Налоговая система Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 16:21, реферат

Описание работы

Целью написания данной работы является изучение понятия, сущности и структуры налоговой системы и современного налогообложения в Республике Беларусь.
Проблемы налогообложения постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей самых разных эпох. Ф. Аквинский (1226 - 1274) определял налоги как дозволенную форму грабежа. Ш. Монтескье (1689-1755) полагал, что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им. А один из основоположников теории налогообложения А. Смит (1723 - 1790) говорил о том, что налоги для тех, кто их выплачивает, - признак не рабства, а свободы.

Работа содержит 1 файл

Реферат БЕЛАРУССИЯ.doc

— 132.00 Кб (Скачать)

     МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ 

     РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ 

     Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования  

     «Пермский государственный национальный

     исследовательский университет» 

     Кафедра учета, аудита и экономического анализа 
 
 

     РЕФЕРАТ

     Налоговая система Республики Беларусь 
 
 
 

     Выполнила: студентка 3 курса

     группы  БАА-2

     Шерстобитова  Н.И 

     Проверила:

     Катаева И.И 
 
 
 
 

Пермь 2011

Содержание 

     ВВЕДЕНИЕ

     Налоги  являются необходимым звеном экономических  отношений в обществе с момента  возникновения государства. Развитие и изменения форм которого неизменно сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги - основной источник доходов государства. Кроме этой чисто финансовой функции налоги используются для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса, поэтому данная тема курсовой работы является актуальной в настоящее время.

     Проблемы  налогообложения постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных  деятелей самых разных эпох. Ф. Аквинский (1226 - 1274) определял налоги как дозволенную форму грабежа. Ш. Монтескье (1689-1755) полагал, что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им. А один из основоположников теории налогообложения А. Смит (1723 - 1790) говорил о том, что налоги для тех, кто их выплачивает, - признак не рабства, а свободы.

     Целью написания данной работы является изучение понятия, сущности и структуры налоговой  системы и современного налогообложения в Республике Беларусь.  
 
 
 
 
 
 

     Глава 1.  общие сведения о налоговой системы беларуссии

     Под налоговой системой государства понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, установленных на его территории и взимаемых с целью создания централизованного общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.

     Налоговая система государства должна строиться  исходя из знаний фундаментальных закономерностей  распределительных отношений, их влияния на процесс развития экономики. Весь комплекс принципиальных положений для системы налогообложения разграничивается на две подсистемы:

  • подсистема, построенная на основе классических, или межнациональных принципов. Если налоговая система строится на основе их использования, то её можно считать оптимальной.
  • подсистема, построенная на основе организационно-экономических или внутринациональных, принципов. На основе этих принципов создаются налоговые концепции и задаются условия действия налогового механизма применительно к типу государства, политическому региону и возможностям экономики, сложившимся социальным условиям развития общества.

     Наряду  с принципами налоговая система  включает способы и методы взимания налогов. В налогообложении существует три способа взимания налогов: кадастровый, декларационный, административный.

     1) кадастровый способ предполагает  использование кадастра (реестра,  описи), содержащего перечень типичных  сведений об оценке и средней  доходности объекта обложения,  которые применяются при исчислении соответствующего налога. Так, земельный налог Беларуси рассчитывается на основе земельного кадастра, в котором представлен систематизированный перечень данных о земле как средстве производства, о земельных угодьях и т.д.

     2) декларационный способ предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы декларации о величине объекта обложения, в которую включают данные о доходах и расходах плательщика, источниках доходов, налоговых льготах и порядке исчисления суммы дохода. Примером могут служить таможенные пошлины.

     3) административный способ предполагает  исчисление и изъятие налога  у источника образования объекта  обложения, обычно осуществляемые  бухгалтерией предприятия или  другим органом, который уплачивает  налог. Таким путём взимается  подоходный налог с физических лиц, налог с доходов по ценным бумагам.

     Применяются следующие методы уплаты налога:

  • наличный платеж, когда плательщик вносит в казну определенную сумму наличных денег;
  • безналичный платеж, когда происходит перечисление через банк со счета клиента на счет бюджета;
  • гербовыми марками, покупаемыми плательщиком и наклеиваемыми на официально признанный документ, после чего он имеет законную силу.

     На  территории Республики Беларусь установлены  и действуют две группы налогов, сборов (пошлин), — республиканские и местные. Такая структура налогов позволяет говорить об установлении в Республике Беларусь двухуровневой налоговой системы, соответствующей бюджетному устройству государства.

     Республиканскими признаются налоги, сборы (пошлины), установленные законодательными актами и обязательные к уплате на всей территории Республики Беларусь. 

     Республиканские налоги, сборы (пошлины) могут выступать  в качестве регулирующих доходных источников бюджета, т.е. часть таких налоговых  поступлений может передаваться на местный уровень. В соответствии с имеющейся практикой нормативы отчислений (в процентах) республиканских налогов в местные бюджеты на каждый очередной бюджетный (финансовый) год устанавливаются Законом Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь».

