Налоговая система: понятие и характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 20:58, курсовая работа

Описание работы

Целью курсового исследования является рассмотрение налоговой системы, понятие и характеристики налоговой системы.
Для достижения цели, поставлены следующие задачи:
дать предстовление «налоговая система»;
рассмотреть характеристики, функции налоговой системы;
озннокомить с принципыпами налоговой системы Российской Федерации;

Работа содержит 1 файл

Obrazeckurs.doc

— 197.50 Кб (Скачать)

-          в виде единого налога на  вмененный доход для отдельных  видов деятельности.

-            при выполнении соглашений о  разделе продукции. 

Принципы строения налоговой системы в Рoссийской Федерации предполагают, что налог (его потребность, исчисление, способы уплаты и т.д.) должен быть понятными налогоплательщику для того, чтобы он мог легко ориентироваться в системе налогообложения и не уклонялся от уплаты. В связи с этим налоги должны быть [6, с.28]:

  • удобной для сбора;
  • налоговое бремя должно равномерно распределятся между всеми налогоплательщиками, и быть эффективным способом в регулировании экономики;
  • поддаваться разумной корpектировке, чтобы соответствовать целям экономической политики страны;
  • учитывать интересы терpиторий большой страны;
  • соответствовать пpинципам налоговой системы совpеменного демокpатического общества.

Налоги могут взиматься следующими способами [8, с. 38]:

а) кадастровый (таблица, справочник) когда объект налога разделен на группы по определенному признаку. Список этих групп и их признаки заносится в специальные справочники, таблицы. Для каждой из групп поставлена индивидуальная ставка налога. Этот метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта.

Пример такого налога служит налог на владельцев транспортных средств. Он изымается по установленной ставке в зависимости от мощности транспортного средства, не зависимо, используется это транспортное средство или просто стоит.

б) декларация — это документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой этого метода является, что выплата налога производится после получения дохода и лицом получающим доход. Примером может служить налог на прибыль.

в) взимание у источника - это налог вносится лицом выплачивающим доход. Оплата налога производится до получения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога. Например, подоходный налог с физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо. То есть до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику.

Налоги бывают двух видов. Первый вид — налоги на доходы и имущество:

- подоходный налог и налог на прибыль фирм;

- на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы);

-  поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая  землю и другую недвижимость;

- налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие.

Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами.

Второй вид — налоги на товары и услуги:

- налог с оборота — в большинстве развитых стран заменен налогом на добавленную стоимость;

- акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги);

- на наследство;

- на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие.

Это косвенные налоги. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.

 

3.2 Принципы налоговой системы Российской Федерации 

 

Реализация общественного  назначения налогов воплощается в налоговой системе любой страны с учетом правил и положений теорий налогообложения. Эти правила и положения образуют совокупность принципов налогообложения,  направленность налоговой политики и закладываемые фундамент в построение налоговой системы. 

Принципы налогообложения  – это базовые идеи, правила  и идеи которые применяют в  налогообложении [5, с.32]. Следовательно, принципы налогообложения это и есть принципы налоговой системы.

В любом государстве  существуют налоговые системы, в Российской Федерации налогова система по структуре и перчню налоговых платежей соответствует странам с рыночной экономикой. На сегодняшний день построения налоговой системы Рoссийской Федерации соответствуют организационные принципы такие как:

  • единство;
  • подвижность;
  • устойчивость;
  • огромное количество налогов;
  • подробный, закрепленный законодательно, перечня ряда региональных и местных налогов.

Организационные принципы налоговой системы Российской Федерации.

К организационным принципам  налоговой системы относятся  положения, в соответствии с которыми осуществляется построение, взаимодействие и развитие. Большинство универсальных принципов налогообложения закреплены в НК. Важные экономические принципы: справедливость, эффективность, соразмерность.

Основные организационные  принципы налоговой системы России [5, с. 39]:

Принцип единства – в  пределах Российской Федерации действуют  единые правила налогообложения. Единство налоговой системы обеспечивает сохранность и развитие основ  конституционного строя Российской Федерации – единство экономического пространства.

 Принцип единства  следует рассматривать не только  как принцип единство экономического  пространства на территории Российской  Федерации, но и как принцип  сохранения системой налогов  и сборов внутреннего единства и целостности, так как происходит вывод за рамки систем налогов и сборов, это значит что и за рамки налоговой системы ряд налоговых платежей. В частности были выведены таможенные платежи, плата за загрязнения окружающей среды, размещение отходов, других видов вредного воздействия, и др. Чем больше платежей окажутся за рамками, тем меньше стабильности в правовых условий предпринимательства хозяйствующих субъектов, так как не будет распространяться нормы НК, защищающие права и интересы налогоплательщиков, что приведет к нарушению налоговой системы.

Принцип стабильности –  постоянство установленного в государстве  налогового правопорядка в течение  длительного времени. Принцип стабильности соблюдается, а налоговая система  может быть названа стабильной в  том случае если частота и суть изменений вносимых в налоговое законодательство позволяют налогоплательщикам вести хозяйственную деятельность, следуя плану разработанного ранее в соответствии с действующим на тот момент налоговым правопорядком.

Обеспечению принципа стабильности служит конституционное требование, об установлении налогов и сборов исключительно в законодательном порядке, также НК где говорится, что изменения и дополнения в законы о налогах ,чей период соответствует календарному году, могут утверждены в течении года. Кроме налогов на прибыль, имущество, подоходный и некоторые другие.

