Налоговая система Италии

Автор: e*****************@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 17:39, курсовая работа

Описание работы

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Содержание

Содержание
Введение 1
1. Налоги как инструмент регулирования 2
2. Распределение налогового бремени 11
3. Особенности налоговой системы Италии 15
Заключение 40
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

(Италия с поправками.docx

— 63.13 Кб (Скачать)

    Вместо  четырехразрядной шкалы ставок на доходы до 100 тыс. долл., действовавшей ранее, с 1988 г. вводятся лишь две ставки - в 15% на первые 50 тыс. долл.  и 25% на следующие 25 тыс. долл. Сверх этой суммы действует максимальная ставка - 34%. Эти изменения уменьшили объем выплачиваемых корпорациями налогов за 1987-1991 гг. на 116.7 млрд. долл.

    Реформой 1986 г. сохранен ряд важных налоговых  преференций корпорациям, но отменена, например, социальная налоговая льгота на новые инвестиции, действующая  в той или иной форме почти  во всех развитых капиталистических  странах.

    В других странах ставка налога на прибыль  предприятий следующие:

    
        Страна       Ставка  налога (в %) на уровне центрального правительства
      Аргентина        33            
      Бразилия        35
   Великобритания        35 (для малых компаний - 25)
      Греция        40 (по торговым корпорациям - 46)
      Нидерланды        42
      Египет         40
      Ирландия        50 (для малых компаний - 40)
      Португалия        30 - 35
      Франция        42
      ЮАР        50 (в  пром - ти по добыче алмазов - 56)
      Япония        35 - 40

    Акцизы - вид косвенных налогов, аналогичный налогу с продаж, но распространяется на избранные товары (сигареты, спиртные напитки, косметика, услуги по путешествиям, на театральные билеты и т.д.).

    Налог на добавленную стоимость. Впервые введен во Франции в 1954 г. Используется в США, Великобритании и др. Налог на добавленную стоимость взимается с разницы между отпускной ценой и издержками производства до данной стадии движения товара, таким образом, в исчислении продажной цены исключается так называемый “двойной счет”. Добавленная стоимость включает заработную плату, амортизационные отчисления, процент за кредит, прибыль, расходы на электроэнергию, рекламу, транспорт.

    Многие  страны используют НДС в качестве важного источника дохода. Следует  отметить, что НДС сдерживает потребление. Можно избежать уплаты НДС, направляя  большую часть средств в сбережения, а не на потребление. Известно также, что сбережения (средства высвобождаемые из потребления) будут высвобождать ресурсы из производства потребительских товаров и, таким образом, сделают их доступными для производства товаров производственного назначения.  

    С 1992 года в РФ, вместо налога с оборота, введен налог на добавленную стоимость, который составлял 28% , а с 1993 года он равен 20%  от стоимости реализованных товаров и услуг.

    В 1994 году, кроме налога на добавленную  стоимость, введен специальный налог с предприятий, учреждений, организаций для финансовой поддержки и обеспечения устойчивой работы предприятий важнейших отраслей в размере 3% от налогооблагаемой базы, установленной для налога на добавленную стоимость. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    4.Особенности налоговой системы Италии

    Налоговая система Италии имеет достаточно сложную структуру. В настоящее  время законодательство о налогах  включает в себя свыше 350 законов, устанавливающих  и определяющих порядок исчисления и уплаты почти 40 федеральных и  местных налогов. В число этих законов входит как непосредственно  налоговое законодательство, так  и Конституция Итальянской Республики, в которой определены основные принципы налогообложения, международные соглашения. А также акты президента, правительства, Министерства экономики и финансов и представительных органов власти на местном уровне.

    Правительство Италии при проведении налоговой  реформы 1974 и 1988 годов постарались  учесть как можно большее число  способов уклонения от налогообложения, использовавшихся компаниями и физическими  лицами. Поэтому к первоначальному  своду налоговых законов было принято немало поправок, дополнений и пояснений, имеющих статус законов.

