Налоговая система и налоговый контроль в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 00:11, контрольная работа

Описание работы

К экономическим показателям в первую очередь относится налоговый гнет, определение которого было дано ранее. Другим экономическим показателем служит соотношение налоговых доходов от внутренней и внешней торговли. В высокоразвитых странах, экспортирующих в основном готовую продукцию, экспортные пошлины незначительны, а основные поступления в бюджет осуществляются за счет налогообложения торговли внутри страны.

Работа содержит 1 файл

Налоговая система России.docx

— 35.57 Кб (Скачать)

4

1. Налоговая система России.

         Действующим налоговым законодательством не предусмотрено нормативное определение понятия «налоговая система». Глава 2 НК РФ определяет лишь понятие системы налогов и сборов в Российской Федерации, которая является лишь частью налоговой системы. 
Действовавшая ранее ст. 2 Закона «Об основах налоговой системы» устанавливала следующее определение: «совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей (далее – налогов)», взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему. Однако оно не включало ряд важных составляющих, характеризующих любую налоговую систему, а именно: 
•  систему налоговых органов;

• систему и принципы налогового законодательства;

• принципы налоговой политики;

• порядок распределения налогов по бюджетам;

• формы и методы налогового контроля;

• порядок и условия налогового производства;

•  подход к решению проблемы международного двойного налогообложения и др.

        Поэтому можно согласиться с мнением С. Пепеляева, определяющим налоговую систему как взаимосвязанную совокупность действующих в данный момент в конкретном государстве существенных условий налогообложения. Налоговая система характеризуется экономическими и политико – правовыми показателями.

        К экономическим показателям в первую очередь относится налоговый гнет, определение которого было дано ранее. Другим экономическим показателем служит соотношение налоговых доходов от внутренней и внешней торговли. В высокоразвитых странах, экспортирующих в основном готовую продукцию, экспортные пошлины незначительны, а основные поступления в бюджет осуществляются за счет налогообложения торговли

5

внутри  страны.

         В менее развитых странах за счет таможенных пошлин на экспортируемое сырье велика доля доходов от внешнеэкономической деятельности. Соотношение налоговых доходов от внутренней и внешней торговли в высокоразвитых европейских странах составляет 1:1, в современной России, в экспорте которой преобладает сырье, -2:1. 
Для характеристики налоговой системы используется также соотношение прямого и косвенного налогообложений. Данное соотношение зависит от уровня развития страны, поскольку сбор косвенных налогов не требует развития налогового аппарата и изощренной системы расчетов. В России доля косвенных налогов в 1994 году составила 73,46%, в настоящее время отмечается устойчивая тенденция роста косвенных налогов в структуре обязательных платежей в бюджеты различных уровней и во внебюджетные фонды. 
       Структура прямых налогов также выступает в качестве экономического показателя налоговой системы. Для высокоразвитых стран характерна высокая доля подоходных налогов, налогов на имущество и страховых выплат, в то время как в России, к примеру, наиболее значимым из всех существующих прямых налогов остается налог на прибыль (37,26%), а налог с физических лиц составляет всего 8,02% налоговых поступлений. 
Одной из наиболее важных политико – правовых характеристик организации налоговой системы является соотношение компетенций центральных и местных органов власти в деле регулирования налоговой сферы. В обобщенном виде содержание данной характеристики состоит в праве органов власти определенного уровня устанавливать и вводить налоги. 
Существуют три варианта соотношения компетенций: 
1.    вариант «разные налоги» подразумевает полное разделение прав и ответственности в установлении налогов либо неполное разделение, когда центральная власть устанавливает исчерпывающий перечень налогов и

6

вводит  общегосударственные налоги, а местные  налоги вводят по своему усмотрению органы на местах;

2.    для соотношения «разные ставки» характерно введение центральной властью закрытого перечня налогов, а в свою очередь органы власти на местах устанавливают конкретные ставки в пределах, установленных центральной властью;

