Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 00:11, контрольная работа
К экономическим показателям в первую очередь относится налоговый гнет, определение которого было дано ранее. Другим экономическим показателем служит соотношение налоговых доходов от внутренней и внешней торговли. В высокоразвитых странах, экспортирующих в основном готовую продукцию, экспортные пошлины незначительны, а основные поступления в бюджет осуществляются за счет налогообложения торговли внутри страны.
4
1. Налоговая система России.
Действующим налоговым законодательством
не предусмотрено нормативное определение
понятия «налоговая система». Глава 2 НК
РФ определяет лишь понятие системы налогов
и сборов в Российской Федерации, которая
является лишь частью налоговой системы.
Действовавшая ранее ст. 2 Закона «Об основах
налоговой системы» устанавливала следующее
определение: «совокупность налогов, сборов,
пошлин и других платежей (далее – налогов)»,
взимаемых в установленном порядке, образует
налоговую систему. Однако оно не включало
ряд важных составляющих, характеризующих
любую налоговую систему, а именно:
• систему налоговых органов;
• систему и принципы налогового законодательства;
• принципы налоговой политики;
• порядок распределения налогов по бюджетам;
• формы и методы налогового контроля;
• порядок и условия налогового производства;
• подход к решению проблемы международного двойного налогообложения и др.
Поэтому можно согласиться с мнением С. Пепеляева, определяющим налоговую систему как взаимосвязанную совокупность действующих в данный момент в конкретном государстве существенных условий налогообложения. Налоговая система характеризуется экономическими и политико – правовыми показателями.
К экономическим показателям в первую очередь относится налоговый гнет, определение которого было дано ранее. Другим экономическим показателем служит соотношение налоговых доходов от внутренней и внешней торговли. В высокоразвитых странах, экспортирующих в основном готовую продукцию, экспортные пошлины незначительны, а основные поступления в бюджет осуществляются за счет налогообложения торговли
5
внутри страны.
В менее развитых странах за счет таможенных
пошлин на экспортируемое сырье велика
доля доходов от внешнеэкономической
деятельности. Соотношение налоговых
доходов от внутренней и внешней торговли
в высокоразвитых европейских странах
составляет 1:1, в современной России, в
экспорте которой преобладает сырье, -2:1.
Для характеристики налоговой системы
используется также соотношение прямого
и косвенного налогообложений. Данное
соотношение зависит от уровня развития
страны, поскольку сбор косвенных налогов
не требует развития налогового аппарата
и изощренной системы расчетов. В России
доля косвенных налогов в 1994 году составила
73,46%, в настоящее время отмечается устойчивая
тенденция роста косвенных налогов в структуре
обязательных платежей в бюджеты различных
уровней и во внебюджетные фонды.
Структура прямых
налогов также выступает в качестве экономического
показателя налоговой системы. Для высокоразвитых
стран характерна высокая доля подоходных
налогов, налогов на имущество и страховых
выплат, в то время как в России, к примеру,
наиболее значимым из всех существующих
прямых налогов остается налог на прибыль
(37,26%), а налог с физических лиц составляет
всего 8,02% налоговых поступлений.
Одной из наиболее важных политико – правовых
характеристик организации налоговой
системы является соотношение компетенций
центральных и местных органов власти
в деле регулирования налоговой сферы.
В обобщенном виде содержание данной характеристики
состоит в праве органов власти определенного
уровня устанавливать и вводить налоги.
Существуют три варианта соотношения
компетенций:
1. вариант «разные налоги» подразумевает
полное разделение прав и ответственности
в установлении налогов либо неполное
разделение, когда центральная власть
устанавливает исчерпывающий перечень
налогов и
6
вводит общегосударственные налоги, а местные налоги вводят по своему усмотрению органы на местах;
2. для соотношения «разные ставки» характерно введение центральной властью закрытого перечня налогов, а в свою очередь органы власти на местах устанавливают конкретные ставки в пределах, установленных центральной властью;
3. соотношение
«разные доходы» состоит в том, что суммы
уже собранного налога делятся между властными
органами различных уровней.
Обычно используются комбинации трех
или двух форм.
Современная налоговая система России
сложилась в основном на рубеже 1991-1992 годов,
в период кардинальных экономических
преобразований и перехода к рыночным
отношениям. Отсутствие опыта правового
регулирования реальных налоговых отношений,
сжатые сроки, отпущенные на разработку
законодательства, экономический и социальный
кризис в стране – все это непосредственно
повлияло на ее становление.