Принцип подвижности (эластичности) – способность изменятся при  изменении экономических обстоятельств. Подвижность проявляется в изменении  ее элементов. Следует учитывать, что оперативность внесения изменений не должна нарушать стабильность налоговой системы.

При определении подвижности  налоговой системы следует учитывать  что изменения одних условий  налогообложений может привести к трудностям, а изменение других к спорам в обществе в целом так и среди субъектов законодательной инициативы. Период времени изменений и вступлений их в силу может быть определена из процедур принятия и вступления в силу федеральных законов. Так же данный принцип не должен исключать реализацию принципа стабильности, т.е подвижность не должна перерастать в не стабильность налоговой системы.

Так же существуют принципы гласности, налогового федерализма, одновременности  обложения.

В завершении рассмотрения некоторых принципов и наблюдая за разбросанностью соответствующих норм, приходим к непониманию, почему же принципы налогообложения не представлены в НК в систематизированном виде отдельной главой ну или хотя бы статьей. Нормальное представление принципов сделало бы российскую налоговую систему прозрачнее и понятнее налогоплательщикам.

 

    1.  Налоговая система Российской Федерации 2012г.

 

В 2012 - 2014 г.  цель Правительства  Российской Федерации в области  налоговой политики создание эффективной  и стабильной налоговой системы, обеспечение бюджетной устойчивости в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Основными задачами налоговой политики продолжают оставаться поддержка инновационной деятельности, образование, здравоохранение.

В 2013 году в России пройдет  масштабная налоговая реформа.  Российское правительство готовится изменить налоговое законодательство. Новые законы должны принять до конца года. После чего, налоговая система будет сохранять устойчивость, порочность  в течение пяти-шести лет. Как именно изменятся налоги, правительство должно определить весной текущего года, вся работа будет проделана до ухода депутатов Госдумы на летние каникулы.

В конце декабря прошла встреча  с представителями общественной организации «Деловая Россия» и Владимиром Путиным, где он поручил проработать «налоговый маневр», который должен будет стимулировать вложения в производство и «новую индустриализацию», предложения должны быть готовы к 15 февраля. Но ни Минфин, ни Минэкономразвития проекты пока не подготовили. Один из источников считает, что никакие маневры невозможны, пока не будет решено, что делать с пенсиями, социальным страхованием и страховыми взносами.

Однако  подготовили  свой вариант маневра, корректирующие стратегию развития России до 2020 г. Суть предложения -  это снижении налогов на труд, капитал и повышении  акцизов на табак и алкоголь.

 Правительственные  эксперты предлагают к 2014 г. повысить эти налоги в среднем в два раза по сравнению с уже проиндексированными в бюджете. Так же, эксперты предлагают серьезно сократить либо ликвидировать льготы по НДС, увеличить налоги газовых компаний, на новых нефтяных месторождениях ввести налог на дополнительный доход взамен экспортных пошлин и части НДПИ. В дальнейшем похожая реформа должна пройти и в других сырьевых отраслях. Специалисты также предлагают снова обратить  страховые взносы в соцналог с общей ставкой в 30%.

Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев в Бюджетном Послании на 2012-2014 годы, которое он представил Федеральному Собранию в июне 2011 года, также говорил о том, что нужно увеличить нагрузки на нефтегазовую отрасль. В довершении всего, один из пунктов Послания закрепил уже обещанным президентом уменьшением социальных взносов с 24 до 30% на 2012–2013 годы.

Российская налоговая  система должна отвечать современным  вызовам в условиях глобализации экономики, что означает должна быть более справедливой и дифференцированной по отношению к разным слоям населения страны.

Налоговая политика в 2012 году будет направлена на усовершенствование налогообложения. В 2012 году вступает в силу  изменения в Налоговый кодекс, вступят в действие новые нормы Закона «О бухгалтерском учете», так же произойдут модификации по страховым взносам и акцизам. В рамках весенней сессии Российского Налогового Саммита эксперты расскажут о налоговой политике 2012 – 2014 и представят последние законодательные изменения, которые окажут существенное влияние на работу бизнеса в 2012 году.

Как показывает практика, налоговые стабилизатор  действуют эффективно, если они внедрены в единство программ экономического и социального развития страны.

Налоговая система Российской Федерации объединяет принципы двух налоговых систем [10, с.213]:

  • американской - где внимание уделено на подоходный принцип налогообложения;
  • европейской – здесь акцент сделан на обложение оборота товаров и услуг в форме налога на добавленную стоимость.

 В России, как говорилось  выше, три вида системы налогообложения: федеральные, региональные и местные налоги. Однако бюджетное устройство Российской Федерации, как и во многих европейских странах, предусматривает, что региональные и местные налоги служат лишь дополнением к доходной части соответствующих бюджетов.

 Поэтапное  введением с 2002 г., Налогового Кодекса Российской Федерации уменьшено общее количество налогов, снижены ставки на основные виды налогов (на прибыль, на доходы физических лиц, на добавленную стоимость (НДС) и др.)

Переход от политики максимальных налогов к политике экономического развития думается дальнейшее медленное ослабление налогового бремени, развитие налогового федерализма при обеспечении доходов бюджетов всех уровней и стабильности налоговой системы в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Понятие «налоговая система» было введено Законом РФ  27 декабря 1991 г. № 2118-1., согласно статье 2 «совокупность  налогов, сборов, пошлин и др. платежей, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему». Это  определение имеет две особенности:

Информация о работе Налоговая система: понятие и характеристика