3.    соотношение «разные доходы» состоит в том, что суммы уже собранного налога делятся между властными органами различных уровней. 
Обычно используются комбинации трех или двух форм. 
Современная налоговая система России сложилась в основном на рубеже 1991-1992 годов, в период кардинальных экономических преобразований и перехода к рыночным отношениям. Отсутствие опыта правового регулирования реальных налоговых отношений, сжатые сроки, отпущенные на разработку законодательства, экономический и социальный кризис в стране – все это непосредственно повлияло на ее становление. 
         Существующая российская налоговая система создавалась на базе опыта зарубежных стран. Благодаря этому она по общей структуре и принципам построения в основном соответствует общераспространенным в мировой экономике системам налогообложения. Но основные элементы российской налоговой системы не копировались полностью с западных образцов, а формировались с учетом национальной специфики. 
Важнейшим элементом налоговой системы стал новый для России налог – налог на добавленную стоимость (НДС), который вместе с акцизами заменил налог с оборота и налог с продаж. Введение НДС, широко применяемого в западноевропейских странах, предполагало начало интегрирования в европейский рынок. Последствием этого стало явное преобладание косвенных налогов над прямыми.

         Введение в действие системы косвенных платежей (НДС и акцизов) преследовало цели создания реальных условий для финансового

7

оздоровления  экономики за счет пропорционального  увеличения налоговых поступлений  в зависимости от изменения уровня цен, а также решения задач  повышения доходной части бюджета, тем более что первоначально  ставка налога была установлена в 28%.

         Однако в условиях либерализации цен новый российский налог вызвал удорожание потребительских товаров и услуг и выполнял чисто фискальные функции. 
         В последние несколько лет вырос удельный вес в доходах федерального бюджета акцизов, что можно в большей мере оценить как негативное явление, сдерживающее как повышение доходов населения – основного плательщика налогов, так и отрицательно сказывающееся на развитии перспективных отраслей и высокотехнологичных производств. 
Если сравнивать структуру прямых налогов в России с аналогичной структурой в зарубежных странах, то резким отличием российской налоговой системы является низкая доля подоходного налога с физических лиц (в странах ОЭСР она составляет около 30% общего объема налоговых поступлений) и высокая доля налога на прибыль предприятий (в странах ОЭСР – примерно 7% общего объема налоговых поступлений). 
         Поэтому одной из целей проводимой налоговой реформы становится поэтапный перенос существующего налогового бремени с предприятий и организаций на граждан. Однако очевидно, что мероприятия, проводимые в этом направлении должны опосредоваться мерами, направленными на улучшение благосостояние граждан и защиту частной собственности. 
Существенным недостатком налоговой системы России признаются ее нестабильность и неурегулированность. Законы о введении нового режима налогообложения зачастую принимаются или изменяются в течение финансового года. Отсутствие нормативного регулирования вновь возникающих отношений приводит к тому, что существующая ниша заполняется различными подзаконными актами, разъяснениями и

8

толкованиями  налоговых органов и судебной практикой. 
Среди форм и методов налогового контроля преобладают камеральные, документальные и встречные проверки. Система компьютеризированного учета и контроля налогоплательщиков и объектов налогообложения на основе обмена данными государственных органов и обязанных лиц только формируется. 
        Права налогоплательщиков как при уплате налогов, так и при применении к ним ответственности, а также способы защиты их прав и интересов перед государственной машиной ограничены несовершенством нормативной базы и отсутствием каких – либо гарантий от незаконных действий и возмещения убытков. Обязанности налогоплательщиков значительно превосходят по объему их права.

        Особенностью российской налоговой системы необходимо назвать и жесткость, по сравнению с зарубежными налоговыми системами, финансовых и административных санкций за нарушения налогового законодательства. 
        Повсеместно можно назвать низкий уровень культуры налогоплательщиков и налоговой дисциплины. По мнению специалистов – экономистов и правоведов, наша налоговая система по набору налогов отвечает мировым стандартам. Налоги на имущество, доход и потребление составляют костяк любой податной системы. Других практика просто не знает. В структуре налогов ведущее место занимают налоги с предприятий при незначительной доле личного подоходного налога. Данное обстоятельство сложилось исторически, и дальнейшие сдвиги возможны только вместе с развитием отечественной экономики и ее сегментов.

2. Понятие и виды  налогового контроля.  

           В соответствии со ст. 82 Налогового Кодекса РФ «налоговый контроль определяется как деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками

9

сборов  законодательства о налогах и  сборах в порядке, установленном  Налоговым кодексом РФ».

        Данное определение в законодательство было введено в 2006 году Федеральным Законом «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового Кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» "Собрание законодательства РФ", 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3436; ввиду отсутствия дефиниции налогового контроля до 2006 года и в настоящее время продолжают существовать множество его доктринальных определений.

        Так, с точки зрения роли и значения налогового контроля в процессе налогообложения такой контроль рассматривается как этап налогообложения1, по составу он отождествлялся с совокупностью мер государственного регулирования2, по роли и значению в системе государственного контроля его характеризовали как направление. В системе управления налоговый контроль определялся как государственный институт3. По своему предмету он относится к такому виду государственного контроля, как контроль за законностью и целесообразностью.

         Исходя из содержания упомянутых выше определений, можно сделать вывод, что налоговый контроль рассматривается как государственный, однако некоторые авторы указывают на возможность проведения контроля за соблюдением налогового законодательства в рамках внутреннего контроля деятельности лица (внутрихозяйственного контроля), а также в процессе осуществления аудиторской проверки, что относится к разновидностям негосударственного финансового контроля.

1Парыгина В.А. Российское налоговое право. Проблемы теории и практики: Учеб. пособие. М., 2005. С. 207

2Крохина Ю.А. Налоговое право России: Учеб. для вузов / Отв. ред. д.ю.н. Ю.А. Крохина. М.: Норма, 2003. - С. 301.

3Титов А.С. Теоретико-правовые основы налогового администрирования в Российской Федерации: Автореф. дис. юрид. наук. М., 2007. С. 18

10

         Основываясь на нормах Налогового Кодекса РФ и на доктринальных определениях попробуем в данном разделе контрольной работы дать понятие налогового контроля.

         Итак, «Налоговый контроль является составной частью финансового контроля и одним из видов государственного контроля»4.

          Выделяются два виды финансового контроля: финансово – бюджетный контроль, который охватывает государственные финансы как единое целое, в основном включает различного рода контрольные мероприятия в рамках непосредственно бюджетного процесса, и финансово – хозяйственный контроль, охватывающий деятельность отдельных субъектов хозяйствования (или экономических единиц), выражается в проверках и ревизиях финансово-хозяйственных операций экономических субъектов. «С учетом этого налоговый контроль, предметом которого является своевременность и полнота уплаты налогов и сборов организациями и физическими лицами, следует отнести к финансово-хозяйственному контролю».

          Налоговый контроль относится к общегосударственному финансовому контролю, то есть осуществляются органами государственной власти и управления, к которым относятся Государственная налоговая служба Российской Федерации, Государственный таможенный комитет Российской Федерации и иные органы, им подведомственные; и направлен на объекты, подлежащие контролю независимо от их ведомственной подчиненности.

       Сущность налогового контроля выражается в «контроле налоговых органов за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) налогов (сборов)» Налоговый контроль: Научно – практический комментарий положений законодательства о налогах и сборах 

4Крохина Ю.А. Налоговое право России: Учеб. для вузов / Отв. ред. д.ю.н. Ю.А. Крохина. М.: Норма, 2003. - С. 519.

 

11

с обзором  судебной практики. Таким образом, «объект  налогового контроля - отношения, связанные  с исчислением и уплатой налогов и сборов».

       Однако, «Налоговый контроль –  это цель, а мероприятия налогового контроля – средства достижения данной цели»5.

        К данным мероприятиям следует относить налоговые проверки; получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов; проверки данных учета и отчетности; осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли) и в иных формах, предусмотренных Налоговым Кодексом РФ.

         По – другому, мероприятия налогового контроля можно назвать формами налогового контроля.

Необходимо  указать и основные задачи налогового контроля:

· обеспечение  правильного исчисления, своевременного и полного внесения налогов и  сборов в бюджет и государственные  внебюджетные фонды;

· предупреждение нарушений законодательства о налогах  и сборах;

· наказание  нарушителей законодательства о  налогах и сборах.

       Исходя из вышесказанного можно дать следующее определение налогового контроля. Налоговый контроль – специализированный финансовый контроль со стороны государственных органов за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей юридическими и физическими лицами, проводимый посредством налоговых проверок; получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов; проверки данных учета и отчетности; осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли) и в иных формах, предусмотренных Налоговым Кодексом РФ. 
 

Информация о работе Налоговая система и налоговый контроль в РФ