Существующая
российская налоговая система создавалась
на базе опыта зарубежных стран. Благодаря
этому она по общей структуре и принципам
построения в основном соответствует
общераспространенным в мировой экономике
системам налогообложения. Но основные
элементы российской налоговой системы
не копировались полностью с западных
образцов, а формировались с учетом национальной
специфики.
Важнейшим элементом налоговой системы
стал новый для России налог – налог на
добавленную стоимость (НДС), который вместе
с акцизами заменил налог с оборота и налог
с продаж. Введение НДС, широко применяемого
в западноевропейских странах, предполагало
начало интегрирования в европейский
рынок. Последствием этого стало явное
преобладание косвенных налогов над прямыми.
Введение в действие системы косвенных платежей (НДС и акцизов) преследовало цели создания реальных условий для финансового
7
оздоровления экономики за счет пропорционального увеличения налоговых поступлений в зависимости от изменения уровня цен, а также решения задач повышения доходной части бюджета, тем более что первоначально ставка налога была установлена в 28%.
Однако в условиях либерализации цен новый
российский налог вызвал удорожание потребительских
товаров и услуг и выполнял чисто фискальные
функции.
В последние
несколько лет вырос удельный вес в доходах
федерального бюджета акцизов, что можно
в большей мере оценить как негативное
явление, сдерживающее как повышение доходов
населения – основного плательщика налогов,
так и отрицательно сказывающееся на развитии
перспективных отраслей и высокотехнологичных
производств.
Если сравнивать структуру прямых налогов
в России с аналогичной структурой в зарубежных
странах, то резким отличием российской
налоговой системы является низкая доля
подоходного налога с физических лиц (в
странах ОЭСР она составляет около 30% общего
объема налоговых поступлений) и высокая
доля налога на прибыль предприятий (в
странах ОЭСР – примерно 7% общего объема
налоговых поступлений).
Поэтому одной
из целей проводимой налоговой реформы
становится поэтапный перенос существующего
налогового бремени с предприятий и организаций
на граждан. Однако очевидно, что мероприятия,
проводимые в этом направлении должны
опосредоваться мерами, направленными
на улучшение благосостояние граждан
и защиту частной собственности.
Существенным недостатком налоговой системы
России признаются ее нестабильность
и неурегулированность. Законы о введении
нового режима налогообложения зачастую
принимаются или изменяются в течение
финансового года. Отсутствие нормативного
регулирования вновь возникающих отношений
приводит к тому, что существующая ниша
заполняется различными подзаконными
актами, разъяснениями и
8
толкованиями
налоговых органов и судебной
практикой.
Среди форм и методов налогового контроля
преобладают камеральные, документальные
и встречные проверки. Система компьютеризированного
учета и контроля налогоплательщиков
и объектов налогообложения на основе
обмена данными государственных органов
и обязанных лиц только формируется.
Права налогоплательщиков
как при уплате налогов, так и при применении
к ним ответственности, а также способы
защиты их прав и интересов перед государственной
машиной ограничены несовершенством нормативной
базы и отсутствием каких – либо гарантий
от незаконных действий и возмещения убытков.
Обязанности налогоплательщиков значительно
превосходят по объему их права.
Особенностью российской налоговой системы
необходимо назвать и жесткость, по сравнению
с зарубежными налоговыми системами, финансовых
и административных санкций за нарушения
налогового законодательства.
Повсеместно можно
назвать низкий уровень культуры налогоплательщиков
и налоговой дисциплины. По мнению специалистов
– экономистов и правоведов, наша налоговая
система по набору налогов отвечает мировым
стандартам. Налоги на имущество, доход
и потребление составляют костяк любой
податной системы. Других практика просто
не знает. В структуре налогов ведущее
место занимают налоги с предприятий при
незначительной доле личного подоходного
налога. Данное обстоятельство сложилось
исторически, и дальнейшие сдвиги возможны
только вместе с развитием отечественной
экономики и ее сегментов.
2. Понятие и виды налогового контроля.
В соответствии со ст. 82 Налогового Кодекса РФ «налоговый контроль определяется как деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками
9
сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ».
Данное определение в законодательство было введено в 2006 году Федеральным Законом «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового Кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» "Собрание законодательства РФ", 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3436; ввиду отсутствия дефиниции налогового контроля до 2006 года и в настоящее время продолжают существовать множество его доктринальных определений.
