Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 14:51, реферат
Налоговая система Италии чрезвычайно сложна. Большое количество налогов в совокупности с высоким уровнем налогообложения, сложностью порядка исчисления и уплаты основных налогов, а также отсутствием единого кодифицированного документа по вопросам налогообложения делают итальянскую налоговую систему одной из наиболее сложных среди стран Европейского союза.
Введение 3
1. Общая характеристика налоговой системы Италии. 4
2. Характеристика государственных налогов Италии. 7
2.1. Подоходный налог с физических лиц. 8
2.2. Подоходный налог с юридических лиц. 11
2.3. Местный подоходный налог. 12
3. Особенности исчисления региональных налогов Италии. 14
3.1. Региональный налог на производственную деятельность (IRAP). 14
3.2. Косвенный региональный налог на увеличение стоимости недвижимости (INVIM). 15
3.3. Коммунальный налог на недвижимость (ICI). 17
3.4. Региональный налог за пользование водными объектами, лесным фондом и биологическими ресурсами. 19
4. Местное налогообложение в Италии 20
Заключение 22
Список используемой литературы 23
Оглавление
Налоговая система Италии чрезвычайно сложна. Большое количество налогов в совокупности с высоким уровнем налогообложения, сложностью порядка исчисления и уплаты основных налогов, а также отсутствием единого кодифицированного документа по вопросам налогообложения делают итальянскую налоговую систему одной из наиболее сложных среди стран Европейского союза.
Налоговые поступления являются основным источником доходов государственного бюджета Италии (более 80%).
Большие
изменения в структуру
Современная налоговая система Италии характеризуется довольно четкой структурой, унифицированными правилами обложения и изъятия средств из бюджета, превалированием прямых налогов над косвенными.
В результате реформы 1974 г. наибольшему упрощению подверглись прямые налоги, взимаемые непосредственно с налогоплательщиков. Кроме того, существенные изменения в практику взимания данного вида налогов внесла реформа 1988 г., которая затронула три основных налога: подоходный налог с физических лиц, подоходный налог с юридических лиц и местный налог (с физических и юридических лиц).
Конституция Италии (ст. 75) запрещает выносить вопросы, связанные с налогообложением, на референдум.
Особенности процедуры взимания налогов с некоторых видов доходов методом удержания их у источника по фиксированным ставкам фактически породили еще один прямой налог - налог на доходы с капитала. Находясь в юридических рамках подоходного налога с физических лиц, он технически существует самостоятельно, так как проценты, получаемые по вкладам и облигациям, облагаются у источника в окончательном порядке и в дальнейшем при исчислении основного подоходного налога вычитаются из общей суммы облагаемого дохода.
К категории прямых относится и налог с наследства и дарения, который в 1980-е гг. также претерпел значительные изменения.
Косвенными налогами облагаются различные виды операций, связанных с продвижением товаров по стадиям производства и обращения, оказанием услуг, импортом товаров, сменой собственности и рядом других сделок. Наиболее важным из них является налог на добавленную стоимость. Все другие косвенные налоги имеют специфические сферы применения, и их названия, как правило, отражают их суть:
- гербовый налог взимается государством за юридическое оформление гражданских и коммерческих документов;
-
регистрационный налог
- налог на прирост стоимости недвижимости взимается в пользу местных органов власти в случаях продажи недвижимости с прибылью;
-
прочие производственные и
- таможенные пошлины и сборы;
- налог с лото и лотерей.
На
протяжении 1970-х гг. фискальное значение
отдельных налогов в результате проведения
реформы 1974 г. непрерывно изменялось. Наиболее
важными в финансовом отношении являются
два налога: подоходный налог с физических
лиц и налог на добавленную стоимость.
В общей сумме налоговых поступлений государства
их доля составляет свыше 50%.
Налоговая система Италии включает следующие основные виды налогов:
1) национальные налоги;
2) областные налоги;
3) коммунальные налоги.
Наибольший удельный вес в структуре налоговых поступлений занимают национальные налоги. Характеристика национальных налогов страны по элементам приведена в табл. 1.
