывалось в рамках изменений налогового законодательства, произошедших с 1 января 2009 года.
В числе таких изменений уменьшение ставки сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки с 2 до 1 процента выручки;
фиксация единых ставок местного налога с продаж и местного налога на услуги в размере 5 процентов;
уменьшение с 5 до 3 процентов ставки налога на приобретение автотранспортных средств;
исключение из объекта обложения налогом на недвижимость активной части основных производственных фондов.
Налогообложению в настоящее время подлежат только здания и сооружения, в том числе не завершенные строительством. Это позволило предприятиям в среднем сэкономить около 25% уплачиваемых ранее по данному налогу сумм – именно на такую величину уменьшились поступления в бюджет по этому налогу в 2009 году.
Снижение налоговой нагрузки на экономику только за счет этих мероприятий оценивается на уровне 2 трлн. руб., что соответствует 1,3% валового внутреннего продукта.
С 1 января 2009 года в отношении доходов физических лиц установлена единая ставка подоходного налога в размере 12 процентов вместо существовавшей ранее прогрессивной шкалы от 9 до 30 процентов. Для индивидуальных предпринимателей установлена единая ставка подоходного налога в размере 15 процентов. Одновременно был увеличен размер стандартного налогового вычета до 250 тыс. руб. в месяц в отношении доходов, непревышающих 1,5 млн. руб. в месяц.
Единая ставка подоходного налога и увеличение размера налогового вычета упростили налогообложение доходов граждан и оставили в их распоряжении более 600 млрд. руб. Программой социально-экономического развития страны на 2006–2010 годы предусмотрено снижение налоговой нагрузки на экономику на 3–4%. По оценкам Минфина, снижение налоговой нагрузки в 2009 году по отношению к 2005 году может составить более чем 4
процентных пункта. Несмотря на непростую ситуацию с формированием доходов бюджета в текущем году, работа по снижению налоговой нагрузки и упрощению налоговой системы Беларуси будет продолжена.
Проект Особенной части Налогового кодекса предусматривает отмену с 1 января 2010 года сбора в республиканский фонд поддержки производителей
сельскохозяйственной
продукции, продовольствии и аграрной
науки, местного налога с продаж товаров
в розничной торговле, налога на приобретение
автотранспортных средств, местных сборов
с пользователей за парковку (стоянку)
транспортных средств. При реализации
запланированных мероприятий налоговая
нагрузка снизится на 4,7 процентных пункта,
что значительно превосходит параметры,
предусмотренные Программой социально-экономического
развития Республики Беларусь на 2006-2010
годы.
Динамика
налоговой нагрузки
в Беларуси с 2005 по 2009
год
Показатель
(оценка) |
2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
ВВП, трлн. руб. | 65,1 | 79,2 | 97,2 | 128,8 | 140,0 |
Налоговые доходы, трлн. руб. | 22,3 | 22,3 | 34,2 | 46,8 | 41,5 |
Налоговая нагрузка, % | 34,3 | 34,0 | 35,2 | 36,3 | 29,6 |
С вступлением в силу Особенной части
Налогового кодекса налоговая система
страны будет приближена к условиям налогообложения
большинства государств, станет понятна
любому иностранному инвестору, представителю
бизнеса. Хотя проект Особенной части
Налогового кодекса включает 30 платежей,
большинство субъектов хозяйствования
и физических лиц будут уплачивать только
5 из них: налог на добавленную стоимость,
платежи из прибыли, налог на недвижимость,
земельный и экологический налоги. Все
другие налоги, сборы (пошлины) касаются
только разовых случаев и отдельных плательщиков.
Повышение привлекательности упрощенных систем налогообложения.
На протяжении 2008-2009 годов реализовывался ряд мероприятий по развитию упрощенной системы налогообложения. Были снижены ставки единого налога, расширены критерии для применения упрощенной системы налогообложения, ряду плательщиков была предоставлена возможность уплаты единого налога ежеквартально, что позитивно сказалось на условиях их расчетов с бюджетом.
В настоящее время упрощенная система налогообложения дает возможность предприятиям и предпринимателям, размер годовой выручки у которых не превышает 3,5 млрд. руб., платить лишь один налог и, кроме того, использовать упрощенный порядок ведения бухгалтерского учета и представления статистической отчетности. Упрощенный порядок расчетов с бюджетом в настоящее время установлен также в рамках специальных режимов налогообложения, применяемых при реализации индивидуальными предпринимателями товаров, работ (услуг) за наличный расчет физическим лицам при осуществлении деятельности в сфере агроэкотуризма, ремесленнической деятельности.
Результатом расширения сферы действия упрощенной системы налогообложения стал значительный рост количества использующих это право плательщиков: с трех тысяч в 2007 году до более 74 тысяч на конец августа этого года.