     В некоторых случаях суммы отдельных  республиканских налогов могут  полностью направляться в доход  местных бюджетов: например в Республике Беларусь в полном объеме зачисляются  в местные бюджеты суммы поступлений  подоходного налога с физических лиц, налога на недвижимость, земельного налога, и ряда других республиканских налоговых платежей.

     Местные органы власти изначально не могут  вносить какие-либо коррективы в  республиканские регулирующие налоговые  платежи. В частности, они не вправе предоставлять налоговые льготы по этим налогам, даже в части сумм, поступающих в их бюджеты.

     Компетенция местных органов власти в вопросах изменения условий применения конкретных республиканских налоговых платежей, полностью переданных в местные  бюджеты, законодательно определяется одновременно с принятием решения о передаче в их бюджет сумм соответствующих платежей.

     Местными  признаются налоги и сборы, устанавливаемые нормативными правовыми актами местных Советов депутатов и обязательные к уплате на соответствующих территориях.

     По  аналогии с республиканскими налоговыми платежами уровни бюджета, в которые  передаются поступления местных  налогов и сборов, не являются определяющими. Местные налоги и сборы могут  полностью зачисляться в доход  областного бюджета, определяться в качестве регулирующих либо полностью направляться в нижестоящие бюджеты. Правовое урегулирование этих вопросов может быть обеспечено путем принятия областным Советом депутатов соответствующего решения в рамках бюджетного процесса.

     К республиканским налогам, сборам (пошлинам) относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на прибыль; подоходный налог с физических лиц; экологический налог; налоги с пользователей природных ресурсов; налоги на имущество; земельный налог; дорожные налоги и сборы; таможенная пошлина и таможенные сборы; гербовый сбор; оффшорный сбор; консульский сбор; государственная пошлина; регистрационные и лицензионные сборы; патентные пошлины.

     К местным налогам и сборам Налоговый  кодекс Республики Беларусь относит: налог  с розничных продаж; налог за услуги; налог на рекламу; сборы с пользователей.

     В настоящее время порядок применения таких налоговых платежей ежегодно устанавливается Законом «О бюджете  Республики Беларусь» на соответствующий  бюджетный (финансовый) год. При этом определяются их состав (конкретные виды платежей) и отдельные условия применения.

     Налоговый кодекс устанавливает закрытый перечень местных налоговых платежей, которые  могут быть введены местными органами власти на подведомственных административных территориях.

     В настоящее время местные органы власти вправе вводить на территориях  своих административно-территориальных  единиц следующие налоги:

     ·  налог с продаж товаров в розничной  торговле;

     ·  налог на услуги;

     ·  целевые сборы (транспортный сбор на обновление и восстановление транспорта общего пользования, используемого на маршрутах в городском пассажирском, пригородном и междугородном автобусном сообщении, сбор на содержание и развитие инфраструктуры города (района)); 

     ·  сборы с пользователей (за парковку (стоянку) транспортных средств в специально оборудованных местах; за владение собаками или использование их в предпринимательской деятельности;

     ·  сбор с заготовителей;

     ·  курортный сбор.

     Обязательность  введения местными органами власти указанных  налогов и сборов Налоговым кодексом не устанавливается, в связи с чем вопрос об их применении должен быть решен органами власти каждой из административных территорий Республики Беларусь самостоятельно.

     Налоговый кодекс признает обоснованным сохранение практики, когда эти налоговые платежи будут вводиться на основе положений Налогового кодекса нормативными правовыми актами (решениями) местных Советов депутатов базового территориального уровня, а для налога с розничных продаж – нормативными правовыми актами (решениями) областных (Минского городского) Советов депутатов.

     В соответствии с Законом Республики Беларусь доходы республиканского бюджета формируются за счет следующих налогов и сборов:

     ·  налога на прибыль (за исключением отчислений, передаваемых в бюджеты областей и г. Минска);

     ·  налога на доходы (за исключением налога на доходы от осуществления лотерейной деятельности и отчислений, передаваемых в бюджеты областей и г. Минска);

     ·  налога на доходы от осуществления  лотерейной деятельности по республиканским  и международным лотереям;

     ·  налога на доходы от проведения электронных  интерактивных игр;

     ·  налога на добавленную стоимость (за исключением отчислений, передаваемых в бюджеты областей и г. Минска);

     ·  акцизов;

     ·  налога на приобретение автомобильных  транспортных средств;

     ·  сбора за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь;

     ·  сбора за выдачу разрешений на проезд автомобильных транспортных средств  Республики Беларусь по территориям иностранных государств;

     ·  патентных пошлин;

     ·  сбора за предоставление права ввоза  на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ;

     ·  налога за использование природных  ресурсов (экологического налога);

     ·  таможенных пошлин и таможенных сборов;

Информация о работе Налоговая система Республики Беларусь