Таблица 1. Характеристика национальных налогов по элементам
Элемент налога | Подоходный налог с физических лиц | Налог на доходы юридических лиц | Налог на добавленную стоимость |
Нормативное регулирование | Конституция, законы парламента Италии | ||
Субъект | Частные лица, резиденты и нерезиденты Италии | Юридические лица | Организации и индивидуальные предприниматели |
Объект | Доходы физических лиц | Доходы юридических лиц | Добавленная стоимость |
Налогооблагаемая база | Совокупный доход, скорректированный на сумму разрешенных вычетов | Валовой доход за вычетом заработной платы, расходов на научные исследования и других разрешенных вычетов | Разница между стоимостью товаров, которые поступают на предприятие в качестве сырьевых и вспомогательных материалов, и стоимостью данных товаров при их выпуске в качестве готовой продукции |
Ставки, % | Установлена прогрессивная шкала ставок от 23 до 43% в зависимости от суммы дохода | 36 | 19; 13; 9; 4 |
Налоговый период | Календарный год | Год | Календарный месяц |
Как и во многих развитых странах, одним из важнейших источников государственных доходов в Италии является подоходный налог с физических лиц. Субъектом обложения выступают частные лица, резиденты и нерезиденты Италии, а объектом - их доходы. У резидентов (таковыми помимо исконных итальянцев считаются иностранцы, которые имеют в Италии основной источник доходов или проживают в стране более 6 мес.) этим налогом облагаются все доходы, полученные не только в Италии, но и за границей. Нерезиденты выплачивают этот налог только с доходов, полученных в Италии.
Все доходы частных лиц в зависимости от источника происхождения делятся на пять категорий, каждая из которых имеет особенности исчисления.
К группам источников дохода для целей налогообложения относятся:
1)
земельная собственность,
2) капитал;
3) работа по найму и свободные профессии;
4) предпринимательство;
5) прочие источники.
Совокупный доход, образованный из всех перечисленных ранее источников, затем корректируется на сумму разрешаемых вычетов.
Итальянское налоговое законодательство не позволяет вычитать из дохода расходы, связанные с получением дохода от капитала и работы по найму (занятости). Только предпринимательский доход и доход от независимой работы предусматривают применение налоговых вычетов. Однако некоторые вычеты из общего дохода допускаются относительно расходов, непосредственно не вычитаемых при расчете отдельных категорий доходов, при условии обеспечения сохранности необходимой документации.
Основное
пособие предоставляется в
Основные и дополнительные пособия не применяются при расчете региональной и муниципальной составляющей налога.
Налогоплательщик имеет право на вычет из облагаемой суммы следующих расходов:
1)
суммы уплаченного местного
2)
арендной платы и других
3) процентов, уплачиваемых по полученному ранее ипотечном кредиту;
4)
расходов на лечение (
5) расходов на похороны (в сумме не более 1549,37 евро);
6) расходов на образование (в сумме, не превышающей платы за обучение, установленной в государственных учебных заведениях);
7) алиментов;
8) взносов в систему социального страхования и обеспечения;
9) взносов по страхованию жизни и от несчастных случаев;
10) расходов, связанных с проведением выборных кампаний (данное право имеют предприниматели);
11) расходов, связанных с текущим ремонтом, содержанием и охраной произведений искусства;
12) взносов в фонд борьбы с голодом (максимальная сумма - 2% облагаемого дохода);
13) помощи театральным объединениям (до 20% облагаемого дохода);
14)
потерь, понесенных арендатором
из-за прекращения арендного
15) пожертвований в пользу церкви.
В
Италии установлена прогрессивная
система налогообложения
Таблица 2 Базовые ставки налога на доходы физических лиц
Сумма дохода, тыс. евро | Ставка, % |
До
26 |
23 |
От 26 до 33,5 | 33 |
От 33,5 до 100 | 39 |
Свыше
100 |
43 |
Данные ставки дополнительно увеличиваются на региональную надбавку, которая колеблется от 0,9 до 1,4% в зависимости от региона. Они могут быть также увеличены на местную дополнительную надбавку, которая колеблется от 0 до 0,5% в зависимости от муниципалитета.
Некоторые виды доходов подлежат обложению отдельно: