Налоговая система и налоговый контроль в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 00:11, контрольная работа

Описание работы

К экономическим показателям в первую очередь относится налоговый гнет, определение которого было дано ранее. Другим экономическим показателем служит соотношение налоговых доходов от внутренней и внешней торговли. В высокоразвитых странах, экспортирующих в основном готовую продукцию, экспортные пошлины незначительны, а основные поступления в бюджет осуществляются за счет налогообложения торговли внутри страны.

Работа содержит 1 файл

Налоговая система России.docx

— 35.57 Кб (Скачать)

5Пантюшов О.В. Мероприятия налогового контроля // "Право и экономика", 2009, N 1.

12

        Что касается видов налогового контроля, то в «рамках Налогового Кодекса Российской Федерации о них не сказано ни слова», поэтому классификация многообразна и учеными проводится на различных основаниях.

1) В  зависимости от времени проведения  налогового контроля выделяется  предварительный, текущий (оперативный) и последующий налоговый контроль.

Предварительный контроль «предшествует совершению проверяемых операций, поэтому позволяет предупредить нарушение финансового законодательства и выявить еще на стадии прогнозов и планов дополнительные финансовые ресурсы, пресечь попытки нерационального использования средств;

Текущий (оперативный) контроль является «частью ежедневной работы налоговых органов и представляет собой проверку, проводимую в отчетном периоде для оценки правильности отражения различных операций и достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности, представляемых плательщиками»;

Последующий контроль «сводится к проверке финансово-хозяйственных операций за истекший период на основе анализа отчетов и балансов, а также путем проверок и ревизий непосредственно на месте: на предприятиях, в учреждениях и организациях. Последующий контроль осуществляется, прежде всего, методом документальной проверки, который характеризуется углубленным изучением финансово – хозяйственной деятельности налогоплательщика и позволяет вскрыть имеющиеся недостатки».

2) По  характеру контрольных мероприятий  налоговый контроль можно разделить  на плановый и внезапный.

        В первом случае контроль подчинен определенному планированию, а во втором – осуществляется в случае внезапно возникшей необходимости. Налоговое законодательство не ограничивает налоговые органы в части

13

осуществления внезапного налогового контроля. Однако преобладающим следует признать плановый контроль.

3) Исходя  из метода проверки документов  налоговый контроль подразделяется  на сплошной и выборочный.

Сплошная  проверка основывается на проверке всех документов и записей в регистрах бухгалтерского учета, тогда, когда выборочная проверка предусматривает проверку части первичных документов в каждом месяце проверяемого периода или за несколько месяцев. В случае, если выборочной проверкой устанавливаются серьезные нарушения налогового законодательства или злоупотребления, то проверяющим предписывается на данном участке деятельности предприятия провести сплошную проверку.

4) По  месту проведения налоговая проверка  делится на камеральную и выездную.

        Отличие этих форм заключается в месте проведения проверок, так, согласно ст. 88 и по смыслу ст. 89 НК Российской Федерации камеральными именуются проверки, проводимые по месту нахождения налогового органа, а выездными - проверки с выездом к месту нахождения налогоплательщика.

Однако, камеральная и выездная проверка относятся к формам налогового контроля.

5) Налоговый  контроль можно классификация  в зависимости от субъектов  налогового контроля на:

· контроль налоговых органов: Государственная  налоговая служба Российской Федерации, государственные налоговые инспекции  по субъектам Российской Федерации  и муниципальным образованиям;

· контроль таможенных органов: Государственный  таможенный комитет Российской Федерации  и иные таможенные органы Российской Федерации;

· контроль органов государственных внебюджетных фондов;

· контроль финансовых органов;

· контроль иных контролирующих и правоохранительных органов.

14

6) По  периодичности проведения налогового  контроля различаются первоначальный и повторный.

        Первоначальными контрольные мероприятия признаются, проводимые в отношении какого-либо налогоплательщика впервые за год. Повторность же возникает в том случае, когда в течение календарного года осуществляется две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком за один и тот же период.

3. Принципы налогового  контроля.        

        Принципы налогового контроля – «закрепленные в налоговом законодательстве руководящие начала и идеи, выражающие сущность налогового контроля и определяющие организацию, и эффективное осуществление налогового контроля, которыми должны руководствоваться субъекты налогового контроля при осуществлении ими контрольных мероприятий в сфере налогообложения».

1. Принцип законности.

         Принцип законности «означает, во-первых, необходимость строгого соблюдения требований предписаний законодательных актов и основанных на них предписаний иных правовых актов всеми участниками отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности», а, во-вторых, «устанавливается запрет произвола, «самовольное» принятие решений, без учета критериев и общепринятых представлений о справедливости».

        В рамках налогового контроля принцип законности проявляется, в том, что, согласно ст. 1 Налогового Кодекса РФ, полномочия налоговых и таможенных органов, а также формы и методы налогового контроля, его регулирование устанавливаются исключительно Налоговым Кодексом РФ.

Кроме того, согласно ст. 32 на налоговые органы возлагается обязанность осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства и принятых в соответствии с ним нормативных актов.

15

2. Принцип юридического равенства.

Данный  принцип закрепляется в Конституции  РФ в ст. 19 и заключается в том, что все равны перед законом  и судом и недопустимо какое-либо ограничение в правах по признакам  социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

       «Данный принцип закрепляется и в Налоговом Кодексе РФ в ст. 3, которая также не допускает какую-либо дискриминацию в налоговой сфере по социальным, расовым, национальными иным критериям и  говорит о формально – юридическом равенстве налогоплательщиков перед законом и судом, о равенстве их правовых статусов», что означает запрет на установление дифференцированных ставок налогов и сборов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала (за исключением таможенных пошлин), а также в зависимости от того, кто является налогоплательщиком или покупателем товаров, работ или услуг (ст. 353 НК РФ).

        В рамках налогового контроля необходимо сказать, что по принципу юридического равенства также ни одна организация не может быть освобождена налоговыми органами от проведения в отношении нее мероприятий налогового контроля и предполагает единство форм, методов проведения налогового контроля, применяемых на всей территории России.

3. Принцип соблюдения прав человека и гражданина.

         Конституция РФ провозгласила, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью и должны соблюдаться всеми государственными органами и организациями (ст. 2).

         Данный принцип хорошо проявляется через «призму» права на судебную защиту, так как «право на правосудие - есть основная гарантия, предоставляемая гражданину для реализации свобод и всего того, что связано с этой реализацией (а именно: защиты личности, имущественных прав, законных интересов и др.)»,в случае нарушения его прав и свобод

16

государственными  органами, органами местного самоуправления, учреждениями, предприятиями, общественными  объединениями или должностными лицами, государственными служащими.

       Данный принцип универсален, является основным для всех отраслей Российской Права, поэтому, применительно к налоговому контролю также необходимо говорить о приоритете прав и свобод человека в деятельности налоговых органов, организаций. Также в рамках принципа соблюдения прав человека и гражданин можно говорить о таком принципе налогового контроля, как принцип защиты прав налогоплательщика, который гарантируется на любом этапе проведении мероприятий налогового контроля. Контролируемые субъекты могут обжаловать действия и акты налоговых органов на любой стадии осуществления контрольной деятельности.

4. Принцип гласности.

         Принцип гласности означает открытую и доступную для всех организаций и граждан деятельность государственных органов, а также возможность получения информации.

         В сфере налогового контроля принцип гласности реализуется, в частности, при официальном опубликовании сведений о действующих на территории России налогах и сборах (ст. 16 НК РФ) и при исполнении налоговыми органами своих обязанностей по информированию налогоплательщиков о действиях налоговых органов, по даче разъяснений о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов (ст. 32 НК РФ).

        Противоположным принципу гласности можно соотнести Принцип соблюдения налоговой тайны.

5. Принцип  соблюдения налоговой тайны.

         Данный принцип соответствует требованиям соблюдения специального режима доступа к сведениям о налогоплательщике, полученным должностными лицами уполномоченных контрольных органов. Налоговую

17

тайну составляют любые полученные налоговым  органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений, определенных в ст. 102 НК РФ. Налоговая тайна  не подлежит разглашению должностными лицами уполномоченных органов, привлекаемыми  специалистами, экспертами, переводчиками  за исключением случаев, предусмотренных  федеральным законом

         Устанавливается запрет разглашения следующих «видов, (разновидностей) тайн: государственную, служебную, коммерческую, банковскую, нотариальную, аудиторскую, адвокатскую, налоговую тайну и тайну страхования».

6. Принцип ответственности.

         Заключается в том, что «к лицу, совершившему правонарушение, применяются меры налоговой, административной и иной ответственности, наступающей за нарушение правил поведения в сфере налоговых отношений». Естественно, что данный принцип является основополагающим для института ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Все виды налоговых правонарушений и меры ответственности за их совершение установлены  в гл. 16 Налогового Кодекса РФ.

7. Принцип презумпции невиновности налогоплательщика.

       «Принцип презумпции невиновности налогоплательщика – новелла российского налогового законодательства».

         Во-первых, каждый налогоплательщик считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном Федеральным Законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда.

        Во-вторых, обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности налогоплательщика, возлагается на налоговые органы.

      В-третьих, все неустранимые сомнения в виновности налогоплательщика

18

толкуются в его пользу. 

8. Принцип независимости.

          В настоящее время налоговые органы РФ представляют собой организованную государством единую централизованную систему контрольных органов, объединенную в самостоятельное федеральное министерство, призванную реализовывать интересы государства в сфере налогообложения и независимую от каких-либо организаций или физических лиц.

Органы, осуществляющие налоговый контроль, приведены в ст. 38 Налогового Кодекса  Российской Федерации, это:

· налоговые  органы: Государственная налоговая  служба Российской Федерации, государственные  налоговые инспекции по субъектам  Российской Федерации и муниципальным  образованиям;

· таможенные органы: Государственный таможенный комитет Российской Федерации и  иные таможенные органы Российской Федерации;

· органы государственных внебюджетных фондов;

· финансовые органы;

Информация о работе Налоговая система и налоговый контроль в РФ