Очередным шагом по либерализации белорусской экономики стало введение Указом Президента на период с 1 октября 2009 года по 1 июля 2010 года максимально простых условий осуществления деятельности и налогообложения для индивидуальных предпринимателей, которые осущест-вляют вывоз и реализацию за пределами республики произведенных в стране товаров. Для них, в том числе применяющих упрощенный порядок налогообложения, уплата подоходного налога, НДС, местных налогов и сборов заменена в этом случае единым торговым сбором (35 тыс. руб. в месяц).
Этим же Указом предусмотрено, что индивидуальные предприниматели-экспортеры могут вести расчеты наличными денежными средствами, и освобождаются от обязательного зачисления наличной иностранной валюты, полученной от реализации товаров, на счета в банках.
Кодификация налогового законодательства.
1 января 2004 года вступила в силу Общая часть Налогового кодекса
Республики Беларусь. Она установила: основные принципы налогообложения; состав участников налоговых правоотношений; виды налогов, сборов (пошлин); порядок введения, изменения и прекращения действия налогов, сборов (пошлин); права и обязанности плательщиков, налоговых органов и их должностных лиц; общие подходы к определению налогового обязательства, его исполнения и проведения налогового контроля. С принятием Особенной части Налоговый кодекс станет единым налоговым законом, который объединит в себе все вопросы налогообложения, в том числе порядок применения каждого из республиканских и местных налогов, сборов (пошлин), специальных режимов налогообложения.
По каждому налоговому платежу в ней устанавливаются все обязательные элементы налогообложения: состав плательщиков; объект налогообложения; налоговая база; размеры налоговых ставок; перечни налоговых льгот; порядок исчисления налогов, сборов (пошлин); сроки уплаты; сроки предоставления налоговым органам налоговых деклараций (расчетов) о суммах, подлежащих уплате в бюджет.
Введение в действие этой части Кодекса повысит стабильность и прозрачность налогового законодательства, сократит количество документов по вопросам налогообложения. В результате включения в нее различных положений налогового законодательства, установленных в законах, декретах,
указах,
инструкциях, будут отменены более
100 действующих сегодня
Упрощение процедур налогового администрирования.
В рамках упрощения процедур налогового администрирования Минфином и МНС проводится работа по оптимизации порядка регистрации и учета плательщиков, условий исчисления и уплаты налоговых платежей, улучшения взаимодействия плательщиков и налоговых органов.
К настоящему времени для упрощения налогового администрирования по подоходному налогу введен ежемесячный порядок исчисления облагаемого дохода и налоговых вычетов, что делает ненужным дополнительное декларирование доходов и предоставление справок при смене места работы (службы, учебы). Ежемесячные сроки уплаты налогов на недвижимость, земельного и экологического, а также местных налогов и сборов заменены на ежеквартальные.
Упрощен порядок взимания экологического налога, расширен перечень не облагаемых экологическим налогом объектов.
Меры по дальнейшему улучшению администрирования налогов запланированы и на 2010 год. Так, по налогу на добавленную стоимость предполагается сократить сроки возврата оставшихся после проведения зачета превышения сумм налоговых вычетов с одного месяца до пяти рабочих дней, что даст предприятиям возможность с большей отдачей использовать оборотные средства. Намечается отменить норму об обязательном ведении книги покупок и сделать для плательщиков применение такой книги добровольным
Ставки акцизов предлагается установить на весь 2010 год непосредственно в Особенной части Налогового кодекса. При этом ставки акцизов на автомобильные бензины привязать к октановому числу, а не к наименованию бензина, как это делается сейчас, что позволит избежать необходимости внесения дополнений в Особенную часть Налогового кодекса каждый раз при появлении на рынке бензина новой марки.
По налогу на прибыль предлагается уйти от перечисления перечня затрат, учитываемых при налогообложении, а вместо этого закрепить перечень расходов, которые не должны уменьшать налогооблагаемую прибыль.
Все остальные документально подтвержденные затраты плательщики смогут учитывать при исчислении налога на прибыль.
Планируется отменить действующий механизм нормирования расходов на оплату труда, рекламу, информационные, консультационные, маркетинговые услуги, содержание служебного легкового автомобильного транспорта. Отмена нормирования упростит налогообложение и обеспечит снижение затрат предприятий на ведение учета расходов.
Предлагается снизить с 24 до 12 процентов ставку налога на прибыль, полученную в виде дивидендов, а также прибыль от реализации акций и долей в уставном фонде белорусских организаций.
По подоходному налогу с физических лиц предусматривается:
увеличение с учетом
освобождение от налогообложения сумм безвозмездной (спонсорской) помощи (до тысячи базовых величин в год), получаемой отдельными категориями граждан, в том числе лицами, нуждающимися в дорогостоящей медицинской помощи;
упрощение порядка уплаты подоходного налога с сумм выплачиваемых премий путем его удержания и перечисления в бюджет при осуществлении расчетов за месяц, а не одновременно с выплатой премий.
В 2009 году была отменена обязанность подачи плательщиками «пустых» деклараций (расчетов) при отсутствии объектов налогообложения. Кроме того, значительно сокращено количество необходимых для представления в налоговые органы сведений и документов – их налоговые органы теперь напрямую получают от уполномоченных органов и организаций по принципу «одного окна».
Для упрощения процедур налогового администрирования МНС осуществляет разработку программно-технического комплекса по автоматизации расчета подлежащих уплате в бюджет сумм налогов, сборов (пошлин) и Представлению в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде.
Следующим этапом внедрения комплекса станет разработка до 1 января 2011 г. Программного продукта, позволяющего осуществлять расчет налогов в автоматизированном режиме на основе данных бухгалтерского учета. Окончательная реализация существенно упростит взаимодействие плательщиков с налоговыми органами.
Заключение
Налоги как один из важнейших экономических инструментов государственного регулирования экономики могут быть либо предпосылкой, либо преградой на пути к благополучию страны. Они не только являются основной формой доходов государства, но и используются государственной властью в качестве одного из важнейших регуляторов в экономике, политике, социальной сфере.
Во
все времена налоговые
Но каким бы многоликим, ни был налоговый мир на протяжении столетий, суть его, несмотря на многовековую модификацию видов, и форм взимания налогов, сохранилась. И сегодня налоги - это обязательные платежи, уплачиваемые субъектами экономической деятельности и гражданами из своего дохода в бюджет государства для удовлетворения общественных потребностей по ставкам, установленным в законодательном порядке.
В теории налогообложения выделяется, как правило, несколько функций налогов: распределительная, фискальная, стимулирующая и контрольная.
Общеизвестно,
что главной отличительной
Поэтому при разработке налоговой политики необходимо ясно сознавать ее целевую направленность. Либо мы ставим во главу угла кратковременное увеличение притока денег в казну посредством усиления налогового давления, либо ориентируемся на налогообложение, стимулирующее экономический рост и инвестиции.
Фискальная направленность налогообложения, как показывает опыт развитых государств, сопровождается противоречивыми последствиями. С одной стороны, рост налоговых поступлений в доходах бюджета создает реальные возможности для государственного воздействия на воспроизводственные процессы. Правительство получает денежные средства для ускорения процессов разгосударствления и приватизации, стимулирования роста объемов производства и его реструктурирования и т.д.
С
другой стороны, рост налогового бремени
имеет отрицательные
Необходимо отметить, что изменение микро- и макроэкономической ситуации может быть предопределено использованием конкретного вида налогообложения. Так, повышение ставки налога на прибыль сопровождается снижением: нормы прироста капитала, что может отразиться на размерах капиталовложений, совокупного предложения; налога на потребление - сокращением потребления, включая импортные товары, что отразится на распределении ресурсов; налога на экспорт - уменьшением спроса на внешних рынках и притока иностранной валюты в страну, если эти изменения повлияли на цены экспортной продукции, снижением заинтересованности отечественных предпринимателей в производстве данной продукции, а возможно, и сокращением внутреннего предложения.
Практика также свидетельствует, что попытка правительств за счет высокого налогообложения решить проблему наполнения бюджета даже в условиях развитого рынка приносит успех в ограниченном промежутке времени. Действительно, вначале рост ставок сопровождается увеличением налоговых поступлений в бюджет (тем более в условиях роста инфляции). Но в дальнейшем большой налоговый пресс обусловливает спад деловой активности, свертывание производства, усиление инфляционных тенденций, снижение совокупного спроса и, как следствие, сокращение налоговых поступлений в бюджет, ухудшение финансового положения страны.
В Беларуси принят закон о республиканском бюджете на 2010 год и принята Особенная часть Налогового кодекса. В 2010 году в целях совершенствования налоговой системы Беларуси отменены сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельхозпродукции, продовольствия и аграрной науки, налог на приобретение автотранспортных средств, местный налог с продаж товаров розничной торговли, местный сбор с пользователей за парковку.
С 1 января 2010г. Особенная часть Налогового кодекса вступила в силу. Таким образом, налоговая система Беларуси включает 30 стандартных платежей. При этом обычный налогоплательщик будет уплачивать только пять из них: НДС, налог на прибыль, налог на недвижимость, земельный и экологический налоги.
В целях компенсации выпадающих доходов бюджета в связи с упрощением налоговой системы и сокращением числа налогов увеличена ставка НДС с 18% до 20%. Новая ставка НДС применяется в отношении услуг и товаров, отгруженных с 1 января 2010 г.
Все плательщики Беларуси с 1 января 2010г.
получили право выбора сроков уплаты налога
на прибыль: ежемесячно или ежеквартально.
Также с этого года предлагается принимать
при налогообложении все отраженные в
бухучете затраты по производству, реализации
продукции и услуг. В Налоговом кодексе
предусмотрен только закрытый перечень
затрат, которые не связаны с производственной
деятельностью плательщика, и которые
по этой причине не будут учитываться
в налогообложении. Отказ от законодательно
установленного перечня затрат, которые
учитываются при исчислении налога на
прибыль, является значительным шагом
в плане упрощения порядка расчетов и
уплаты платежей в бюджет.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
(справочное)
Кривая Лаффера
Зависимость финансовых поступлений в бюджет от налоговой ставки