    Экономика Италии основывается на предприятиях малого и среднего бизнеса, которые составляют более 90 процентов всех зарегистрированных компаний. Это выделяет Италию среди прочих стран ЕС. Соответственно, налоговая система Италии во многом ориентирована на малый и средний бизнес.

    Очевидно, что, имея огромное количество зарегистрированных мелких налогоплательщиков, налоговые  органы Италии не могут провести их сплошную проверку. В Италии действует  стандартный механизм самообложения, то есть как и в России, налогоплательщик обязан самостоятельно представить налоговую декларацию, рассчитать и перечислить налоги. А налоговые органы обязаны проверить правильность расчета налогов.

    А чтобы облегчить свою работу по проведению проверок, итальянские налоговики разработали  и издали специализированный «справочник  доходности различных видов бизнеса». Этот справочник составлен на основе статистических данных об уплате налогов в стране за последние десять лет в соответствии с получаемым доходом и налогами, которые должны быть перечислены государству. Зависимость введена от видов деятельности (выделено более 180), суммы выручки (деление с шагом в 500 тыс. евро), сумм затрат, отраслей экономики, месторасположения и некоторых других показателей.

    Этим  справочником итальянские налоговики руководствуются при проведении камеральных проверок полученных ими  отчетов компаний (это делает автоматизированная компьютерная программа). Если заявленные налоговые обязательства фирмы  ниже, чем расчетные средние показатели по «справочнику», она автоматически  заносится в список подлежащих налоговой  проверке. Кроме того, список налоговых  проверок дополняется случайно выбранными (по жребию) компаниями, пусть налоговые  показатели которых формально и  соответствуют среднерасчетным параметрам «справочника».

    Однако  все это относится лишь к мелким и средним налогоплательщикам. Крупнейших налогоплательщиков итальянские налоговики проверяют ежегодно в обязательном порядке.

    Особенность налогового законодательства Италии состоит  в том, что согласно Конституции  Итальянской Республики (Costituzione della Repubblica Italiana), государство не имеет права изменять налоговое законодательство после принятия бюджета государства на год в течение всего срока его действия (ст. 81 Конституции ИР). Второй особенностью является принцип прогрессивности налоговых отчислений (ст. 53 Конституции ИР). Большие доходы облагаются по большим ставкам налога. Кроме того, в Италии законодательно закреплен принцип превалирования прямых налогов над косвенными.

    Косвенными  налогами облагаются различные виды операций связанных с продвижением товаров по стадиям производства и обращения, оказанием услуг, импортом товаров, сменой собственности и  рядом других сделок. Наиболее важным из них является налог на добавленную стоимость. Налог на добавленную стоимость (IVA - Imposta sul Valore Aggiunto) является основным косвенным налогом Италии. IVA установлен декретом президента Итальянской Республики от 26.10.72 №633. Налог исчисляется как разница между суммой налога, уплаченного за приобретенные товары и услуги, и полученного за реализованные. В Италии применяется несколько налоговых ставок по НДС.

    Базовая ставка - 20 процентов. В отношении  реализации продуктов питания первой необходимости (свежее молоко, сливочное  и оливковое масло, сыры, мука и  т.д.), а также печатной продукции  и издательских услуг применяется  ставка 4 процента. А при совершении сделок с иными видами продуктов  питания (мясо, рыба) используется ставка в 10 процентов.

    Различные ставки налога применяются также  при сделках с недвижимостью  в зависимости от ее класса. Так  продажа недвижимости, требующей  реконструкции (не являющейся элитной) облагается по ставкам в 4 или 10 процентов (в зависимости от категории недвижимости). А доходы от продажи жилых домов  компаниями, не являющимися строительными  или риэлтерскими, освобождаются  от уплаты НДС.

    При экспорте товаров, работ и услуг  применяется ставка НДС 0 процентов, так же, как это принято в  других странах ЕС, и в России.

    Особая  категория косвенных налогов  представлена такими старейшими фискальными  инструментами, как гербовый, регистрационный  и концессионный налоги.