Так, с точки зрения роли и значения налогового контроля в процессе налогообложения такой контроль рассматривается как этап налогообложения1, по составу он отождествлялся с совокупностью мер государственного регулирования2, по роли и значению в системе государственного контроля его характеризовали как направление. В системе управления налоговый контроль определялся как государственный институт3. По своему предмету он относится к такому виду государственного контроля, как контроль за законностью и целесообразностью.
Исходя из содержания упомянутых выше определений, можно сделать вывод, что налоговый контроль рассматривается как государственный, однако некоторые авторы указывают на возможность проведения контроля за соблюдением налогового законодательства в рамках внутреннего контроля деятельности лица (внутрихозяйственного контроля), а также в процессе осуществления аудиторской проверки, что относится к разновидностям негосударственного финансового контроля.
1Парыгина В.А. Российское налоговое право. Проблемы теории и практики: Учеб. пособие. М., 2005. С. 207
2Крохина Ю.А. Налоговое право России: Учеб. для вузов / Отв. ред. д.ю.н. Ю.А. Крохина. М.: Норма, 2003. - С. 301.
3Титов А.С. Теоретико-правовые основы налогового администрирования в Российской Федерации: Автореф. дис. юрид. наук. М., 2007. С. 18
10
Основываясь на нормах Налогового Кодекса РФ и на доктринальных определениях попробуем в данном разделе контрольной работы дать понятие налогового контроля.
Итак, «Налоговый контроль является составной частью финансового контроля и одним из видов государственного контроля»4.
Выделяются два виды финансового контроля: финансово – бюджетный контроль, который охватывает государственные финансы как единое целое, в основном включает различного рода контрольные мероприятия в рамках непосредственно бюджетного процесса, и финансово – хозяйственный контроль, охватывающий деятельность отдельных субъектов хозяйствования (или экономических единиц), выражается в проверках и ревизиях финансово-хозяйственных операций экономических субъектов. «С учетом этого налоговый контроль, предметом которого является своевременность и полнота уплаты налогов и сборов организациями и физическими лицами, следует отнести к финансово-хозяйственному контролю».
Налоговый контроль относится к общегосударственному финансовому контролю, то есть осуществляются органами государственной власти и управления, к которым относятся Государственная налоговая служба Российской Федерации, Государственный таможенный комитет Российской Федерации и иные органы, им подведомственные; и направлен на объекты, подлежащие контролю независимо от их ведомственной подчиненности.
Сущность налогового контроля выражается
в «контроле налоговых органов за соблюдением
законодательства о налогах и сборах,
правильностью исчисления, своевременностью
и полнотой уплаты (перечисления) налогов
(сборов)» Налоговый контроль: Научно –
практический комментарий положений законодательства
о налогах и сборах
4Крохина Ю.А. Налоговое право России: Учеб. для вузов / Отв. ред. д.ю.н. Ю.А. Крохина. М.: Норма, 2003. - С. 519.
11
с обзором судебной практики. Таким образом, «объект налогового контроля - отношения, связанные с исчислением и уплатой налогов и сборов».
Однако, «Налоговый контроль – это цель, а мероприятия налогового контроля – средства достижения данной цели»5.
К данным мероприятиям следует относить налоговые проверки; получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов; проверки данных учета и отчетности; осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли) и в иных формах, предусмотренных Налоговым Кодексом РФ.
По – другому, мероприятия налогового контроля можно назвать формами налогового контроля.
Необходимо указать и основные задачи налогового контроля:
· обеспечение правильного исчисления, своевременного и полного внесения налогов и сборов в бюджет и государственные внебюджетные фонды;
· предупреждение нарушений законодательства о налогах и сборах;
· наказание нарушителей законодательства о налогах и сборах.
Исходя из вышесказанного можно дать следующее
определение налогового контроля. Налоговый
контроль – специализированный финансовый
контроль со стороны государственных
органов за соблюдением налогового законодательства,
правильностью исчисления, полнотой и
своевременностью уплаты налогов и других
обязательных платежей юридическими и
физическими лицами, проводимый посредством
налоговых проверок; получения объяснений
налогоплательщиков, налоговых агентов
и плательщиков сборов; проверки данных
учета и отчетности; осмотра помещений
и территорий, используемых для извлечения
дохода (прибыли) и в иных формах, предусмотренных
Налоговым Кодексом РФ.
Информация о работе Налоговая система и налоговый контроль в РФ