    Гербовый  налог взимается в форме продажи  государством специальной гербовой бумаги или гербовых марок, требуемых  по закону для надлежащего оформления различных коммерческих документов (долговых обязательств, квитанций, чеков, счетов-фактур, по которым не взимается  налог на добавленную стоимость; частных контрактов и письменных соглашений). Все нотариальные операции в обязательном порядке облагаются гербовым сбором. Размер гербового  налога дифференцирован по видам  документов, а внутри отдельных видов (например, долговые расписки) зависит от суммы сделки.

    Регистрационный налог выплачивается в тех  случаях, когда совершаемая сделка или акт должны быть зарегистрированы государством в соответствующих  книгах. По закону регистрация необходима при переходе прав собственности (суда, наземные средства передвижения, патенты  и некоторые другие). Кроме того, регистрируются все контракты, связанные  с лизингом, займами, доверенности, дарственные, судебные решения и  предписания. Ставка налога составляет 3 процента от суммы сделки для организаций-плательщиков НДС и 7 процентов - для прочих покупателей.

    При покупке дома для постоянного  жительства платится налог 3% от фискальной стоимости. В этом случае в течение 18 месяцев покупатель должен предоставить в отдел регистраций справку  о прописке, взятую в муниципалитете, в зоне которого находится дом (её не сложно получить, но в связи с  долгой бумажной работой, запрос лучше  подавать заранее).

    Регистрационный налог дополняет гербовый в тех  случаях, когда помимо оформления документов требуется запись их в государственные  регистрационные книги.

    Также к числу косвенных налогов  Италии относятся следующие:

    - налог на прирост стоимости недвижимости взимается в пользу местных органов власти в случаях продажи недвижимости с прибылью;

    - прочие производственные и коммерческие акцизы (на электроэнергию, алкогольные напитки, сахар, табак) и сборы (при заключении страховых контрактов, купле-продажи акций и облигаций и при оказании государством так называемых концессионных услуг, т.е. выдаче разрешений, лицензий и т.п.);

    - таможенные пошлины и сборы;

    - налог с лото и лотерей;

    - кадастровый и ипотечный налоги, установлены законодательным декретом правительства Италии от 31.10.90 №347 и уплачиваются при покупке недвижимости. Если недвижимость приобретается у первичного собственника-организации (например, построившей или реконструировавшей этот объект), общая сумма этих двух налогов составляет всего 336 евро. В противном случае (недвижимость приобретается у вторичного собственника или у физического лица), применяется совокупная ставка 3 процента от суммы сделки;

    - налог на рекламу (муниципальный налог), которым облагаются рекламные объявления и любые другие виды рекламы. Обязанность по уплате налога на осуществление рекламной деятельности возлагается как на компании, размещающие свою рекламу, так и на распространителей рекламной продукции.

    Несмотря  на то, что итальянская налоговая  система состоит из почти 40 различных  налогов, 80 процентов бюджета формируют  только три из них: НДС, федеральный  налог на прибыль, региональный налог  на прибыль. Плательщиками налога на доходы корпораций (IRE S - Imposta sul Reddito delle Societ a) являются все коммерческие организации, зарегистрированные на территории Италии, а также иностранные компании, функционирующие на территории страны посредством организации филиала (или представительства). Причем в первые три года с момента регистрации компания может воспользоваться налоговыми льготами, позволяющими платить налог в пониженном размере. Налоговая ставка налога на доходы корпораций - 33 процента. Причем эта ставка постоянно снижается в течение последних лет. Несколько лет назад она составляла 37 процентов

    Объектом  обложения является чистый доход  компании в виде нераспределенной прибыли. Но налоговая база может быть уменьшена  на затраты компании. Не попадает под  обложение данным налогом 95 процентов  дохода, полученного итальянской  компанией в форме дивидендов. Также освобождению подлежит прибыль  от реализации долей (акций) итальянских  и иностранных компаний, при соблюдении требования минимального срока владения такой долей.

Информация о работе Налоговая система Италии